Научная статья на тему 'Инновационная технология обучения английскому языку курсантов военного института физической культуры (ВИФК)'

Инновационная технология обучения английскому языку курсантов военного института физической культуры (ВИФК) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / НАГЛЯДНОСТЬ / FL TEACHING / THE MILITARY INSTITUTE OF PHYSICAL TRAINING / VISUAL AIDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колотов Виктор Яковлевич, Баскакова Ольга Юрьевна

Предлагается один из способов обучения иностранным языкам, а именно с применением средств наглядности (математических символов, знаков, обозначений, модулей, формул, таблиц, схем). В авторской концепции применение средств наглядности совершенствует уровень преподавания иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION TECHNOLOGIES IN THE COURSE OF ENGLISH LANGUAGE TEACHING FOR THE CADETS OF THE MILITARY INSTITUTE OF PHYSICAL TRAINING

The article is devoted to the one of the ways of FL teaching and namely the usage of certain visual aids (mathematical symbols, signs, marks, indications, designations, models, formulas, tables, diagrams, schemes, lay-outs, patterns, sets of symbols). According to the authors the usage of visual aids improves and perfects the level of FL teaching.

Текст научной работы на тему «Инновационная технология обучения английскому языку курсантов военного института физической культуры (ВИФК)»

позволила подтвердить значение исходных показателей функционального состояния организма студентов с разными заболеваниями в реакции на мышечные нагрузки, а также системный характер адаптационных приспособленных механизмов.

Результаты исследования позволили выявить особенности физических реакций организма студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам, а также характеризовать эти реакции как системные. Это позволяет говорить о комплексном реагировании различных функциональных показателей, отражающих реакцию целостного организма на физическую нагрузку.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амосов, Н.М. Физическая активность и сердце / Н.М. Амосов, Я. А. Бендет. - Киев : Здоровье, 1989. - 216 с.

2. Виру, А.А. Аэробные упражнения / А. А. Виру, Т. А. Юримяэ, Т. А. Смирнова. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 142с. : ил. - (Наука - здоровью).

3. Ендальцев, Б.В. Влияние физических упражнений на формирование новых признаков и свойств организма, эффективность профессионального деятельности // Теория и практика физ. подготовки / Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 1998. - С. 104109.

4. Купер, К. Новая аэробика / К. Купер. - М. : Физкультура и спорт, 1979. -

124 с.

5. Мильер, Е.Г. Формула жизни : медико-биологические основы оздоровительной физической культуры / Е.Г. Мильер. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 122 с.

6. Селуянов, В.Н. Технология оздоровительной физической культуры / В.Н. Селуянов. - М. : Спорт Академ Пресс, 2001. - 169 с.

ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (ВИФК)

Виктор Яковлевич Колотов, кандидат педагогических наук, доцент,

Ольга Юрьевна Баскакова, преподаватель,

Военный институт физической культуры (ВИФК),

Санкт-Петербург

Аннотация

Предлагается один из способов обучения иностранным языкам, а именно с применением средств наглядности (математических символов, знаков, обозначений, модулей, формул, таблиц, схем). В авторской концепции применение средств наглядности совершенствует уровень преподавания иностранных языков.

Ключевые слова: обучение иностранным языкам, Военный институт физической культуры, наглядность.

INNOVATION TECHNOLOGIES IN THE COURSE OF ENGLISH LANGUAGE TEACHING FOR THE CADETS OF THE MILITARY INSTITUTE OF PHYSICAL

TRAINING

Victor Jakovlevich Kolotov, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Olga Jurevna Baskakova, the teacher,

Military institute of physical training,

St.-Petersburg

Abstract

The article is devoted to the one of the ways of FL teaching and namely - the usage of certain visual aids (mathematical symbols, signs, marks, indications, designations, models, formulas, tables, diagrams, schemes, lay-outs, patterns, sets of symbols). According to the authors the usage of visual aids improves and perfects the level of FL teaching.

Keywords: FL teaching, the military institute of physical training, visual aids.

