6. Краевский В.В. «Человеческий фактор» в жизни и в педагогике. Педагогика: научно-теоретический журнал. 2006; № 3: 92 - 101.
7. Walsh S. Exploring Classroom Discourse: Language in Action. Routledge Introductions to Applied Linguistics. UK, 2011.
8. Петренко М.А. Интерактивная технология развития творческой активности. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2014; № 4 (21): 46 - 56.
9. Bezemer J., Jewitt C. Multimodality: A guide for linguists. 2018. Preprint. Available at: https://discovery.ucl.ac.Uk/id/eprint/10075966/3/Bezemer%20Preprint%20ResMethLing%20 2018.pdf
10. Jewitt C. Multimodal Discourses across the Curriculum. Encyclopedia of Language and Education. Discourse and Education. Springer Science+Business Media LLC. 2008; Vol. 3: 357 - 368.
11. Kress G. Multimodal discourse analysis. Routledge handbook of discourse analysis. London, Routledge, 2011: 35 - 50.
12. Кулешова А.В., Ерошкин А.А. Анализ вербальных и невербальных средств реализации модальности в речи учителя - носителя французского языка. Педагогический дискурс: новые стратегии подготовки учителей иностранных языков. Москва: Языки народов мира, 2016: 81 - 89.
13. Evnitskaya N., Berger E. Learners' Multimodal Displays of Willingness to Participate in Classroom Interaction in the L2 and CLIL Contexts. Classroom Discourse. 2017; № 8 (1): 71 - 94.
14. Савельева И.В., Савельева А.Е. Стратегии педагогической интеракции в аспекте мультимодальности. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1 (86): 162 - 165.
15. Савельева И.В., Гринвальд О.Н., Зникина Л.С. и др. Исследование педагогической интеракции в вузе методом мультимодального анализа. Модели педагогической интеракции в процессе обучения иностранному языку в полиэтнической среде вуза: коллективная монография. Кемерово, 2020: 32 - 63.
References
1. Barahovich I.I. Koncepciya razvitiya nadprofessional'nojkommunikativnojkompetentnostistudentov v vuze. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Krasnoyarsk, 2014.
2. Greenwald O., Resenchuck A., Sergeychick T. Support of the international students studying earth sciences at mining region university. E3S Web of Conferences. Ser. "14th International Innovative Mining Symposium, IIMS 2019". 2019.
3. Metodologiya pedagogiki v kontekste sovremennogo nauchnogo znaniya: sbornik nauchnyh trudov Mezhdunarodnoj nauchno-teoreticheskoj konferencii, posvyaschennoj 90-letiyu so dnya rozhdeniya V.V. Kraevskogo. Moskva: FGBNU «Institut strategii razvitiya obrazovaniya RAO», 2016.
4. Bermus A.G. K probleme stanovleniya prikladnoj kommunikativistiki obrazovaniya. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2019; № 4 (137): 4 - 9.
5. Krivyh S.V., Zhurakovskaya V.M. Obrazovatel'naya organizaciya kak social'no-pedagogicheskaya sistema: sinergeticheskij podhod. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 1 (86): 136 - 138.
6. Kraevskij V.V. «Chelovecheskij faktor» v zhizni i v pedagogike. Pedagogika: nauchno-teoreticheskij zhurnal. 2006; № 3: 92 - 101.
7. Walsh S. Exploring Classroom Discourse: Language in Action. Routledge Introductions to Applied Linguistics. UK, 2011.
8. Petrenko M.A. Interaktivnaya tehnologiya razvitiya tvorcheskoj aktivnosti. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2014; № 4 (21): 46 - 56.
9. Bezemer J., Jewitt C. Multimodality: A guide for linguists. 2018. Preprint. Available at: https://discovery.ucl.ac.uk/id/eprint/10075966/3/Bezemer%20Preprint%20ResMethLing%20 2018.pdf
10. Jewitt C. Multimodal Discourses across the Curriculum. Encyclopedia of Language and Education. Discourse and Education. Springer Science+Business Media LLC. 2008; Vol. 3: 357 - 368.
