ПСИХОЛОГИЯ Головин А.А.
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ У СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Воронежский экономико-правовой институт, г. Старый Оскол
Ключевые слова: студенты, рефлексия, учебный процесс.
Keywords: students, reflection, learning process.
Аннотация: в статье рассматриваются психолого-педагогические методы развития рефлексии у студентов в учебном процессе.
Abstract: The article deals with the psychological and pedagogical methods of reflection of the students in the learning process.
Учебная деятельность подразумевает разрешение проблемно-конфликтных ситуаций в условиях совместной деятельности, профессионализацию студентов, определение своего уровня соответствия знаний. Наиболее действенным механизмом, обеспечивающим развитие личности в процессе учебной деятельности, преодоления конфликтных ситуаций в учебной группе, является рефлексия.
Рефлексия представляет собой особое оперирование субъекта с собственным сознанием, порождающее в результате идеи об этом сознании, рефлексивный компонент выступает как фактор организации мышления через определение направленности познавательной активности субъекта; рефлексия рассматривается как возможность «выхода» из процесса осуществления деятельности и как возможность дальнейшего проектирования на основе рефлексии будущего шага развития деятельности [1, с.67].
К рефлексии относят осознание человеком своих действий, своего «Я», а также внутреннего мира людей, совместно с которыми он осуществляет групповую деятельность [2, с.44].
Мы будем рассматривать рефлексию, как явление находящееся в сфере сознания учащегося, в следствии переосмысления своей деятельности и тех изменений которые произошли в мыслительной деятельности.
Задача педагога сформировать стремление к самоактуализации, познавательные потребности, анализ и осмысление поведения в различных ситуациях, прогнозирование последствий собственных
действий, что являются условиями развития личностной рефлексии студентов.
В учебной деятельности педагогу рекомендуется выявлять уровень коллективной и коммуникативной рефлексии и уровень личностной рефлексии студентов. Данные уровни и условия развития рефлексии необходимы для формирования и совершенствования учебного процесса, разработки и построения программ по развитию рефлексивных способностей, направленных на профессиональную актуализацию и развитие профессионально-личностных особенностей молодых специалистов. Программы, разработанные на основе данных полученных от студентов об уровнях развития рефлексивных навыков, необходимо использовать в процессе последующего обучения в высших учебных заведения для формирования профессиональных качеств студентов, на протяжении всего процесса обучения [3, с.36].
А.Б. Воронцов писал, что без анализа собственных действий невозможна их коррекция и движение вперед [4,с.45].
В педагогической литературе является дискуссионным вопрос о том, должен ли учитель обязательно обладать развитой способностью к рефлексии для воспитания рефлексии у учащихся. Н.Ю. Посталюк [5, с.25] видит прямую зависимость развития данного качества учащихся от рефлексивной активности самого учителя. Г.А. Цукерман, напротив, говорит о том, что научить рефлексии не возможно, педагог может лишь помочь научиться рефлексии своим студентам [6, с.57].
А.Б. Воронцов, придерживается мнения о том, что рефлексии обучить может лишь педагог-руководитель, который сам обладает высоким уровнем развития данного качества. По его мнению, управленческая рефлексия трехслойна: одна ее часть связана с рефлексивным анализом действий исполнителей (учащихся), другая - с рефлексией учебной ситуации и третья обращена к рефлексии собственных действий руководителей (учителей) [4, с.49].
Система развития профессиональной рефлексии будущих специалистов представлена Л.Н. Борисовой в виде следующей последовательности: развитие направленности студентов на рефлексивную профессиональную деятельность (формирование потребностей, мотивов, ценностных ориентации), стремления к реализации нововведений и инноваций, готовности действовать в ситуациях с высокой степенью неопределенности; включенность студентов в процесс решения нестандартных профессиональных задач; формирование способностей к переосмыслению своих личностных и профессиональных стереотипов, адекватной самооценки, самоанализа
профессионального роста, без чего невозможна положительная динамика развития рефлексии [7, с.18].
