Научная статья на тему 'Некоторые особенности процесса ресоциализации осужденных, склонных к криминальной агрессии'

Некоторые особенности процесса ресоциализации осужденных, склонных к криминальной агрессии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
745
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / ОСУЖДЕННЫЕ / КРИМИНАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ / RESOCIALIZATION / ADAPTATION / ACCUSED / CRIMINAL AGGRESSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бакин А. А.

Статья посвящена рассмотрению проблемы ресоциализации осужденных с выраженными агрессивно-насильственными тенденциями. Анализируется структура криминальной агрессии в местах лишения свободы и личность насильственного преступника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some features of process

This article is devoted to regarding of problem of resocialization accused with strong violently-aggressive trends. Structure of criminal aggression in prison and personality of violent offender are analyzing.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности процесса ресоциализации осужденных, склонных к криминальной агрессии»

13. Serduk L.V. Violence: criminological and criminal-law research. - M., 2002.

14. Voronin Y.A. System of struggle with crime in USA. - Sverdlovsk, 1990.

1 См.: Голубовский В.Ю., Конькова Т.Ю. Зарубежный опыт постпенитенциарной профилактики правонарушений // Вестник МВД России. 2007. № 6 (95). С. 71.

2 См.: Austin R.L. // Journal of Crimnal Justice. 1993. Vol. 21. P. 446-447.

3 См.: Агрессия и психическое здоровье / Под ред. Т.Б. Дмитриевой и Б.В. Шостаковича. СПб., 2002. С. 68.

4 Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы: Монография. М., 2001. С. 383.

5 См.: Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. М., 1992. С. 5-45.

6 См.: Криминология: Учебное пособие / Под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. СПб., 2003.

7 См.: Фокс В. Введение в криминологию. М., 1985. С. 246.

8 См.: Сердюк Л.В. Насилие: криминологическое и уголовно-правовое исследование. М.: Юрлитинформ, 2002. С. 68-69.

9 См.: Сердюк Л.В. Указ. соч. С. 69-70.

10 См.: Голик Ю.В. Случайный преступник. Томск, 1984. С. 76-77.

11 Gibbons D.C. Changing the Law BreaKer: Ihe Ireatment of Delinguents and Criminals. New Iersey, 1965. P 3.

12 Дмитриева Т.Б. и др. Криминальная агрессия женщин с психическими расстройствами. М., 2003. С. 29-30.

13 См.: Агрессия и психическое здоровье / Под ред. Т.Б. Дмитриевой и В.Б. Шостаковича. СПб: Юридический центр Пресс, 2002.

14 См.: Бородин С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М., 1990; Воронин Ю.А. Система борьбы с преступностью в США. Свердловск, 1990.

15 См.: Алексеев А.И. и др. Указ. соч. С. 26-47.

16 См.: Клинико-психопатологические и психологические методы выявления и предупреждения агрессивнонасильственного поведения лиц с психическими расстройствами: Пособие / Под ред. Т.Б. Дмитриевой. М., 2001. С. 40.

17 См. там же. С. 40-43.

18 Там же. С. 44-45.

УДК 343.95 А.А. Бакин*

Некоторые особенности процесса ресоциализации осужденных, склонных к криминальной агрессии

Статья посвящена рассмотрению проблемы ресоциализации осужденных с выраженными агрессивно-насильственными тенденциями. Анализируется структура криминальной агрессии в местах лишения свободы и личность насильственного преступника.

Ключевые слова: ресоциализация, адаптация, осужденные, криминальная агрессия.

A.A. Bakin*. Some features of process ресоциализации condemned, inclined to criminal aggression

This article is devoted to regarding of problem of re socialization accused with strong violently-aggressive trends. Structure of criminal aggression in prison and personality of violent offender are analyzing . Keywords: resocialization, adaptation, accused, criminal aggression.