11. Kress G. Multimodal discourse analysis. Routledge handbook of discourse analysis. London, Routledge, 2011: 35 - 50.
12. Kuleshova A.V., Eroshkin A.A. Analiz verbal'nyh i neverbal'nyh sredstv realizacii modal'nosti v rechi uchitelya - nositelya francuzskogo yazyka. Pedagogicheskij diskurs: novye strategii podgotovki uchitelej inostrannyh yazykov. Moskva: Yazyki narodov mira, 2016: 81 - 89.
13. Evnitskaya N., Berger E. Learners' Multimodal Displays of Willingness to Participate in Classroom Interaction in the L2 and CLIL Contexts. Classroom Discourse. 2017; № 8 (1): 71 - 94.
14. Savel'eva I.V., Savel'eva A.E. Strategii pedagogicheskoj interakcii v aspekte mul'timodal'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 1 (86): 162 - 165.
15. Savel'eva I.V., Grinval'd O.N., Znikina L.S. i dr. Issledovanie pedagogicheskoj interakcii v vuze metodom mul'timodal'nogo analiza. Modeli pedagogicheskoj interakcii v processe obucheniya inostrannomu yazyku v poli'etnicheskoj srede vuza: kollektivnaya monografiya. Kemerovo, 2020: 32 - 63.
Статья поступила в редакцию 03.10.21
УДК 378
Seredovskikh B.A., Cand. of Sciences (Geography), senior lecturer, Nizhnevartovsk State University (Nizhnevartovsk, Russia), E-mail: geoboris@mail.ru
Korkina E.A., Cand. of Sciences (Geography), Head of Geography Department, Nizhnevartovsk State University (Nizhnevartovsk, Russia), E-mail: lena_k_nv@ro.ru
Beljaev I.A., MA student, Nizhnevartovsk State University (Nizhnevartovsk, Russia), E-mail: belyaeff98@mail.ru
METHODS OF SPATIAL DISPLAY OF NATURAL EMERGENCY SITUATIONS IN PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS. The article discusses the experience of forming professional competences of students when integrating aspects of geography and life safety through the prism of geographic information systems. The possibilities of implementing GIS technologies in the teaching of relevant disciplines on the basis of solving applied problems relevant to the regional educational environment are investigated. The directions of using GIS-technology in involving students in the development and implementation of applied research projects on identification and mapping of natural hazards in their region are reflected. The work draws a conclusion about ensuring a deeper assimilation of knowledge by students through the use of GIS technologies in the field of geographical education. The authors point out the effectiveness of such interdisciplinary approach, which is confirmed by practice of teaching.
Key words: geographic information systems, natural emergency situations, professional training, digital technologies, life safety.
Б.А. Середовских, канд. геогр. наук, доц., Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск, E-mail: geoboris@mail.ru
Е.А. Коркина, канд. геогр. наук, доц., зав. каф. географии, Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск,
E-mail: lena_k_nv@ro.ru
И.А. Беляев, магистрант, Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск, E-mail: belyaeff98@mail.ru
МЕТОДЫ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ОТОБРАЖЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ
В статье рассматривается опыт формирования профессиональных компетенций студентов при интеграции аспектов географии и безопасности жизнедеятельности через призму геоинформационных систем. Исследованы возможности внедрения ГИС-технологий в преподавание соответствующих дисциплин на основе решения прикладных задач, актуальных для региональной образовательной среды. Отражены направления применения ГИС-технологий при привлечении студентов к разработке и реализации прикладных исследовательских проектов по идентификации и картографированию природных опасностей на территории своего региона. Представленный материал позволяет сделать вывод об обеспечении более глубокого усвоения знаний студентами посредством применения ГИС-технологий в области географического образования. Авторы указывают на эффективность такого междисциплинарного подхода, которая подтверждается практикой преподавания.
Ключевые слова: географические информационные системы, чрезвычайные ситуации природного характера, профессиональная подготовка, цифровые технологии, безопасность жизнедеятельности.
Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ в рамках научного проекта № 18-45-860001
Внедрение в учебный процесс в высшей школе современных автоматизированных систем, устройств программного управления и обрабатывающих центров поставило новые задачи в профессиональной подготовке студентов. В частности, профессиональное обучение студентов цифровым технологиям в области географии и безопасности жизнедеятельности подразумевает самостоятельное усвоение и использование с помощью информационных технологий новых знаний и умений, непосредственно не связанных со сферой профессиональной деятельности. Из применяемых педагогических информационно-коммуникационных технологий отдельно надлежит выделить использование географических информационных систем (ГИС) в связи с их возрастающей ролью в профессиональной подготовке студентов [1].
Исследованию использования ГИС в подготовке студентов посвящены работы Качалова Я.Н., Ростовцевой В.М. [2], Лавиной Т.А. [3], Поляковой В.А. [4], Синицына И.С. [5] и других. Они раскрыли теоретическиеи практические стороны использования ГИС в подготовке студентов. Однако исследования вопросов интеграции дисциплин через призму геоинформационныхсисттм гфи поеготовсе будущих специалистов в области географии и безопасности жизнедеятельности, учитывающих специфические особенности регросов,треНтютровых прдаыытв.
Несмотря на многолетний опыт использования различных ГИС в учебных целях, их потенциальные возможности остаются исполь зованытеч полеуюмееу. Хотя использование в процессе обучения карт, космических снимков, данных дистанционного зондирования позволяет студентам изучать геопространственно-привязанный материал гораздо более эффектавну.Гоос.афтчиские инфе°-мационные системы (ГИС) являются прикладным аспектом для формирования конкретно-наглядных представлений и профестсоталпнах кнмпeтeйцтм,итaст-ности при проектировании в цифровом картографическом пространстве природных объектов, возможных опасностей, последсювпт и пруцнсснв.
Одним из вариантов решения данной проблемы может служить использование ГИС-системы Главного управления по семгам ГОЧС,кокотеягюзвюлпет получать необходимые данные по опасным природным явлениям, выборке и аналитические расчеты в наглядной легко читаемой картографической форме, что существенно расширяет возможности в плюнетврев|кеменногооб на|гужснсс природных и техногенных опасностей [6]. Отсюда вытекают возможности применения данной ГИС в широком спектре учебныхедачт спязкнныхсетарнзтм и прогнозом явлений и событий окружающей среды, с осмыслением и выделением главных факторов и причин, прогнозировапием ты—ных пюспудстоиН.что особенно актуально для направлений подготовки студентов природоохранной направленности, таких как «безопасность жиз юепе^'^^^ьтостяс^^^^ога я»,«гы-ография».
Цель статьи - исследовать возможности внедрения ГИС-технологий в преподавание соответствующих дисциплин на оссоме |эешснту грткеадныргадам, актуальных для региональной образовательной среды. Для достижения цели были определены следующие задачи исследо сем:
1. Определить методы и формы интеграции аспектов географии и безопасности жизнедеятельности через призму геортфекмaцнoрты х чистые.
2. Внедрить в практику преподавания методы и приемы использования географических информационных систем (ПДCгT0xн000гий»к0Д0фKle помогут увеличить результативность образовательного процесса.
3. Проверить эффективность выбранных методов.
Интеграция знаний о природных опасностсхрегтоне в асекте гетграфии и безопасности жизнедеятельности в Нижневартовском государственном университете реализуется на педагогических напруфрни»xдтгфcуpнтт»ы. В руюкрр некоторых дисциплин, таких как «ГИС-технологии в географическом образовании», «Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них» (далее по тексту ЧСПХ), «Дистанционное зондирование и аэрокосмические методы» студенты осваивают основы географических информационных систем (АгсС1Б, 0015, Мар^о и др.), изучают средства обработки данных дистанционного зондирования и пространственного моделирования, обучаются методам составления баз данных, векторизации растровых картографических изображений, создания и редактирования карт [7]. Интегрирование знаний заключается в смежности объектов изучения. Если для направления географии важны пространственные определения природных объектов, то для направления безопасности жизнедеятельности значимы пространственные определения природных опасностей. Эти понятия тождественны. Поэтому комбинирование знаний в смежных областях позволяет расширить границы компетенций как в географии, так и в области безопасности жизнедеятельности, тесно связанных с природными объектами и процессами.
