Научная статья на тему 'Методы унификации аналитических процессов оценки уровня безопасности движения'

Методы унификации аналитических процессов оценки уровня безопасности движения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
64
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ / TRAFFIC SAFETY / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / RAILWAY TRANSPORTATION / ОЦЕНКА / ESTIMATION / СИСТЕМА / SYSTEM / ДОПУСТИМЫЙ РИСК / ADMISSIBLE RISK / ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / УЧЕТ ЗАТРАТ / THE ACCOUNT OF EXPENSES / КОРРЕКТИРУЮЩИЕ И ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ / CORRECTING AND WARNING ACTIONS / TRANSPORT INCIDENT

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Михайлова Маргарита Ростиславовна, Олинович Наталья Александровна

Рассмотрены вопросы определения оптимальных уровней показателей безопасности, обоснование допустимых уровней риска через определение баланса между расходами на обеспечение безопасности и ущербами от ее нарушений. Применен матричный метод для распределения и ведения учёта затрат на обеспечение требуемого уровня безопасности движения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Михайлова Маргарита Ростиславовна, Олинович Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF UNIFICATION OF ANALYTICAL PROCESSES OF THE ESTIMATION OF LEVEL OF TRAFFIC SAFETY

Questions of definition of optimum levels of indicators of safety, substantiation of admissible risk levels, through balance definition between expenses on safety and damages from its infringements are considered. Matrix method for distribution and conducting the account of expenses for maintenance of demanded level of traffic safety is applied.

Текст научной работы на тему «Методы унификации аналитических процессов оценки уровня безопасности движения»

Информатика, вычислительная техника и управление. Приборостроение. Метрология. Информационно-измерительные приборы и системы

УДК 618.58 Михайлова Маргарита Ростиславовна,

канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой «Управление качеством», Иркутский государственный университет путей сообщения, тел.: 8-914-881-19-25, e-mail: olinnatalya@yandex.ru Олинович Наталья Александровна ст. преподаватель кафедры «Управление качеством», Иркутский государственный университет путей сообщения, тел. 8-914-881-19-25, e-mail: olinnatalya@yandex.ru

МЕТОДЫ УНИФИКАЦИИ АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ОЦЕНКИ УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

M.N. Mikhailova, N.A. Olinovich

METHODS OF UNIFICATION OF ANALYTICAL PROCESSES OF THE ESTIMATION OF LEVEL OF TRAFFIC SAFETY

Аннотация. Рассмотрены вопросы определения оптимальных уровней показателей безопасности, обоснование допустимых уровней риска через определение баланса между расходами на обеспечение безопасности и ущербами от ее нарушений. Применен матричный метод для распределения и ведения учёта затрат на обеспечение требуемого уровня безопасности движения

Ключевые слова: безопасность движения, железнодорожный транспорт, оценка, система, допустимый риск, транспортное происшествие, учет затрат, корректирующие и предупреждающие действия.

Abstract. Questions of definition of optimum levels of indicators of safety, substantiation of admissible risk levels, through balance definition between expenses on safety and damages from its infringements are considered. Matrix method for distribution and conducting the account of expenses for maintenance of demanded level of traffic safety is applied.

Keywords: traffic safety, railway transportation, estimation, system, admissible risk, transport incident, the account of expenses, correcting and warning actions.

Безопасность входит в ряд первичных потребностей человека, как биологическая и социальная категория. Её невозможно игнорировать и не учитывать в жизни людей и деятельности организации. Особое значение приобретает безопасность технически сложных систем, к числу которых, безусловно, относится транспорт, в том числе железнодорожный.

На железнодорожном транспорте обеспечение безопасности движения (БД) определяется двумя базовыми характеристиками: рисками и по-

казателями безопасности, которые показывают динамику процессов и состояние системы БД. Показатели безопасности отражают состояние системы БД за отчетные периоды времени на основе статистических данных о ее функционировании, финансовых расходах на поддержание заданного уровня и т. п. Безопасность? как свойство продукции, многомерна, и обеспечение необходимого её уровня является сложнейшей задачей, которая может быть решена только при системном подходе. Цель системного анализа безопасности состоит в том, чтобы выявить причины, влияющие на появление нежелательных событий, и разработать предупредительные мероприятия, уменьшающие вероятность их появления. Вероятность появления нежелательного события на железнодорожном транспорте называется риском в области безопасности.

Существует аксиома, которая гласит: «Ни в одной деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности». Поэтому одной из задач, стоящей перед руководством железной дороги, является определение величины допустимого риска.

Определение допустимых границ изменения величин рисков должно быть основано на балансе между расходами на поддержание заданного уровня безопасности и возможными ущербами от транспортных происшествий и событий, связанные с повреждениями подвижного состава, элементов инфраструктуры, затратами на работу восстановительных поездов, ущербом от повреждения и потери груза, от задержек грузов и пассажиров в пути следования, от нанесения вреда здоровью и жизни людей, вовлечённых в транспортные происшествия и события.