ВВЕДЕНИЕ

Владение иностранным языком выпускниками вузов на рецептивном и репродуктивном уровнях не только является требованием нормативных и директивных документов организации иноязычного обучения в вузах, но и относится к профессиональной компетенции современного молодого специалиста [1].

Проблематичным в данном случае является выполнение программных требований с учетом специфики военного вуза, в контексте данной статьи - Военного института физической культуры (ВИФК). Традиционный вузовский курс иностранного языка, ограниченный 226 часами, несение курсантами военной службы, занятость на тренировках, отвлечение от учебы на хозяйственные работы не могут обеспечить более или менее достаточный уровень владения языком.

В настоящей статье предлагается новый подход к продуктивной организации аудиторных и внеаудиторных практических занятий по иностранному языку.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ПРЕДЛАГАЕМОГО МЕТОДА

Использование схематизированных языковых моделей и симплифицированных паттернов значительно оптимизирует процесс освоения языка и максимально активизирует внимание курсантов [2]. Речь идет о комплексном использовании опорных схем, таблиц и рисунков, что предполагает обращение к ведущим модальностям курсантов (визуальной, аудиальной) и существенно облегчает процесс восприятия и последующего воспроизведения материала курсантами [7]. Обращение к схематизированной графике продолжает инновационные разработки кафедры иностранных языков ВИФК по типологии «Смиты и Джонсы» (учет языковых способностей курсантов, занимающихся разными видами спорта).

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА

Изменение субъект-объектных отношений на субъект-субъектные фактически меняет роль курсанта в учебном процессе: он не только должен в определенном объеме овладеть иностранным языком, но и быть заинтересован в учебном процессе, должен уметь учиться (по-прежнему у лингводидактов ведущим положением является следующее: языкам не учат, языки учат [5]). Умение курсанта учиться, совершенствовать уровень языковой грамотности в педагогической системе «военно-спортивный вуз» становится ведущим требованием к организации процесса обучения.

Доминирующими вопросами в данной области являются следующие:

1. Как в рамках ограниченного количества часов стремиться к достижению курсантами программных и нормативных требований в овладении основами иноязычной грамотности?

2. Как реализовать практическую прикладную направленность обучения в фактических условиях обучения в военно-спортивном вузе?

3. Как строить сам процесс обучения, уменьшая количество теоретических объяснений, избегая типичных ошибок курсантов, показывая доступность изучения иностранного языка и овладения простейшим языковым / речевым кодом при декодировании и кодировании иноязычной информации [10]?

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На наш взгляд, одним из приемов оптимизации рассматриваемого процесса обучения языкам, а также одним из путей решения вышеперечисленных вопросов и проблем может быть внедрение в учебный процесс образно-схематичной наглядности при обучении фонетическим, лексическим, грамматическим и семантическим аспектам языка [11]. Под образно-схематичной наглядностью в настоящей работе подразумевается использование математических символов, обозначений, формул, моделей и таблиц, а также пиктограмм и формул-индикаторов в качестве методического средст-

ва, повышающего уровень преподавания иностранного языка, способствующего фаси-литации обучения и облегчающего усвоение учебного материала курсантами [7].

Для обоснования эффективности предлагаемой инновационной технологии нами на базе кафедры иностранных языков ВИФК в 2007 - 2008 учебных годах был проведен педагогический эксперимент, в ходе которого обучение в контрольной группе проводилось по стандартной методике, а в экспериментальной группе - по авторской методике с использованием опорных схем, таблиц и рисунков. Как контрольная, так и экспериментальная группы состояли из 25 курсантов 1 курса с одинаковым исходным уровнем иноязычной грамотности.

Применение предлагаемых инновационных технологий обучения осуществлялось на основе двух базовых тем 1 курса «Типичные ситуации бытового общения» и «Страноведение». При структурировании лексико-грамматического материала данных тем нами акцентировалось внимание на изучении особенностей одного из грамматических аспектов в курсе английского языка «Система видовременных форм английского глагола активного залога» [8] с помощью математической символики, в частности -особенностей образования, перевода и употребления видовременных форм английского глагола [6].

