Научная статья на тему 'МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ РИСКА НЕВОЗВРАТА ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ'

МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ РИСКА НЕВОЗВРАТА ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дзуцева Г.Н., Джабити Ж.В.

В статье исследуются актуальные проблемы, касающиеся дебиторской задолженности, приводятся мероприятия по сокращению рисков, связанных с невозвратом дебиторской задолженности, а также по формированию сбалансированной кредитной политики по отношению к покупателям, способным максимизировать чистый финансовый поток и минимизировать вероятные потери платежеспособности предприятия.This article explores current issues relating to receivables are measures to reduce the risks associated with the non-return of receivables, as well as the formation of a balanced credit policy with respect to customers, able to maximize the net cash flow and minimize the possible loss of the company's solvency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ РИСКА НЕВОЗВРАТА ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ»

Дзуцева Г.Н., к.э.н.

доцент

кафедра «Экономика и управление на предприятии» Северо-Кавказский горно-металлургический институт (горнометаллургический университет)

Джабити Ж.В. магистр 2 курса факультет «Экономический» Россия, г. Владикавказ МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ РИСКА НЕВОЗВРАТА ДЕБИТОРСКОЙ

ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Аннотация: в статье исследуются актуальные проблемы, касающиеся дебиторской задолженности, приводятся мероприятия по сокращению рисков, связанных с невозвратом дебиторской задолженности, а также по формированию сбалансированной кредитной политики по отношению к покупателям, способным максимизировать чистый финансовый поток и минимизировать вероятные потери платежеспособности предприятия.

Ключевые слова: дебиторская задолженность, финансовый менеджмент, управление дебиторской задолженностью.

Abstract: This article explores current issues relating to receivables are measures to reduce the risks associated with the non-return of receivables, as well as the formation of a balanced credit policy with respect to customers, able to maximize the net cash flow and minimize the possible loss of the company's solvency.

Tags: accounts receivable management, financial management, accounts receivable management.

Успешное управление дебиторской задолженностью организации предусматривает формирование комплекса процедур и моделей поведения организации по отношению к дебиторской задолженности, её имеющихся и возможных контрагентов.

Дебиторская задолженность может появиться из-за невыполнения договорных обязательств, из-за переплат по налоговым платежам и сборам, из-за пени и из-за выданных денежных средств под отчёт.

По мнению Шиловой Л.Ф. и Михайлова Е.Е., кредитору для плодотворной и успешной работы с имеющейся дебиторской задолженностью следует классифицировать причины невозврата, исходящие напрямую от должника:

- отсутствие у дебитора возможности погасить долг;

- отсутствие у дебитора желания погасить долг [4, с. 154].

Риск дебиторской задолженности, по мнению Богдановой А.Е.,- риск, связанный с отклонением плановых показателей работы от реальных из-за неисполнения (либо неполного, ненадлежащего исполнения) контрагентом

собственных обязательств перед организацией [5, с. 19-20].

По нашему мнению, недостаточный контроль дебиторской задолженности способен привести к серьезным рискам функционирования и даже стать угрозой существования предприятия, из-за чего ему следует уделить особое внимание. Финансовая служба предприятия должна организовать грамотный контроль состояния дебиторской задолженности, что поможет оперативному взысканию денежных средств, образующих дебиторскую задолженность.

Способом уменьшения риска невозврата дебиторской задолженности выступает оптимизация кредитной политики организации, по факту, предоставление коммерческого кредита клиентам. Например, предоставление экономически нецелесообразных скидок, чётко не определенных сроков кредитования в краткосрочной перспективе способны привести к росту объёмов реализации и дохода. При этом в долгосрочной перспективе подобная кредитная политика способна привести к увеличению безнадежной дебиторской задолженности, к повышению издержек на возврат денежных средств, к снижению доходности и рентабельности. Увеличение условий кредитования, обычно, приводит к появлению риска невозврата задолженности. При невозврате долга компания получит убыток в размере понесенных издержек, которые следует привести к текущей стоимости. Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженностей не должен быть выше «1» и должен обладать тенденцией к снижению. Если данный показатель выше «1» и имеет тенденцию к увеличению, это говорит о том, что компания нуждается в дополнительных денежных средствах для финансового обеспечения дебиторской задолженности.

В связи с этим фирма должна сформировать сбалансированную кредитную политику по отношению к собственным покупателям.

Во время формирования кредитной политики перед менеджментом организации ставится задача, содержание которой заключается в принятии решения о выборе между дополнительной прибылью от увеличения объёмов реализации и вероятными затратами, касающимися увеличения финансовых ресурсов, вложенных в дебиторскую задолженность. Грамотная кредитная политика станет выражаться в увеличении коммерческого кредита до той поры, пока дополнительные доходные поступления от повышения объёмов реализации не станет равняться прибыли, нужной для покрытия затрат по дополнительной дебиторской задолженности, требуемой для достижения подобного объёма реализации.

