Научная статья на тему 'Анализ экономических последствий нарушений безопасности движения поездов'

Анализ экономических последствий нарушений безопасности движения поездов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1196
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ / РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ / MANAGEMENT SYSTEM OF TRAFFIC SAFETY / ECONOMIC CONSEQUENCES OF TRAFFIC SAFETY VIOLATION / RISK-MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Бурч Ольга Сергеевна

Рассмотрена существующая методика оценки состояния безопасности движения на железнодорожном транспорте. Выявлены причины и экономические последствия (экономический ущерб) нарушений безопасности движения поездов. Определены проблемы в существующей системе оценки информации о безопасности движения на железнодорожном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ экономических последствий нарушений безопасности движения поездов»

УДК 656.2.08

АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ НАРУШЕНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ

ОС. Бурч

Иркутский государственный университет путей сообщения E-mail: olgawolmar@mail.ru

Рассмотрена существующая методика оценки состояния безопасности движения на железнодорожном транспорте. Выявлены причины и экономические последствия (экономический ущерб) нарушений безопасности движения поездов. Определены проблемы в существующей системе оценки информации о безопасности движения на железнодорожном транспорте.

Ключевые слова:

Система менеджмента безопасности движения, экономические последствия нарушения безопасности движения, риск-менеджмент.

На современном этапе реформирования ОАО «РЖД» безопасность перевозочного процесса и безаварийная работа железнодорожного транспорта являются определяющими факторами интенсивного развития железнодорожной отрасли, повышения ее престижа и востребованности услуг компании на рынке грузовых и пассажирских перевозок.

Функциональная стратегия обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса определяет уровень безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта как «допустимый уровень параметров, обеспечивающих состояние защищенности процесса железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц» [1].

На Российских железных дорогах за последние годы достигнут достаточно высокий уровень безопасности движения. Действительно, в 1950 г. в РФ на сети дорог было 800 крушений, в 1980 году - 60, в 1991 - 45, а в последние годы - не более 10. Если использовать для оценки уровня безопасности количество погибших пассажиров на 1 млрд пасс./км, то в России этот показатель равен 0,026, в Японии - 0,029, в США - 0,29, то есть в РФ показатель наилучший [2]. В настоящее время актуальной проблемой для железнодорожного транспорта РФ является наличие трудностей в определении характера и объема ресурсов, необходимых для установления и поддержания на том или ином уровне безопасности в их стоимостном выражении.

На железных дорогах Российской Федерации состояние безопасности движения принято оценивать количеством транспортных происшествий, которые классифицируются в зависимости от тяжести последствий и времени оповещения Федеральной службы по надзору в сфере транспорта других органов. Незамедлительно оповещают о таких транспортных происшествиях как:

• крушение поездов;

• аварии;

• происшествия, связанные с несанкционированным движением по железнодорожным путям общего пользования и (или) железнодорожным путям необщего пользования автотракторной техники;

• происшествия на железнодорожных переездах;

• происшествия при перевозке (транспортировке) опасных грузов.

Бурч Ольга Сергеевна, ст.

преподаватель кафедры

«Управление качеством» Иркутского государственного университета путей сообщения. E-mail: olgawolmar@mail.ru

Область научных интересов: система менеджмента безопасности движения, аудит системы менеджмента, сертификация системы менеджмента.

Все остальные транспортные происшествия, не указанные выше, классифицируются как события [3].

Так, состояние безопасности движения за 2010-2011 гг. характеризуется данными, приведенными на рис. 1-5 [4].

600

500

400

300

200

100

г

ПН

М1ГТ

ні

I I I 111 ш

III МИШИН

I

і факт 2010 г. і факт 2011 г. (у факт 20111

всличение (снижение)

& 0^ ^ #

Рис. 1. Количество нарушений безопасности движения по железным дорогам с учетом функциональных филиалов и дочерних (зависимых) обществ за 2010-2011 гг.

В 2011 г. в ОАО «РЖД» количество транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, снижено к уровню предшествующего года на 2 %. Относительное число нарушений безопасности движения в расчете на один миллион поездо-километров сокращено на 4 %. Без крушений и аварий отработали 13 железных дорог, без столкновений с поездами -15 [4]. Однако анализ состояния безопасности движения поездов с учетом работы подразделений, выделившихся в дочерние и зависимые общества в 2011 г. из состава дорог, выявил рост общего количества нарушений на 10 % (рис. 1). При этом по железным дорогам с максимальных количеством нарушений в 2010 г. (Северной, Западно-Сибирской, Южно-Уральской) прирост составил около 20 % в 2011 г.

Считаем, что принятая в ОАО «РЖД» методика оценки состояния безопасности, не учитывающая работу подразделений, выделившихся в результате административной реформы в дочерние и зависимые общества, не достаточно адекватно отражает сложившееся состояние безопасности движения поездов.

Данные о количестве крушений и аварий носят стохастический характер (рис. 2) и свидетельствуют о необходимости проведения анализа состояния безопасности движения во взаимосвязи с объемными показателями деятельности ОАО «РЖД».

2003г. 20041. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г.