Проводя обучение с использованием предлагаемой инновационной технологии, мы сопоставляли аналогичные явления в русском и английском языках, используя элементы образно-схематичной наглядности (математические символы, обозначения, формулы, модели, таблицы, рисунки и их производные), обращая внимание на особенности памяти курсантов и способы концентрации внимания, пытаясь упростить этапы объяснения, тренировки, закрепления необходимого базового грамматического материала, тем самым облегчить усвоение языковых реалий [12].

Курсанты контрольной группы продолжали изучать грамматические реалии по традиционной методике: записывались правила, приводились иллюстрированные примеры, подчеркивались формальные признаки глагольных форм, тренировка и закрепление материала осуществлялись на канонических репродуктивных упражнениях.

В целях тренировки и закрепления материала курсантам экспериментальной группы был предложен целый ряд упражнений подстановочного плана по типу таблиц Палмера, выполнение которых снимало типичные ошибки русскоязычной аудитории (определение грамматического времени английского глагола, понимание структуры предложения, дифференциация языковых систем русского и английского языков), а также значительно экономило время аудиторного занятия. В ходе выполнения упражнений в экспериментальной группе курсантами учитывались особенности перевода в соответствии с характером совершения действия.

В отличие от экспериментальной, контрольной группе требовалось значительно больше аудиторного времени для составления элементарных предложений соответствующей тематики, перевода по бытовой и страноведческой тематикам. В данной группе курсантов продолжали доминировать типичные языковые ошибки, и приходилось повторять правила образования и перевода определенных грамматических реалий.

После того, как курсанты экспериментальной группы научились определять время глагола «по английской мерке», им предлагались упражнения, направленные на образование английских глагольных форм с использованием предлагаемой технологии. Задача на данном этапе состояла в узнавании видовременных форм в английском тексте, учете особенностей их перевода в соответствии с характером совершения действия. В ходе проведенного нами педагогического эксперимента было установлено, что качество обучения в экспериментальной группе, под которым мы пониманием адекватность перевода видовременных грамматических реалий, точность передачи смысла на изучаемом языке, соблюдение стилистических и грамматических норм родного и изучаемого языков, существенно улучшилось.

Анализ результатов проведенного тестирования и письменных контрольных работ по аналогичному лексико-грамматичекому материалу показал, что результаты

обучения в экспериментальной группе превысили аналогичные показатели в контрольной группе в среднем на 0.25% по пятибалльной оценочной шкале. Данный эксперимент требует дальнейшего продолжения для уточнения степени эффективности и востребованности предлагаемой инновационной технологии обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение предлагаемых средств образно-схематичной наглядности в рамках рассмотренной частной методики обучения иностранным языкам в ВИФК, на наш взгляд, имеет ряд конкретных преимуществ в оптимизации и активизации процесса обучения в вузе [1, 7]:

• сокращается время на объяснение - тренировку - закрепление грамматических реалий;

• предлагаются готовые (частично готовые) создаваемые курсантами самостоятельно опорные схемы и таблицы;

• данный графический материал может быть компактно расположен в конспектах, на аудиторной доске, на стендах класса и т.д.;

• при использовании данного метода мы обращаемся к нескольким репрезентативным системам курсантов;

• курсант после нахождения на сборах, соревнованиях, тренировках может самостоятельно изучить предлагаемый грамматический материал.

В курсе обучения иностранному языку на примере педагогической системы «военно-спортивный вуз» предлагается значительно сократить объем теоретических абстрактных объяснений с учетом строго фиксированного времени на обучение иностранному языку курсантов ВИФК, добиться лучшего усвоения лексического материала, доказать возможность фактического освоения сложных грамматический явлений изучаемого языка и самое главное - заинтересовать особенностями, реалиями и логикой иностранного языка, т.е. мотивировать курсантов к его изучению и совершенствованию [5, 9].

Используя приемы симплификации, адаптации и дозирования учебного материала на основе предлагаемых средств образно-схематичной наглядности [4], авторы статьи предлагают апробированный алгоритм обучения курсантов ВИФК базовым грамматическим реалиям и феноменам английского языка в реальных условиях обучения педагогической системы «военно-спортивный вуз».

ЛИТЕРАТУРА

1. Барсуков, И.И. Гуманитаризация военного образования // Военная мысль. -1993. - № 7. - С. 76 - 80.

2. Бим, И.Л. Методика обучения иностранному языку как наука и проблема школьного учебника / И.Л. Бим. - М. : Русский язык, 1998. - 228 с.

3. Васильев, К.Б. An English Grammar. Грамматика английского языка в таблицах / К.Б. Васильев. - СПб. : Паритет, 2000. - 96 с.

4. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам : пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. - М. : Аркти, 2003. - 192 с.

5. Зимняя, И.И. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.И. Зимняя. - М. : Просвещение, 1991. - 221 с.

6. Клементьева, Т.Б. Повторяем времена английского глагола / Т.Б. Клементьева. - М. : Дрофа, 2000. - 208 с. : ил.

7. Крысько, В. Г. Психология и педагогика в системах и таблицах / В. Г. Крысько. - Минск : Харвест. 1999. - 384 с.

8. Левицкая, Е.Г. Грамматика английского языка в таблицах / Е.Г. Левицкая, М.В. Василенко. - М. : ИП Милосердов И. В. 2007. - 80 с.

9. Ashworth, M. Beyond Methodology / M. Ashworth. - Cambridge : Cambridge University Press, 1995. - 215 p.

10. Backman, L.F. Fundamental Considerations in Language Testing I L.F. Back-man. - Oxford : Oxford University Press, 1990. - 113 p.

11. Horwitz, E. Language Anxiety : from Theory and Research to Classroom Implications I E. Horwitz, D. Young. - New Jersey : Prentice Hall, 1991. - 193 p.

12. Johnson, K. Language Teaching and Skills Learning I K. Johnson. - Oxford : Basil Blackwell, 1995. - 179 p.

13. Petty, G. Teaching Today I G. Petty. - New-York : Nelson Thornes Ltd., 2001. -

401 p.

14. Ur, P. A Course in Language Teaching I P. Ur. - Cambridge і Cambridge University Press, 1996. - 201 p.

15. Woodward, T. Ways of Training I T. Woodward. - London : Longman, 1992. -

156 p.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Наталья Николаевна Ключникова, преподаватель,

Ульяновский государственный технический университет, г. Ульяновск

Аннотация

В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке психологопедагогической технологии формирования ценностных ориентаций в процессе профессионального развития студентов технического вуза. Исследованы взаимосвязь и содержание понятий «ценности» и «ценностные ориентации». Раскрыты факторы, определяющие систему ценностных ориентаций студентов технического вуза в процессе их профессионального развития. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной технологии.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, студенты технического вуза.

THE PSYHOLOGO-PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF FORMATION OF VALUABLE ORIENTATIONS DURING PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS OF THE TECHNICAL HIGH SCHOOL

Natalia Nikolaevna Kljuchnikova, the teacher,

The Ulyanovsk state technical university,

Ulyanovsk

Abstract

In the work results of carried out research on development of psyhologo-pedagogical technology of formation of valuable orientations during professional development of students of a technical high school are presented. The interrelation and the maintenance of concepts of «value» and «valuable orientations» is investigated. The factors defining system of valuable orientations of students of a technical college during their professional development are opened. High efficiency of the developed technology is experimentally proved by the author.

Keywords: values; valuable orientations; students of a technical high school.

Проблема ценностных ориентаций человека в ее общем и частном конкретном значении относится к числу наиважнейших для наук, занимающихся человеком и обществом. Она носит комплексный характер и является предметом исследования философии, психологии, социологии, педагогики, аксиологии. Все активнее она разрабатывается в педагогике профессионального развития личности.

Особое значение данная проблема приобретает в процессе профессионального развития студенческой молодежи технических вузов, поскольку до 40% выпускников этих вузов работают не по специальности. Причиной такого положения дел является неправильно сформированные ценностные ориентации у студентов технических вузов.

Обострившиеся противоречия между потребностями и интересами студенче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.