Научная статья на тему 'МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ ГОСУДАРСТВА'

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ РИСК / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / СТРАХОВАНИЕ / ЛИМИТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скачкова И.В.

В современных условиях государство является полноправным субъектом экономических отношений, осуществляет операции на товарных и финансовых рынках, управляет объектами государственной собственности. Именно поэтому в статье рассмотрены простейшие положения государственного финансового риск-менеджмента, который включает в себя научные основы и практические рекомендации по управлению государственными финансовыми рисками.In modern conditions the state is a full-fledged subject of economic relations carries out transactions in the commodity and financial markets, manages the state property. That is why the article describes the main provisions of the state financial risk management includes the Scientific bases and practical recommendations for the management of state financial risk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ ГОСУДАРСТВА»

ежегодной Всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием : в 2 ч.. 2016. с. 156-163. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=27472960

3.Шукшина Ю.А. Аналитические возможности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта // Nauka-Rastudent.ru. 2014. № 12-1 (12). С. 28.

4.Шукшина Ю.А. Методика анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности как одна из предпосылок укрепления финансового состояния экономических субъектов региона // В сборнике: Культурологический подход в экономико-правовом развитии региона XIV Макаркинские научные чтения. Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Мордовский гуманитарный институт". 2014. С. 673-680.

5.Шукшина Ю.А., Ганюшкина И.В. Система внутреннего контроля в организации // Экономика и социум. 2016. № 10 (29). С. 708-711.

6.Шукшина Ю.А., Гришина К.А. Значение анализа финансового состояния в системе управления экономическим субъектом // В сборнике: Инновационные тенденции, социально-экономические и правовые проблемы взаимодействия в международном пространстве материалы Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Н. И. Лушенкова. 2016. С. 165-170.

7.Шукшина Ю.А., Синикина Я. Международные стандарты аудита - новая реальность // Экономика и социум. 2016. № 12 (31).

8.Shukshina Yu. А., Zmeyova L. About essence of the analysis and planning in the management system finance of the economic actor // Экономика и социум. 2016. № 12 (31).

УДК 65.012.2(084.21)

Скачкова И.В. студент

5 курс, институт «Экономики» Научный руководитель: доцент Глотова А.С. Белгородский государственный национальный исследовательский университет Россия, г. Белгород МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ

ГОСУДАРСТВА

В современных условиях государство является полноправным субъектом экономических отношений, осуществляет операции на товарных и финансовых рынках, управляет объектами государственной собственности. Именно поэтому в статье рассмотрены простейшие положения

государственного финансового риск-менеджмента, который включает в себя научные основы и практические рекомендации по управлению государственными финансовыми рисками.

Ключевые слова: финансовый риск, общественные финансы, диверсификация, страхование, лимитирование.

METHODS OF MANAGEMENT OF FINANCIAL RISKS OF THE STATE

In modern conditions the state is a full-fledged subject of economic relations carries out transactions in the commodity and financial markets, manages the state property. That is why the article describes the main provisions of the state financial risk management includes the Scientific bases and practical recommendations for the management of state financial risk.

Keywords: financial risk, public Finance, diversification, insurance, limitation.

Государство - это институт, предоставляющий и формирующий жизнедеятельность сложнейшего живого организма - общества, где деньги являются одним из основных регуляторов жизни. Поэтому риски потерять деньги, т.е. финансовые риски, свойственны государству в той же мере, что предприятию, домохозяйству. Финансовый риск государства можно определить, как возможность наступления неблагоприятного события, приводящего к определенным потерям доходов и недополученную обществом государственных услуг.

При этом, государство занимается мониторингом системных финансовых рисков, определяя и корректируя на перспективу приоритеты, направления развития национального финансового хозяйства с целью обеспечения финансовой безопасности страны и населения. В период действия экономических санкций против России особенно актуальной стала финансовая безопасность государства. Она тесно связано с финансовыми рисками, угрожающими национальной экономики.

Основная задача государственного риск-менеджмента - не столько избегать финансового риска, сколько предвидеть его и снизить возможные негативные последствия.

Особо следует подчеркнуть, что в эпоху глобализации проблема финансовых рисков государства существенно усложняется, обостряется и приобретает новое содержание. Формируются глобальные факторы и тенденции, создающие новые риски, вызовы, угрозы для суверенных субъектов хозяйства и требующие адекватной реакции, корректировки финансовой политики [l].

Финансовые риски государства правомерно классифицировать по разным критериям. Классификация рисков имеет большое значение для управления ими на всех этапах этого процесса - для идентификации, анализа, оценки,

выбора метода воздействия. Учитывая специфику финансовой деятельности государства, его финансовые риски можно квалифицировать следующим образом.

Рис. 1 Виды финансовых рисков государства

Управление финансовыми рисками государства представляет собой деятельность, направленную на квалификацию рисков, идентификацию, анализ и оценку, разработку путей защиты от риска. Комплексное управление финансовыми рисками дает вероятность более разумно подойти к процессу принятия управленческих решений и уменьшить подобные риски. Формирование в России действенной системы управления финансовыми рисками способствует усилению в целом конкурентоспособности страны на мировой арене, поскольку отсутствие негативных неожиданностей повышает взаимодоверие [2].

