ПСИХОЛОГИЯ Головин А. А.
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ У СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: рефлексия, студенты, учебный процесс, будущие специалисты.
Аннотация: в статье рассматриваются современные методики развития профессиональной рефлексии у студентов в учебном процессе.
Keywords: reflection, students, the learning process, the future specialists.
Abstract: The article deals with modern methods of professional reflection of the students in the learning process.
Учебная деятельность подразумевает разрешение проблемно-конфликтных ситуаций в условиях совместной деятельности, профессионализацию студентов, определение своего уровня соответствия знаний. Наиболее действенным механизмом, обеспечивающим развитие личности в процессе учебной деятельности, преодоления конфликтных ситуаций в учебной группе, является рефлексия.
Рефлексия представляет собой особое оперирование субъекта с собственным сознанием, порождающее в результате идеи об этом сознании, рефлексивный компонент выступает как фактор организации мышления через определение направленности познавательной активности субъекта; рефлексия рассматривается как возможность «выхода» из процесса осуществления деятельности и как возможность дальнейшего проектирования на основе рефлексии будущего шага развития деятельности.
К рефлексии относят осознание человеком своих действий, своего «Я», а также внутреннего мира людей, совместно с которыми он осуществляет групповую деятельность.
Мы будем рассматривать рефлексию, как явление, находящееся в сфере сознания учащегося, вследствие переосмысления своей деятельности и тех изменений, которые произошли в мыслительной деятельности.
Задача педагога сформировать стремление к самоактуализации, познавательные потребности, анализ и осмысление поведения в различных ситуациях, прогнозирование последствий собственных действий, что являются условиями развития личностной рефлексии студентов.
В учебной деятельности педагогу рекомендуется выявлять уровень коллективной и коммуникативной рефлексии и уровень личностной рефлексии студентов. Данные уровни и условия развития рефлексии необходимы для формирования и совершенствования учебного процесса, разработки и построения программ по развитию рефлексивных способностей, направленных на профессиональную актуализацию и развитие профессионально-личностных особенностей молодых специалистов. Программы, разработанные на основе данных полученных от студентов об уровнях развития рефлексивных навыков, необходимо использовать в процессе последующего обучения в высших учебных заведения для формирования профессиональных качеств студентов, на протяжении всего процесса обучения.
А.Б.Воронцов писал, что без анализа собственных действий невозможна их коррекция и движение вперед.
В педагогической литературе является дискуссионным вопрос о том, должен ли учитель обязательно обладать развитой способностью к рефлексии для воспитания рефлексии у учащихся. Н.Ю. Посталюк видит прямую зависимость развития данного качества учащихся от рефлексивной активности самого учителя. Г.А. Цукерман, напротив, говорит о том, что научить рефлексии не возможно, педагог может лишь помочь научиться рефлексии своим студентам.
А.Б. Воронцов, придерживается мнения о том, что рефлексии обучить может лишь педагог-руководитель, который сам обладает высоким уровнем развития данного качества. По его мнению, управленческая рефлексия трехслойна: одна ее часть связана с рефлексивным анализом действий исполнителей (учащихся), другая - с рефлексией учебной ситуации и третья обращена к рефлексии собственных действий руководителей (учителей).
Система развития профессиональной рефлексии будущих специалистов представлена Л.Н.Борисовой в виде следующей последовательности: развитие направленности студентов на рефлексивную профессиональную деятельность (формирование потребностей, мотивов, ценностных ориентации), стремления к реализации нововведений и инноваций, готовности действовать в ситуациях с высокой степенью неопределенности; включенность студентов в процесс решения нестандартных профессиональных задач;
формирование способностей к переосмыслению своих личностных и профессиональных стереотипов, адекватной самооценки, самоанализа профессионального роста, без чего невозможна положительная динамика развития рефлексии.
Важно, чтобы в учебном процессе для будущих специалистов были созданы условия для самостоятельного определения и осознания мотивов, целей, выбора средств своей деятельности, рефлексии результатов; а также осуществлялся перевод учебных и профессиональных проблем в жизненно важные проблемы студента. Отношения преподавателей со студентами должны строиться исключительно на основе доверия, открытости, диалога, для создания позитивной атмосферы, в которой могла бы развиваться и протекать рефлексия. Мы придерживаемся мысли, что студент состоится как профессионал, только в том случае, если он будет владеть своей деятельностью и будет способен ее осуществлять уже в процессе обучения. Познавательная деятельность студента должна быть адекватной профессиональной деятельности, т.е. должна воспроизводить в себе черты той профессиональной деятельности, к которой готовится специалист.
На сегодняшний день студентам не достаточно посещать лекции, конспектировать преподаваемую им информацию и на основе этого сдавать зачёты и экзамены. Залогом будущего профессионального успеха, для учащихся является постоянно поддерживаемый интерес к выбранной профессии, к получаемым знаниям. В процессе учебной деятельности у студента должна выработаться собственная стратегия обучения, получения знаний, которая впоследствии переходит на его профессиональную деятельность. Вся получаемая информация в процессе обучения должна проецироваться на его будущую профессиональную деятельность. Именно осознание важности получаемых знаний даёт ту мотивацию в процессе обучения, которая необходима для формирования будущего специалиста.