Среди причин недостаточного или несвоевременного проведения контроля состояния имеющейся дебиторской задолженности в компании следует отметить отсутствие качественных и оперативных сведений.

Дополнительно можно влиять на собственных работников. К примеру, депремировать руководство отделов за дебиторскую задолженность,

просроченную более 3-х месяцев. Это поможет добиться полного контроля за сроками дебиторской задолженности и максимизировать деятельность менеджеров по направлению взаимодействие с дебиторами.

Системы учёта и анализа дебиторской задолженности нужно построить на отслеживании сроков и величины непогашенной дебиторской задолженности. При неуплате клиентом за товары (работы, услуги) в установленный срок сначала следует выяснить причины такой просрочки и ожидаемые сроки её погашения. В будущем это поможет выяснить методы работы с должником так, чтобы, главным образом, защитить интересы собственного предприятия и параллельно сохранить отношения с клиентами. При обнаружении просрочек возможно использование:

- коммуникативных способов (напоминание через звонок по телефону, через отправку сообщения по факсу, почте, с помощью имиджа организации переговоров с топ-менеджментом и т. п.);

- экономические способы (начисление неустойки (штрафы, пени), приостановление поставок товаров, продажа залогового имущества и имущественных прав, возврат товара);

- взаимозачет финансовых ресурсов (при работе с дебитором может быть определено, что у нас есть кредиторская задолженность перед ним, в данном случае, может удастся закрыть часть или полностью все обязательства между собой).

Инкассаторская политика компании должна включать в себя набор вариантов взаимодействия с дебиторами в области возврата долгов или же применять различные формы рефинансирования сложившейся дебиторской задолженности (факторинг, форфейтинг, учёт векселей или их реализацию и т. п.). Также можно применять юридические методы (претензионную деятельность, методы досудебного урегулирования споров или подача иска в суд, открытие дела о банкротстве). С целью погашения имеющейся дебиторской задолженности компаниями могут использоваться также: «не денежные» методы (зачёт взаимных требований, перевод задолженности, уступка права требования, товарообменные операции); получение возмещения по заключённым договорам страхования возможных кредитных рисков; использование услуг коллекторских фирм. Отделяя страхование как метод уменьшения риска, связанного с невозвратом дебиторской задолженности, мы согласились с Стерховым А.П., отмечающим, что наличие страхового полиса стремительно повышает инвестиционную привлекательность бизнеса и увеличивает его безопасность, т. к. платежи по обязательствам плательщика при возникновении его неплатежеспособности обеспечивает страховая организация [6, с. 249].

Сделать максимальной прибыль и минимальными риски потери своей платежеспособности удастся только при условии реализации взаимосогласованной кредитной и инкассаторской политики организации.

Система ответственности и мотивации сотрудников по реализации

товаров и услуг определяет эффективность продаж и оперативность получения платежей. Система ответственности и мотивации работников, занимающихся продажами в пределах системы контроля и управления дебиторской задолженностью должна предполагать в частности следующее:

- выяснение лица или структурного подразделения, ответственного за проведение оперативного контроля дебиторской задолженности;

- формирование должностных инструкций для работников предприятия;

- формирование системы ключевых показателей успешности (КПИ) для выяснения размеров бонусов (штрафов) для своих менеджеров по реализации с учётом непогашения, просрочки платежей и появления дебиторской задолженности, наличия возможностей по возврату приобретённых товаров клиентами и иных условий, непосредственным образом воздействующих на итоги работы компании;

- создание механизма предотвращения мошенничества (технические реализации с последующим возвратом продукции и т. п.) и ошибок у ответственных лиц.

Следует акцентировать внимание и на превентивных способах уменьшения риска невозврата дебиторской задолженности. В данной ситуации следует решать такие задачи:

- выяснение условий реализации, способных обеспечить гарантированное поступление финансовых ресурсов;

- ограничение допускаемого уровня дебиторской задолженности;

- ускорение требования возврата задолженности;

- сокращение задолженности перед бюджетами;

- оценивание упущенных альтернатив от вероятного отвлечения денежных средств в «законсервированную» дебиторскую задолженность.

Итак, системный подход к уменьшению рисков невозврата дебиторской задолженности организации, заключающийся в комплексном использовании всех указанных выше мероприятий, поможет сократить финансовые риски организации.

Использованные источники:

1. Причины возникновения просроченной дебиторской задолженности и ее профилактика. /Шилова Л.Ф., Михайлов Е.Е. //Вестник Тюменского государственного университета. - 2012. - № 11. - С. 153-158.

2. Управление риском дебиторской задолженности коммерческой организации. /Богданова А.Е. //Управленец. - 2013. - № 1 (41). - С. 18-22.

3. Повышение безопасности бизнеса через эффективное управление дебиторской задолженностью. /Стерхов А.П. //Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2014. - № 10 (93). - С. 245256.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.