Научная статья на тему 'МЕТОДЫ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В ДОУ. ПРИЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ'

МЕТОДЫ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В ДОУ. ПРИЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
85
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / ОБУЧЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / МЫШЛЕНИЕ / ЧТЕНИЕ / SPEECH / LEARNING / DEVELOPMENT / THINKING / READING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Буркова Т.А., Перелыгина А.А.

Данная статья посвящена теме «Методы работы логопеда в ДОУ. Приемы выявления недостатков звукопроизношения у детей». Исследуются особенности методов работы логопеда с детьми. Рассмотрены приемы выявления недостатков звукопроизношения у детей. Выявлены задачи логопедической коррекции коммуникативной сферы детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF WORK OF THE SPEECH THERAPIST IN THE PRESCHOOL. TECHNIQUES TO IDENTIFY THE SHORTCOMINGS OF SOUND PRONUNCIATION IN CHILDREN

This article is devoted to the topic "methods of speech therapist in PEI. Methods of identifying the shortcomings of sound in children". Features of methods of work of the speech therapist with children are investigated. The methods of identifying the shortcomings of sound in children are considered. The tasks of speech therapy correction of children's communicative sphere are revealed.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В ДОУ. ПРИЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ»

УДК 373.2

Буркова Т.А. студент магистратуры Перелыгина А. А. студент магистратуры Курганский государственный университет

Россия, г. Курган

МЕТОДЫ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В ДОУ. ПРИЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Аннотация: Данная статья посвящена теме «Методы работы логопеда в ДОУ. Приемы выявления недостатков звукопроизношения у детей». Исследуются особенности методов работы логопеда с детьми. Рассмотрены приемы выявления недостатков звукопроизношения у детей. Выявлены задачи логопедической коррекции коммуникативной сферы детей.

Ключевые слова: речь, обучение, развитие, мышление, чтение.

Burkova T.A.

master's degree student of Kurgan state University

Russia, Kurgan Perelygina A.A.

master's degree student of Kurgan state University

Russia, Kurgan

METHODS OF WORK OF THE SPEECH THERAPIST IN THE PRESCHOOL. TECHNIQUES TO IDENTIFY THE SHORTCOMINGS OF SOUND PRONUNCIATION IN CHILDREN

Abstract: This article is devoted to the topic "methods of speech therapist in PEI. Methods of identifying the shortcomings of sound in children". Features of methods of work of the speech therapist with children are investigated. The methods of identifying the shortcomings of sound in children are considered. The tasks of speech therapy correction of children's communicative sphere are revealed.

Keywords: speech, learning, development, thinking, reading.

Маленький ребенок не может произносить правильно все звуки речи, так как его артикуляционный аппарат еще не окреп и не развился в достаточной степени. Искаженное произношение дошкольников до 4 — 5 лет считается нормальным явлением и носит название возрастное или физиологическое косноязычие. После 4-5 лет нарушение звукопроизношения считается патологией. Таким образом, именно с этого возраста и нужно начинать логопедическую работу.

Нарушения звукопроизношения — группа дефектов произношения, включающая такие нозологические формы как дислалия, тринолалия (палатолалия), дизартрия и, частично, афазия [1].

Метод моделирования является одним из перспективных направлений

совершенствования процесса коррекционно -развивающего обучения и активно применяется в детском саду. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.

При обучении связной речи моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания. На этом этапе метод наглядного моделирования способствует:

- усвоению принципа замещения (умение обозначать персонажей художественного произведения заместителями), передачи событий при помощи заместителей;

- овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;

- формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ;

Таким образом, результаты проводимого коррекционного обучения свидетельствуют о широких возможностях использования наглядного моделирования в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи [3].

Еще одним новшевством в работе является использование такого метода коррекции речевых нарушений у детей как логосказки. С помощью логосказок решаются следующие задачи логопедической коррекции коммуникативной сферы детей:

- создание благоприятной психологической атмосферы в ходе образовательной деятельности;

- обогащение эмоционально - чувственной сферы детей посредством общения со сказкой;

- приобщение детей к красоте художественного слова, народному фольклору;

- развитие сотрудничества учителя - логопеда с детьми и друг с другом на основе личностно ориентированной модели взаимодействия.

Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать на речевой дефект, выбрать наиболее рациональные и экономичные пути его преодоления, необходимо уметь выявлять характер речевых нарушений, их глубину и степень, уметь анализировать, какие компоненты речевой системы они затрагивают.

