Научная статья на тему 'Методы работы с осужденными'

Методы работы с осужденными Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
474
31
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ПРАВО / CRIMINAL LAW / КРИМИНОЛОГИЯ / CRIMINOLOGY / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / CRIME / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / OFFENSE / МЕТОД / METHOD / ПСИХОЛОГИЯ / PSYCHOLOGY / ТЕРАПИЯ / THERAPY

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Чечель Г.И.

Рассматриваются методы работы с осужденными с точки зрения уголовного права, психологии, криминологии, социологии и психогенетики.

Methods of working with convicts

Different methods of working with convicts are viewed in respect to criminal law, psychology, criminology, sociology and psychogenetics.

Текст научной работы на тему «Методы работы с осужденными»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ

Г.И. Чечель, Н.Д. Бережнова

METHODS OF WORKING WITH CONVICTS

Chechel G.I., Berzhnova N.D.

Different methods of working with convicts are viewed in respect to criminal law, psychology, criminology, sociology and psychogenet-ics.

Рассматриваются методы работы с осужденными с точки зрения уголовного права, психологии, криминологии, социологии и психогенетики.

УДК 343(094.4)

Методы работы с осужденными и критерии их эффективности необходимо, на наш взгляд, рассматривать с точки зрения уголовного права, психологии, криминологии, социологии и психогенетики. Описание методов исследования и работы с осужденными в выше перечисленных науках так или иначе ссылается на взаимосвязь методов, их сочетаемость, взаимодополняемость, конкурентоспособность в плане достоверности и реальности результатов. Теоретическое изучение данного вопроса выявило практически одинаковый подход многих исследователей, они поддерживают, предлагают методы своей науки и иногда находятся в оппозиции по отношению методов других наук. Это позволяет отшлифовывать методы.

Начнем с личностных методов. С позиции криминологии именно личность преступника является носителем причин совершения преступления. В целом можно определить личность преступника как личность человека, который совершил преступление вследствие присущих ему психологических особенностей, антиобщественных взглядов, отрицательного отношения к нравственным ценностям и выбора общественно опасного пути для удовлетворения своих потребностей или не проявления необходимой активности в предотвращении отрицательного результата. Данное определение охватывает и тех, кто совершил преступление умышленно и тех, кто виновен в преступной неосторожности (2). Эту оценку и обоснования дают криминологи и считают,

что она содержит перечень признаков, которые должны быть предметом криминологического познания.

Психологи УИС (уголовно-исполнительной системы) используют результаты диагностики и коррекции данной категории лиц, что способствует адаптации в местах лишения свободы и формированию у них установки на социально-нормативное поведение. Это достаточно важный вопрос, потому что у многих преступников наблюдаются нарушения социальной адаптации, связанные с отсутствием мотивированности к соблюдению социальных требований. В этом случае человек понимает, что от него требует окружение, но не желает эти требования выполнять.

Но есть и спорные вопросы, например, по мнению Ю.М. Антонян, стремление ликвидировать такую черту, как агрессивность, может привести к разрушению личности, психическим расстройствам. Поэтому предпочтительнее продуманно заменять личностные признаки другим, социально позитивным содержанием, придавать им другую нравственную окраску. Следует помнить, что личность - всегда совокупность тесно связанных и взаимодействующих между собой психологических качеств и свойств, и коррекция одного из них повлечет за собой изменение другого (2). Это мнение криминологов.

Мы считаем, что агрессивное поведение корректировать необходимо. Никакого разрушения личности быть не может (если личность преступника уже не разрушена), человека можно научить переводить негативную энергию в позитивную, от разрушений переходить к созиданию. Та достаточная мера агрессии дана от природы (инстинкт самосохранения) и забирать ее не обязательно. Без коррекции агрессии дать навыки эффективного социального поведения трудно, учитывая, что в группе тренинга далеко не детсадовские работники. Необходимо использовать мотивацию, что это твоя жизненная энергия (агрессия) и растрачивать драгоценную силу просто глупо, потому что этот мощный жизненный поток, под-

властный только тебе, можно использовать в качестве движущей силы для созидания (5).