Процесс ресоциализации в местах лишения свободы предполагает перевоспитание и адаптацию к условиям нормального существования в обществе лиц, ранее совершивших преступления. Качество осуществляемых психолого-педагогических и медицинских мероприятий, во многом способствует успешной адаптации к нахождению в пенитенциарных учреждениях, к адекватному восприятию и выполнению режимных требований, приобщению к трудовой и общественной деятельности. Нахождение человека в исправительной колонии сопровождается массивными психологическими сдвигами, вследствие которых чрезвычайно актуальными для пенитенциарных работников становятся вопросы профилактики конфликтов, агрессивных тенденций, насильственного мужеложства, налаживания межличностных отношений (как между осужденными, так и с представителями администрации).

* Доцент кафедры дополнительного профессионального образования сотрудников ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 495-22-55. E-mail: asmaen@yandex.ru.

* Candidate of judicial science, associate professor of department of extra-professional education of staff OVD Saint-Petersburg university MVD Russia). Some features of process of resocialization of accused, inclinable to criminal aggression.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009

По мнению отечественных исследователей, специфические психические состояния, вызванные фактом лишения свободы, особенно полно проявляются на начальном этапе и вызываются процессом ломки ранее сложившегося стереотипа жизни, который всегда имеет место вследствие влияния жесткого режима. Комплекс возникших отрицательных психических состояний проявляется повышенной возбудимостью, угнетенностью. Все это происходит на фоне актуализации внутренней борьбы мотивов, стимулов, интересов1.

К сожалению, изоляция преступников не сопровождается дезактуализацией и нивелированием их криминальных замыслов. Определенная часть осужденных продолжает свою преступную деятельность, тайно или явно противостоит администрации, поддерживает связь с преступниками, оставшимися на воле. В современных условиях насилие продолжает оставаться визитной карточкой пенитенциарной системы.

Не вызывает сомнений, что профилактика криминальной агрессии в местах лишения свободы является важнейшим направлением деятельности всей системы исполнения наказаний. Как правильно указывает Э.Е. Чистова, «генетически криминальная агрессия - это реализация личностной и массовой агрессивности, имеющей частью природное (на личностном уровне), частью социальное происхождение. Феномены криминальной агрессивности и криминальной агрессии исследованы совершенно недостаточно как в социальном и в психологическом, так и, в конечном счете, и криминологическом аспектах»2. Мы также разделяем точку зрения указанного автора в определении криминальной агрессии, под которым следует понимать тип умышленного поведения, представляющий собой гипертрофированную активность, стремительное наступление на определенный объект, в том числе в процессе достижения конкретной цели, содержащее в себе признаки состава преступления. При этом качество активности характеризует не само агрессивнокриминальное деяние в целом, а именно процесс подавления или достижения цели. В «технологическом» плане криминальная агрессия - преимущественно агрессия инструментальная. Агрессивный преступник - это тип общественно опасной личности, определяющей, «наиболее весомой» криминогенной чертой которой является агрессивность (как социального, так и природного происхождения), ориентированная преимущественно на ее реализацию при выборе способа совершения преступлений. Этот тип поливариантен, что делает обоснованной разработку типологии агрессивных преступников, соотнесенную и «встроенную» в другие типологии личности преступников3.

В местах лишения свободы агрессивные тенденции среди осужденных в значительной степени обусловлены влиянием внешней среды, ближайшего окружения. Несмотря на обозначенные выше обстоятельства, психика осужденного продолжает развиваться и приспосабливаться к новым условиям внешней среды.

