Научная статья на тему 'МЕТОДЫ РЕИНЖИНИРИНГА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

МЕТОДЫ РЕИНЖИНИРИНГА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АВИАСТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / РЕИНЖИНИРИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калачанов В. В., Клеев И. В., Рыжко Н. А., Бехтин В. А., Зенин А. И.

Авторами исследования была проведена критическая оценка эффективности практического применения систем в области управления качеством. Определено, что программно-аппаратный инструментарий, который направлен на повышение уровня оптимизации организационных процессов является неполным. В статье обосновываются преимущества от использования процессного подхода при повышении уровня оптимизации структуры бизнес-процессов (БП), которые в первую очередь применяются в основной деятельности авиастроительных предприятий. Сделан вывод о том, что изменение существующей на авиастроительном предприятии системы управления может быть эффективно только в случае её взаимосвязанности со стратегическим уровнем управления предприятием. Четкие бизнес-процессы, у которых отсутствует противоричевость и которые обладают высоким уровнем адаптации в постоянно меняющейся конъюнктуре рынков, в совокупности с верно определенными стратегическими приоритетами предприятия, желаемыми экономическими показателями, реструктуризированные путем использования реинжиниринга, могут стать драйвером экономического роста авиастроительного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Калачанов В. В., Клеев И. В., Рыжко Н. А., Бехтин В. А., Зенин А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS PROCESS REENGINEERING TECHNIQUES IN THE AIRCRAFT MANUFACTURING INDUSTRY

The authors of the study carried out a critical assessment of the effectiveness of the practical application of systems in the field of quality management. It was determined that the software and hardware tools aimed at increasing the level of optimization of organizational processes is incomplete. The article substantiates the advantages of using the process approach while increasing the level of optimization of the structure of business processes (BP), which are primarily used in the main activities of aircraft manufacturing enterprises. It is concluded that the change in the existing management system at an aircraft building enterprise can be effective only if it is interconnected with the strategic level of enterprise management. Clear business processes that do not have anti-riches and that have a high level of adaptation in the constantly changing market conditions, together with correctly defined strategic priorities of the enterprise, desired economic indicators, restructured through the use of reengineering, can become a driver of economic growth of an aircraft building enterprise.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ РЕИНЖИНИРИНГА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

Методы реинжиниринга бизнес-процессов в авиастроительной отрасли промышленности

Калачанов Виктор Вячеславович,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» [email protected]

Клеев Иван Владимирович,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» [email protected]

Рыжко Наталия Андреевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» [email protected]

Бехтин Владимир Анатольевич,

старший преподаватель кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» [email protected]

Зенин Артем Игоревич,

старший преподаватель кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» [email protected]

Авторами исследования была проведена критическая оценка эффективности практического применения систем в области управления качеством. Определено, что программно-аппаратный инструментарий, который направлен на повышение уровня оптимизации организационных процессов является неполным. В статье обосновываются преимущества от использования процессного подхода при повышении уровня оптимизации структуры бизнес-процессов (БП), которые в первую очередь применяются в основной деятельности авиастроительных предприятий.

Сделан вывод о том, что изменение существующей на авиастроительном предприятии системы управления может быть эффективно только в случае её взаимосвязанности со стратегическим уровнем управления предприятием. Четкие бизнес-процессы, у которых отсутствует противоричевость и которые обладают высоким уровнем адаптации в постоянно меняющейся конъюнктуре рынков, в совокупности с верно определенными стратегическими приоритетами предприятия, желаемыми экономическими показателями, реструктуризированные путем использования реинжиниринга, могут стать драйвером экономического роста авиастроительного предприятия. Ключевые слова: авиастроительная отрасль промышленности, бизнес-процесс, реинжиниринг.

На современном этапе экономического развития с большой уверенностью можно сказать о том, что обеспечение высокого уровня эффективности деятельности системы управления предприятиями авиастроительной отрасли требует от их руководства повышения уровня информатизации (автоматизации) ключевых бизнес-процессов предприятия на всех этапах жизненного цикла продукции [4, а 186].

