Научная статья на тему 'МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРИНГ / ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / СТРАХОВАНИЕ / КОЛЛЕКТОРСКОЕ АГЕНТСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слободян М.Л.

В статье рассматриваются методы управления дебиторской задолженностью, дана оценка эффективности договора факторинга и его отражение в бухгалтерском учете, проведен сравнительный анализ методов управления просроченной дебиторской задолженностьюThis article discusses methods for the management of receivables, assessed the effectiveness of a factoring agreement and its reflection in the accounting, the comparative analysis of management of overdue accounts receivable

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Первоначальная стоимость составила 15000000 руб. Применяемый повышающий коэффициент составляет 2.

В бухгалтерском учете амортизация будет начисляться в течение 5 лет в сумме 250000 рублей ежемесячно.

В налоговом учете с применением повышающего коэффициента: годовая норма амортизации составляет 40% (100%/5 лет*2), а годовая сумма 6000000 рублей. (15000000*40%). Сумма ежемесячных амортизационных отчислений составит 500000 рублей.

В результате возникает отложенное налоговое обязательство, которое в первые 2,5 года накапливается, а потом оставшиеся 2,5 года погашается по мере начисления амортизации.

При применении повышающего коэффициента, срок полезного использования составит 2,5 года вместо 5 лет. Стоимость объекта основных средств будет списана в уменьшение налогооблагаемой прибыли за 2,5 года.

Таким образом, применяя имеющиеся возможности как бухгалтерского, так и налогового учета основных средств, предприятие может достигать тех целей, которые ему необходимы на данном этапе своего развития.

Использованные источники:

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

2 Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008 г. № 107н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008)"(с изменениями и дополнениями)

3 Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" (с изменениями и дополнениями)

4 Сигидов, Ю.И. Амортизация основных средств: вопросы теории и методики учета: Монография / Ю.И. Сигидов, Н.Ю. Мороз. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 175 с.

Слободян М.Л., к.э.н.

доцент

кафедра «Финансы и банковское дело» Югорский государственный университет Россия, г. Ханты-Мансийск МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Аннотация

В статье рассматриваются методы управления дебиторской задолженностью, дана оценка эффективности договора факторинга и его отражение в бухгалтерском учете, проведен сравнительный анализ

методов управления просроченной дебиторской задолженностью

Ключевые слова: факторинг, дебиторская задолженность, страхование, коллекторское агентство

Annotation

This article discusses methods for the management of receivables, assessed the effectiveness of a factoring agreement and its reflection in the accounting, the comparative analysis of management of overdue accounts receivable

Keywords: factoring, accounts receivable, insurance, collection agency

Одним из основных направлений по обеспечению финансовой устойчивости любого предприятия является постоянная и оперативная работа с дебиторской задолженностью. С одной стороны предоставление разумной отсрочки платежа позволяет предприятию получить определенное конкурентное преимущество и увеличить объем реализации продукции, товаров, работ и услуг, а с другой рост дебиторской задолженности ведет к изъятию из оборота денежных средств и к неизбежному риску просроченной задолженности, что негативно скажется на устойчивости финансового положения. Грамотная политика по управлению данным видом оборотных активов позволяет предприятиям избежать или существенно минимизировать негативные последствия роста дебиторской

задолженности.

Одним из таких методов по управлению дебиторской задолженностью является факторинг. Это один из способов финансирования дебиторской задолженности, и как следствие уменьшения объема дебиторской задолженности предприятия. По договору факторинга одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из выполнения клиентом работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. Рассмотрим процедуру заключения сделки по договору факторинга условного коммерческого предприятия. У каждого предприятия существует обслуживающий банк, и зачастую не один. На стадии заключения договора факторинга целесообразно оценить условия нескольких банков и выбрать оптимальные для данного коммерческого предприятия. Рассмотрим схемы применения факторинга и экономическую эффективность его применения в двух банках А и Б, предоставляющих эту услугу.

Банк А предлагает клиентам услугу по управлению текущей дебиторской задолженностью и финансирования оборотных средств -факторинг. Денежные средства предоставляются банком в пользование под уступку денежных требований по договорам поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Основные преимущества факторинга в банке А:

- возможность для клиента банка предлагать контрагентам более выгодные (гибкие) условия поставки товаров, длительные сроки платежа (до 90 календарных дней), что способствует росту клиентской базы;

- регулярное пополнение оборотных средств;

- повышение ликвидности дебиторской задолженности и, как следствие, объемов производства и продаж;

- возможность сочетания с использованием традиционных финансовых инструментов (кредитов, кредитных линий, лизинга и так далее).

Процесс факторинга в банке А состоит из следующих этапов:

1. Выполнение работ (оказание услуг) на условиях отсрочки платежа.

2. Уступка клиентом дебиторской задолженности банку и передача отгрузочных документов (продажа требования оплаты, заключение договора факторинга, уплата фиксированного сбора).