Нарушения речи могут касаться разных ее сторон: фонетики, лексики, грамматики. Это значит, что обследование должно быть разносторонним, должно выявить звуковую сторону речи, фонематические процессы,

словарный запас, грамматический строй [2].

При логопедическом обследовании детей с дислалией нужно прежде всего детально изучить строение и подвижность органов артикуляционного аппарата. Затем тщательно обследовать состояние звукопроизношения. Кроме того, важно выяснить состояние фонематического восприятия.

Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения всех органов: губ, языка, зубов, челюстей. При этом логопед отмечает, нет ли дефектов в их строении, соответствует ли оно норме.

Далее проверяется подвижность органов артикуляционного аппарата. Ребенку предлагают выполнить различные задания по подражанию (вслед за логопедом) или речевой инструкции, например: постараться дотянуться языком до носа, подбородка, левого, а затем правого уха; пощелкать языком; высунуть язык как можно дальше, а затем втянуть его далеко в рот делать попеременно эти упражнения и т. д.

При этом логопед отмечает свободу и быстроту движений органов артикуляционного аппарата, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому.

В результате обследования звукопроизношения должно быть выявлено умение ребенка произносить тот или иной звук изолированно и использовать его в самостоятельной речи. При этом следует отмечать недостатки звукопроизношения: замену, искажение или отсутствие отдельных звуков — при изолированном произнесении, в словах.

Для обследования произношения звуков в словах необходим набор специальных предметных картинок. Названия предметов, изображенных на картинках, должны представлять собой слова различного слолгового и звукового состава, многосложные, со стечением согласных, с исследуемыми звуками, занимающими различное местоположение.

Обследование фонематического восприятия. После проверки состояния произношения звуков необходимо выяснить, как ребенок воспринимает их на слух, как различает. Особенно это относится к звукам, сходным по артикуляции или близким по звучанию.

В результате такого всестороннего логопедического обследования удается получить все необходимые данные, позволяющие сделать заключение о причине, характере и тяжести дислалии, а также наметить пути коррекции дефекта.

Таким образом, главной задачей в коррекции звукопроизношения большое значение имеет диагностика. Первоклассники, приходя в школу, имеют различные речевые проблемы: недостатки звукопроизношения, нарушения интонационной выразительности, звуко-слоговой структуры речи, страдают такие важные элементы как память и внимание. Все эти проблемы вызывают трудности в общении, познавательной и интеллектуальной сфере [4].

Использованные источники: 1. Вакуленко, Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей / Л.С.

Вакуленко. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 128 с.

2. Руденко, В. И. Логопедия. Практическое пособие / В.И. Руденко. - М.: Феникс, 2014. - 288 с.

3. Емельянова, Н. В. Коррекция звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетическим нарушением речи в условиях логопункта ДОУ / Н.В. Емельянова, Л.И. Жидкова, Г.А. Капицына. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 288 с.

4. Кыласова, Л. Е. Коррекция звукопроизношения у детей. Дидактические материалы / Л.Е. Кыласова. - М.: Учитель, 2014. - 368 с.

УДК 796.92.093.612

Васильев А.В.

тренер высшей категории, старший тренер отделения двоеборья Детско-юношеская спортивная школа Чайковского

муниципального района Россия, г. Чайковский ПРИМЕНЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОЙ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ-ДВОЕБОРЦЕВ Аннотация:

В статье рассматриваются вопросы обоснования эффективных методов и средств подготовки юных лыжников-двоеборцев.

Ключевые слова: комбинированная форма подготовки, юные лыжники-двоеборцы.

Vasiliev A. V. Coach of the highest category Senior coach of the Nordic Combination Children and Youth Sports School of the Tchaikovsky Municipal District

Russia, Tchaikovsky APPLICATION OF COMBINED FORM TRAINING OF THE YOUNG NORDIC COMBINED SKIERS Annotation: The article deals with the substantiation of effective methods and means of training young nordic combined skiers.

Keywords: combined form of training, young nordic combined skiers.

Вопросы развития лыжного двоеборья в нашей стране являются актуальными в связи с тем, что спортсмены, представляющие Россию на международных соревнованиях в данном виде, показывают низкие спортивно-технические результаты. При этом существуют предпосылки для изменения данной ситуации, связанные со значительным улучшением материально-технической базы - строительство и ввод в эксплуатацию современных спортивных сооружений, изменений методических подходов к организации спортивной подготовки в лыжном двоеборье.

Одна из задач тренера - поиск и подбор оптимальных средств и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.