Рис. 2. Количество крушений и аварий на железных дорогах России

Анализируя количество случаев брака (событий в поездной работе) нельзя сказать об устойчивой тенденции к снижению данного показателя (рис. 3).

6000 5800 5600 5400 I 5 Z00 | 5000 z 4БОО £ 4600 4400 4200 4000

2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2006 г. 2009 г. 2010 г. 2011г.

Рис. 3. Количество случаев брака (событий) на железных дорогах России

Фактически на протяжении всего исследуемого периода наблюдается тенденция к увеличению проездов запрещающих сигналов. Максимальное количество сходов в поездах приходится на 2007 г. (рис. 4). Возможно, это объясняется внесением изменений в порядок классификации нарушений безопасности движения в соответствии с приказом Министра от 8 января 1994 года № 1Ц. Сходы пассажирских поездов, столкновения этих поездов, а также столкновение с другими поездами или подвижным составом с меньшими последствиями, чем указанные в крушениях и авариях, были отнесены по учету к особым случаям брака [5].

90

80

70 \ 60 Ё 50

4J

s 40 I 30

20

10 о

Рис. 4. Количество иных нарушений безопасности движения поездов на железных дорогах России

Как видим, традиционный анализ безопасности движения ограничивается числом случаев нарушений. Именно на этом основании устанавливается рейтинг железных дорог.

На рис. 5 и 6 приведены сравнительные рейтинговые показатели дорог ОАО «РЖД» в 2008 и 2011 гг. [6].

При рассмотрении обобщенного рейтинга по показателям безопасности движения видно, что Восточно-Сибирская железная дорога находится на десятом месте в 2008 г. и на восьмом в 2011 г. (выше среднего уровня безопасности по сети железных дорог); а по показателям рисковых нарушений ранг риска ВСЖД снижается с 12 места в 2008 г. до одиннадцатого в 2011 г. (но значительно превышает среднесетевые показатели) [6].

Рис. 5. Рейтинг железных дорог по показателям безопасности движения в 2008 и в 2011 гг.

Сэерв КБш Се а За£ Гер к ВС£ Окг Мск Крас Дне СКя Прв Юур ЮВС Зсм £ Кл г Сал

Рис. 6. Рейтинг железных дорог по рискам нарушений в 2008 и 2011 гг.

Выявленные тенденции в состоянии безопасности движения поездов определяют необходимость рассмотреть данные показатели во взаимосвязи с объемами выполняемой работы (рис. 7).

Прямой зависимости между темпами роста грузооборота и темпами роста аварий не прослеживается.

Сокращение числа крушений объясняется, в некоторой степени, уменьшением объема выполняемой эксплуатационной работы. Однако значительное увеличение крушений (в 2 раза в 2007 г.) происходит уже на фоне увеличения грузооборота на 7 %.

При существующей системе управления безопасностью движения дальнейшее увеличение объема перевозок на 20.. .30 % может привести, к непропорциональному росту относительных нарушений безопасности движения на 40.80 % [4].

20051, 20061, 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г.

Рис. 7. Темпы роста нарушений безопасности движения и объемов работы

Однако эта картина не полно отражает действительное состояние безопасности движения, данный показатель необходимо, как мы полагаем, рассматривать в сравнении с экономическими потерями.

Материальный ущерб от нарушения правил безопасности движения поездов в 2011 г. составил 122700 тыс. руб., что на 17 % выше показателей 2010 г. [4]. Структура экономических последствий ОАО «РЖД» от нарушений безопасности движения, причиненных объектам инфраструктуры и подвижному составу в 2011 г. представлена на рис. 8 [7].

120000

100000

~моо

50СЮ

3000

■КЮ0

X

/

1 1 1 III і і і ■ ■ ... _ .

100

90

£0

70

60 зг

і

50 г

*

40 У X

30 П

20 Й .

а

10 I

О

^ ^ <з* ^ ^ ^ #■

Повреждение подиижишоюсглпа 11 о и режде ми с о-О ьоь гои мчФр-.кгЕ)укгуры * Ндкогшгрльчдя

Рис. 8. Структура экономического ущерба ОАО «РЖД» от нарушений безопасности движения, причиненных объектам инфраструктуры и подвижному составу в 2011 г.

Несмотря на спад дорожно-транспортных происшествий в 2011 г. по отношению к предыдущему году на Октябрьской, Московской, Дальневосточной железных дорогах (рис. 1), именно эти дороги несут максимальный экономический ущерб в структуре ОАО «РЖД» (рис. 8). Поэтому считаем целесообразным учитывать при определении рейтингов безопасности и рисков также экономические последствия (экономический ущерб) от нарушений безопасности движения поездов (рис. 9).

Рис. 9. Соотношение количества нарушений безопасности движения и суммы экономического ущерба по железным дорогам с учетом функциональных филиалов в 2011 г.

Наблюдается отсутствие взаимосвязи между количеством нарушений безопасности движения поездов и их экономическими последствиями (ущербом). Так, незначительное количество нарушений безопасности движения поездов на Сахалинской железной дороге (1,5 % от общего числа нарушений) несет на себе достаточно большое количество последствий (8,3 % от общего экономического ущерба).