3. Выплата банком средств (финансирование 85% стоимости уступленного требования) сразу после уступки.

4. Дебитор оплачивает банку задолженность.

5. Банк выплачивает остаток средств за вычетом комиссии банка.

Факторинг применим для сделок, при которых большая часть или все

денежные потоки проходят через счета клиента, открытые в банке. Объем финансирования сделок клиента может составлять до 85% номинальной стоимости уступленного денежного требования. Оставшиеся 15% возвращаются клиенту после оплаты покупателем всей суммы задолженности по договору поставки за вычетом комиссий.

В случае возникновения просроченной задолженности банк взыскивает с клиента не возвращенную сумму финансирования, а также комиссии за предоставление финансирования и штрафные санкции, предусмотренные договором факторинга.

Комиссии за предоставление факторинга:

1) фиксированный сбор - 2,5% от суммы финансирования, уплачивается клиентом банка единовременно на дату уступки денежного требования.

2)Комиссия за предоставление финансирования - годовой процент равный 22%: начисляется на остаток предоставленной и непогашенной суммы финансирования за каждый день пользования, начиная со дня, следующего за днем получения клиентом суммы финансирования, по дату возврата соответствующих денежных средств на счет банка. Данная комиссия взимается на момент полного исполнения денежных обязательств должника по его договору с клиентом банка.

3) Факторинговое обслуживание - по одному дебитору составляет 65

руб.

Банк Б также предлагает своим клиентам услуги по факторингу.

Клиентам предоставляется возможность получить комплексное обслуживание по управлению дебиторской задолженностью (финансирование услуг; учет состояние дебиторской задолженности и регулярное представление отчетов клиенту; контроль за своевременностью оплаты и работа с дебиторами; информационно-аналитическое обслуживание).

Преимущества факторинга в банке Б:

- получение эффективного инструмента привлечения денежных средств;

- снижение кредитных издержек;

- высвобождение 90% объёма дебиторской задолженности в свободные денежные средства;

- беззалоговое финансирование;

- ускорение оборачиваемости денежных средств;

- простая технология взаимодействия, не требующая дополнительного персонала;

- выгодные тарифы, стимулирующие развитие бизнеса;

- возможность электронного документооборота.

Процесс факторинга в банке Б состоит из следующих этапов:

1. Выполнение работ (оказание услуг) на условиях отсрочки платежа.

2. Оплата до 90% стоимости уступленного требования (после поступления документов в банк).

3. 100% оплата дебитором задолженности банку.

4. Перечисление остатка стоимости требования (после оплаты дебитором).

Комиссии за предоставление факторинга:

1) фиксированный сбор - 2% от суммы финансирования, уплачивается клиентом банка единовременно на дату уступки денежного требования.

2) комиссия за предоставление финансирования - годовой процент равный 18%.

3) факторинговое обслуживание составляет 1000 руб., работа осуществляется с двумя и более дебиторами.

Рассмотрим применение факторинга к дебиторской задолженности двух дебиторов предприятия на общую сумму 10000 тыс. руб. При уступке банку А дебиторской задолженности, банк финансирует 85% стоимости уступленного требования, то есть 8500 тыс. руб. поступит на счет предприятия; при уступке банку Б - 9000 руб. (90% стоимости уступленного требования). Полученные средства сразу направляются в оборот. Для отражения операций в бухгалтерском учете предприятия необходимо открыть к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» дополнительный субсчет 76 «Расчеты по договору

факторинга». Операции по расчетам по договору факторинга представлены в таблице 1.

Таблица 1- Отражение операций по факторингу

№ п/п Содержание операции Корреспонде нция счетов Сумма, тыс. руб.

Банк А Банк Б

1 Денежное требование по оплате услуг (работ) передано в банк Д91 - К 62 10000 10000

2 Признание дохода от уступки права требования Д76- К91/1 10000 10000

3 Учтен в составе расходов фиксированный сбор от общей стоимости задолженности (без НДС) Д91/2- К76 250 200

4 Отражены расходы по факторинговому обслуживанию Д91/2- К76 0,13 1

5 Принят к учету НДС по вознаграждению банка Д19 - К 76 45,02 36,18

6 Оплачены расходы по факторинговому обслуживанию Д76 - К 51 295,15 237,18

7 Поступление денежных средств от банка в счет уступки требования Д51 - К 76 8500 9000

8 Отражена комиссия за предоставление финансирования Д91/2- К76 461,10 399,45

9 Принят к учету НДС по комиссии банка Д19 - К 76 82,10 71,90

10 Получена от банка оставшаяся сумма финансирования за минус комиссии Д51 - К 76 956,8 528,65

Эффективность применения факторинга заключается в росте ликвидности активов; перехода дебиторской задолженности в наличные денежные средства; независимости от сроков платежа дебиторов; росте доходов.