Фундаментом системы управления качеством на авиастроительных предприятиях Российской Федерации считается система менеджмента качеством (СМК) предприятия, которая разработана согласно требованиям МС ИСО 9000:2008. Вместе с тем, исключительным требованием для деятельности предприятий авиастроительной отрасли является использование СМК согласно требованиям ГОСТ Р ЕН 9100-2011, который содержит все ключевые минимальные требования к уровню стабильности управления качеством на любом авиастроительном предприятии [1].

До недавнего времени, одним из основных путей развития системы управления предприятия считалось совершенствование системы управления предприятием на основе СМК [3,7].

На сегодняшний же день, данный тезис является неочевидным, так как отсутствуют какие-либо прямые доказательства повышения эффективности управления предприятием благодаря использованию СМК. К тому же, можно сказать, что СМК не приводит к появлению конкурентных преимуществ у предприятия.

Внедрение СМК подразумевает наличие документации системы управления и тотальное документирование деятельности. Очевидно, что в подобной ситуации наступают проблемы, связанные с тем, что документация не в полной мере соответствует реальному положению дел предприятия, актуальности его бизнес-процессов, а также его основной деятельности. Таким образом, это приводит к тому, что её внедрение будет неэффективно, что отражается в формальном внедрении СМк с высоким содержанием дополнительной документации, не обладающей возможностью её применения на практике.

На наш взгляд, необходимо также отметить тот факт, что СМК на сегодняшний день не обладает полноценной связи с существующими в России требованиями стандартов. В связи с чем, некоторые отечественные специалисты определяют текущее положение СМК в России, как удовлетворительное [2].

Таким образом, значительное число разногласий с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001, вызывает появление новых проблем, связанных с формированием единой по применению и анализу СМК на авиастроительном предприятии.

Однако нельзя отрицать и того факта, что СМК в случае необходимости может обеспечить высокий уровень

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м

сч

0 сч

СП

01

о ш Ш X

<

т о х

X

оптимизации функциональных областей в рекордно короткие сроки, что позволяет более эффективно провести оптимизацию существующих организационных процессов на авиастроительном предприятии.

Но обеспечиваемый высокий уровень оптимизации функциональных областей является скорее формальным в связи с тем, что повышение уровня их автоматизации требует большего объема затрат на связь между единицами производственных цепочек авиастроительных предприятий. По мнению некоторых специалистов, инновационные информационные технологии, а также программные продукты при высоком уровне автоматизации внешне устраняют структурные проблемы, но на деле - они всего лишь устраняют следы их проявления.

В связи с чем, наиболее эффективным средством повышения эффективности системы управления предприятием является максимальновозможное снижение числа внутренних организационных интерфейсов, а также дальнейшем проведением анализа бизнес-процессов авиастроительного предприятия.

Теоретические подходы к управлению бизнес-процессами не являются чем-то новым, а даже наоборот, получили активное развитие на отечественных предприятиях. Хотелось бы отметить, что аналогично развитию инновационных технологий происходит и эволюция подходов к управлению предприятиями.

По мнению З. Г. Сангадиева и Ч. З. Сангадиева [6], на текущий момент наблюдается «вторая волна» интереса к методам повышения эффективности бизнес-процессов на авиастроительных предприятиях в современной истории России, или фактически «третья волна», включая СССР. Так, основоположником оптимизации производственных процессов на авиастроительных предприятиях был А. Н. Туполев, который сформировал такой тип управления, при котором наблюдается активное повышение эффективности технологических процессов в совокупности с интенсивным проведением НИОКР в области самолетостроения [5].

Очевидно, что текущие тенденции в области авиастроения свидетельствуют о росте требований к используемым в отрасли информационным технологиям. Несмотря на то, что качество продукции отечественного авиастроения является примерным, экономический курс на импортозамещения также повышает требования к их качеству.

Таким образом, авиастроительной отрасли промышленности в условиях санкционного давления, а также неординарностью конкуренции, необходимо активнее внедрять инновационные технологии и решения, направленные на повышение их конкурентоспособности и качества выпускаемой продукции [4, с. 188].

Очевидно, что внедрение процессного подхода на авиастроительных предприятиях не может быть быстрым и эффективным. История её внедрения и развития схожа с историей внедрения СМК. Значительное число авиастроительных предприятий внедряя процессных подход останавливаются после описательной части и частичной автоматизации существующих БП, что не является полноценным внедрением.

