КГ - до 2175,6 мл\мин, ЭГ - до 2379,3±196,2 мл\мин.
С помощью Гарвардского степ-теста количественно оценивали восстановительные процессы после дозированной мышечной работы.
Показатель Гарвардского степ-теста до эксперимента соответствовал низкому уровню. Во время проведения занятий тенденция к его увеличению наблюдалась во всех группах.
Данные изменения показателей РWС170, МПК и Гарвардского степ-теста свидетельствуют о том, что у занимающихся в экспериментальной группе эти величины значительно выше, в отличие от контрольной.
Разработанные и апробированные инновационные оздоровительные фитнес-технологии в виде программ по аквааэробике внедрены в образовательные учреждения г. Тольятти, спортивные комплексы и фитнес-центры г.г. Тольятти, Москвы и Санкт-Петербурга.
Таким образом наша гипотеза получила экспериментальное подтверждение.
Внедрение фитнес-программ в образовательный процесс и деятельность физкультурно-спортивных объединений при высокопрофессиональном кадровом обеспечении оказалось высокоэффективным в становлении и развитии физического и психического здоровья занимающихся, в профилактике заболеваемости. Успешность развития и обучения зависит от создания оптимальных условий для реализации их возможностей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей формирования адекватной самооценки и самосознания при поддержке со стороны специалистов и семьи.
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
КУРСАНТОВ ВИФК
Е.В.Зимина, В.Я. Колотое
Изучение и анализ любого методического направления в обучении иностранным языкам, любой методической или авторской школы иноязычного обучения наглядно показывают, что методика обучения иностранным языкам определяется методами обучения, т.е. совокупностью способов взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленных на достижение целей образования, воспитания и развития учащихся в сфере иноязычной грамотности.
Одним из императивов современного военно-профессионального образования выступает непрерывность. Поиск соответствующей организационной структуры и учреждений, которые обеспечили бы переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципам «образование через всю жизнь», «образование как способ жизни» - важнейшая проблема XXI века.
Образование и фактически должно стать таким социальным институтом, который способен предъявлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться и профессионально совершенствоваться непрерывно и обеспечивать курсантам и выпускникам ВИФК возможность получения высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования.
Одной из важных проблем организации и построения продуктивного не-
прерывного профессионального образования при обучении иностранным языкам в военном вузе становится непрерывность, преемственность, взаимосвязанность этапов обучения.
В качестве основополагающих теоретических положений для рассмотрения, изучения, апробации идей непрерывного образования при обучении иностранному языку были взяты следующие теоретические положения:
- Меморандум непрерывного образования Европейского Союза 2000 г.
[6];
- монографии, труды, публикации лингводидактов по вопросам непрерывного профессионального образования средствами иностранного языка [3,
5, 7, 9].
Учение длиною в жизнь и учение через всю жизнь в данных источниках рассматривается как всесторонняя учебная деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью улучшения знаний, навыков и профессиональной компетенции [1, 2, 4, 7, 8, 10, 11].
Ключевыми факторами при апробации данных положений для нас стали: личная мотивация к учению и разнообразные образовательные ресурсы, типичные для современного вуза и традиционного продуктивного обучения иностранному языку (многофункциональность и специфика иностранного языка как учебного предмета, интерактивные и проектные методики обучения иностранному языку, деление учебного процесса на модули и использование потенциала современной обучающей техники).
Приведенные базовые теоретические положения и ключевые факторы организации непрерывного иноязычного образовательного процесса дали нам основание для выработки критериев оценки эффективности организации учебно-воспитательного процесса в рамках трихотомии «школа - вуз - служба в ВС РФ» (табл. 1).