Поскольку анализ чрезвычайных ситуаций природного характера (ЧСПХ) отображается через пространство, то, как показала практика, наиболее эффективным средством для пространственного отображения и анализа природных объектов и процессов является использование географических информационных си-
стем. Для изучения данных дисциплин это особенно актуально, поскольку для формирования конкретно-наглядных представлений наиболее продуктивным подходом будет обращение к пространственным моделям объектов и процессов, в том числе виртуальным. Интеграция знаний в ГИС позволяет включать в себя картографический и атрибутивный блоки, что является актуальным для решения задач оценки, моделирования и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного характера в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности людей региона.
Формирование профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС предусматривает участие студентов в научно-исследовательской деятельности. На нашвзгляд,формирование профессионньныхкомпетенций у студентовбу-дет эффективным при их привлечении к разработке и реализации исследовательских проектов, направленных на развитие их будущей профессиональной деяоеььности.^этам^ри выбо|ме теданьки научно-ьсследовотнльскахребот согласно системно-деятельностному подходу необходимо делать упор на ба-зируюшиесйиаместеомфаенодчисюое матесоаде тктсахьные длтттьдейтет проблемы.
Аутеалснт1митрнблтм амидля территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры являются процессы, могущие вызывать чрезвычайные ситу-ацуипрьрокнигетантквеуа, такие как пурсгохныемпнснасти (лтсные птжары), опасные явления погоды (ОЯП), гидрологические опасности (наводнения, эрозия береговой линии), неблагоприятные геолого-геоморфологические процессы (процехсх1Уодтохлоуия, овражнойэрозии, гравитацтонные г^уцмсйдИооолини, осыпи, обвалы); криогенные процессы (термокарст, солифлюкция), суффозион-еыоирацесты [СС
В Нижневартовском государственном университете проводятся исследовав ртакто гуанта РостиесктгтМ-осст фрй-даментальных исследований по проекту «Природные опасности Ханты-Ман-сиВсквгоФвтен омтогоокдум - Югры(дапее ХМАО)вусловтяд исммнвющугодя климата: комплексное и рациональное природопользование», к которому привлекаются студенты направлений подготовки «География» и «Безопасность жиз-и».
Лесные пожары представляют одну из основных природных опасностей на тетpстсаирMаAO - Ю гpтl,нтмртпoуoOствуlмткткптиpoгхo-каидутачаакнe фар-торы (грозовая активность, наличие горючего материала), так и антропогенный , сефредобмйа). AкууaлlгйoOгaмaрeрpвеяeткя италодeиaйие особенностей причин возникновения лесных пожаров и их пространственного аоcйpаднлeнвяпo термм ^^ншихрсмету^-шений этой проблемы помимо натурных исследований является использование ГИС-технологий, существенно расширяющих возможности для анализа про-пррогенйь 1х тратйдутой и их г^отомОМ
В этом направлении студентами НВГУ разработана база данных лесных пoжopмирa вестучсуф чустьнeхpирoоииШMAO-Юмы,пpoеeдeйосpocмpад ственное отображение основных зон распространения лесных пожаров на юyyжoyьимтaтPаnHмaOпрypзвeдес птyотуaнyтсeниyгвоeмoннойaпaлсзпожa-роопасности региона с использованием программных средств Microsoft Excel. При пoмoщиГЖФ-дeноoжогиьв пдограмм^(^ьсм^(рфахfo ^дмсгуо^к^не^^о выявление прямых и косвенных факторов пирогенной опасности, проанализировано пространственное расположение разных типов леса, населенных пунктов, ои^ж^с^унз учayокавкeфнeжyoпlвожщвxпpeеприят-й с инттосивйостыо и количеством возникших пожаров [4]. В методику исследования пространствен-нт-рревенйага ауаеи зайтеуилтоесеед с^^уие данны х дистанционного зондирования распространения осйовйых типов леса как осйовйого горючего материала. Прострайствеййый айализ производили путем дешифрировайия космосйимков
Рис. 1. Фрагмейт карты пирологических опасйостей Нижйевартовского райойа ХМАО - Югры (авторТалынева О.Ю.(магистрантнаправления «Педагогическоеобразование (География в профильном образовании»)
Landsat по характеристикамосновныхэкосистем Нижневартовского региона и по наложению лесоустроительных кварталов и информации по возникновению возгораний в этих квартал ах (рис. 1).