Обоснование допустимых уровней риска и показателей безопасности подразумевает под

иркутским государственный университет путей сообщения

собой нахождение таких величин показателей, при которых достигается баланс между расходами на обеспечение и поддержание заданного уровня безопасности и ущербами, от нарушения безопасности движения. Данную зависимость можно представить графически (рис. 1).

На приведенном рисунке кривая Б(О) в графическом виде выражает функциональную зависимость, связывающую величину расходов всех видов ресурсов в стоимостном выражении с состоянием безопасности движения, характеризуемым определенным уровнем риска. Кривая Л(О) отражает функциональную взаимосвязь установленного уровня безопасности (уровня риска) и ожидаемого при этом уровне безопасности системы суммарного ущерба в стоимостном выражении.

Величина расходов

Ущербы вследствие нарушения безопасности движения

Расходы на обеспечение уровня безопасности движения

Б(О)

Оптимальное значение показателей безопасности

Рис. 1. Определение оптимальных показателей безопасности [3]

Точка минимума на кривой Q(G) = Л(О) + Б(О) соответствует равенству Л(О) = Б^), которое свидетельствует, что в этой точке экономические расходы на обеспечение безопасности и необходимого уровня риска равны экономическому эквиваленту ущерба, ожидаемого при данном уровне безопасности (риска).

Необходимо отметить, что снижение ущерба в практике может быть достигнуто различными путями, например совершенствованием технологических процессов, влияющих на уровень безопасности, организацией управления безопасностью, системами управления персоналом и др. Однако в любом случае предпочтительнее выбирать такой вариант, при котором достигается минимальное значение функции Q(G), выражающей суммарные экономические затраты [2].

При графическом построении функций Л^) и Б^) и аналитическом их выражении необходим всесторонний учет расходов ресурсов на обеспечение безопасности, ликвидацию событий и компенсацию возможного ущерба.

При определении функциональной зависимости Л^), по мнению некоторых авторов [2], следует принимать во внимание, по крайней мере, две категории расходов:

- расходы на обеспечение того или иного уровня технологической безопасности структурных элементов;

- расходы на создание и поддержание в требуемой степени готовности организационно-технических и иных систем, структур и различного рода формирований (систем мониторинга и контроля, предупреждения, управления и т. п., аварийно-спасательных и др.), призванных обеспечить снижение до минимума ущерба при чрезвычайных ситуациях.

Применительно к железнодорожному транспорту во внимание следует принимать:

- расходы, предусмотренные Программой обеспечения безопасности движения (далее Программа);

- расходы на создание и поддержание в требуемой готовности систем мониторинга -Ситуационный центр, контроля и управления -Ревизорский аппарат и др., аварийно -спасательных-восстановительных поездов;

- расходы на обеспечение безопасности движения, не предусмотренные Программой, но необходимые для приведения текущего состояния уровня безопасности к целевому (например, затраты на устранение замечаний ревизорской проверки и др.).

Функциональная зависимость Б^) должна строиться с учетом всех возможных видов ущерба в стоимостном выражении, а также расходов, связанных с использованием тех или иных организационно-технических и иных систем. С помощью данных графиков возможно решение задач экономического характера, связанных с управлением безопасностью движения: снижение уровня риска, смягчение ущерба при возникновении событий.

Одной из проблем данного вида анализа является наличие трудностей в определении характера и объема ресурсов, необходимых для установления и поддержания на том или ином уровне безопасности в их стоимостном выражении. К сожалению, исходные данные для такого рода расчётов и оценок практически отсутствуют [2]. В частности, на ВСЖД затраты по Программе учитываются как «Прочие», а затраты на обеспечение безопасности, не входящие в Программу, учитываются по целевому назначению (например, основные фонды и т. д.).

Нами была сделана попытка определить оптимальный уровень показателей безопасности в стоимостном выражении. Для этого использова-

Информатика, вычислительная техника и управление. Приборостроение. Метрология. Информационно-измерительные приборы и системы

ш

ны статистические данные ВСЖД по расходам на обеспечение безопасности движения и сумме ущерба от нарушения безопасности движения (рис. 2).

Рис. 2. Баланс между расходами на обеспечение и поддержание заданного уровня безопасности и ущербами, от нарушения безопасности движения, по данным ВСЖД

Как видим, однозначно точка баланса между расходами и ущербом не определена. Применив метод сглаживания, получим оптимальное значение суммы затрат по Программе обеспечения безопасности движения (рис. 3).

^иииши •

чэ 6000000

в.

|Г ш спппппп

□шиши

Б

о 4000000 ■

—3-

■чпллллп

а ■Эииииии

X

V 2000000 •

Я

а 1000000 ■

ег

0 50000000 ЮОРрОООО 150000000 200000000 250^00000 300000000 35(1000000

гуиив автрвт по прагряиие 'Тзе^опасносгь", руб.