Любые методы работы с осужденными, на наш взгляд, необходимо рассматривать с позиции индивидуально-личностного, дифференцированного подходов. Не каждый метод может работать в той или иной ситуации, для того или иного типа личности преступника. Еникеев М.И. предлагает классификацию, которая произведена по уровню правосознания личности преступника и критерию готовности индивида к совершению преступления (14). По этому критерию можно выделить следующие криминальные типы (в скобках мы указываем возможные методы работы с данным типом личности).

1. Тип личности, совершающий вынужденные преступные деяния, жертва жизненных обстоятельств, социальных условий, при которых невозможно удовлетворить насущные потребности правомерными способами. (Коррекция самооценки, психоанализ).

2. Тип личности, совершающий преступления под влиянием ситуативного соблазна, когда ценный для него результат может быть достигнут, с его точки зрения, без каких-либо негативных последствий. (Техника предотвращения рецидивов, реф-рейминг).

3. Тип личности, для которой совершение преступного деяния всегда предпочтительнее, чем правоисполнительное поведение. Это криминально зараженный тип личности. (НЛП-техника «Изменение личностной истории»).

4. Тип личности преступника, у которого сформировался устойчивый криминальный образ жизнедеятельности. Совершение преступных деяний само по себе становится его потребностью. (Суггестивные методы).

5. Импульсивные правонарушители. Отдельные жизненные обстоятельства для них являются побудителями спонтанного неправомерного поведения. (Техника предотвращения рецидивов, психодрама, геш-тальт).

В методах работы с осужденными рассматривается еще одна из коренных проблем

изучения личности преступника - соотношение социального и биологического. Среди преступников, особенно убийц, насильников, хулиганов, многократно судимых лиц, высок удельный вес лиц, имеющих психические аномалии в рамках вменяемости. В то же время давно известно, что люди, страдающие психопатией, успешно работают и выполняют многие другие обязанности. Поэтому основное значение имеет не аномалия сама по себе, а социальный облик лица, сформированный обществом (12).

В психологической практике идет активная адаптация психотехник и психотехнологий без учета российской ментальности. Иногда это приводит к подмене научно-обоснованной психологической помощи населению на технологию современного «знахаря-целителя», чем наносится ощутимый вред людям под видом пользы. Невостребованность психологической практики имеет в своем основании длительно господствующий в российской социальной практике объектный подход к человеку, снижение духовного потенциала российской нации, наличие в обществе социально-психологической разобщенности, рассмотрение частной жизни, личных отношений как второстепенных, не столь значимых (16).

Настороженное отношение к психологической практике, ее достоверности и результативности возможно объясняется «молодостью» и несовершенством психотехнологий, история которых еще не насчитывает в общей совокупности столетия. В первые десятилетия XX века главным требованием к технологиям был критерий достоверности. Позже этот критерий был замещен требованием их эффективности. Теоретическая наука все больше становится поставщиком схем и рецептов для практики.

В.М. Розин отмечает, что в оценке эффективности психологической практики психологи часто обращаются к субъективным ощущениям клиента, который считает, что «ему стало лучше». Здесь важно различать два случая; ближайший эффект психологической помощи, который, с точки зрения самоощущений клиента, чаще бывает положительным, и более отдаленный, кото-

рый напротив, уже по объективным наблюдениям, чаще бывает отрицательным» (24).

Важнейшими факторами, влияющими на эффективность, независимо от теоретической ориентации психолога, являются, согласно исследованиям Дж. Фрэнка (Dg.Frenk, 1961), вера психолога в действенность своего метода и вера пациента в помощь своего психолога. Дж. Мармор (Dg.Marmor, 1975) в своем исследовании делает выводы. Эффективность психологической практики зависит не столько от метода, сколько от опыта и личности психолога, социальных навыков взаимодействия, суггестивности, усвоения и отработки адаптивных паттернов поведения (30).

Методы криминологических исследований также имеют социологическую направленность. Например, опрос является одним из распространенных конкретно-социологических методов, это метод получения эмпирических данных. Следующий метод - беседа, беседа с лицами, мнение которых изучается, проводится по хорошо продуманному плану в форме свободного общения. Интервью представляет собой ту же целенаправленную беседу, ведущуюся по строго разработанным вопросам. Анкетирование - один из наиболее распространенных и эффективных методов сбора первичной социологической и статистической информации. Анкетирование по сравнению с беседой и интервьюированием представляет собой как бы следующую ступень еще более жестко запрограммированного опроса (Рабочая книга социолога. - М., 1976).