Для территории Природного парка «Сибирские Увалы» реализован ГИС-проект по сазраТстиесеети карт лхсхыс пожасов впрсгра мме QGIS. В к ас честве исходного материала использованы данные Книги лесных пожаров ПП «Сибирских Увалов», основным интернет-источником был проект «Космоснимки: карты лесных пожадовкАйС SKANEX).CoTflaaapxив сте^г^о^сз^^^л^и в формате shp, полученными со спутников TERRA, AQUA и HPP, которые базируются на основе сети приемэыххкнарев российскей компаниаСКАНЭИС [00]. Резуиьаатом ГИС-проекта стала электронная книга пожаров, используемая сотрудниками ПП «Сибирские Увелор в наочных и паактисетиих цэтяс)оис. 2).
лли^с^^г^ний рйсал. Кр^п^е того, проводилиськартомеириыеакие р^с^^ж! уклонов русла и их изменение по длине реки, на основании данных расчетов в программе KutoCAD прсткоон пнадольныкприфиль русел рек.Олключевых учасоков на основе анализа изменений морфометрических характеристик выявлялись изме-канкя пи длини росковых ф^|эм (изличин,разненвченрЙ),ооредклялииь тенденции направления смещения русловых образований и динамика размываемых берегов [11]. Для создания цифровых карт ключевых участков деформации береговой сии в с0еде QGI4 вытолнкиа вектиризацияиз-.ркжеиряицифрювинии графических объектов, созданы цифровые карты гидрологических опасностей Клина срланныы пунктов XMKÜ - Югры ( д ис. 3).
Мониторинг предметных и метапредметных результатов учебной деятельности показал, что в результате освоения ГИС-технологий студенты приобретают
Рис.2.Карталесных пожаровзапериод 2009 -2016 гг. (тереиририя <и—ирсшеъ^^^ьяя)
(авторШилина A.Ю.(магиcтрант«Пeдагогичecкоeобразованиe
Легенде
-Пццшяч! бдаг
' I Нквнчи'! I4WT {село АячЛ) >Voe
Crjpoe русло (опухп 1 Щг.) немее рус/» (штуаим 2014г.)
Острой
' 1 СтфмЬ остро* iii Терри«*«. |
< Нмшгнп территория r«Je- SMrMr (лойЛО-м)
Картосхема изменения русла на участке с. Алтай
ГуТетод наложения разновозрастных карт-лоцманской карты 19SS года выпуска (испо/i вз овал асв для дешифрирования) и космоснимков в программ Yandex Satellite (в качестве подложки). Be лини на отступления коренного берега за 30 лет составила 10-12 метров, скорость размыва 0,33-0,40 м /год.
Рис.Э.Картосхема эрозионной активностирекиКонда врайонес^лтай (авторНеволинНА,бакалавриат<<Педагогическоеобразование(Безопасностьжизнедеятельности)>>)
Для выявления степени проявления гидрологических опасностей на реках ХМАО - Югры студентами НВГУ проводилисьполевые(во времяучеб-ных практик) и камеральныеисследованияэрозионных русловых процессов и деформации береговой линии ключевых участков населенных пунктов округа.
Для составления цифровых карт деформации береговой линии были использованы различные данаые: ристроэооизображеьиеыеиритории Эассейыив рек на топографических картах ХМАО - Югры, лоцманские карты рек разных лет выпуска, космибеакиеснилки с иипельзпааыиел лрояиаялногообеапеоеэие SAS. Planet, Bing Satellite, Google Hybrid. В качестве инструмента исследования русловых процессов и деформаций береговой линии студентами произведен русловой картографебоскойанаииз лрупыых^к ХМАО рЮфтЦСЮи, ирты1ша,Кунэы, Ваха) с целью составления прогноза гидрологических опасностей на различные временные интервалыырежима мнлгдлытиы и выувлеыиисызонэых пеиефоэ-
целый ряд знаний, умений и навыков, формирующих конкретно-наглядные представления и профессиональные ко мпетенцис, т^с^^ие^г^к:
- использовать информацию, полученную GPS-мониторингом;
- производить ситуационное моделирование природных опасностей;
- производоть сротозрпзлилияпртщессопооаеных сри°одныхявлеа
ний;
-применять геоинформационные технологии для решенияприкладных задач;
-выоолняхь оцднофнреморелированиеисоздоватьнрехмеоные модяи объектов.