Целью управления финансовыми рисками государства является обеспечение его финансовой безопасности, т.е. состояние защищенности финансовой системы, экономики и общества в целом от финансовых рисков посредством минимизации финансовых потерь, убытков государства за счет использования комплекса методов управления рисками.

Для управления финансовыми рисками государства применяются такие методы, как диверсификация, страхование, лимитирование, резервирование средств, макроэкономическое прогнозирование и долгосрочное бюджетное планирование.

Диверсификация широко применятся при управлении государственными финансами. В частности, средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния диверсифицированы в трех различных валютах в определенной пропорции, таким же образом управляются валютные резервы государства.

Разработанным методом управления финансовыми рисками является страхование, предполагающее трансферт риска третьему лицу - страховой организации. Так во многих странах мира распространены государственные программы страхования природных катастроф, т.е. катастрофических рисков, в которых государство выступает либо как страховщик, в том числе на условиях государственного - частного партнёрства коммерческим страховщиками, либо как перестраховщик.

Лимитирование представляет собой введение систем ограничений, способствующих снижению степени риска. Так, примером может служить принятие Правительством РФ в 2012 г. «нового бюджетного правила», касающегося использования нефтегазовых доходов и процедуры наполнения суверенных резервных фондов - Резервного фонда и Фонда народного благосостояния. После достижения нормативной величины Резервного фонда в размере 7 % ВВП дополнительные нефтегазовые доходы могут направляться в Фонд национального благосостояния и на финансирование инфраструктурных и других проектов1.

Еще одним методом управления рисками государства является самострахование, т.е формирование финансовых резервов. Это значительное направление государственной финансовой политики, особенно для сран, получающих природную ренту в виде валютных доходов бюджета от продажи природного сырья, в частности для Российской федерации - нефти и газа. Управление рисками СИФов связано с формированием этих резервов и последующим их размещением в активы, т.е созданием инвестиционного портфеля. Руководство СИФа разрабатывает и внедряет инвестиционные стратегию и политику, а также систему риск-менеджмента, которые позволяет осуществлять мониторинг уровня подверженности фонда финансовыми рисками, выявлять риски, связанные с его операциями, оценивать и управлять ими в пределах приемлемого уровня риска и доходности.

Действенными методами управления финансовыми рисками мировой рыночной конъектуры, возникающими во внешней среде, являются макроэкономическое прогнозирование на длительный период (15 лет и более) и долгосрочное бюджетное планирование (долгосрочная бюджетная стратегия) с учетом рассчитанных прогнозных параметров. В рамках применения этих методов требуется предусмотреть и оценить самый неблагоприятный стрессовый сценарий прогноза, определив источники покрытия недобора бюджетных доходов. Обозначенные методы пока только предполагается внедрить в практику бюджетной деятельности России. Защита

1 Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. № 268-ФЗ « О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в частности использования нефтегазовых доходов федерального бюджета» URL: http://www/consultant.tu/law/hotdocs/23005.html.

от финансовых рисков государства, обусловленных резким падение цен на энергоносители, требует осуществления бюджетной политики сбалансирования обязательств и ожидаемых доходов [3].

В связи с выше изложенным, требуется в отдельном нормативном акте определить основные положении, касающиеся выявления и управления финансовыми рисками государства, а также отражения некоторых из показателей среднесрочных и долгосрочных финансовых планах публично-правовых образований.

Использованные источники:

1.Попов М.В. (2014) Финансовые риски государства: сущность, особенности, квалификация, способы управления // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. №2 - С. 96 -100.

2.Шевченко Л.М. (2013) Факторы, определяющие устойчивость национальной финансовой системы // Вестник СГСЭУ № 2 - С. 101 - 105.

3.Хоминич И. П. (2016) Управление финансовыми рисками: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М: Юрайт.

Скороход Т.С.

магистрант 2 курса факультета управления

Костромицкий В.С. магистрант 2 курса факультета управления ФГБОУВО «Кубанский государственный аграрный

университетИ.Т. Трубилина» Россия, город Краснодар СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ Малое предпринимательство как субъект экономики существует и развивается в России на протяжении уже нескольких десятилетий. Точкой отсчета в развитии российского предпринимательства принято считать начало 90-х годов XX века. Зарождаться малый бизнес начал в форме обществ с ограниченной ответственностью, которые стали правопреемниками ранее действовавших кооперативов. Затем толчком к развитию малого предпринимательства становится массовая приватизация государственных предприятий в России. В это же период (середина 90-х годов) начинает формироваться правовое поле, регламентирующее деятельность субъектов малого бизнеса. В частности, были определены критерии отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу, определены направления государственной поддержки данного сектора экономики, режимы налогообложения и многое другое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.