Под внешней средой социальные психологи понимают окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Для того чтобы подчеркнуть значение среды как фактора развития психики, обычно говорят: личностью не рождаются, а становятся в процессе преодоления трудностей. В связи с этим уместно вспомнить теорию конвергенции В. Штерна, согласно которой психическое развитие - это результат схождения внутренних данных с внешними условиями развития. Поясняя свою позицию, В. Штерн писал: «Духовное развитие не есть простое выступление прирожденных свойств, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: “Происходит ли оно извне или изнутри?”, а нужно спрашивать: “Что в нем происходит извне? Что изнутри?”»4. В то же время роль различных факторов на процесс психического развития до сих пор не определена. Ясно лишь, что степень детерминированности различных психических образований генотипом и средой оказывается различной. При этом проявляется устойчивая тенденция: чем «ближе» психическая структура к уровню организма (к биологической составляющей), тем сильнее ее обусловленность генотипом. Однако чем она ближе к тем уровням организации человека, которые принято называть личностью, субъектом деятельности, тем слабее влияние генотипа и сильнее воздействие среды. Это положение отчасти подтверждают данные Л. Эрмана и П. Парсонса, которые приводят результаты различных исследований по оценке обусловленности индивидуальных признаков наследственностью и средой5.

В местах лишения свободы несоответствие имеющихся у человека социальных и биологических возможностей для переработки информации, скорость ее поступления и количества может явиться одним из важнейших условий возникновения как агрессивных форм реагирования, так и пограничных психических расстройств (клинические признаки расстройства соответствуют трем стадиям развития стресса: тревоги, адаптации, истощения).

По данным отечественных пенитенциарных психиатров, динамические сдвиги с усилением и усложнением патологических черт нарушением адаптации чаще наблюдаются у психопатических личностей возбудимого типа (по МКБ-10 эмоционально неустойчивые расстройства личности), истерического (с гиперстеническим и гипостеническим радикалами) и астенического (расстройства типа зависимой личности) типов. «Условия интернирования с жесткими ограничениями и напряженными взаимоотношениями являются причиной срыва компенсаторных механизмов.. ,»6. Психопатические реакции проявляются резким усилением как негативных черт характера, так и «заострением» патологических личностных свойств, сочетающихся с «взрывными» агрессивными реакциями, аффективной неустойчивостью, озлобленностью, сужением диапазона эмоционального реагирования, с грубостью, конфликтностью, негативным отношением к труду и к выполнению требований внутреннего распорядка.

Следует отметить, что степень патологических отклонений характера может определяться следующими показателями: тяжестью, продолжительностью и частотой декомпенсаций, фаз, психогенных реакций, с соответствием их силе и особенностям вызвавших факторов, степенью правильности оценки своего характера, степенью социальной дезадаптации, критичностью к своему поведению. Для осужденных характерны такие психопатические проявления, как неустойчивость и изменчивость характерологических черт, сложность, полиморфизм, гетерономность психопатий и неоднозначность их динамики, легкость перехода от компенсации к декомпенсациям, неоднородность клинических проявлений, относительность критерия социальной дезадаптации и отсутствие прямой зависимости от глубины дисгармонии. Большое значение в формировании агрессии (особенно деструктивной) имеют биологические факторы («неврологическая микросимптоматика», «минимальное мозговое поражение», «резидуальные органические поражения головного мозга, выраженные в незначительной степени»). Резидуальные органические поражения головного мозга, выраженные в незначительной степени у насильственных преступников, встречаются достоверно чаще, чем в популяции, и, по нашим данным, присущи более чем 70% осужденных.

Существуют различные виды нарушений поведения у психопатизированных личностей. Их можно подразделить на:

1) реактивно-обусловленные (побеги, суициды), обычно вытекающие из психотравмирующей ситуации;

2) вызванные отрицательными личностными установками, низким моральным уровнем, базирующиеся на неправильном воспитании, интеллектуальной недостаточности;

3) обусловленные патологией влечений (аддиктивные расстройства, садизм, гомосексуализм и др.).

Девиантное поведение осужденных (в т.ч. и сопровождающееся агрессивными действиями)

может проявляться как в непатологической форме (непатологические ситуационно-личностные реакции, особенности характера и социально-педагогическая запущенность, например, у несовершеннолетних), так и быть непосредственно связанным с психопатологическими феноменами (например, патологические ситуационно-личностные реакции, психогенные патологические формирования личности, пограничные формы интеллектуальной недостаточности).

