временностью собственных движений борца и ответных реакций на действия противника.
Непосредственное контактное силовое противоборство в поединке требует от борцов высокого уровня чувствительности не только к собственным действиям, но и к действиям соперника. Особого внимания заслуживает чувствительность к изменениям направления движения соперника, дифференциации силовых параметров его действий, развитию «чувства броска» (чувства своевременности момента начала собственных атакующих действий).
«Чувство пространства» характеризуется общей ориентацией в пространстве, дифференциацией собственных действий по пространственным параметрам, чувством «красной зоны» и умением действовать в ней адекватно складывающейся ситуации.
«Чувство времени» характеризуется дифференциацией собственных действий по временным параметрам, латентным временем реакции.
«Чувство партнера» («чувство броска») характеризуется пространственно-временной антиципацией, чувством направления движения соперника (дифференциация действий партнера по параметрам пространства), чувством усилий партнера (дифференциация действий партнера по параметрам интенсивности мышечных усилий).
Направленное формирование в ходе подготовки дзюдоистов выше перечисленных специализированных умений должно способствовать приобретению спортсменами необходимой специальной чувствительности и росту тактико-технического мастерства.
СТРУКТУРИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ЯЗЫКОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ «ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Е.В. Зимина, В.Я. Колотое
Современная ситуация в условиях рыночных отношений требует постоянного развития и саморазвития человека как субъекта собственной жизнедеятельности. Средством решения данной задачи, как показывает проведенное нами исследование, является концепция непрерывного образования, определяющая новые подходы к проектированию системы образования, к содержанию педагогического процесса и преемственности его ступеней (табл. 1).
Таблица 1
Содержание обучения и основные методологические положения
Задача обучения - формирование умений и навыков получения, приобретения иноязычных знаний
Выделение соответствующих умений и навыков - умения и навыки пользоваться ИЯ в искусственной и естественной языковой среде
Значимость знаний языкового материала - предпосылка к известной успешности в избранной профессиональной среде (степень и уровень владения ИЯ)
Составные части обучения - речевые умения, т.е. формируемые виды РД (выделение чтения) - лингвострановедческие и страноведческие знания - знания о наиболее эффективных способах
овладения ИЯ - простейшие знания о неязыковых (в том числе невербальных) средствах обучения
Методическая особенность - поэтапность и преемственность формирования языковых и речевых знаний, умений и навыков
Из таблицы 1 следует, что содержание обучения в структурированном виде может быть представлено, соответственно, задачами обучения, выделением соответствующих умений и навыков, определением значимости знаний языкового материала, структурированием составных частей обучения, определением методических особенностей организации обучения.
Проводя исследование и анализ методики обучения курсантов Военного института физической культуры (ВИФК) иностранному языку в режиме непрерывного профессионального образовательного процесса, мы исходили из того, что непрерывное образование (в логике нашего исследования - непрерывное иноязычное образование) - нормальная и необходимая деятельность человека во все периоды его жизни; подразумевающее возможность для всех людей любого возраста: применять, обновлять, дополнять ранее приобретенные знания и умения; постоянно расширять свой профессиональный, общекультурный, лингвистический кругозор; совершенствовать навыки приобретения знаний, умения учиться и самообучаться; развивать способности; получать специальность (в нашем случае - через изучение иностранного языка и посредством иностранного языка) и совершенствоваться в ней [6].
XIX Генеральная конференция ЮНЕСКО определила непрерывное образование как «неограниченное во времени относительно сроков обучения, ни в пространстве относительно методов обучения; оно объединяет всю деятельность и ресурсы в области образования и направлено на достижение гармонического развития потенциальных способностей личности и прогресса преобразования в обществе» [7].
Согласно проведенному нами исследованию можно сказать, что современное непрерывное профессиональное образование (для нас непрерывное языковое обучение) относится к числу образовательных систем, основанных в известном плане на структурировании и управлении (Рис. 1).
Согласно рисунку 1, каждый отдельный элемент системы (в проведенном исследовании - обучение, использование, востребованность иностранного языка на разных ступенях и этапах профессионального образования) представляет собой собственную сложную систему.
Существенно важными системообразующими элементами рассматриваемой единой системы обучения иностранному языку в ВИФК стали: нормативные документы по регламентации этапов обучения иностранному языку в системе среднего и высшего образования; непосредственно учебное заведение, где происходит сам процесс обучения и воспитания; специфика дисциплины «Иностранный язык», где в процессе обучения не столько передаются знания об окружающей действительности, сколько соответственно целям и этапам обучения формируются умения и навыки пользоваться языком в практических целях (в том числе и в области профессиональной коммуникации).
Рис.1 Схема построения продуктивного маршрута иноязычного обучения
Считаем, что для конструктивного преодоления недостатков традиционного планирования и построения иноязычного учебного процесса относительно разрозненных между собой частей рассматриваемой триады «средняя школа - ввуз - служба выпускника ВИФК» необходимо, чтобы обоснованная система (модель) единого учебного плана, обеспечивающая самовоспроизводство в профессиональном обучении, отвечала на следующие вопросы:
- для решения каких проблем, в каких целях производится профессиональное обучение, в том числе средствами иностранного языка (в нашем случае - для подготовки офицеров ВИФК, владеющих иностранным языком в бытовых и профессиональных целях);
- какой квалификацией и на каком уровне должны овладеть обучаемые, т.е. курсанты ВИФК во время учебы и в последующей профессиональной деятельности (в нашем случае - на уровне достаточном для решения профессиональных задач во время проведения совместно с носителями языка тренировок, сборов, соревнований, чемпионатов мира по разным видам спорта среди военнослужащих);
- как построить содержание образования для решения этих вопросов на соответствующих этапах обучения.