Таблица 1
Критерии оценки эффективности организации учебно-воспитательного
процесса в рамках трихотомии «школа - ввуз - служба в ВС РФ»
№ п/п Содержание критерия Действующая методика Предлагаемая методика
1. Востребованность /Значение ИЯ в учебном плане ИЯ - одна из образовательных дисциплин Государственного образовательного стандарта ИЯ - неотъемлемый компонент профессиональной подготовки специалиста любого профиля (выпускника ввуза)
2. Направленность обучения ИЯ Курс обучения ИЯ в неязыковом вузе направлен на общегуманитарное развитие и профессиональное становление специалиста Вузовский курс обучения ИЯ носит профессиональноориентированный характер, что подразумевает удовлетворение как познавательных, так и коммуникативных потребностей специалиста соответствующего профиля
3. Цель обучения Формирование языковой компетенции в ограниченных учебной программой рамках (сам процесс формирования языковой компетенции) Формирование особого уровня коммуникативной компетенции, который позволяет (в известных параметрах) осуществлять меж-культурное общение в профессионально-значимых ситуациях (достижение курсантами определенного результата)
4. Содержание обучения Соблюдение и отражение требований программных и нормативных документов Минобразования, военного компонента содержания, Государственного образовательного стандарта
Содержание материала внутри предмета подбирается в соответствии с программными требованиями Содержание материала внутри предмета подбирается в соответствии со сформулированным результатом
5. Формы и методы организации занятий Обучение в искусственной языковой среде с формированием языковой компетенции на основе межпредметных связей (специальность через простейшие реалии военного подъязыка) Обучение приобретает деятельностный характер. Акцент на обучение через практику, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности и личной ответственно -сти за принятие решений
6. Механизм доставки знаний. Механизм приобретения знаний Субъектные отношения «преподаватель^- курсант» (профессиональная компетентность преподавателя, совокупность учебнометодических средств, традиции обучения) Относительно свободный доступ к информационным ресурсам, самообучение, дистанционное и сетевое обучение (введение курсанта в социальные и профессиональные роли, чтобы научить его быть успешным и в том, и в другом)
7 Роль преподавателя и курсанта Преподаватель - источник информации. Курсант - объект обучения Превращение преподавателя из руководителя в помощника. (Умение общаться, ставить цели и мотивировать курсантов достигать их, учить проводить анализ и самоанализ). Умение курсанта самостоятельно повышать свой профессиональный уровень, обучаться на протяжении всей жизни
8 Качество усвоения Плановый/ программный материал для репродуктивных действий (понимание, запоминание, воспроизведение по образцу) Основное внимание - усвоению нормативного образца Учет двойного понятия усвоения: процесс и его результат (Основание: -преемственность, - повторяемость, - структурируемость, - востребованность материала)
Из таблицы видно, что относительно выделенных критериев в контексте нашего исследования предлагаемая методика иноязычного обучения корректно дополняет существующие приемы и способы обучения иностранным языкам, реально вписываясь в традиционный алгоритм обучения в военном вузе.
Проведенный нами анализ педагогической литературы по изучаемой проблеме выявил необходимость взаимосвязи специфики непрерывного профессионального образования с учетом возрастных и личностных характеристик обучаемых применительно к различным ступеням образования, дозирования знаний, раскрытия творческого потенциала в процессе личностного и профессионального роста при поэтапном овладении иностранным языком.
Следовательно, способами взаимосвязи деятельности преподавателя и курсантов, направленными на достижение целей непрерывного профессионального образования, или методами развития непрерывного профессионального образования являются как традиционные, так и частично видоизменен-
ные авторами исследования следующие виды деятельности:
а) методы, обеспечивающие овладение иностранным языком;
б) методы, стимулирующие и мотивирующие учебную деятельность курсантов (в основном акцентированные авторами исследования по сравнению с каноническими методами обучения и развития): познавательные игры, учебные дискуссии, проблемные ситуации совместно с выпускниками ВИФК, участниками соревнований, спортивных турниров, чемпионатов;
в) методы контроля и самоконтроля учебной деятельности: опрос, зачет, экзамен. Инновационной здесь стала взаимосвязь видов и форм контроля на разных ступенях обучения (ЕГЭ по иностранному языку в средней школе; тестирование при поступлении в вузы и при делении языковых групп на подгруппы, зачеты и экзамены по иностранному языку в ВИФК с учетом будущей профессиональной деятельности выпускников, сдача экзаменов по спецкурсам «Военный перевод» и «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»).
Уточнение и определенная коррекция методов обучения потребовали от авторов статьи собственной типологии в контексте проводимого исследования:
• по источнику получения знаний: слово преподавателя; рассказ; беседа; работа с учебником, тренажером, ПК; встреча с офицерами ВИФК, спортсменами (в том числе с носителями языка);
• по степени и характеру участия обучаемых в учебном процессе: доминирование активных форм обучения;
• по характеру работы курсантов: наличие устных, письменных, аудиторных, внеаудиторных, индивидуальных, коллективных форм и видов работы.
Исследованные и апробированные методы обучения и развития непрерывного профессионального образования потребовали оснащения учебного процесса соответствующим комплексом учебных пособий и технических средств, с помощью которых в рамках проведенного исследования осуществлялось управление деятельностью преподавателя по обучению иностранному языку и деятельностью курсантов по овладению иностранным языком, т.е. средствами обучения и развития.
Ныне настоящий профессионализм немыслим без постоянного обновления «багажа» специальных и общепрофессиональных знаний, навыков, умений, а также, что особенно важно, без овладения научными методами, методиками и технологиями добывания и обработки профессионально значимой информации.
Сопоставление эффективности предлагаемой методики обучения иностранным языкам относительно канонического иноязычного обучения наглядно показывает преимущества и достоинства поэтапного непрерывного преемственного обучения иностранным языкам в рассматриваемой педагогической системе (табл. 2).