Присутствуют некоторые отличия в методах. Например, наблюдение в криминологии отличается от общесоциального лишь по содержанию. Социальный эксперимент в криминологии качественно отличается от эксперимента в естественных науках. Его применение в праве и криминологии строго ограничено. Эксперименты в праве, в законотворчестве возможны только на основе нормативного решения. Криминологические эксперименты не требуют нормативного разрешения, но возможны лишь в позитивном плане (например, при разработке организационных мер предупреждения пре-

ступлений, при совершенствовании форм и методов правового воспитания и т.д.), т.е. когда они, позволяя получить необходимую информацию, которую нельзя добыть другими способами, не создают экспериментальных криминогенных условий и ситуаций (2).

Существуют и другие методы криминологических исследований. Сравнительный метод, который достаточно разработан в праве (26) и несколько меньше в криминологии. Особый интерес в данном методе представляют сравнительная преступность, сравнительные теории причин преступности и международное сотрудничество в борьбе с преступностью, основанное на сравнительных стратегиях.

Своеобразным продолжением диахронического метода является исторический подход, в котором применимы и количественные методы. Они позволяют сравнивать преступность и связанные с ней явления на протяжении длительного времени. Эти методы дают возможность выявить реальные закономерности преступности, устойчивые характеристики личности преступников и проверить надежность мер предупреждения и контроля преступности.

Системный метод в криминологии развивался из комплексного подхода и приобрел относительное распространение в 7080 годы (28). Наиболее плодотворными представляются исследования сложных систем (причинная база преступности, мотивация преступного поведения и т.д.). На основе системного подхода в последние годы развивается модульная теория социума. Например, в некоторых странах имеется относительно устойчивая доля женской, молодежной, рецидивной преступности. Устойчивые соотношения не случайны, а закономерны и изучение подобных распределений имеет важное значение. Во всех перечисленных методах составной частью является математический метод, дающий возможность оценить надежность статистической информации (4).

Математический метод включен и в психологические методы, которые используются для изучения криминальных группи-

ровок, личности преступников (22), мотивации преступного поведения, (21) кримино-генности пограничных состояний (32). В ряде случаев объяснение преступного поведения может быть найдено с помощью методов патопсихологии (3).

В психологии можно выделить направления использования методов статистических в психологии: статистика описательная, включающая группировку, табулирование, графическое представление и количественное описание данных; теория вывода статистического, используемая в исследованиях для предсказания результатов по данным обследования выборок; теория планирования экспериментов, служащая для обнаружения и проверки причинных связей между переменными (18).

Методы исследования переплетены с методами психологической практики. Любое направление работы пенитенциарного психолога сопряжено с мониторингом, в который входят различные интегрированные методы. Наиболее полную оценку личности дает метод групповой оценки личности, который заключается в получении, на основе учета мнений некоторого числа экспертов, оценки личности. Стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ) создан на основе личностного многофазного опросника с ориентацией на исследование психической нормы. Еще одним из методов исследования личности является проективный метод. Он основан на выявлении проекций в данных эксперимента с их последующей интерпретацией. Понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л. Фрэнк. Метод характерен созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии испытуемыми. Метод обеспечивается совокупностью проективных методик, среди которых различают: 1) ассоциативные - например, тест пятен Рорша-ха и тест Хольцмана, где испытуемые создают образы по стимулам - пятнам; тест завершения неоконченных предложений; 2) интерпретационные - например, апперцепционный тематический тест, где требуется истолковать социальную ситуацию, изобра-

жаемую на картине; 3) экспрессивные -психодрама, тест рисунка человека, тест рисунка несуществующего животного и пр. Метод направлен на изучение неосознаваемых или не вполне осознанных форм мотивации и потому есть едва ли не единственный собственно психологический метод проникновения в наиболее интимную область психики.

