Научная статья на тему 'Обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте в международном сообщении: отечественный опыт и зарубежная практика'

Обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте в международном сообщении: отечественный опыт и зарубежная практика Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
6349
666
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность движения / международные железнодорожные перевозки

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — П. А. Плеханов

Рассмотрены отечественный опыт и зарубежная практика обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте в международном сообщении. Сформулированы принципы обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте в международном сообщении государств-участников Содружества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — П. А. Плеханов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте в международном сообщении: отечественный опыт и зарубежная практика»

Надежность, живучесть, безопасность

31

УДК 656.2

Обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте в международном сообщении: отечественный опыт

и зарубежная практика

П. А. Плеханов Кафедра «Радиотехника»

Аннотация. Рассмотрены отечественный опыт и зарубежная практика обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте в международном сообщении. Сформулированы принципы обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте в международном сообщении государств-участников Содружества.

Ключевые слова: безопасность движения;

международные железнодорожные перевозки.

1 Введение

При организации международных перевозок железнодорожным транспортом на пространстве государств-участников Содружества - бывших союзных республик СССР -важнейшим вопросом является гарантированное обеспечение приемлемого уровня качества и безопасности единой перевозочной услуги.

Формирование целевой системы управления безопасностью движения в международном сообщении на едином Пространстве 1520 (железных дорог с шириной колеи 1520 мм) должно происходить с учетом принципов обеспечения безопасности, выработанных на основе отечественной (МПС СССР) и зарубежной (железные дороги Европейского Союза) практики. Ключевыми принципами являются принцип приемлемого риска (относительной безопасности движения) и гармонизация национальных нормативных документов по безопасности и технической политике для обеспечения безопасности движения в международном сообщении.

2 Опыт СССР

Как показывает статистика, железнодорожный транспорт СССР был одним из самых безопасных в мире (табл. 1): по количеству погибших на 1 млн пассажиров советские железные дороги в конце 1980-х гг. уступали только японским, а по количеству погибших на 1 млрд пассажиро-километров находились на первом месте.

На советских железных дорогах действовала централизованная система административного управления качеством и безопасностью продукции, работ и услуг с использованием строго обязательной нормативной базы [1] (рис. 1).

Можно выделить следующие основные принципы обеспечения безопасности движения на железных дорогах СССР [3, 4]:

■ цели и задачи в области обеспечения безопасности движения определялись государством. При этом безопасность движения была подтверждена документально выполнением всех предусмотренных нормативами требований по безопасности (рис. 2);

■ приоритет безопасности движения перед эксплуатационными показателями движения;

■ абсолютная безопасность движения -недопущение нарушений;

■ единство нормативной базы и технической политики;

■ отделение ревизорского контроля за безопасностью движения от технологий работы железных дорог;

■ несогласованность требований по безопасности движения с экономической целесообразностью;

■ приоритет жестких мер перед мотивацией персонала (административно-командный способ управления, при котором основным принципом обеспечения безопасности является использование системы поиска и наказания виновных).

Таким образом, система обеспечения безопасности движения на сети железных дорог МПС СССР представляла собой жестко централизованную административную систему, построенную на принципах многократного контроля, личной ответственности за безопасность и целенаправленного распределения ресурсов. Многие из этих принципов действуют и сегодня на железных дорогах государств-участников Содружества.

32

Надежность, живучесть, безопасность

ТАБЛИЦА 1 Показатели безопасности перевозки пассажиров по железным дорогам различных стран мира (на конец 1980-х гг.)1

Показатель СССР США ФРГ Франция Япония

Перевезено пассажиров (1989 г.), млн чел. 4 322,5 312,0 994,2 810,0 6 884,0

Пассажирооборот (1989 г.) млрд пассажиро-км 411,2 19,8 39,2 63,3 194,2

Среднее за год количество погибших пассажиров (1980-1988 гг.) 42 8 43 37 7

Кол-во погибших на 1 млн пассажиров 0,010 0,026 0,040 0,046 0,001

Кол-во погибших на 1 млрд пассажиро-км 0,10 0,40 1,09 0,58 0,24

Органы

государственного управления качеством и . безопасностью

4—

Контроль со стороны Государства

Контроль со стороны Министерства

Министерство путей сообщения СССР

Централизованная система управления качеством и безопасностью

J4-

4-

Железные

дороги

(отделения)

союзных

республик

Рис. 1 Система управления качеством и безопасностью на железнодорожном транспорте СССР

Рис. 2 Нормативные требования по безопасности движения

1 По данным [4].

