УДК 37.013
МЕТОДЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
©О.Н. Коновалова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Аннотация. В данной статье рассматриваются методика театральной педагогики в качестве здоровьесберегающей технологии для развития, образованияи реабилитации детей младшего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Смысл методики заключается в оптимизации обычных упражнений и методов лечебной физкультуры за счет внесения элементов театра, основанных на системе К.С. Станиславского, в процессе занятий с детьми в рамках дополнительного образования. Методы театральной педагогики позволяют создать условия эмоционального и физического комфорта детей на занятиях и повысить эффективность реабилитации.
Ключевые слова: методы театральной педагогики,здоровьесберегающая технология, система К.С. Станиславского, нарушения опорно-двигательного аппарата.
В последнее время в России наметилась тенденция роста числа детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Причин этому много от биологических до социальных, и нельзя рассматривать их отдельно друг — от друга, так как они являются взаимосвязанными и взаимообусловленными.
По статистическим данным Министерства труда и социального развития Российской Федерации, в России за последние 10 лет число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, не достигших возраста 16 лет, увеличилось с 344 тысяч до 600 тысяч, а после смещения в 1999 г. возрастной планки до 18 лет, их число составляет примерно 675,5 тысяч человек [6, с.11]. Поэтому разработка и внедрение новых здоровьесберегающих технологий является важной и актуальной темой.
Вот слова академика И.П. Павлова, сказанные им на XIV Международном конгрессе физиологов: «Я убежден, что приближается важный этап человеческой мысли, когда физиологическое и психологическое, объективное и субъективное действительно сольются, когда фактически разрешится или отпадет естественным путем мучительное противоречие или противопоставление моего сознания моему телу» [1, с. 84]. Применение методов театральной педагогики позволяет решить проблему этого противоречия и открывает большие возможности детям с нарушениями здоровья для их коррекции. Для
устранения нарушений опорно-двигательного аппарата (О.Д.А.), как правило, применяют довольно скучные и однообразные упражнения или комплексы упражнений. Кроме того, детей с нарушениями здоровья часто отстраняют или ограничивают в активных массовых мероприятиях. Таким образом, эти дети практически не имеют возможности реализовать себя как личность, а эффективность реабилитации и коррекции крайне низка. Необходимо найти методы, обеспечивающие возможность общения, позволяющие добиваться успеха, которые будут служить источником приятных переживаний и одновременно как бы указывать ребенку «обходной путь» для овладения движением. К.С. Станиславский заметил: «Внутренние чувствования незаметно для нас порождают действия. Чем тоньше чувствование, тем больше четкости, точности и пластичности оно требует при своем физическом воплощении» [4, с. 122]. И двигательное развитие через развитие этого «внутреннего чувствования» является важной составляющей реабилитации детей с нарушениями О.Д.А. В основе методов, о которых пойдет речь далее, лежит система К.С. Станиславского. Привлекая детей к театральному искусству и обучая их основам сценической игры, можно положительно влиять на процесс реабилитации. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация. «Как феномен педагогической культуры, игра выполняет важные функции: социализации, коммуникации, самореализации, диагностики и коррекции» [2, с. 21]. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата производится с помощью методов лечебной физкультуры(ЛФК) и рефлексотерапии, разработанных на кафедре реабилитации спортивной медицины и лечебной физкультуры Российского государственного медицинского университета в сочетании с методами театральной педагогики. Методики ЛФК основаны на формировании правильного движения и мышечного тонуса, что реализуется в результате использования рефлексов первого года жизни. Ребенок в своем развитии в правильном порядке на основе рефлексов первого года жизни учится всем движениям, которые ему понадобятся в дальнейшей жизни. Поэтому вызывая эти рефлексы, можно нормализовать их тонус и «научить» правильному движению.