Таким образом, наш практический опыт при профессиональной подготовке с-уденыовпоказоиаыт, ит^вве^ргаге^онно-перагогвчеокомхсректх геоинформационные технологии позволяют осуществить задачу внедрения в кебный процесс междисциплинарных связей. В результате осуществля-
ется методологическая подготовка студента не только по отдельным дисциплинам, оперирующим пространственно распределенными данными, но и их интеграция с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Выявлены преимущества использования методов ГИС в профессиональной подготовке студентов при выполнении проектов региональной направленности, связанных с пространственным отображением чрезвычайных ситуаций природного характера, которые заключаются в том, что обучение с помощью ГИС-технологий позволяет повысить уровень мотивации студентов к изучению актуальных вопросов своего края, формирует навыки составления и чтения карт, способствует вовлечению студентов в практическую деятель-
Библиографический список
ность по выявлению зон и территорий природных опасностей на территории своего края.
Практика показала, что использование ГИС способствует формированию у обучающихся чувства причастности к проблемам своего региона, позволяет моделировать варианты решения актуальных проблем, связанных с чрезвычайными ситуациями природного характера, расширяет социальную значимость проведенной работы по профессиональной подготовке студентов и способствует эколого-географическому образованию и воспитанию, а главное - формирует способность самостоятельно приобретать и использовать с помощью информационных технологий новые знания и умения, непосредственно связанные со сферой профессиональной деятельности.
1. Бариева А.А. Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс. Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Международной научной конференции. Уфа: Лето, 2015: 228 - 230. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7414/
2. Качалов Я.Н., Ростовцева В.М. Использование геоинформационных систем в профессиональной подготовке студентов современного вуза. Вестник ТГПУ. 2011; № 10.
3. Лавина Т.А. Формирование ИКТ-компетентности будущих учителей в условиях прикладного педагогического бакалавриата. Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2015; № 3 (87).
4. Полякова В.А. Проблемы подготовки педагогов в области применения ИКТ в профессиональной деятельности. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2015; № 1 (22).
5. Синицын И.С. Интеграция средств информационно-коммуникационных технологий в процессе подготовки студентов по профилю «Географическое образование». Ярославский педагогический вестник. 2014; № 2.
6. Информационное обеспечение Главного управления по делам ГОЧС. Available at: https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/informacionnye-sistemy
7. Геоинформационные системы: Лабораторный практикум. Учебное пособие. Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2018.
8. Korkin S.E., Korkina E., Isupov V., Kugusheva D. Monitoring of bank line changes using geodetic and remote techniques. Sofia, 2018: 1 - 12.
9. ^^a Е.А. Прямые и косвенные факторы возникновения пирогенных опасностей в таёжной зоне западной Сибири. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Самара: Самарский научный центр РАН, 2014; Т. 16, № 1 (3): 650 - 656.
10. Шилина А.Ю. Применение современных информационных технологий для мониторинга лесных пожаров. XIX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция. Нижневартовск: Издательство НВГУ 2017: 482 - 487.
11. Середовских Б.А. Использование картографического метода при обследовании населенных пунктов в бассейне реки Конды, подверженных негативному воздействию вод. Научные труды магистрантов и аспирантов. Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2019; Выпуск 16: 299 - 305.
References
1. Barieva A.A. Vnedrenie sovremennyh informacionnyh tehnologij v obrazovatel'nyj process. Aktual'nye voprosy sovremennoj pedagogiki: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Ufa: Leto, 2015: 228 - 230. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7414/
2. Kachalov Ya.N., Rostovceva V.M. Ispol'zovanie geoinformacionnyh sistem v professional'noj podgotovke studentov sovremennogo vuza. Vestnik TGPU. 2011; № 10.