Надежность, живучесть, безопасность

33

3 Опыт государств Европейского Союза

К началу 1990-х гг. развитие единой железнодорожной сети Европы зависело от решения следующих проблем в области эксплуатационной совместимости и безопасности при организации международных перевозок [5]:

■ в эксплуатации находилось более 20-ти различных и несовместимых между собой систем управления движением поездов;

■ в каждой стране действовали свои правила эксплуатации железных дорог, некоторые из них даже противоречили друг другу;

■ в каждой стране действовали свои национальные требования по сертификации безопасности;

■ в каждой стране использовались свои системы подготовки и лицензирования машинистов;

■ применялись пять различных систем тягового электроснабжения;

■ использовались восемь различных и несовместимых между собой систем связи и радиосвязи;

■ свой язык почти в каждой стране.

Указанные проблемы и их последствия

(простои на границах, значительные издержки и, как следствие, высокие тарифы) резко снижали конкурентоспособность и привлекательность железнодорожного транспорта по сравнению с автомобильным для перевозок пассажиров и грузов в международном сообщении. Выходом из сложившейся ситуации стало создание единой европейской системы, обеспечивающей эксплуатационную совместимость и безопасность движения на железнодорожном транспорте в международном сообщении, которое было обусловлено согласованием Миссий1, Целей2 и Политик3 национальных железнодорожных администраций в области обеспечения безопасности. На этой основе удалось сформировать ключевые элементы новой системы [4]:

■ органы проектирования безопасности;

1 Миссия - это документ, провозглашающий приоритет безопасности движения перед экономическими показателями.

2 Цели - документ, устанавливающий количественные показатели безопасности движения.

3 Политика - документ, устанавливающий способы достижения количественных показателей безопасности движения.

■ регулирующие и консультативные органы;

■ нормативную базу безопасности;

■ системно-технические решения.

Органы проектирования безопасности

представлены европейскими институтами CENELEC4, ERRI5 6, IRSEV другими, ассоциациями производителей и пользователей железнодорожных технологий (UNIFE7,

UNISIG8, EIM9 и т. д.), а также крупными компаниями и другими организациями.

Регулирующими и консультативными органами по обеспечению безопасности движения на железных дорогах Европы являются Европейская комиссия и Европейское железнодорожное агентство (European Railway Agency, ERA) [6-8]. Организационная структура Управления безопасности ERA представлена на рис. 3.

При этом в каждом государстве Европейского Союза (ЕС) существуют свои национальные органы по регулированию железнодорожной безопасности.

Основным нормативным документом -документом «верхнего уровня», регламентирующим вопросы обеспечения безопасности движения на железных дорогах государств-участников ЕС, является Директива Европейского парламента и Совета ЕС 2004/49/EC «О безопасности железных дорог Сообщества» [9, 10], предусматривающая введение:

■ единых для всех государств-участников правил по безопасности, основанных на общих нормах безопасности и эксплуатационной совместимости;

■ единого порядка обучения, сертификации и допуска к работе персонала железных дорог, режима и норм его труда и отдыха;

■ единого порядка допуска железнодо-

4 Comite Europeen de Normalisation Electrotechnique (фр ) - Европейский комитет по стандартизации в области электротехники.

5 European Rail Research Institute - Европейский институт железнодорожных исследований.

6 Institute of Railway Signal Engineers - Институт инженеров в области систем железнодорожной сигнализации.

7 Union of European Railway Industries - Объединение европейских предприятий железнодорожной промышленности.

8 Union Industry of Signalling - Объединение производителей систем железнодорожной сигнализации.

9 European Rail Infrastructure Managers - Европейская ассоциация операторов железнодорожной инфраструктуры.

34

Надежность, живучесть, безопасность

рожного подвижного состава на инфраструктуру;

■ обязательных процедур расследования случаев нарушений безопасности и регулярного предоставления отчетов о состоянии безопасности;

■ систем менеджмента безопасности (СМБ) для каждого железнодорожного предприятия, отвечающих единым требованиям и содержащих общие компоненты, адаптированные под особенности деятельности предприятия;

■ единых процедур проведения сертификации безопасности и выдачи сертификатов.