Особого внимания заслуживает вопрос о формах агрессии. По мнению крупнейших специалистов в области агрессологии, принятые на сегодняшний день определения агрессии основываются на обобщении взглядов таких выдающихся ученых, как Л. Берковиц, А. Басс, С. Фешбач, Э. Фромм, Г. Аммон.

Так, согласно Л. Берковицу, агрессивное поведение следует рассматривать, как намеренное стремление причинить вред, ущерб другому лицу.

Согласно А. Басу, агрессию принято разделять на несколько дихотомических категорий: физическая и вербальная, прямая и косвенная, активная и пассивная. Физическая агрессия предполагает нанесение жертве телесного ущерба с использованием произвольной мускулатуры нападающего или оружия. Вербальная агрессия осуществляется в форме словесных угроз или распространения оскорбительных высказываний. Прямая агрессия возникает при непосредственном контакте агрессора и жертвы, косвенная связана с «заочным» созданием препятствий жизнедеятельности объекта агрессии, распространением о нем клеветы и отрицательных высказываний. Активная агрессия выражается в словесных и физических нападках, в то время как пассивная выступает в форме отказа выполнять требования, разговаривать с «объектом» агрессии.

С. Фешбач ввел понятие враждебной и инструментальной агрессии. Мотив враждебных агрессивных действий состоит в причинении страданий жертве; инструментальная агрессия служит способом достижения определенной цели, и мотив нанесения прямого физического ущерба в этом случае отсутствует. Примером инструментальной агрессии могут служить преступления, при которых основным мотивом является нажива, а физическое насилие является лишь «инструментом» достижения поставленной цели7.

Э. Фромм и Г. Аммон указывали на позитивную роль агрессии. Агрессия, считают указанные авторы, появляется в филогенезе, когда возникают ограничения жизненно важных ресурсов и в известной мере необходимо сохранение (поддержание) доминантно-субординационных отношений, т.е. была выделена адаптивная и дезадаптивная роль агрессии8.

По справедливому выражению Ю.В. Чуфаровского, озлобленность и агрессия осужденных нередко возникает как следствие восприятия наказания в качестве мести, что приводит к негативному пониманию мер воздействия. Однако, несмотря на большое воспитательное значение карательных элементов режима, он обладает вполне самостоятельной воспитывающей функцией. Четкий распорядок дня высокая организованность жизни и быта непосредственно накладывают отпечаток на характер осужденного, его поведение, дисциплинируют его, вырабатывают качества, необходимые в жизни на свободе9.

В качестве особого фактора воздействия следует рассматривать трудовую деятельность. «Труд является тем мерилом, по отношению к которому измеряется общественная ценность человека. Правильно организованный общественно полезный труд способствует гармоничному развитию физических и умственных качеств осужденного и оказывает преобразующее воздействие на его личность. Труд формирует и закрепляет в человеке положительные, моральные, этические, нравственные и правовые программы. Воздействие труда на личность осужденного огромно, однако это чрезвычайно сложный процесс, так как многие осужденные не имеют трудовых навыков и в

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009

связи с извращением своих моральных и нравственных критериев отрицательно относятся к своему личному участию в трудовом процессе»10.

Профессиональная деятельность является важной составной частью социального поведения. Для обретения смысла жизни человек должен решить проблему труда и профессионального самоопределения. Неоценимую помощь здесь могут оказать обучающие программы, возможность получения нового образования, в том числе и высшего. Вхождение человека в определенный профессиональный мир сопряжено с профессиональным становлением личности. При этом под профессиональным становлением понимается индивидуальный, личностный процесс, основным элементом которого является личный выбор.