Рис. 3. Баланс между расходами на обеспечение и поддержание заданного уровня безопасности и ущербами, от нарушения безопасности движения на ВСЖД с применением метода сглаживания

Определение оптимальных показателей основано на статистических данных предшествующих и текущих периодов. Однако одной из главных задач системы обеспечения безопасности движения является предупреждение появления рисковых ситуаций. Для этого необходимо проводить детальный анализ всех видов нежелательных событий и определять причины их возникновения. Такой анализ даст качественную картину проблем безопасности и их решения. В дальнейшем стоит задача - выбор мероприятий, которые бы обеспечили наибольшую безопасность при заданных ограничениях бюджета. Исходной информацией для проведения анализа «затраты - эффективность»

служат результаты оценки уровня безопасности и поуровневого поиска причин. Данная процедура является для лица, принимающего решения, средством выработки наилучшего качественного решения, учитывающего согласование различных мнений. Анализ «затраты - эффективность» - инструмент рационального мышления, обеспечивающий реализацию принципа бережливого производства. Для определения причин и факторов, влияющих на появление нежелательных событий, существует множество методов и инструментов, которые рассмотрены нами в первой главе. Для проведения анализа «затраты - эффективность» также существуют различные методы, но в данной работе мы остановимся на матричном представлении [1].

Назначение матричного или табличного представления состоит в том, чтобы дать лицу, принимающему решение, информацию о затратах и эффективности в сжатой и логичной форме. Информация не обрабатывается в том смысле, что решение не формируется путем математических манипуляций. Матричное представление позволяет удобно расположить информацию с тем, чтобы изъять из рассмотрения очевидное и сосредоточить внимание на основных проблемах. Матрица «затраты - эффективность» - это своего рода контрольный листок, в который для удобства восприятия информации и ее оценки необходимо включить следующие данные [1]:

- место, где произошло событие;

- дата;

- кем проводилось расследование;

- вид события по принятой классификации в системе безопасности движения;

- причины, входящие в определенную группу факторов (например, по стратификации, предложенной автором);

- степень влияния на появление рассматриваемого события;

- материальный ущерб;

- мероприятия по устранению причин событий;

- затраты, необходимые для реализации мероприятий;

- срок реализации;

- воздействие мероприятий на причины с целью их нивелирования;

- предполагаемый экономический эффект;

- ответственные.

Пример разработанного нами контрольного листка «затраты - эффективность» представлен на рис. 4.

иркутский государственный университет путей сообщения

К1есто_

Кощютанэ лист /и: мкнш«затраты - эффалтвшс гь»

Раклщованнг цх«саш«ь_

прнчшы. цгакдпие к неисправности гешнчеаж срезсге степень влияния материальный ущерб

1

2.

3

4.

ЖрОЦрНШНЯ затрата срок реализации влияние на причины предтлатяешлй экошинескнн эффект

1 1 3 4

1

2.

3.

4.

'[г: . ['¡лии ■ |1-.-а [1Г'! |Цгп-1 >.■:< и тмптй

Рис. 4. Пример контрольного листка для проведения оценки «затраты - эффективность»

При определении воздействия на причины [1] рекомендуется использовать следующие символы:

- Х - полное устранение причины;

- 4 - снижение степени влияния;

- | - увеличение степени влияния;

- — - отсутствие влияния.

Использование символов при заполнении

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

матрицы, позволит увидеть, какое влияние оказывает мероприятие на весь комплекс причин. Благодаря такому представлению мероприятий появляется возможность принять оптимальное решение как с точки зрения сокращения затрат и времени реализации, так и с позиции устранения причин негативных событий. Данная матрица позволит также вести учёт затрат на обеспечение безопасности и суммы ущерба от нарушений требований безопасности, что в дальнейшем поможет в определении баланса между расходами и ущербом.

Предлагаемая нами форма контрольного листка для проведения оценки мероприятий через анализ «затраты-эффективность» позволит рационально распределять денежные средства и вести учёт затрат на обеспечение требуемого уровня безопасности движения (на данный момент такой учёт не ведется). В целом предлагаемые корректировки обеспечат, как мы полагаем, унификацию аналитических процессов оценки уровня безопасности движения, что, в свою очередь, приведет к повышению эффективности и более четкой координации деятельности железнодорожных предприятий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Браун Дэвид Б. Анализ и разработка систем обеспечения техники безопасности: (Системный подход в технике безопасности) / Пер. с англ. А. Н. Жовинского. - М. : Машиностроение, 1979. - 360 с.

2. Владимиров В. А., Измалков В. И., Измалков А. В. Оценка риска и управление техногенной безопасностью. Монография. - М. : ФИД «Деловой экспресс», 2002. - 184 с.

3. Распоряжение ОАО «РЖД» от 17 декабря 2009 г. № 2608р. Об утверждении положения о порядке создания систем менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД» и осуществления деятельности в сфере менеджмента безопасности движения с учетом функциональной стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.