С позиций лингводидактики общими положениями построения непрерывного иноязычного образовательного процесса, согласно проведенному анализу, многолетнему опыту преподавательской деятельности авторов исследования, рекомендациям ученых и методистов стали следующие:
1) Исходным положением организации иноязычного обучения является то, что курс иностранного языка - составная часть подготовки офицеров МО РФ. На занятиях по иностранному языку формируется или должна формироваться как собственно профессиональная компетентность, так и общая культура личности.
2) В настоящее время повышенный интерес к изучению иностранного языка находит свое воплощение в такой организации учебной деятельности, когда на первый план в обучении вместо привычного усвоения знаний, умений и навыков выходит процесс поэтапного и непрерывного развития продуктивного мышления языковыми средствами, т.к. овладение иноязычной речью предполагает активную интеллектуальную деятельность обучаемых.
3) На начальном этапе овладения иностранным языком ученик формирует и формулирует мысль средствами родного языка, а затем «переводит» ее на иностранный язык, тогда как более продвинутый уровень владения иностранным языком предполагает не только формулирование, но и формирование мысли средствами иностранного языка.
4) Особенности организации исследования основаны на том, что процесс последовательного формирования и формулирования замысла посредством иностранного языка направлен одновременно на номинацию, т.е. название того, о чем должна идти речь и предикацию, т.е. установление связей типа «новое - данное».
5) Организация процесса обучения иностранному языку в военном вузе учитывает групповой характер обучения и индивидуальное формирование личностных и профессионально необходимых качеств с учетом базового уровня иноязычной грамотности курсантов, с учетом их возможностей, способностей; дозированный по этапам объем учебного материала; регламентированные сроки обучения.
6) В изучаемых и анализируемых нами методиках обучения речевой деятельности (РД) учитывается весь лингвистический опыт учащегося, чувство языка и знание условий и правил употребления его единиц.
7) При изучении организации и методики поэтапного иноязычного обучения в контексте данной работы необходимо учитывать этап грамматического структурирования, который отражает процесс языкового оформления общего смысла высказывания, что особенно актуально для нас при непрерывном обучения РД. [1, 2].
8) На фазе формулирования мысли (к которой мы собственно и стремимся на продвинутом этапе обучения) происходит органическое объединение номинации и предикации. При этом одновременно включаются две основные речевые операции: операция выбора (отбора) слов и операция размещения слов, которыми описывается общий механизм речи [3, 4, 5].
Для нас методика поэтапного обучения РД описывается на следующих уровнях формирования и формулирования мысли: побуждающем уровне, формирующем уровне и реализующем уровне.
Методика поэтапного обучения РД курсантов военно-спортивного вуза в
режиме непрерывного профессионального образовательного процесса нуждается в научной разработке и обосновании, практической апробации и представлении аргументированных рекомендаций по ее применению.
Выводы:
Для повышения качества иноязычного обучения в учебных заведениях профессионального образования с учетом структуризации формирования непрерывного языкового обучения и его совершенствования необходимо следующее:
1. Основы профессионального образования должны рассматриваться как базис для родственных профессий на начальном этапе обучения, на котором базируется многоуровневое образование на последующих этапах.
Именно иностранный язык является одной из дисциплин начального профессионального образования для построения на его основе в дальнейшем многоуровневого здания непрерывного профессионального образования.
2. Формирование структуры непрерывного языкового образования должно опираться на следующие блоки:
- блок с вертикальной шкалой усложнения, что относится, прежде всего, к самому процессу обучения (в обучении иностранному языку - овладение правилами логического мышления);
- блок с горизонтальной однопорядковой шкалой (овладение грамматическим строем языка).
3. На этапе начального профессионального образования выделить и усилить теоретическую компоненту, позволяющую при необходимости учиться в нескольких учебных заведениях, менять место учебы; на последующих этапах
- усилить практическую компоненту.
4. На этапе высшего, послевузовского профессионального образования определяющим направлением должно быть языковое обучение взрослых и его совершенствование.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л.С. Из неизданных материалов Л.С. Выготского // Психология грамматики. М., 1968. - с. 178- 196.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под редакцией В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
3. Жинкин Н.И. Грамматика и смысл. // Язык и человек. - М., 1970. -с.63-85.
4. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.: Наука, 1982. -
159 с.
5. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. - М.: Наука, 1998. - 187 с.
6. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М., 1993. - с.23
7. Cross P. Adults As Learners. - San-Francisco: Jossey-Bass, 1980. P. 90.
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У КУРСАНТОВ АКАДЕМИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ НА ВЫПУСКНЫХ КУРСАХ
А.А. Немытое
Анализ научной литературы по вопросам изучения динамики физического состояния военнослужащих в высших военных учебных заведениях по-