Важно, чтобы в учебном процессе для будущих специалистов были созданы условия для самостоятельного определения и осознания мотивов, целей, выбора средств своей деятельности, рефлексии результатов; а также осуществлялся перевод учебных и профессиональных проблем в жизненно важные проблемы студента. Отношения преподавателей со студентами должны строиться исключительно на основе доверия, открытости, диалога, для создания позитивной атмосферы, в которой могла бы развиваться и протекать рефлексия. Мы придерживаемся мысли, что студент состоится как профессионал, только в том случае, если он будет владеть своей деятельностью и будет способен ее осуществлять уже в процессе обучения. Познавательная деятельность студента должна быть адекватной профессиональной деятельности, т.е. должна воспроизводить в себе черты той профессиональной деятельности, к которой готовится специалист [8, с.5].
На сегодняшний день студентам не достаточно посещать лекции, конспектировать преподаваемую им информацию и на основе этого сдавать зачёты и экзамены. Залогом будущего профессионального успеха, для учащихся является постоянно поддерживаемый интерес к выбранной профессии, к получаемым знаниям. В процессе учебной деятельности у студента должна выработаться собственная стратегия обучения, получения знаний, которая впоследствии переходит на его профессиональную деятельность. Вся получаемая информация в процессе обучения должна проецироваться на его будущую профессиональную деятельность. Именно осознание важности получаемых знаний даёт ту мотивацию в процессе обучения, которая необходима для формирования будущего специалиста [9, с.14].
Результатом рефлексивной деятельности является развитие и изменение учащегося, смена позиции, занимаемой им в учебной деятельности, активизация его как субъекта деятельности. Так формируется развивающее учение, когда содержание обучения превращается из цели в средство развития способности учиться, происходит не просто передача способа, не просто создание ситуации взаимодействия, а создание условий для проявления творческой природы развития психики, в том числе через образовательные ситуации [3, с.38].
Исследователи отмечают, что развитие профессиональной рефлексии осуществляется на основе личностной рефлексии, поэтому условия создаваемые преподавателем должны быть направлены:
1. На формирование личностной рефлексии, через погружение студентов в себя;
2. На формирование собственно профессиональной педагогической рефлексии, через погружение в профессиональную деятельность [10, с.13].
Исходя из вышеизложенного, мы бы хотели описать некоторые виды обучения, которые помогают не только выявлять, но формировать и развивать рефлексивные способности учащихся.
Хорошо применяется рефлексивный подход к профессиональному обучению через чтение лекции, которое сопровождается так называемыми интерактивными заданиями, снабжено наглядными средствами. Лекция, построенная таким образом, начинает провоцировать мысли учащихся, стимулирует их рефлексию.
Другим методом развития профессиональной рефлексии у студентов является метод сократической беседы. В нем заложен мощный механизм, запускающий рефлексию. Преподаватель обращается с вопросами к аудитории, подвергает сомнению какую-либо информацию, концепцию, методологию по предметному вопросу, при этом сам не предоставляя готовых ответов, тем самым вовлекая своих собеседников в пространство рефлексии.
В преподавании активно должны быть задействованы различные средства, стимулирующие рефлексивное мышление - групповые дискуссии, методы структурированных бесед, деловые игры и семинары.
Целесообразно использование упражнений и заданий, помогающих участникам освободиться от рамок традиционного мышления и сделать новые открытия для улучшения ежедневной работы по освоению учебных курсов [3, с.38].
Исходя из сказанного, формирование профессиональной рефлексии должно осуществляться с перехода от учебной деятельности студентов к профессиональной, т.е. постепенного изменения, трансформации личностной позиции в профессионально-личностную. Возможность такого перехода А.А. Вербицкий видит в квазипрофессиональной деятельности, где моделируются, т.е. воспроизводятся в условиях обучения, с той или иной мерой адекватности процессы и явления, происходящие в реальной профессиональной деятельности. В основе моделирования будущей профессиональной деятельности лежит деловая игра. В игре каждый участник усваивает абстрактные, знаковые по форме знания в реальных процессах подготовки и принятия решений, регуляции игровых и учебных действий. Принимая нормы отношений в коллективе будущих специалистов, подчиняясь
им, согласуя личные интересы с интересами других участников, каждый студент находится в активной социальной позиции и формируется как профессионал [10, с.45]. Формирование профессиональной рефлексии - это не стихийный, а планомерный, целенаправленные процесс, который включает в себя ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов. Л.Н.Борисова теоретически исследовала и экспериментально доказала следующую логику этапов формирования профессиональной рефлексии:
1 этап - самопознание, на котором производится развитие общей технологии творческого поиска, выяснение личностной рефлексивной позиции студента, оценка себя как личности.
2 этап - самосозидание. На данном этапе происходит трансформация личностной позиции студента в педагогическую позицию, проектирование себя в будущей педагогической деятельности (Я - педагог).
3 этап - самореализация способностей к организации образовательного пространства, рефлексии профессиональной деятельности, развитие креативности и осознания себя как творческой личности [7, с.24].
Согласно мнению разработчиков рефлексивных техник обучения, постоянное самооценивание, самоорганизация, сопоставление собственных достижений разных временных периодов способно привить ученику привычку к самоанализу и планированию своей деятельности, мотивированному профессиональному развитию. Поэтому применение рефлексивных методов обучения представляется необходимым в особенности на психологических факультетах. Кроме того, использование рефлексивных методов обучения оправдано уже тем, что они дают простор для творчества и самореализации преподавателю [3, с.39].
Конечно, рефлексивная модель обучения требует ответственности, постоянного напряжения ума, критического взгляда на вещи, импровизации.
Список литературы:
1. Жукова Н.В. Единство антиципации и рефлексии как психологический механизм регуляции мышления студента в контекстном обучении / Н.В. Жукова // Дисссертация канд. психол. наук. - М., 2000. - 137с.
2. Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью / Е.И. Машбиц // Дисссертация д-ра психол. наук. -Киев, 1988 . - 224с.
3. Пантелеева В.В. К проблеме использования рефлексивных методов обучения / В.В. Пантелеева // RELGA - научно-культурологический журнал широкого профиля. 2006. - №16. - С.31-40
4. Вульфов Б.З. Рефлексия: учить, управляя / Б.З. Вульфов // Мир образования. 1997. - №1. - С.63-65
5. Реан А.А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога / А.А. Реан // Вопросы психологии. 1990. - №2. - С.77-81
6. Пидкасистый П.И. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / П.И. Пидкасистый. - М., 1998. - 414с.
7. Ботвинников А.Д. Организация и методика педагогических исследований / А.Д.Ботвинников. - М., 1981. - 43с.
8. Бондаренко Т. А. Педагогические условия формирования рефлексивной культуры у студентов: Атореф. дисс. канд. пед. наук / Т.А. Бондаренко. - Магнитогорск, 1999. - 23с.
9. Иванцивская Н.Г. Повышение уровня педагогической рефлексии как основа непрерывной инновационной деятельности преподавателя: автореф. дисс. канд. пед. наук / Н.Г. Иванцивская. - Новосибирск, 1999. - 17с.
10. Вербицкий А.А. Контекстное обучение в компетентностпом подходе / А.А. Вербицкий // Высшее образование в России. 2006. -№11. - С.39-46.
Зайцева В. А.
ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТЕХНОЛОГИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж
Ключевые слова: психологический барьер, психологические технологии преодоления барьеров.
Keywords: psychological barrier, psychological techniques to overcome barriers.
Аннотация: В статье дана краткая характеристика психологических барьеров преподавателя вуза, на основе теоретического анализа дано авторское определение понятия «психологические технологии преодоления барьеров».
Abstract: This paper gives a brief characterization of the psychological barriers of university teachers, describes the different types, forms of their manifestation, based on the theoretical analysis given the author's definition of the concept of "psychological techniques to overcome barriers.