Таблица 2
Оценка степени эффективности методики обучения курсантов военных вузов
иностранному языку на основе непрерывного образовательного процесса
№ п/п Традиционная методика Предлагаемая методика
1 Взаимоизолированность курса ИЯ в дихотомии «средняя школа - ввуз» Взаимосвязь курса ИЯ в дихотомии «средняя школа - ввуз» (отбор повторяемых ЛЕ и лексико-грамматических паттернов; адаптация программных требований)
2 Последующая профессиональная деятельность - умения и навыки рецептивного владения ИЯ (узнавание лексико-грамматических феноменов в тексте, понимание основных положений речи носителей языка; наличие «психологического барьера» в использовании ИЯ) Последующая профессиональная деятельность - востребованность ИЯ в соответствующих ситуациях профессионального общения (владение ключевыми паттернами и моделями профессионального общения, владение моделями ИМО - языка международного общения на море)
3 Характерные методические особенности организации иноязычного образовательного маршрута
- Воспроизведение заданных программой, преподавателем языковых моделей на аудиторных занятиях - Изучение грамматических правил по идентификации грамматического феномена в тексте - Формирование рецептивных умений - Ограниченность курса обучения аудиторными занятиями на младших курсах в сочетании с приемом внеаудиторного чтения/ практикума на старших курсах - Проведение факультативных занятий, заседаний English Speaking Club в зависимости от инициативы и профессионализма преподавателей - Осуществление иноязычной образовательной деятельности в соответствии с традициями кафедры и сложившимся опытом преподавательской деятельности каждого конкретного преподавателя - Определение, выявление, использование в обучающей деятельности повторяемых и востребованных в последующей профессиональной деятельности ЛЕ и лексико-грамматических паттернов - Обучение основным положениям языка ИМО (8еаБреак) - Использование мультимедийных технологий и сетевых компьютерных программ для имитации иноязычной обучающей среды - Опора на проектные технологии обучения - Изучение и обобщение служебной деятельности выпускников ввузов с позиции специфики дисциплины «Иностранный язык» - Реализация требований директивы Д-29 МО РФ от 1999 г. о создании групп дополнительной лингвистической подготовки по курсу «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» - Создание и использование комплекса учебно-методических средств для обеспечения учебного процесса
Таблица 2 наглядно демонстрирует перспективность предлагаемых способов обучения аспектам языка или видам речевой деятельности. Для нас в данном случае совокупностью методов развития непрерывного профессионального образования на соответствующем этапе обучения курсантов при совершенствовании уровня их иноязычной грамотности становится предлагаемое направление в обучении, реализующее цели, задачи и содержание обучения языку и определяющее пути и способы их достижения.
ВЫВОДЫ:
Рассматривая основные положения методов развития непрерывного профессионального образования в процессе обучения иностранному языку курсантов Военного института физической культуры, мы пришли к заключению, что каждому методу присущи: а) наличие ведущей идеи, определяющей пути и способы достижения цели обучения, дающей представление об общей стратегии обучения в рамках избранного для работы метода; б) направленность метода на достижение определенной цели; в) использование в качестве теоретической базы метода / методов лингвистической, психологической, дидактической концепции; г) определенная независимость метода от условий и этапа обучения, т.к. метод определяет стратегию обучения, а не его тактику.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вершловский, С.Г. Общее образование взрослых : стимулы и мотивы / С.Г. Вершловский. - М. : [б.и.], 1987. - 96 с.
2. Виноградов, И.А. Непрерывное образование - важное условие всестороннего развития личности / И.А. Виноградов. - М. : [б.и.], 1979. - 69 с.
3. Ерахтина, Т.А. Формирование и развитие компетентности специалиста в системе непрерывного профессионального образования : монография / Т.А. Ерахтина, И.В. Суколенов ; Курганский гос. ун-т. - Курган: [б.и.], 2005. -191 с.
4. Лефрансуа, Г. Психология для учителя / Г. Лефрансуа ; Ун-т Альберты. - 11-е международ. изд. - СПб., М. : Изд-во «Прайм-Еврознак», Олма-Пресс, 2003. - 429 с. - (Серия «Прикладная педагогическая психология»).
5. Ломакина, Т.Ю. Развитие системы непрерывного профессионального образования : метод. рекомендации / Т.Ю. Ломакина. - М. : Педагогика, 2005.
- 63 с.
6. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза : (изложение) // Новые знания : журнал по проблемам образования взрослых. -2001. - № 2. - С. 4-8.
7. Новиков, А.М. Построение системы непрерывного профессионального образования / А.М. Новиков. - М. : [б.и.], 2000. - 223 с.
8. Шарый, Л.Д. Непрерывное профессиональное образование императив высшей военной школы России // Сб. материалов конференции. Серия “Symposium”. Вып. 29. - СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С. 375-377.
9. Cropley, A. Lifelong Education and the training of Teachers / A. Cropley, R. Dave. - Humburg : VIE ; Oxford, etc. : Pergamon, 1978.
10. Dave, R. Lifelong Education and School Curriculum / R. Dave. - Humburg : VIE, 1973. - 67 p.
11. Shulka, P. Life-long Education / P. Shulka. - New Delhi : Orient Longman, 1971.