По нашему мнению, для эффективного внедрения процессного подхода необходимо обеспечить высокий уровень организации цикла управления бизнес-процессами авиастроительного предприятия, при которой будут достигнуты следующие цели:

- полностью изучены существующие на авиастроительном предприятии бизнес-процессов;

- проведено моделирование данных бизнес-процессов, а также проведена их структуризация;

- реализация данных бизнес-процессов регламинти-руется;

- обеспечение контроля за уровнем исполнения бизнес-процессов;

- активный мониторинг расчетных значений эффективности бизнес-процессов, а также их соотношение с плановыми показателями;

- определение как концепции совершенствования бизнес-процессов авиастроительного предприятия, так и его источников.

Ниже нами будут представлены ключевые методы процессного управления, которые были выделены для того, чтобы определить какой из методов будет обладать высоким уровнем эффективности, соответствовать целям реинжиниринга бизнес-процессов на предприятии и др. (рисунок 1).

Рисунок 1 - Ключевые методы процессного управления, которые применяются при реструктуризации предприятий Источник: составлено авторами

Выделенные выше методы процессного управления при их комплексном использовании в единой интегрированной структуре в той или иной степени определяет возможные перспективы реинжиниринга бизнес-процессов авиастроительного предприятия. Вместе с тем, существует высокая вероятность достижения мультипликативного эффекта при их объединении и внедрении. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что это позволит повысить уровень эффективности основной деятельности авиастроительного предприятия благодаря реинжинирингу бизнес-процессов с учетом существующих спефицических условий деятельности данных предприятий.

В целом же, можно сказать, что реинжиринг бизнес-процессов в рамках повышения эффективности системы управления авиастроительного предприятия, является проектной деятельностью, направленной на реструктуризацию организационной, экономической и даже корпоративной информационных систем, которые являются элементами интегрированной структуры. Отметим, что данная деятельность в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к исполнению и документированию основных этапов жизненного цикла определенного проекта авиастроительного предприятия.

Вместе с тем, авиастроительные предприятия занимаются выпуском технологически сложной продукции, в связи с чем, вырастает и сложность проведения ренжи-ниринга их бизнес-процессов. Так, значительное число связанных друг с другом бизнес-процессов требует более равномерного распределения ресурсов. Кроме того, повышение уровня сложности реинжиниринга также

обусловлено системностью задач в рамках перепроектирования организационно-экономической системы.

В данном случае, основной упор при проведении реинжиниринга бизнес-процессов на авиастроительных предприятиях основывается на успешном формировании информационной системы, что обеспечит эффективность реструктуризации организационно-экономической системы. Таким образом, реинжиниринг бизнес-процессов оказывает влияние не только на трансформацию бизнес-процессов, но также и положительно сказывается на изменении организационно-экономической системы, обеспечивая равномерность развития всех ключевых её элементов.

Определено, что в условиях, когда бизнес-процессы уже были подвергнуты реинжинирингу, необходимо обеспечить эффективный мониторинг их исполнения, а также в дальнейшем анализировать их для соотношения с ключевыми критериями эффективности деятельности авиастроительного предприятия. Верный анализ измененных бизнес-процессов позволит руководству предприятий повысить скорость принятия решений по бизнес-процессам для обеспечения высокого уровня их адаптации к внешним условиям. Для чего, в рамках данного анализа планируется наблюдение за следующими компонентами:

- экономические показатели от внедренного или измененного бизнес-процесса на предприятии;

- соотношение текущих показателей от внедрения или изменения бизнес-процесса с его плановыми значениями;

- оценка эффективности бизнес-процессов на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что изменение существующей на авиастроительном предприятии системы управления может быть эффективно только в случае её взаимосвязанности со стратегическим уровнем управления предприятием. Ясные бизнес-процессы, у которых отсутствует противоричевость и которые обладают высоким уровнем адаптации в постоянно меняющейся конъюнктуре рынков в совокупности с верно определенными стратегическими приоритетами предприятия, желаемыми экономическими показателями, реструктуризированные путем использования реинжиниринга, могут стать драйвером экономического роста авиастроительного предприятия.