3. Lavina T.A. Formirovanie IKT-kompetentnosti buduschih uchitelej v usloviyah prikladnogo pedagogicheskogo bakalavriata. Vestnik ChGPU im. I.Ya. Yakovleva. 2015; № 3 (87).
4. Polyakova V.A. Problemy podgotovki pedagogov v oblasti primeneniya IKT v professional'noj deyatel'nosti. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2015; № 1 (22).
5. Sinicyn I.S. Integraciya sredstv informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v processe podgotovki studentov po profilyu «Geograficheskoe obrazovanie». Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2014; № 2.
6. Informacionnoe obespechenie Glavnogo upravleniya po delam GOChS. Available at: https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/informacionnye-sistemy
7. Geoinformacionnye sistemy: Laboratornyj praktikum. Uchebnoe posobie. Nizhnevartovsk: Nizhnevartovskij gosudarstvennyj universitet, 2018.
8. Korkin S.E., Korkina E., Isupov V., Kugusheva D. Monitoring of bank line changes using geodetic and remote techniques. Sofia, 2018: 1 - 12.
9. Korkina E.A. Pryamye i kosvennye faktory vozniknoveniya pirogennyh opasnostej v taezhnoj zone zapadnoj Sibiri. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. Samara: Samarskij nauchnyj centr RAN, 2014; T. 16, № 1 (3): 650 - 656.
10. Shilina A.Yu. Primenenie sovremennyh informacionnyh tehnologij dlya monitoringa lesnyh pozharov. XIX Vserossijskaya studencheskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Nizhnevartovsk: Izdatel'stvo NVGU, 2017: 482 - 487.
11. Seredovskih B.A. Ispol'zovanie kartograficheskogo metoda pri obsledovanii naselennyh punktov v bassejne reki Kondy, podverzhennyh negativnomu vozdejstviyu vod. Nauchnye trudy magistrantov i aspirantov. Nizhnevartovsk: Nizhnevartovskij gosudarstvennyj universitet, 2019; Vypusk 16: 299 - 305.
Статья поступила в редакцию 04.10.21
УДК 378:78
Si Jiayu, postgraduate, Institute of Music, Theater and Choreography, Herzen State Pedagogical University (St. Petersburg, Russia),
E-mail: baibaicai666@gmail.com
PERFORMING AND PEDAGOGICAL METHODS OF WORKING ON CHINESE PIANO TRANSCRIPTIONS. The article discusses performing and pedagogical techniques that make it possible to create a convincing and stylistically reliable interpretation of Chinese piano transcriptions. The necessity of deep study by the performer of the cultural traditions of China is substantiated. The current methodological recommendations for working on Chinese piano transcriptions are analyzed. The stylistic features of the works of this genre are formulated, which should be taken into account in performing and pedagogical work. Based on the analysis of musical texts and the existing musicological and methodological literature, the author gives recommendations on how to work on voicing, melisma, pedalization and other aspects of Chinese piano transcriptions.
Key words: Chinese piano transcriptions, heterophony, Chinese folk instruments, melismas, pedalization.
Сы Цзяюй, аспирант, Институт музыки, театра и хореографии Российского государственного университета имени А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург, E-mail: baibaicai666@gmail.com
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД КИТАЙСКИМИ ФОРТЕПИАННЫМИ ТРАНСКРИПЦИЯМИ
В статье рассматриваются исполнительские и педагогические приемы, позволяющие создать убедительную и стилистически достоверную интерпретацию китайских фортепианных транскрипций. Обосновывается необходимость глубокого изучения исполнителем культурных традиций Китая. Анализируются существующие на сегодняшний день методические рекомендации по работе над китайскими фортепианными транскрипциями. Формулируются стилистические особенности произведений данного жанра, которые должны учитываться в исполнительской и педагогической работе. На основе анализа нотных текстов и существующей музыковедческой и методической литературы автором даются рекомендации по работе над голосоведением, мелизмами, педализацией и другими аспектами китайских фортепианных транскрипций.
Ключевые слова: китайские фортепианные транскрипции, гетерофония, китайские народные инструменты, мелизмы, педализация.