Основоположник научно-психологического подхода к проблеме профессионального становления личности Ф. Парсонс первым сформулировал тезис о том, что каждой профессии соответствует определенный набор психологических .и физических качеств, а успешность и удовлетворенность человека профессиональной деятельностью зависит от степени соответствия индивидуальных качеств личности требованиям профессии11. Заметная роль при решении данных вопросов должна отводиться пенитенциарным психологам.

Особое значение приобретает реабилитационная работа с группами осужденных. Указанные мероприятия можно рассматривать в рамках групповой психотерапии, целью которой является коррекция нарушенной системы отношений, неадекватного и неадаптивного поведения. При этом коррекция достигается путем направленного воздействия группы на когнитивную, аффективную и поведенческую сферы личности и на межличностные отношения.

Участник группы в процессе работы может:

- обнаружить неадекватные формы поведения и найти наиболее адекватные способы реагирования;

- раскрыть свои проблемы с соответствующими чувствами, чаще всего вытесненными, и получить эмоциональную поддержку;

- уяснить меру своего участия в возникновении и повторении конфликтных ситуаций, уловить более глубокие по сравнению с предъявляемыми причины собственных переживаний и особенности формирования системы отношений с собой, с другими, с миром.

Помимо этого, осужденный может осознать связь психогенных факторов и невротических расстройств, что является важным для дальнейшей индивидуальной терапии.

С каждым из намеченных участников до начала групповых занятий проводятся несколько предварительных психотерапевтических бесед с диагностикой эмоционального состояния (тест Люшера, методика САН, опросник Бека, шкала Гамильтона и др.), исследованием предполагаемых проблем (проективные методики, ТАТ) и декларируемых запросов, а также создается мотивация на участие и работу в группе. По завершении работы группы проводится повторная диагностика состояния участников, что помогает оценить произошедшие изменения. Занятия проводятся два раза в неделю в малых группах. Оптимальное число участников 6-8 человек, при двух ведущих -психологе и психиатре. Такое количество легко и надежно удерживается в поле внимания и не способствует образованию альтернативных подгрупп. Четное число участников позволяет использовать парную работу. К основным проблемам, с которыми приходится сталкиваться в процессе подбора и работы группы, можно отнести:

- подбор участников группы по возрасту, основным типам конфликта, личностным особенностям и приблизительно равном социокультурном и образовательном уровне участников, что является весьма важным, т.к. основная форма групповой терапии - дискуссия;

- снижение у определенной части осужденных мотивации к адаптации и достижению положительных результатов;

- помимо этого, необходимость проявления на группе таких личностных свойств, как собранность, целенаправленность волевых усилий, часто подверженных деструкции при различных психических аномалиях, может затруднять раскрывающую психотерапию.

Как уже отмечалось выше, основная форма групповой психотерапии - проблемная дискуссия. Для инициации дискуссии можно использовать различные психотерапевтические техники. Именно дискуссия запускает групповую динамику, ревитализацию и спонтанность участников. Критериями адекватности использования различных техник в ходе групповой терапии также является возникновение проблемной дискуссии, в которую можно вовлечь всех участников. При этом на первых трех-четырех занятиях вовлечение в дискуссию преимущественно носит директивный характер, далее же, по мере вызревания внутриличностного конфликта участников, уже может носить более мягкий, доверительный характер. Самое сложное в работе - сохранение динамического равновесия между эмоциональной поддержкой и направленной психотерапевтической коррекцией, ибо преобладание эмоциональной поддержки приводит к созданию псевдотоварищеских отношений, а преобладание направленной коррекции - к распаду группы и неконтролируемой и неконструктивной критике.

С нашей точки зрения, в условиях пенитенциарной системы успешно может быть использована позитивная психотерапия. Современная ситуация в местах лишения свободы требует развития таких психотерапевтических методов, которые были бы в равной степени и экономичны, и эффективны. Наряду с техническими вопросами психотерапевтической процедуры, важным является содержательный аспект: какие критерии используются для описания и переработки конфликта.