Один из ведущих методов психологической коррекции в терапии К. Хорни (метод анализа пути жизненного, метод совместного с клиентом анализа жизненного пути) основан на совместном анализе жизненного пути клиента и определении реалистических жизненных целей - без глубокой проработки эмоциональных проблем. Другой психотерапевтический метод-прием фрейдовского психоанализа: в ходе терапевтического сеанса клиенту предлагается свободно высказывать все, что приходит в голову. Предполагается, что клиент, сам того не осознавая, может «проговориться» -спонтанно произнести слова, что укажут на невольно возникающие у него мысли; анализ же этих мыслей и ассоциаций укажет причину и источник его заболевания или тревоги. Следующий метод психологической коррекции в терапии Юнга - метод активного воображения, который предполагает возможность встречи и взаимодействия с символами бессознательного. Стратегия исследования, направленная на детальное изучение отдельного индивидуума представляет метод анамнеза (Case study method).

Следующий психотерапевтический метод, предназначенный для лечения некоторых видов психонервных заболеваний, -это катарсический метод. Его основное положение - в том, что симптомы у истериков зависят от потрясших их, но забытых сцен из жизни. Способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности представляют биографический метод.

Современные биографические методы, основанные на изучении личности в контексте истории и перспектив развития индивидуального бытия и взаимоотношений со значимыми другими, направлены на рекон-

струкцию жизненных программ и сценариев развития личности, пространственно-временной организации ее деловой, семейной, духовной жизни, природной и социальной среды.

Самым информативным из психогенетических методов считают метод близнецов. Он основан на том, что монозиготные близнецы имеют идентичный генотип, дизигот-ные - неидентичный; при этом члены близнецовых пар любого типа должны иметь сходную среду воспитания. К методам психогенетики относится метод приемных детей, в основе которого лежит сопоставление сходства по какому-либо психологическому признаку между ребенком и его биологическими родителями, с одной стороны, и ребенком и воспитавшими его усыновителями - с другой.

Еще один психогенетический метод -популяционный. Он позволяет изучать распространение отдельных генов или хромосомных аномалий в человеческих популяциях. Для анализа генетической структуры популяции обследуется большая группа лиц, которая должна быть репрезентативной (представительной) - позволять судить о популяции в целом. Этот метод также более информативен при изучении различных форм наследственной патологии. Что касается анализа наследуемости нормальных психологических признаков, этот метод, взятый изолированно от других методов психогенетических, не дает надежных сведений, ибо различия между популяциями в распределении конкретной психологической особенности могут вызываться также социальными причинами, обычаями и пр. (23).

Следующий метод относится к групповым, это метод групповой дискуссии, который применяется для организации совместной деятельности и нацелен на интенсивное и продуктивное решение групповой задачи. Данный прием позволяет, используя систему логически обоснованных доводов, воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии в ходе непосредственного общения.

Метод семантического дифференциала (Ч. Осгудом, 1952 г.) и применяется в ис-

следованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом социальных установок и личностных смыслов. Лонгитюдный метод предполагает работу с одной к той же группой людей - или с одним человеком, - регулярно к достаточно часто обследуя их на протяжении длительного времени - отслеживается развитие, осуществляется «продольный срез». К организационным методам также относится объективный метод, который предполагает обращение к тем аспектам, что можно зафиксировать средствами «стороннего» наблюдения - изменения поведения, предметной деятельности, речи и др., за которыми предполагается определенная психическая реальность. Описательный метод отводит исследователю роль наблюдателя: он никогда не вмешивается в наблюдаемое явление, ограничиваясь возможно более объективным его описанием. Социально-психологический метод изучения мнений, общения, лидерства, отношений людей к различным общественным событиям и явлениям в группах, коллективах является метод опроса и анкетирования.