Для более взвешенной оценки состояния безопасности движения поездов необходимо учитывать не только величину экономического ущерба при рассмотрении нарушений безопасности движения поездов, но и протяженность дороги, объемные показатели, условия (рис. 10).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 10. Ущерб от транспортных событий в относительных единицах (тыс. руб./ 1 млрд т/км) за 2010-2011 гг.

Проведенный анализ выявил, что Сахалинская и Калининградская железные дороги, если учесть в оценке ущерба такого показателя как «протяженность дороги», имеют максимальное количество нарушений.

Но даже учет протяженности дороги в определении уровня безопасности, на наш взгляд, недостаточно отражает специфику работы филиалов ОАО «РЖД». В частности, на ВСЖД в 2011 г. снижение ущерба от транспортных событий в относительных единицах (рис. 9) происходит при увеличении грузооборота на 4,4 % по отношению к показателям предыдущего года [8]. Нарушения безопасности движении на ВСЖД в 2011 г. представлены на рис. 11.

Рис. 11. Нарушение безопасности движения поездов, классифицированных как события, на ВСЖД в 2011 г.

В отчете ВСЖД отмечается, что «принимаемые на дороге меры позволили снизить общее количество браков в работе на 18 % по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. Достигнуто снижение отказов в работе технических средств на 36 % (3130 против 4904 случаев). Это позволило выполнить задачи по уменьшению количества нарушений безопасности движения поездов на 15 % [8].

Но если учесть результаты деятельности подразделений, выделившихся (в ходе административной реформы) из состава дороги в дочерние и зависимые общества, то количество нарушений безопасности движения не только не снизилось, но и увеличилось на 2,5 %.

Рассмотрим динамику частоты нарушений безопасности движения поездов, допущенных на ВСЖД в 2011 г. с учетом деятельности функциональных подразделений (рис. 12) [9].

4,0000

3,5000

3,0000

2,5000

2,0000

1,5000

*3*5609

4^3,4139 / \&т—■•'3^490

"3,1656 •4Д905 * •'3^716

Ч\\ *2/7892

\ \

^*4

♦-472Я04__ 1,6570

-►ВСЖД- нароста ющим итогом

♦ВСЖД сфункц. подрзд. -

на роста ющим итогом —Целевой показатель компании

—Линия тренда (ВСЖД)

январе феврале март апреле

август сентябре октябре ноябре декабре

Рис. 12. Частота транспортных событий на ВСЖД (количество событий на 1 млн поездо-км)

Анализируя частоту транспортных событий, мы видим, что с февраля 2011 г. предприятия дорожного подчинения имели устойчивую тенденцию к улучшению показателей безопасности. Но анализ работы с учетом деятельности дирекций центрального подчинения установил, что в 2011 г. на ВСЖД не выполнены целевые показатели по обеспечению безопасности движения поездов. Принятая в ОАО «РЖД» оценка обеспечения безопасности движения, основанная на анализе количества нарушений, не позволяет выстраивать эффективную систему управления рисками и прогнозами.

Отметим, что действующая система обеспечения безопасности движения уже не дает существенной динамики снижения относительного числа нарушений. Наблюдаемая в последние годы стагнация в снижении уровня нарушений безопасности не зависит от увеличения выделяемых материальных средств на технологию, обучение персонала, инвестиции [4]. Поэтому система сбора и анализа данных о состоянии безопасности движения поездов должна из информационной системы, позволяющей констатировать показатели функционирования процессов, превратиться в современную аналитическую систему поддержки принятия управленческих решений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Распоряжение ОАО «РЖД» № 987р от 29.05.07 «Функциональная стратегия обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса ОАО «РЖД». - 115 с.

2. Красковский А.Е. Развитие ревизорского контроля по безопасности движения в компании ОАО «РЖД» // Евразия Вести. - 2004. - № 4. - С. 19-21.

3. Положение о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий, утв. приказом Министерством Транспорта № 163 от 25 декабря 2006 г. - 56 с.

4. Тишанин А.Г. Концепция развития и преобразования системы менеджмента безопасности движения // Евразия Вести. - 2011. - № 1. - С. 19.

5. Сборник материалов по безопасности движения МПС РФ. - М.: МПС РФ, 1998. - 344 с.

6. Михайлова М.Р., Олинович Н.А. Современные подходы к обеспечению безопасности перевозок // Ресурсосберегающие технологии на железнодорожном транспорте: Матер. Всеросс. научно-техн. конф. с междунар. участием. - Красноярск: Изд-во «Гротеск», 2005. - Т. 2. -С. 435-440.

7. Анализ состояния безопасности движения поездов в ОАО «РЖД» в 2011 году. - М.: ОАО «РЖД», 2011. - 120 с.

8. В 2011 году грузооборот на ВСЖД вырос на 4,4 процента // Независимое информационное агентство. 2011. URL: http:// www.buryatiya.com/more/4328 (дата обращения: 29.01.2013).

9. Социальный отчет Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» за 2011 г. - Иркутск: Изд-во, 2009. - 57 с.

Поступила 01.02.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.