Позитивная психотерапия как синтез психоаналитических элементов и принципов терапии отношений представляет собой базовую модель, в которой могут сочетаться различные психотерапевтические направления. Эта модель основывается на междисциплинарном и транскультуральном подходе. Вместе с тем позитивная психотерапия может быть названа конфликт-центрированной краткосрочной психотерапией. Позитивная психотерапия основываются на шести тезисах.

1. Позитивная психотерапия исходит из действительного, ранее приобретенного - не только нарушений и конфликтов, которые существуют в настоящее время, но и способностей эти конфликты преодолевать. В рамках позитивной психотерапии осужденный сам становится психотерапевтом для самого себя и своего окружения (самопомощь).

2. Позитивная психотерапия предлагает основополагающую концепцию для работы с любыми заболеваниями и расстройствами (универсальный характер).

3. Учитывается, что каждый человек обладает своей собственной сферой воспитания и вместе с этим своей собственной транскультуральной проблематикой в общении с окружающими людьми (транскультуральный аспект).

4. Изучение содержания конфликтов при помощи специальной методики является основой терапевтического исследования и позитивной психотерапии (содержательный анализ).

5. Поскольку позитивная психотерапия ориентирована на содержательный анализ, она предлагает концепцию, которая позволяет использовать различные психотерапевтические направления и взаимодополняющие методы (метатеоретический аспект).

6. Позитивная терапия включает в психотерапевтический процесс эмоционально близких людей (членов семьи, друзей и т.д.) как индивидуумов и общественные факторы как определяющие условия.

Позитивная психотерапия включает в себя три аспекта: позитивный подход, содержательный анализ, пятиступенчатую модель самопомощи.

Высокоэффективные методы выявления и предупреждения агрессивно-насильственного поведения лиц с психическими аномалиями разработаны сотрудниками Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского. Так, на первом адаптационном этапе коррекционно-психологическое воздействие сочетается с медикаментозным лечением. На втором этапе назначается комплексная терапия, включающая в себя психотерапевтическое воздействие, направленное на коррекцию поведения и мотивацию; воздействие сочетается с ситуационнооздоровительными мерами. На третьем этапе проводят микросоциально-адаптирующее и коррекционно-психологическое воздействие в сочетании с поддерживающей терапией12.

С нашей точки зрения, методы индивидуальной профилактики агрессивно-насильственных действий в местах лишения свободы подразделяются на:

- методы изучения осужденных;

- активное выявление лиц, склонных к криминальной агрессии;

- методы учета лиц с психическими отклонениями;

- методы контроля над лицами с асоциальной направленностью;

- методы коррекции девиантного поведения.

Меры индивидуального предупреждения преступлений выступают в виде мер правовой ответственности, а также мер социальной помощи, направленной на исправление и перевоспитание осужденных. Субъектами индивидуальной профилактики являются сотрудники пенитенциарных учреждений, представители общественных организаций, осужденные. Изучение проблемы ресоциализации осужденных, склонных к криминальной агрессии, позволяет существенно повысить эффективность научно-практической оценки данного процесса, что имеет важное значение для профилактики всей пенитенциарной преступности.

Список литературы:

1. Барденштейн Л.М., Можгинский Ю.Б. Патологическая агрессия подростков. - М.,

2005.

2. Психология среднего возраста / Под ред. A.A. Реана. - СПб., 2003.

3. Руководство по судебной психиатрии / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Б.В. Шостаковича,

A.A. Ткаченко. - М., 2004.

4. Чистова Э.Е. Криминальная агрессия и ее предупреждение: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2005.

5. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. - М., 1995.

6. Эрман Л., Парсонс П. Генетика поведения и эволюция. - М., 1984.