Следующий метод, представляющий интерес в обучении, - метод погружения. Это активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры. В отличие от других методов обучения, где основной акцент воздействия на обучаемых приходится на убеждение, метод погружения в значительной мере опирается на внушение. Внушение и убеждение - разные способы воздействия. В.М. Бехтерев указывал на следующее их отличие: убеждение воздействует преимущественно на людей с развитым логическим мышлением, тогда как внушение эффективно не только для этих людей, но и для людей с неразвитым логическим мышлением. Если убеждение сопровождается критикой со стороны убеждаемого, то внушение минует сторожа-критику и «входит с черного входа». Метод погружения может усиливать творческие процессы, но он не может изменить базовые свойства личности. При этом методе эффект индивидуального внушения достигается легче, если учитываются: особенности мышления, тем-

перамента, характера и другие свойства личности. Например, у людей, склонных к образному мышлению, легче вызвать внушение словесным воздействием, опираясь на речь и логику.

Метод полярных профилей является способом описания анализируемых объектов (понятий, установок социальных, стереотипов социальных и пр.) с помощью набора биполярных шкал, заданных противопоставлением прилагательных, существительных или развернутых высказываний (например, твердый - мягкий, теплый - холодный, и пр.). На базе обобщения ответов испытуемого о характере того или иного объекта по всей шкале делается вывод о том, каково его психологическое отношение к этому объекту. В отличие от метода дифференциала семантического, этот метод не требует проведения анализа факторного и группировки шкал в более емкие категории.

Метод семантического радикала -один из объективных методов экспериментальной семантики, состоящий в анализе значений путем выделения их ассоциативных полей. Относится к числу методик условно-рефлекторных, использующих в качестве критерия семантической близости объектов перенос реакции условно-рефлекторной с одного объекта на другой, с ним семантически связанный. Этот метод применим для исследования неосознаваемых процессов при категоризации, для исследования развития значений в онтогенезе, при изучении динамики формирования понятий - в психологии общей, нейропсихологии и патопсихологии.

Референтометрический метод (рефе-рентометрия) - методический прием, способ выявления референтности членов группы для каждого входящего в нее индивида. Важная сторона метода - глубокая мотивированность поведения испытуемого, поглощенного возможностью ознакомиться с позицией, высказанной референтным для него лицом о значимом объекте. Метод позволяет выявить мотивы выборов межличностных, предпочтений межличностных в группе. Вместе с тем мера референтности (предпочтительности) субъекта определяется здесь

косвенно, через проявление испытуемым интереса к позиции этого субъекта о значимости объекта. Полученные данные обрабатываются математически; могут представляться графически.

Слепой метод предполагает устранение искажающих эксперимент артефактов -эффектов Пигмалиона и Хоторна. Чтобы устранить первый, разделение испытуемых на группу экспериментальную и группу контрольную должно производиться без ведома экспериментатора. Использование компьютеров для считывания и переработки данных тоже ограничивают вмешательство исследователя и связанную с этим субъективность. Для устранения эффекта Хоторна достаточно держать испытуемых в неведении о принятых гипотезах и давать им инструкции как можно более безразличным тоном. При этом методе проведения эксперимента ни испытуемые, ни экспериментаторы не знают о введении переменной, независимой до конца опыта. Широко используется во всех областях психологии сравнительный метод. Метод срезов (метод поперечных срезов) относится к методам организационным. Исследование организуется как работа с людьми разных возрастных групп - как бы с выполнением срезов на различных возрастных уровнях.

В местах лишения свободы ежедневно возникают ситуации, когда от получения своевременной информации зависит действенность принимаемых решений по профилактике острых конфликтов и нейтрализации девиантного поведения. Отсюда возникает необходимость правильного выбора методик и отлаженных технологий современных методов психокоррекции и психотерапии, составления комплекса диагностических методик и получения психологической информации по междисциплинарным методам, изложенным выше.

В зависимости от конкретного направления работы практического психолога УИС психологическая информация может быть использована в психокоррекции, психологическом консультировании, психопрофилактики, психофасилитации и группах тренингах. При проведении психокоррекции необ-

ходимо придерживаться определенных требований по этому направлению. Психолог должен знать, что характер воздействия будет зависеть от того, какое содержание нормы психологического развития будет стремиться реализовать в своей работе психолог (1).

Показатель эффективности коррекци-онной работы будет зависеть от сочетания психологических и медикаментозных методов воздействия (20). Пути оценки эффективности коррекционной работы предполагает фиксацию динамики физических и психологических показателей активности клиента. Кроме того, эффективность коррекци-онного воздействия определяется динамическим содержанием возрастного развития. Хотелось бы подчеркнуть, что эффективность коррекционной работы не определяется ее интенсивностью, количеством предпринятых воздействий, казалось бы, обоснованных целью (11).