Последнее обстоятельство является особенно важным, поскольку гарантирует потребителям железнодорожной продукции и услуг предприятий, внедривших у себя СМБ, их соответствие требованиям по безопасности, установленным законодательством ЕС и национальными правилами.

Документами более низкого уровня являются технические спецификации по эксплуатационной совместимости (Technical Specification for Interoperability, TSIs), общие цели (Common Safety Targets, CSTs), показа-

тели (Common Safety Indicators, CSIs) и методы (Common Safety Methods, CSMs) в области безопасности, а также стандарты железнодорожной безопасности, важнейшими из которых являются стандарты Комитета CENELEC [11].

Среди европейских документов в области организации управления безопасностью на железнодорожном транспорте можно выделить следующие:

- двухтомный документ под названием «Engineering Safety Management - The Yellow Book» («Менеджмент организационнотехнической безопасности - Желтая Книга»), опубликованный Комитетом по железнодорожной безопасности и стандартам (Rail Safety and Standards Board, RSSB) от имени железнодорожной промышленности Великобритании [12];

- документы общеевропейского проекта SAMRAIL: «Safety Management in Railways» («Менеджмент безопасности на железнодорожном транспорте») [13-16].

Рис. 3 Организационная структура Управления безопасности Европейского железнодорожного агентства

Надежность, живучесть, безопасность

35

В указанных документах наряду с организацией управления внутренними рисками при нарушении безопасности вводится понятие внешних и распределенных рисков [2, 17] и раскрываются методы управления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Внутренние риски - это риски, всеце-

ло обусловленные деятельностью данного предприятия. Примерами внутренних рисков являются неисправности оборудования,

ошибки человека, упущения в организации и руководстве производством работ.

2. Внешние риски - риски, обусловленные деятельностью других предприятий, никоим образом не подконтрольных данному предприятию. Это могут быть риски, вызванные поставками ненадлежащего оборудования и комплектующих, опасные природные (снежные заносы), техногенные (застрявший на переезде автомобиль) и социальные (терроризм, вандализм) факторы.

3. Распределенные риски - риски, связанные с деятельностью нескольких предприятий. Это новая группа рисков, вызванных, главным образом, отделением инфраструктуры железнодорожного транспорта от перевозочной деятельности. Примерами такого рода рисков являются риски, возникающие при взаимодействии движущихся составов с железнодорожной инфраструктурой, включающей путь, контактную сеть, системы автоматики и телемеханики, искусственные сооружения и другие устройства.

Важнейшим системно-техническим решением по обеспечению эксплуатационной совместимости и безопасности движения обычных и высокоскоростных железнодорожных линий в международном сообщении государств-участников ЕС является внедрение системы ERTMS/ETCS (European Rail Traffic Management System / European Train Control System - Европейская система управления железнодорожными перевозками / Европейской системы управления движением поездов), использующей стандарт цифровой сотовой связи GSM-R (Global System for Mobile Communications - Railways - Глобальная система подвижной связи на железнодорожном транспорте) [18-21].

В целом, европейская система обеспечения безопасности движения на железнодо-

рожном транспорте в международном сообщении продемонстрировала достаточно высокую эффективность, и ее возможности изучаются сегодня всем мировым железнодорожным сообществом. На рис. 4 приведена статистика гибели пассажиров на железных дорогах Европы за период 1968-2004 гг.

Из рис. 4 видно, что меры по гармонизации национальных систем обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте европейских государств, предпринятые в этот период, привели к снижению случаев гибели пассажиров более чем в пять раз.

4 Заключение

Анализ отечественного и зарубежного опыта по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте в международном сообщении показывает, что в МПС СССР управление безопасностью строилось на административных принципах с использованием «жесткой» (строго обязательной) нормативной базы, а в Европейском Союзе безопасность на железных дорогах обеспечивается посредством согласования Миссий, Целей и Политик национальных железных дорог при помощи «гибкой» (добровольно-обязательной) нормативной базы (рис. 5) [22, 23].

На едином Пространстве 1520 Совет по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества обеспечивает только координацию взаимодействия национальных железнодорожных администраций по вопросам обеспечения безопасности движения в международном сообщении (рис. 6).

В этой связи для решения главной проблемы, которая может быть сформулирована как «отсутствие целостной системы управления безопасностью движения на железнодорожном транспорте в международном сообщении государств-участников Содружества», необходимо создать единую систему управления безопасностью движения на железнодорожном транспорте в международном сообщении государств-участников Содружества на основе как отечественного [2427], так и международного (европейского) опыта [28-30].

36

Надежность, живучесть, безопасность

Количество погибших пассажиров

Рис. 4 Статистика гибели пассажиров на железных дорогах Европы

а)

б)

Рис. 5 Управление безопасностью движения на железнодорожном транспорте в международном (межреспубликанском) сообщении в МПС СССР (а) и в Европейском Союзе (б)

Рис. 6 Управление безопасностью движения на железнодорожном транспорте в международном сообщении государств-участников Содружества

Надежность, живучесть, безопасность

37

В табл. 2 приведены предлагаемые прин- рисками нарушений безопасности движения

ципы обеспечения безопасности движения в на железнодорожном транспорте в междуна-

целевой системе в сравнении с принципами, родном сообщении государств-участников действовавшими в МПС СССР.

Как видно из табл. 2, основным элементом

целевой системы является процесс управления

ТАБЛИЦА 2 Принципы обеспечения безопасности движения, действовавшие в МПС СССР, и принципы построения целевой системы безопасности

Принципы обеспечения безопасности движения

№ п/п в МПС СССР в целевой системе

1 Цели и задачи в области обеспечения безопасности движения определялись государством Миссия, цели и политика в области обеспечения безопасности движения определяются собственниками железных дорог (национальными железнодорожными администрациями) в соответствии с национальной нормативной базой

2 Приоритет безопасности движения перед эксплуатационными показателями движения

3 Абсолютная безопасность движения - недопущение происшествий Относительная безопасность движения - принцип приемлемого риска

4 Единство нормативной базы и технической политики Гармонизация национальных нормативных документов и технической политики в области организации международного сообщения

5 Отделение ревизорского контроля за безопасностью движения от технологий работы железных дорог

6 Несогласованность требований по безопасности движения с экономической целесообразностью Приемлемость риска настолько, насколько это целесообразно с точки зрения экономических показателей и имиджа национальных железных дорог

7 Приоритет жестких мер перед мотивацией персонала Приоритет мотивации перед жесткими мерами по отношению к персоналу

Библиографический список

1. Управление безопасностью субъектов предпринимательства / В. В. Шматченко, В. Г. Иванов,

B. В. Конюшков, П. А. Плеханов // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 4 (22). -

C. 23-29.

2. Красковский, А. Е. Система обеспечения безопасности движения поездов в межгосударственном сообщении / А. Е. Красковский, П. А. Плеханов // Евразия Вести. - 2008. - № 11. - С. 22.

3. Красковский, А. Е. Формирование системы обеспечения безопасности движения в межгосударственном сообщении / А. Е. Красковский, В. В. Шматченко, П. А. Плеханов // Железнодорожный транспорт. - 2009. - № 8. - С. 46-50.

4. По следам крушений. Вып. 4. - Москва : Ассоциация «Фонд железнодорожной безопасности СССР», 1990. - 48 с.

5. Анализ состояния безопасности движения на железных дорогах ОАО РЖД в 2010 году // Утв. вице-президентом ОАО РЖД А. Г. Тишаниным 21.02.2011 г. - Москва : ОАО РЖД, 2011. -392 с.

6. Деятельность Европейского железнодорожного агентства // Железные дороги мира. -2008. - № 9. - С. 14-18.

7. Европа на пути к единой железнодорожной системе // Железные дороги мира. - 2008. -№ 9. - С. 9-13.

8. Павлов, Л. Н. Обеспечение безопасности движения: европейский опыт / Л. Н. Павлов, Т. Н. Зайцева, О. Л. Целищева, В. Г. Майоров // Железнодорожный транспорт. - 2007. - № 7. -С. 74-77.

9. Черкашин, Ю. М. Безопасность движения

железнодорожного подвижного состава : сб.

науч. трудов ВНИИЖТ. - Москва : Интекст, 2010. - 176 с.

10. Якунин, В. И. Проблемы международной

гармонизации железнодорожного права России / В. И. Якунин. - Москва : Научный эксперт,

2008. - 224 с.

11. Braband, J. The CENELEC standards regarding functional safety / J. Braband at alias. -Hamburg (Germany): Eurailpress, 2006. - 216 p.

38

Надежность, живучесть, безопасность

12. Engineering Safety Management (The Yellow Book). Volumes 1 and 2. Fundamentals and Guidance. Issue 4. - London (United Kingdom, UK): Rail Safety and Standards Board on behalf of the UK rail industry, 2007. - 361 p.

13. SAMRAIL. Acceptable Risk Level. -SAMRAIL /DB / PM / WP2.4 / V1.0, 2004. - 53 P.

14. SAMRAIL. Analysis of existing approaches. - SAMRAIL / TIFSA / JF / WP2.1 / D.2.1.1 / V4, 2003. - 86 p.

15. SAMRAIL. Guidelines for the Safety Management System. - SAMRAIL / SM / D2.2.2 / V3.0, 2004. - 56 p.

16. SAMRAIL. Position paper on Common Safety Indicators. - SAMRAIL / SM / D2.6.1-A, 2004. - 49 p.

17. Плеханов, П. А. Формирование нормативной базы обеспечения безопасности движения в условиях реформирования российских железных дорог / П. А. Плеханов, В. Г. Иванов // Вестник транспорта Поволжья. - 2011. - № 4 (28). -С. 6-13.

18. Системы автоматики и телемеханики на железных дорогах мира : учеб. пособие для вузов ж.-д. транспорта / Э. Андерс и др.; пер. с англ.; под ред. Г. Теега и С. Власенко. - Москва : Интекст, 2010. - 496 с.

19. Гапанович, В. А. Безопасность движения на железных дорогах на основе применения многофункциональных комплексных систем регулирования движения поездов / В. А. Гапанович и др.; под ред. В. И. Якунина. - Москва : ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2008. -280 с.

20. Плеханов, П. А. Вопросы обеспечения безопасности железнодорожных телекоммуникационных систем международных транспортных коридоров / П. А. Плеханов // Бюллетень результатов научных исследований (электронный научный рецензируемый журнал). - 2012. - № 3 (2). -С. 85-97.

21. Опыт и проблемы внедрения сетей радиосвязи стандарта GSM-R / Д. Н. Роенков, В. В. Шматчен-

ко, П. А. Плеханов, М. Р. Федоров // Автоматика, связь, информатика. - 2008. - № 12. - С. 39-41.

22. Красковский, А. Е. Менеджмент безопасности движения поездов на «Пространстве 1520» / А. Е. Красковский, В. А. Касаткин, П. А. Плеханов // Железнодорожный транспорт. - 2011. -№ 5.- С. 51-56.

23. Красковский, А. Е. Развитие системы управления безопасностью движения на железнодорожном транспорте в международном сообщении / А. Е. Красковский, В. Г. Рейнгардт, П. А. Плеханов // Транспорт Российской Федерации. - 2010. - № 6 (31). - С. 40-43.

24. Беляев, В. М. Основы менеджмента на транспорте / В. М. Беляев и др. - Москва : Издательский центр «Академия», 2010. - 320 с.

25. Буралев, Ю. В. Менеджмент на транспорте / Ю. В. Буралев и др.; под общ. ред. Н. Н. Громова и В. А. Персианова. - Москва : Издательский центр «Академия», 2010. - 528 с.

26. Покровский, А. К. Исследование систем управления (транспортная отрасль) / А. К. Покровский. - Москва : Кнорус, 2010. - 360 с.

27. Покровский, А. К. Риск-менеджмент на предприятиях промышленности и транспорта / А. К. Покровский. - Москва : Кнорус, 2011. -160 с.

28. Красковский, А. Е. Проблемы обеспечения безопасности движения на пространстве 1520 мм / А. Е. Красковский, П. А. Плеханов // Евразия Вести. - 2011. - № 1 - С. 22.

29. Шматченко, В. В. Интеграция систем менеджмента качества, охраны труда, охраны природы и безопасности движения / В. В. Шмат-ченко, В. Г. Иванов, П. А. Плеханов // Известия Петербургского университета путей сообщения. - 2009. - № 3 (20). - С. 207-219.

30. Шматченко, В. В. Проектирование интегрированных систем менеджмента / В. В. Шмат-ченко, В. Г. Иванов, П. А. Плеханов // Эксплуатация морского транспорта. - 2009. - № 3 (57). -С.15-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.