Применяя методы актерского тренинга, можно в значительной степени повысить эффективность используемых лечебных упражнений за счет привлечения элемента игры. Игра является основной формой существования ребенка, получения им знаний, жизненного опыта, особенно для детей раннего возраста. Определив ребенку сценическое действие, которое, как мы знаем, является основополагающим элементом работы актера, можно добиться очень хороших результатов. «Подлинное действие (реальное или в воображаемой жизни, хорошо обоснованное предлагаемыми обстоятельствами, в которое
Методы театральной педагогики как здоровьесберегающая технология для детей
искренне верит сам творящий артист) естественно втягивают в работу самую природу. Только она умеет в полной мере управлять нашими мышцами, правильно напрягать или ослаблять их» [4, с.73]. Таким образом, действие актера на сцене можно рассматривать и как некое средство, позволяющее повысить эффективность и облегчить процесс реабилитации детей с нарушениями здоровья. К тому же специфика коррекции опорно-двигательного аппарата такова, что требует от ребенка немало сил и внимания. Потому дети быстро устают, ленятся, им неинтересно просто выполнять скучные упражнения. Эффективность реабилитации возможна только в психологически комфортных для ребенка условиях, которыми для детей раннего и младшего школьного возраста являются условия игры в том или ином виде. Методами театральной педагогики можно развить фантазию и воображение, а адекватные образы и яркие эмоции позволяют сделать движение более точным и правильным — «каждое наше движение на сцене, каждое слово должно быть результатом верной жизни воображения» [5, с. 96]. Каждое упражнение актерского психофизического тренинга включает фантазию (мысли, образы), чувства (эмоции) и движения. Психо-физический актерский тренинг, разработанный С.В. Клубковым «на основе открытий К.С. Станиславского, построен по биологическому, эволюционному принципу, по принципу развития живой жизни, живой материи: от клетки до сложного организма, от зернышка до взрослого растения. И это самое главное. Тренинг построен таким образом, чтобы избегать оценочного уровня восприятия. Поэтому творческие задания предполагают путь создания образов от невозможного, нереального к знакомому и реальному. Этот путь начинается с создания нереальных существ — с абракадабры — и заканчивается рождением человека» [3, с.58]. Важной составляющей тренинга С.В. Клубкова являются упражнения из цикла «Эволюция». В процессе цикла «эволюции» ребенок проходит стадии становления жизни: одноклеточное существо—растение—насекомое— рыба—земноводное—пресмыкающееся—птица—млекопитающие. Таким образом,соблюдается принцип: «от простого к сложному», что, несомненно, важно в ходе реабилитационных и коррекционных мероприятий. Происходит повторение филогенеза, что способствует онтогенезу данного индивида. В процессе проигрывания всех этих стадий ребенок проходит этапы развития двигательных навыков, необходимых человеку с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Именно поэтому так высок коррекционный потенциал упражнений цикла «Эволюция». Кроме того, данные упражнения требуют высокого уровня внимания, концентрации, способствуют развитию активного воображения, физических качеств и нормализации психической деятельности.
Но следует отметить, что коррекция и реабилитация детей подобным образом возможна лишь при правильном объяснении ребенку понятия действия, предлагаемых обстоятельств, сценического внимания и т. д. Поэтому он должен овладеть хотя бы минимальными навыками актерского мастерства, находиться реально в предлагаемых обстоятельствах, верить в это, чему, собственно, и учит театральная педагогика в рамках дополнительного образования.Таким образом, именно совместное применение лечебно-оздоровительных методов и средств театральной педагогики позволит наиболее эффективно и быстро решать проблемы реабилитации, развития и образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Белов С.Ю. Физиология детей и подростков. Москва, 2003.
[2] Внешкольник, 2008, № 1, с. 21.
[3] Театр, где играют дети, А.Б. Никитина, ред. Москва, 1998.
[4] Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. Москва, «Вагриус», 2000.
[5] Станиславский К.С. Работа актера над собой, Москва, 1998.
[6] Тезисы научно-практической конференции. Институт возрастной физиологии.
[7] Hurkmans E., van der Giesen F.J., VlietVlieland T.P., Schoones J., Van den Ende E.C.Dynamic Exercise Programs (Aerobic Capacity and/or Muscle Strength Training) in Patients with Rheumatoid Arthritis. Cochrane Database Syst Rev, 2009, Oct 7; (4):CD006853. Epub, 2009, Oct 7.
[8] Orlova E.V., Karateev D.E., Kochetkov A.V., Denisov L.N., Surnov A.V. Combined step-by-step rehabilitation of the patients presenting with early-onset rheumatoid arthritis. Vopr Kurortol Fizioter Lech Fiz Kult, 2013 Jan-Feb; (1): 44-50.
[9] Voet N.B., van der Kooi E.L., Riphagen II, Lindeman E., van Engelen B.G., Geurts A.Ch. Strength training and aerobic exercise training for muscle disease. Cochrane Database Syst Rev, 2010 Jan 20; (1): CD003907. Epub, 2010, Jan 20.
Статья поступила в редакцию 01.07.2013
Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом: Коновалова О.Н. Методы театральной педагогики как здоровьесберегающая технология для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Гуманитарный вестник, 2013, вып. 11. http://hmbul.bmstu.ru/catalog/prmed/hidden/134.html
Коновалова Оксана Никитична — ассистент кафедры «Валеология» Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана, аспирант. Область научных интересов: здоровьесберегающие технологии, социальная психология. e-mail: onk@ healtech.org