Результатом рефлексивной деятельности является развитие и изменение учащегося, смена позиции, занимаемой им в учебной деятельности, активизация его как субъекта деятельности. Так формируется развивающее учение, когда содержание обучения превращается из цели в средство развития способности учиться, происходит не просто передача способа, не просто создание ситуации взаимодействия, а создание условий для проявления творческой природы развития психики, в том числе через образовательные ситуации.
Исследователи отмечают, что развитие профессиональной рефлексии осуществляется на основе личностной рефлексии, поэтому условия создаваемые преподавателем должны быть направлены:
1. На формирование личностной рефлексии, через погружение студентов в себя;
2. На формирование собственно профессиональной педагогической рефлексии, через погружение в профессиональную деятельность.
Исходя из вышеизложенного, мы бы хотели описать некоторые виды обучения, которые помогают не только выявлять, но формировать и развивать рефлексивные способности учащихся.
Хорошо применяется рефлексивный подход к профессиональному обучению через чтение лекции, которое сопровождается так называемыми интерактивными заданиями, снабжено наглядными средствами. Лекция, построенная таким образом, начинает провоцировать мысли учащихся, стимулирует их рефлексию.
Другим методом развития профессиональной рефлексии у студентов является метод сократической беседы. В нем заложен мощный механизм, запускающий рефлексию. Преподаватель обращается с вопросами к аудитории, подвергает сомнению какую-либо информацию, концепцию, методологию по предметному вопросу, при этом сам не предоставляя готовых ответов, тем самым вовлекая своих собеседников в пространство рефлексии.
В преподавании активно должны быть задействованы различные средства, стимулирующие рефлексивное мышление - групповые дискуссии, методы структурированных бесед, деловые игры и семинары.
Целесообразно использование упражнений и заданий, помогающих участникам освободиться от рамок традиционного мышления и сделать новые открытия для улучшения ежедневной работы по освоению учебных курсов.
Исходя из сказанного, формирование профессиональной рефлексии должно осуществляться с перехода от учебной деятельности студентов к профессиональной, т.е. постепенного изменения, трансформации личностной позиции в профессионально-личностную. Возможность такого перехода А.А.Вербицкий видит в квазипрофессиональной деятельности, где моделируются, т.е. воспроизводятся в условиях обучения, с той или иной мерой адекватности процессы и явления, происходящие в реальной профессиональной деятельности. В основе моделирования будущей профессиональной деятельности лежит деловая игра. В игре каждый участник усваивает абстрактные,
знаковые по форме знания в реальных процессах подготовки и принятия решений, регуляции игровых и учебных действий. Принимая нормы отношений в коллективе будущих специалистов, подчиняясь им, согласуя личные интересы с интереса ми других участников, каждый студент находится в активной социальной позиции и формируется как профессионал. Формирование профессиональной рефлексии - это не стихийный, а планомерный, целенаправленные процесс, который включает в себя ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов. Л.Н. Борисова теоретически исследовала и экспериментально доказала следующую логику этапов формирования профессиональной рефлексии:
1 этап - самопознание, на котором производится развитие общей технологии творческого поиска, выяснение личностной рефлексивной позиции студента, оценка себя как личности.
2 этап - самосозидание. На данном этапе происходит трансформация личностной позиции студента в педагогическую позицию, проектирование себя в будущей педагогической деятельности (Я - педагог).
3 этап - самореализация способностей к организации образовательного пространства, рефлексии профессиональной деятельности, развитие креативности и осознания себя как творческой личности.
Согласно мнению разработчиков рефлексивных техник обучения, постоянное самооценивание, самоорганизация, сопоставление собственных достижений разных временных периодов способно привить ученику привычку к самоанализу и планированию своей деятельности, мотивированному профессиональному развитию. Поэтому применение рефлексивных методов обучения представляется необходимым в особенности на психологических факультетах. Кроме того, использование рефлексивных методов обучения оправдано уже тем, что они дают простор для творчества и самореализации преподавателю.
Конечно, рефлексивная модель обучения требует ответственности, постоянного напряжения ума, критического взгляда на вещи, импровизации.
Список литературы
1. Жукова Н.В. Единство антиципации и рефлексии как психологический механизм регуляции мышления студента в контекстном обучении // Дисссертация канд. психол. наук. - М., 2000. -137с.
2. Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью // Дисссертация д-ра психол. наук. - Киев, 1988 . - 224с.
3. Пантелеева В.В. К проблеме использования рефлексивных методов обучения // RELGA - научно-культурологический журнал широкого профиля. 2006. № 16. С. 31-40
4. Вульфов Б.З. Рефлексия: учить, управляя // Мир образования. 1997. № 1. С. 63-65
5. Реан А.А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога // Вопросы психологии. 1990. №2. С.77-81
6. Головин А.А. Роль рефлексии творческой деятельности// Территория науки. 2013. № 2. С. 78-80.
7. Полухина О.П. Проблема формирования готовности студентов-психологов к будущей профессиональной деятельности // Территория науки. 2013. № 4. С. 168-173.