Эффективность коррекционной работы - прежде всего в ее соответствии тенденции развития, как отдельного качества внутреннего мира человека, так и его обобщенных, интегральных характеристик. Если коррекционная работа строится как групповое или индивидуальное обучение, то для контроля за ее эффективностью можно применять принципы построения формирующего эксперимента, как одного из методов академической психологии (8). Схема проверки эффективности коррекционного воздействия строится на данных лонгитюдных исследований. Они позволяют анализировать динамику психической активности определенной возрастной группы и составлять с нею динамику внутреннего мира человека, которому были применены коррекционные воздействия (15).

Показатели эффективности психотерапевтической и консультативной работы практического психолога обсуждаются очень активно. По мере распространения психотерапевтической помощи вопрос о ее эффективности становится все более актуальным. В последние годы в психотерапевтических исследованиях было обнаружено два важных факта (19). Оказалось, что существуют систематические различия между

психотерапевтами, касающиеся эффективности их работы. Было также обнаружено, что люди с различными личностными особенностями могут нуждаться в различных типах психотерапии (25). Тем не менее, большинство факторов и закономерностей, полученных в исследованиях эффективности работы практического психолога, нуждаются в проверки, это отмечает М. Раттер, К. Роджерс и др. Реализация предпосылок критерий эффективности определяется теоретической позицией практического психолога. Клиническое симптоматическое улучшение является важнейшим критерием эффективности психологического воздействия (31).

При этом есть необходимость привлекать и социально-психологические критерии: степень понимания клиентом психологических механизмов болезни и собственной роли в возникновении конфликтных и травмирующих ситуаций, в том числе и развитие своих неадекватных, неадаптивных реакций, изменения в отношениях и установках, улучшение социальной ситуации (Б.Д. Кар-васарский, М.М. Кабанов, С. Кратохван, В.К. Мягер, С. Ледер, В. Кониг). При оценке эффективности психологического воздействия, могут также использовать объективные психофизиологические методы, регистрирующие вегетативно-соматические, психофизиологические и психические функции (К.И. Платонов, Т.И. Буль, А.М. Свеец). Поиск критериев эффективности психологического воздействия всегда будет требовать учета своеобразия природы, клиники и механизмов развития болезни, используемых методов воздействия и тех целей, которые стремится реализовать с их помощью. Психолог может моделировать и передавать успешный опыт переформирования субъективной реальности из одной предметной области в другую.

Психопрофилактику и психопрогноз в психологической практике УИС мы рассматриваем как взаимосвязанные направления работы психолога, потому что они имеют общие объекты работы. К ним можно отнести: адаптацию к среде заключения, ре-социализацию личности осужденных, депрессивные состояния, агрессию осужден-

ных, открытые и закрытые конфликтные очаги, суицидальное поведение, алкогольную и наркотическую зависимость, нападение на сотрудников, побеги. Для проведения психопрофилактической работы психологу УИС необходимо иметь богатый арсенал различных технологий психологической практики. Психолог должен обеспечить сотрудников УИС необходимым набором этих технологий. Например, сотрудники отделов охраны и безопасности будут «вооружены» психологически, если овладеют навыками экспресс-диагностики по нейро-лингвисти-ческому программированию, невербальной характеристикой агрессивного поведения, физиогномическими данными, знаниями о манипулятивном поведении осужденных, интерпретацией жестов, паралингвистиче-ских явлений и других опознавательных знаков осужденных. Известно, что в среде «бывалых» осужденных существуют установленные законы, правила, формы поведения и общения, знание которых облегчают прогнозирование и профилактику негативного поведения. Обширный сбор психологической информации, включая и психодиагностику, о состоянии развития групп осужденных, социометрическом положении каждого участника, лидерах, об индивидуально-личностных характеристиках и акцентуациях характера членов группы позволяют прогнозировать дальнейшие события в группе и разработать программу психопрофилактической работы по реально назревшим проблемам.

