Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ'

УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕБИТОР / ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / КРЕДИТНЫЕ ЛИМИТЫ / ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ / КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ / АВС-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игнатьева Е.В., Фролова О.Ю., Кулина Е.А.

В статье рассмотрены понятия дебитора и дебиторской задолженности, цели, задачи и политика управления дебиторской задолженностью. Обозначена необходимость ее совершенствования. Приведены примеры мероприятий по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью и методы управления ею специально для российских условий. Также в конце статьи даны обобщенные рекомендации по управлению дебиторской задолженностью.The article deals with the notion of the debtor and receivables, goals, objectives and policies of accounts receivable management. Highlighted the need to improve it. Examples of measures to improve the management of receivables and management methods it specifically for Russian conditions. Also in the end of the article are generalized recommendations for the management of accounts receivable.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ»

студент 4 курса Фролова О.Ю. студент 4 курса Кулина Е.А. студент 4 курса Тольяттинский государственный университет Институт финансов, экономики и управления

Россия, г. Тольятти УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены понятия дебитора и дебиторской задолженности, цели, задачи и политика управления дебиторской задолженностью. Обозначена необходимость ее совершенствования. Приведены примеры мероприятий по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью и методы управления ею специально для российских условий. Также в конце статьи даны обобщенные рекомендации по управлению дебиторской задолженностью.

Ключевые слова. Дебитор, дебиторская задолженность, политика управления дебиторской задолженностью, управление дебиторской задолженностью, кредитная политика, АВС-анализ, кредитные лимиты.

Annotation. The article deals with the notion of the debtor and receivables, goals, objectives and policies of accounts receivable management. Highlighted the need to improve it. Examples of measures to improve the management of receivables and management methods it specifically for Russian conditions. Also in the end of the article are generalized recommendations for the management of accounts receivable.

Keywords. The debtor, accounts receivable, accounts receivable management policy, receivables management, credit policy, ABC analysis, credit limits.

В процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия постоянно осуществляют расчеты: с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, персоналом, подотчетными лицами, прочими дебиторами и кредиторами. Задолженность по всем расчетам должна находиться в рамках допустимых значений. Сомнительная дебиторская задолженность и просроченная кредиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля. Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечении эффективности расчетов с дебиторами и кредиторами. Анализ расчетов с дебиторами и кредиторами имеет жизненно

важное значение для любого предприятия, активно работающего в условиях рыночной экономики.

Проблема дебиторской задолженности становится особенно актуальной в условиях высоких темпов роста инфляции.

Дебитор - это должник (от латинского слова ёеЬйиш - долг, обязанность), одна из сторон гражданско-правового обязательства имущественной связи между двумя или более лицами. [1]

Дебиторская задолженность предприятия - это неотъемлемый элемент деятельности каждойорганизации. Большая доля дебиторской задолженности в структуре активов понижает ликвидность и финансовую устойчивость организации и увеличивает риск финансовых потерь предприятия. Но умение выгодно использовать коммерческий кредитвлияет на рост продаж и доли рынка и, разумеется, положительно воздействует на финансовый результат организации. [2]

Классифицировать дебиторскую задолженность можно на срочную или просроченную.

Срочная - это дебиторская задолженность, срок погашения которой еще не наступил или составляет меньше одного месяца и которая связана с нормальными сроками расчетов, определенными в соглашениях.

Просроченная - это задолженность с нарушением договорных сроков. Отдельно стоит выделить безнадежную дебиторскую задолженность, к которой отнесем текущую дебиторскую задолженность, в отношении которой естьнеуверенность в ее погашении должником или по которой истек срок исковой давности.Долг такого вида продолжает значиться на балансе кредитора, пока есть хоть незначительная уверенность в егоуплате. Списываться же с баланса он будет, когда станет безнадежным. [3]

На уровень дебиторской задолженности влияет множество факторов как объективного, так и субъективного характера. К объективным факторам относятся экономические условия, в которых осуществляется предпринимательская деятельность. К субъективным факторам следует отнести профессиональный уровень финансового менеджера, кредитную политику предприятия, влияющую на реализацию. [4]

Управление дебиторской задолженностью является функцией финансового менеджмента, цель которого- увеличение прибыли предприятия за счёт эффективного применения дебиторской задолженности, как экономического инструмента. [2]

Политика управления дебиторской задолженностью - это часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, которая направлена на увеличение объема сбыта продукции и заключается в оптимизации общейвеличины этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации. [3]

Основная цель совершенствования политики управления дебиторской задолженностью можно считать уменьшениеразмера дебиторской задолженности, т.к. на организацию оказывает негативное влияние и

увеличение размера дебиторской задолженности и резкое ее снижение. Продажа в кредит или отсрочка платежей - дебиторская задолженность является неотъемлемым элементом сбытовой деятельности любого предприятия. Разумное использование взаимных долгов способствует росту продаж. Слишком большая доля дебиторской задолженности в общей структуре активов снижает ликвидность и финансовую устойчивость организации и увеличивает риск финансовых потерь. [5]

Основными целями управления дебиторской задолженностью являются:

• выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;

• определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;

• ускорение востребования долга;

• уменьшение бюджетных долгов;

• оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности; [3]

• установка предельного уровня дебиторской задолженности;

• разработка процедуры быстрого взыскания долга; [6]

• анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты. [4]

Основные задачи политики управления дебиторской задолженностью

это:

• использование наиболее эффективных форм расчетов для сокращения времени движения денежных средств от покупателя к поставщику и расчетных документов от поставщика к покупателю;

• снижение периода оборота дебиторской задолженности;

• увеличение оборачиваемости дебиторской задолженности;

• проведение наиболее эффективной кредитной политики.

Именно полнотой решения этих задач будет определяться

эффективность мероприятий по совершенствованию политики управления дебиторской задолженностью. [5]

Управление дебиторской задолженностью может быть отождествлено с любым другим видом управления как процесс реализации специфических управленческих функций: планирования, организации, мотивации, стимулирования и контроля. [4]

Организация управления дебиторской задолженностью, методов и подходов, этапов зависит от направления деятельности организации и личностных качеств ее руководителя.

Мотивация подразумевает под собой совокупность административных, психологических моментов, определяющих поведение должника.

Контроль дебиторской задолженности включает в себя подготовку стандартов работы, сравнение фактических результатов с подготовленными стандартами. Анализ дебиторской задолженности заключается в исследовании и выделении факторов, влияющих на появление отклонений фактических параметров состояния дебиторской задолженности от стандартов. [3]

Политика управления дебиторской задолженностью особенно важна для обеспечения непрерывной и эффективной текущей деятельности организации. Данную политику обязательно нужно совершенствовать. Особенно необходимо:

• держать под надзоромсоотношение дебиторской и кредиторской задолженностей;

• раскрывать недопустимые виды дебиторской задолженности;

• прогнозировать поступление денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации;

• оценивать реальную стоимость существующей дебиторской задолженности.

Управление дебиторской задолженностью предполагаетконтроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. [5]

Управление дебиторской задолженностью невозможно без кредитной политики. Кредитная политика - это правила, регламентирующие предоставление коммерческого кредита и порядок истребования дебиторской задолженности. Кредитная политика определяется на год, в конце которого проверяется эффективность целей и задач, принятых стандарты, подходов и условий.

Типичная структуратакого документа выглядит следующим образом:

1) цели кредитной политики;

2) типы кредитной политики;

3) стандарты для оценки покупателей;

4) подразделения, которые задействованы в управлении дебиторской задолженностью, и т.д.

В современном мире в условиях жесткой конкуренции вопрос управления дебиторской задолженностью играет важную роль в повышении эффективности управления оборотными активами любой компании. Компании могут инвестировать значительные денежные средства в дебиторскую задолженность, тем самым лишая себя мобильности и возможности осуществлять активную инвестиционную деятельность, снижая ликвидность. Управление дебиторской задолженностью осуществляется посредством разработки кредитной политики, а именно решения вопроса о том, кому предоставлять товарный кредит, на каких условиях и на какой срок. Грамотно разработанная кредитная политика позволяет максимизировать денежный поток и компенсировать риск, принимаемый на

себя компанией, что в конечном счете повышает стоимость компании и благосостояние акционеров. [7]

Цели кредитной политики - это прежде всего повышение эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность, увеличение объема продаж (прибыли от продаж) и отдачи на вложенные средства.

Тип кредитной политики неразрывно связан с типом политики управления оборотными активами. Существует три типа управления оборотными активами - консервативный, умеренный и агрессивный.

Консервативный тип кредитной политики направлен на минимизацию кредитного риска. Применяяданный тип кредитной политики, организацияопределенно сокращает круг покупателей товара в кредит за счет групп повышенного риска, снижает сроки предоставления кредита и его размера, ужесточает условия предоставления кредита и повышает его стоимость, использует жесткие процедуры инкассации дебиторской задолженности.

Умеренный тип кредитной политики организации характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

Агрессивный (мягкий) тип кредитной политики направлен на повышение рентабельности, т.е. максимизацию прибыли через расширение объема сбыта товара в кредит, не смотря на высокий кредитный риск, сопровождающий эти операции. Данный тип кредитной политики реализуется через распространение кредита на более рисковые группы клиентов, увеличение срока предоставления кредита и его объема, снижение стоимости кредита до минимума, предоставление клиентам возможности продления кредитакредита.

В системе кредитных условий следующие элементы:

1) срок кредита (кредитный период), т.е. времядо уплаты за товар;

2) скидки клиентам за быструю оплату;

3) стандарты кредитоспособности клиентов, т.е. финансовое состояние покупателей в кредит;

4) политика штрафов за задержку платежей.

Подразделения, задействованные в управлении дебиторской задолженностью. Важно строгое распределение ответственности за управление дебиторской задолженностью между следующими службами: коммерческой, финансовой и юридической. Коммерческая служба отвечает за реализацию и поступления, финансовая служба - за информационную и аналитическую поддержку, а юридическая служба - за юридическое сопровождение. Важно разделить ответственность между подразделениями, определить действия всех занятых в управлении дебиторской задолженностью сотрудников в регламенте управления дебиторской задолженностью. [4]

Специалисты в области управления финансами вывели мероприятия для совершенствования системы по управлению дебиторской задолженностью специально для российских условий, например:

- отказот партнеров-предприятий с большой степенью риска;

- пересмотр предельногоразмера кредита;

- использование ценных бумаг для выплаты дебиторской задолженности;

- разработка принципов расчетов организации с контрагентами на будущий период;

- выявление финансовых возможностей на предоставление предприятием товарного (коммерческого) кредита;

- определение предельной суммы оборотных активов, переходящих в дебиторскую задолженность по товарному кредиту и по выданным авансам;

- формирование условий для обеспечения истребованиядолга;

- формирование системы штрафных санкций за просрочку обязательств;

- использование современных форм рефинансирования долга;

- диверсификация клиентов с целью уменьшения риска неуплаты. [2]

Существуют основные методы по управлению дебиторской

задолженностью:

- учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности;

- АВС-анализ и ХУ7-анализ в отношении дебиторов;

- анализ задолженности по видам продукции, чтобыопределить невыгодныедля инкассации товары;

- оценка реальной стоимости имеющейся дебиторской задолженности;

- уменьшение дебиторской задолженности на сумму безнадежных долгов;

- контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;

- определение размера скидок при досрочномпогашении долга;

- оценка возможности факторинга. [4]

Открытое Паретто правило гласит, что за подавляющим большинством задолженностей стоит малое количество причин. Такжеего часто называют «20-1о-80», то есть 20 против 80. Пользоваться данным методом лучше поэтапно.Во-первых, определяется сумма общего долга. Затемрассчитывается 80% от полученнойсуммы. Следующий этап требует объединения суммы долга тех клиентов, которые имеют задолженность в 80% от всей суммы - наибольших должников. Таких клиентов, обычно, мало, относительно всего списка должников, но они составляют большую часть задолженности, то есть 80%. К таким клиентам применяется индивидуальный подход. Следуя данной логике выделяются следующие 2 группы должников, где первая будет меньше второй. Этот метод помогает выделить несколько определенных групп должников с определенными

особенностями, сформировать целевые аудитории должников, к которым применяемые методы взыскания долга будут отличаться, что позволит выбирать наиболее эффективные именно для этой категории способы взыскания. Несомненным достоинством этого метода является выделение тех лиц, у которых самая крупная задолженность, с которыми нужно работать в первую очередь. Результатом анализа являются списки должников, с которыми необходимо работать.Метод АВС-анализа применяется в основном при управлении дебиторской задолженностью, которая уже существует.