Литература

1. Барвинок В. А., Чекмарёв А. Н., Еськина Е. В. Управление качеством на предприятиях авиационно-космического кластера на основе стандартизации // Вектор науки ТГУ. - 2014. - №3.

2. Бурлаченко А.В., Писарев В.Н. Система менеджмента качества испытательных подразделений // НиКа. - 2010. - №1. - С.413-414.

3. Злобин В.П., Шмайлов А.Л. Цели и преимущества процессно-ориентированной СМК // Методы менеджмента качества. - 2009. - №9. - С.9-14.

4. Лутфуллин Р. Я., Тюрганов А. Г., Сафин Э. В., Га-лимов А.К. Подход к управлению предприятием авиационного машиностроения на базе продукционной модели бизнес-процессов// Вестник УГАТУ. - 2012. - №5 (50). -С.185-190.

5. Ригмант В.Г., Черёмухин Г.А., Гордон Е.И. Туполев. Полёт в будущее». - М.: ООО «ИИГ Полигон-Пресс», 2010.

6. Сангадиев З.Г., Сангадиев Ч.З. Разработка модели оптимизации бизнес-процессов на авиационном предприятии// Вестник СибГАУ. - 2012. - №3 (43). -С.198-201.

7. Серенков П.С., Курьян А.Г., Соломахо В.Л. Методы менеджмента качества. Методология описания сети процессов: монография. - Минск: БНТУ, 2006. - 484 с.

8. Henry J. Johansson et al. Business Process Reengineering: Breakpoint Strategies for Market Dominance. John Wiley & Sons, 1993.

Business Process Reengineering Techniques in the Aircraft Manufacturing Industry

Kalachanov V.V., Kleev I.V., Ryzhko N.A., Bekhtin V.A., Zenin A.I.

Moscow Aviation Institute (National Research University)

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10,

Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_

The authors of the study carried out a critical assessment of the effectiveness of the practical application of systems in the field of quality management. It was determined that the software and hardware tools aimed at increasing the level of optimization of organizational processes is incomplete. The article substantiates the advantages of using the process approach while increasing the level of optimization of the structure of business processes (BP), which are primarily used in the main activities of aircraft manufacturing enterprises. It is concluded that the change in the existing management system at an aircraft building enterprise can be effective only if it is interconnected with the strategic level of enterprise management. Clear business processes that do not have anti-riches and that have a high level of adaptation in the constantly changing market conditions, together with correctly defined strategic priorities of the enterprise, desired economic indicators, restructured through the use of reengineering, can become a driver of economic growth of an aircraft building enterprise. Keywords: aircraft manufacturing industry, business process, reengineering References

1. Barvinok VA, Chekmarev AN, Eskina EV Quality management at the en-

terprises of the aviation and space cluster on the basis of standardization // Vector science TSU. - 2014. - No. 3.

2. Burlachenko A.V., Pisarev V.N. Quality management system of testing sub-

divisions // NIKA. - 2010. - No. 1. - S.413-414.

3. Zlobin V.P., Shmailov A.L. Goals and advantages of process-oriented QMS

// Quality management methods. - 2009. - No. 9. - P.9-14.

4. Lutfullin R. Ya., Tyurganov A. G., Safin E. V., Galimov A. K. An approach

to the management of an aviation engineering enterprise based on the production model of business processes // Vestnik USATU. - 2012. - No. 5 (50). - S. 185-190.

5. Rigmant V.G., Cheremukhin G.A., Gordon E.I. Tupolev. Flight to the future

". - M .: LLC "IIG Polygon-Press", 2010.

6. Sangadiev ZG, Sangadiev Ch.Z. Development of a model for optimizing

business processes at an aviation enterprise // Bulletin of SibGAU. -2012. - No. 3 (43). - S. 198-201.

7. Serenkov P.S., Kurian A.G., Solomakho V.L. Quality management meth-

ods. Methodology for describing a network of processes: monograph. -Minsk: BNTU, 2006 .-- 484 p.

8. Henry J. Johansson et al. Business Process Reengineering: Breakpoint

Strategies for Market Dominance. John Wiley & Sons, 1993.

X X О го А С.

X

го m

о

ю

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 О

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.