Исходя из представленных расчетов предприятию выгоднее воспользоваться услугами факторинга в банке Б, а также этот банк гарантирует высокое качество предоставляемых услуг, надежность, минимальный комплект документов и сроки рассмотрения клиентских заявок, индивидуальный подход к каждому клиенту и возможность связаться с банком через интернет - заполнить онлайн-заявку на факторинг, что позволяет сократить временные затраты на оформление документов.

В процессе управления дебиторской задолженностью нужно учитывать, что есть риск того, что эта задолженность всегда может перейти в разряд сомнительной или нереальной к взысканию. Это отрицательно сказывается на финансовых результатах предприятия и на его деятельности в целом. Так как такая задолженность списывается непосредственно в убыток компании. Рассмотрим два наиболее распространенных способа борьбы с такой задолженностью - это страхование и коллекторские услуги. С помощью простых примеров оценим - как выгоднее поступить: застраховать задолженность до признания ее сомнительной или же обратиться к коллекторам. Рассмотрим три случая:

1) застрахуем долг на сумму 500 тыс. руб. С периодом отсрочки платежа 50 дней ;

2) будем взыскивать задолженность в размере 800 тыс. и просрочкой в 70 дней;

3) будем взыскивать долг на сумму 1000 тыс. руб. и просрочкой в 950 дней;

Итак, страхование предполагает 100% возмещение долга. Однако платить страховую премию придется с самого начала, даже если должник сам погасит свои обязательства.

Страховая премия может рассчитываться двумя способами: по одной сделке и исходя из оборота по клиенту. Страховая премия колеблется в размере от 0,5 - 1,5%, что составит от 2500 до 7500 руб.

Следует отметить, что также страховая компания выставит франшизу в размере не менее 20% от суммы возмещения. Таким образом, расходы по страхованию дебиторской задолженности будут варьироваться от 102500 руб. до 107500 руб. К тому же период возмещения очень долгий, превышающий период обращения дебиторской задолженности почти в 4 раза. А если кредитные риски по клиенту уменьшаются, величина франшизы растет, что также является дополнительной нагрузкой для предприятия кредитора.

Процент, который полагается коллекторским компаниям зависит от величины долга и срока его исковой давности. И колеблется от 18% при задолженности до 1 млн. руб. и просроченностью до 90 дней до 28% при долге более 1 млн. руб. и просрочке более 361 дня. Главный плюс коллекторских услуг состоит в том, что если удается взыскать долг, то он возмещается незамедлительно и организация не несет дополнительных затрат по его возмещению. Во втором случае при полном взыскании долга необходимо заплатить коллекторам 144000 руб., а в третьем случае 280000 руб.

И наконец, чтобы выбрать тот или иной способ лучше всего сравнить их положительные и отрицательные аспекты.

Таблица 2 - Сравнительная характеристика мер по управлению

дебиторской задолженностью

Характеристика Коллекторское агентство Страховая компания

Расходы до получения денег нет страховая премия 0,5 - 1,5%

Гарантия возврата долга нет да

Стоимость получения долга 18 - 28% от 20% и выше

Срок получения денег до 6 месяцев более 180 дней

Срок приемки работы в день обращения 2 - 4 дня

Услуги кредитного менеджмента не оказываются оказываются

Необходимые документы договор, товарно-отгрузочные документы заявка на клиента, финансовая отчетность клиента

Преимущества отсутствие дополнительных расходов, выше скорость получения денег гарантия получения денег через строго фиксированный промежуток времени, услуги кредитного менеджмента,

Недостатки неопределенность результата, возможное ухудшение отношений с клиентами длительный срок получения денег, дополнительные расходы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выбирая тот или иной способ покрытия просроченной дебиторской задолженности, не стоит так же забывать о кредитных рисках. В случае со страхованием кредитные риски влияют на величину франшизы, а в случае с коллекторами - и на конечный результат. В сравнении со страхованием, коллекторские услуги будут значительно дешевле. Однако следует учесть, что страховые компании страхуют дебиторскую задолженность крайне неохотно и берутся страховать должников с высоким уровнем платежеспособности. Таким образом, к страхованию лучше всего прибегать в периоды кризиса, когда нельзя поручиться даже за самого «многообещающего» должника.

Таким образом, предприятие может выбрать для себя оптимальное сочетание всех рассмотренных решений для эффективного управления дебиторской задолженностью и обеспечения финансовой устойчивости.

Использованные источники:

1. Комаха, А. Оптимизация дебиторской задолженности [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.a-rsb.ru/uslugi/dolg.- Загл. с экрана.

2. Консалтинг - управление дебиторской задолженностью [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.sgqconsulting.ru/uprvzkl-materiali.htm.

3. Леднев М.В., Покаместов И.Е. Управление дебиторской задолженностью для компаний малого и среднего бизнеса //Банковское кредитование. - 2013. - № 2. - С. 30-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.