Во избежание возникновения незапланированных долговых обязательств, существует метод определения кредитных лимитов. Их определение зависит от сферы деятельности организации и утверждаются руководством. Кредитный лимит - это предельный уровень дебиторской задолженностикак в целом для организации, так и по каждому контрагенту или устанавливается для каждого из коммерческих отделов компании, выделенных по отраслевому принципу. Его рассчитывают пропорциональным методом, с учетом прибыли за предыдущий период в совокупном количестве реализованной продукции, услуг или работ.Клиентам, которые сотрудничают с организацией менее 6 месяцев, кредитный лимит устанавливается в размере, не превышающем среднемесячный объем продаж. Если клиент работает с организацией уже более полугода, то для него кредитный лимит устанавливается менеджером в индивидуальном порядке и обязательно утверждается руководством. [3,6]

Для минимизации потерь и увеличения доходности дебиторской задолженности существует много способов, например:

1. Выставление циклично составленных счетов покупателям в разные периоды времени. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов с момента их составления.

2. Направление счетов-фактур покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Выставление счетов за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода. Начисление гонорара авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы.

3. Сезонные датирования выставления счетов.

4. Страхование кредитов. Мера предосторожности от непредвиденных потерь безнадежного долга.

5. Факторинг. Возможность продать право на истребование дебиторской задолженности, при условии, что это приведет к чистой экономии. [1]

Выведем обобщенные рекомендации по управлению дебиторской задолженностью:

1) установление контроля за расчетами с покупателями;

2) наблюдение за соотношением дебиторской и кредиторской задолженностей;

3) использование скидочной системы при долгосрочной оплате. Чтобы увеличить скорость платежей возможно усовершенствовать систему расчетов, своевременно оформлять расчетные документы, вводить практику предоплаты, применять вексельную форму расчетов. [4]

Использованные источники:

1. Брунгильд С. Г. Управление дебиторской задолженностью//Астрель-2013г. С-256.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. http://studopedia.info/2-59351.html

3. http ://www.marketch.ru/notes_on_marketing/accounts_receivable/management _receivables/

4. http://www.e-reading.club/bookreader.php/98788/Ermasova_-_Finansovyii_menedzhment_konspekt_lekciii.html

5. Цели и задачи управления дебиторской задолженностью / Е. А. Приходько, И. В. Разумович // Экономика и эффективность организации производства. Сборник научных трудов по итогам международной научно-технической конференции. Выпуск 7. - Брянск: БГИТА, 2007. - с. 48-51.

6. http ://biznes-prost.ru/metody-upravleniya-debitorskoj -zadolzhennostyu.html

7. Коваленко О. Г. Управление финансовой устойчивостью предприятия//Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 13-16.

Каширин К.А. студент 4го курса Национальный исследовательский университет «МИЭТ» Россия, г. Москва

ОСОБЕННОСТИ ОВЕРДРАФТА КАК МЕХАНИЗМА ПОГАШЕНИЯ ТЕКУЩИХ РАСЧЕТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация

В данной статье рассмотрены особенности использования банковского овердрафта для погашения текущих расчетов предприятия при недостатке денежных средств на его расчетном счете. Выявлены различия между банковским овердрафтом и банковским краткосрочным кредитом.

Ключевые слова

Банковский овердрафт, кредитование счета, лимит овердрафта, краткосрочное кредитование, технический овердрафт

В связи с разницей во времени поступления платежей за товары и услуги и наступления сроков погашения текущих платежей предприятие может оказаться в ситуации, когда на расчетном счете не хватает средств для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.