Literature

1. Bardenstein L.M., Mozhginsky Y.B. Pathological aggression of teenagers. - M., 2005.

2. Chistova E.E. Criminal aggression and it’s prevention. - SPb., 2005.

3. Chyfarovsky Y.V. Juridical psychology. - M., 1995.

4. Erman L., Parsons P. Genetic of behavior and evolution. - M., 1984.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Guidelines for judicial psychiatry / Ed. T.B. Dmitrieva, B.V. Shostakovich, A.A. Tkachenko. -M., 2004.

6. Middle age psychology / Ed. A.A. Rean. - SPb., 2003.

1 См.: Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М., 1995. С. 138-139.

2 Чистова Э.Е. Криминальная агрессия и ее предупреждение: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005. С. 4-5.

3 См. там же. С. 8-9.

4 Цит. по: Психология среднего возраста / Под ред. А.А. Реана. СПб., 2003. С. 21.

5 См.: Эрман Л., Парсонс П. Генетика поведения и эволюция. М., 1984. С. 79.

6 Руководство по судебной психиатрии / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Б.В. Шостаковича, А.А. Ткаченко. М., 2004. С. 527.

7 Цит. по: Барденштейн Л.М., Можгинский Ю.Б. Патологическая агрессия подростков. М., 2005. С. 12.

8 См.: Психология среднего возраста... С. 18-19.

9 См.: Чуфаровский Ю.В. Указ. соч. С. 242.

10 Там же. С. 242-243.

11 См.: Психология среднего возраста... С. 119.

12 См.: Руководство по судебной психиатрии. С. 530.

УДК 367.77 Ю.В. Новикова*

Влияние криминальной субкультуры на мотивацию несовершеннолетних преступников-рецидивистов

Работа посвящена проблеме влияния пенитенциарной субкультуры на мотивацию подростков. Анализируются основные элементы криминальной субкультуры (традиции, обычаи и т.д.); особое внимание уделяется исследованию стратификации преступников. Исследуются ценностные ориентации и психологические аспекты криминальной активности несовершеннолетних.

Ключевые слова: криминальная субкультура, несовершеннолетние, мотивация, ценностные ориентации, преступник-рецидивист.

J. V. Novikova*. Criminal sub cultural influence on motivation of underaged criminal offenders.

The work is devoted to problem of influence of penitentiary subculture on motivation of adolescents. Basic elements of criminal subculture (traditions, customs and etc.) are analyzing. Special attention is paid to research of stratification of prisoners. Also, there is a research of value orientation and psychological aspects of criminal activity of underaged.

Keywords: criminal subculture, underaged, motivation ,criminal offender, value orientations.

По мнению отечественных ученых, особое значение для сотрудников правоохранительных органов приобретает знание таких психологических особенностей подростков, которые могут сыграть положительную роль в установлении психологического контакта, в уяснении мотивов и механизма совершения преступления, т.е. четко выявить направленность личностных интересов несовершеннолетних, их мировоззрение, уточнить специфику потребностей, а также эмоциональноволевые качества1.

Важнейшим компонентом структуры личности несовершеннолетнего преступника-рецидивиста является такое психологическое качество, как направленность, представляющее собой систему устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрений и т.д.), определяющих поведение личности во внешних условиях. Направленность -это тот краеугольный камень, который определяет личность преступника2.

Нередко подростки с девиантными (отклоняющимися) формами поведения активно усваивают действующие в окружающем их микросоциуме агрессивные, антиобщественные установки и таким образом стремятся проявить свою индивидуальность. Они овладевают теми приемами и средствами криминальной деятельности, которыми владеют другие члены группы. Именно в подростковом возрасте особенно актуальна объективная необходимость следовать за неформальным лидером, подчиняться законам группы и в то же время отрицать общепринятые нормы, стереотипы поведения. В групповой асоциальной деятельности могут складываться условия для возникновения криминальных

* Судья Городского суда Санкт-Петербурга. 191028, Санкт-Петербург, наб.р.Фонтанки, 16. Тел: 273-19-92. E-mail: novikovauv@list.ru.

* The judge of City court of St.-Petersburg.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.