В поле зрения данных направлений работы сразу должны попадать вновь прибывшие, особенно те, кто прибыл впервые. Первым этапом работы психолога с заключенным является преодоление стресса (17). Формы приспособления к изоляции у молодых заключенных в большинстве случаев активные (7).

Для работы психопрофилактического направления можно использовать тренинги, как активные формы обучения. Наш соотечественник Дебольский М.Г. разработал систему тренингов для УИС (9). К ним можно отнести арт-терапию. В отличие от методов, основанных на вербальной коммуникации, арт-терапия обладает тем преимущест-

вом, что ее можно использовать с контингентом практически любого уровня (27).

На наш взгляд, психопрофилактическая работа не должна опираться только на убеждения в неэффективности негативных форм поведения и вреде неправильного образа жизни, потому что все, что будет навязываться с помощью лекционных мероприятий и бесед будет отвергнуто. Необходимы новые средства воздействия и серьезная организация групповой работы, рассчитанная на то, что осужденные сами придут к осознанию - изменить свое поведение.

Но остается ключевой вопрос действий: как сохранить равновесие между готовностью к изменению и последовательностью поведения, поэтому главная задача состоит в достижении двух целей - обучения тому, что нужно делать, и тому, как это делать.

Описанные выше методы осуществляют исследование для коррекции, профилактики преступного поведения и учитывают влияние на преступное поведение не только определенных черт характера, но и пол, возраст, семейное положение, патологии характера, социальную приспособляемость, индивидуальный быт и опыт, а также биологически обусловленные особенности. В результате системного анализа всегда можно обнаружить, что преступное поведение внутренне закономерно, субъективно целесообразно и во всех случаях мотивированно. Сравнительный анализ личностей больших групп преступников и законопослушных граждан показало, что первые отличаются от вторых значительно более высоким уровнем импульсивности и агрессии.

Иногда криминологи превозносят неповторимость личности преступника и переживают за любое вмешательство со стороны психологов, но психологи в роли адвокатов выступать не собираются. Достаточно вспомнить трагедии в Беслане. С позиции некоторых исследователей в области криминологии, агрессию у преступников убирать нельзя, так как это может разрушить их личность. Мы предлагаем научить осужденных переводить негативную энергию в энергию позитивную для реализации социально приемлемых и правозаконных целей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. -Екатеринбург, 1998. - С.32-38.

2. Антонян ЮМ. и др. Криминология. - М. 2002. - С.128, 135-140.

3. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. - М. 1991.

4. Блувштейн Ю.Д. Криминология и математика. - М. 1974.

5. Бережнова Н.Д. Секретное оружие НЛП. -Ставрополь: СКИПКРО, 2003. - 24 с.

6. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. -М.: Речь, 1987.

7. Гулина М.Ан., С.Ф. Левин. Психология социальной работы. -М.;СПб., 2002. - 313 с.

8. Гуревич К.М. Принцип коррекционности в методиках психологической диагностики //Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. - М., 1998.

9. Дебольский М.Г. Проведение социально-психологических тренингов в уголовно-исполнительной системе. -М. 1998.

10. Де Монтень М. Э. Опыты. -М. 1991. - 37 с.

11. Дубинин Н.П., Карпец И.М., Кудрявцев В.Н. Генетика. О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения. - М., 1982. -С. 128-129.

12. Дубинин Н.П., Карпец И.М., Кудрявцев В.Н. Генетика. Поведение. Ответственность. О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения. - М., 1982. - 29 с.

13. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. - М.: Питер, 2003.

14. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. - М. 1985. -15 с.

15. Клочко В.Е. Теоретические и прикладные аспекты становления психологической службы. -Бийск. - 1998. - 9 с.

Об авторах

Чечель Григорий Иванович, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, заведующий кафедрой Уголовного права Ставропольского государственного университета. Сфера научных интересов -преступление против личности, проблемы назначения наказания, особенности личности преступника. Бережнова Наталья Дмитриевна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой прикладной психологии Южно-Российского гуманитарного института. Сфера научных интересов - организационно-правовые основы работы пенитенциарного психолога с осужденными, психологическое сопровождение и обеспечение деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы.