Научная статья на тему 'Методы прогнозирования цен на продукцию военного назначения'

Методы прогнозирования цен на продукцию военного назначения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
595
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лавринов Геннадий Алексеевич, Хрусталев Евгений Юрьевич

В статье рассматривается процедура выбора модели контрактной цены на продукцию военного назначения, а также методика прогнозирования контрактных цен в условиях эффективной конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы прогнозирования цен на продукцию военного назначения»

МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ*

В статье рассматривается процедура выбора модели контрактной цены на продукцию военного назначения, а также методика прогнозирования контрактных цен в условиях эффективной конкуренции.

Становление рыночных отношений в России обусловило развитие наиболее эффективного в современных экономических условиях контрактно-конкурсного механизма размещения заказов на создание и производство различного вида продукции военного назначения (ПВН). Использование этого механизма меняет систему взаимоотношений на всех уровнях реализации планов производства продукции, причем в наибольшей степени на микроуровне, т. е. между государственным заказчиком и исполнителем того или иного вида работы Государственной программы вооружения [1].

Исследования показали, что рациональное размещение государственного оборонного заказа на предприятиях оборонно-промышленного комплекса обеспечивается, прежде всего, за счет совершенствования контрактно-конкурсных отношений между заказчиком и исполнителем и формирования приемлемых для них контрактных цен с учетом факторов риска [2].

В соответствии с принятыми законодательными и нормативно-правовыми актами государственные заказы на ПВН должны выполняться по контрактам, в рамках которых государственные заказчики в лице заказывающих управлений, с одной стороны, и поставщики (разработчики) продукции с другой являются самостоятельными субъектами экономических отношений на рынке продукции, поставляемой для федеральных нужд. Основное содержание этих отношений составляет ценообразование на закупаемую (поставляемую), в том числе научно-техническую, продукцию, т. е. выбор взаимоприемлемых и справедливых как для заказчика, так и для исполнителя типа соглашения о цене, а также величины контрактной цены заказа. Таким образом, экономический аспект является основным в этих отношениях.

Стержневой элемент контрактно-конкурсного механизма - модели формирования контрактной цены [3-6]. Именно от вида этих моделей зависит порядок организации и проведения конкурса. В свою очередь возможность использования всего арсенала моделей контрактной цены зависит от степени развития конкурентной среды: чем она выше, тем больше возможностей у заказчика выбрать такие модели, которые позволяют достичь целей наилучшим образом.

Выбор для заключения контракта исполнителя из числа потенциальных конкурентов осуществляется по результатам проведения состязательных процедур: торгов (в форме различных конкурсов, аукционов), запросов котировок и т. д. Основным критерием отбора при этом, как правило, является минимальный уровень цены при требуемом качестве работ, предложенный

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 05-02-02300).

исполнителями-конкурентами, а основным типом соглашения о цене -соглашение на основе фиксированной цены.

При отсутствии конкурентов отбор проводится по результатам прямых переговоров об условиях контракта между заказчиками и потенциальными исполнителями оборонного заказа. В качестве контрактной цены в этом случае принимается ее компромиссное значение, определяемое с учетом анализа затрат и прогноза цены в аппарате заказчика. При этом могут быть применены соглашения о цене на основе как фиксированной цены, так и компенсации издержек исполнителя.

Определение контрактной цены в условиях высокоразвитой конкуренции. Основными способами определения контрактной цены в этой ситуации является выбор ее значения (как правило, минимального) по результатам проведения состязательных процедур как открытого, так и закрытого характера. Открытые конкурсы и аукционы проводятся для всех желающих участвовать в них организаций и предприятий. Объявления о них, как правило, публикуются в открытой печати. На закрытые конкурсы (аукционы) приглашается ограниченное число участников (потенциальных исполнителей). Объявления об их проведении не публикуются, приглашения участвовать в них направляются в индивидуальном порядке. Участником конкурса (аукциона) может быть только потенциальный исполнитель, имеющий научно-производственную базу, оборудование и трудовые ресурсы, необходимые для выполнения размещаемого заказа на продукцию оборонного назначения. Организатор конкурса (аукциона) вправе вносить в программу конкурса дополнительные условия и требовать от участников представления сведений об их соответствии этим условиям.

Конкурсы могут быть одно- и двухэтапными, а аукционы - только одноэтапными. При условии открытого конкурса допускается возможность его проведения организатором предварительного отбора потенциальных исполнителей, которые соответствуют требованиям, установленным этим организатором, с обязательной публикацией извещения о проведении предварительного отбора в средствах массовой информации, в том числе в официальном издании уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Порядок отбора исполнителя заказа и определения контрактной цены продукции военного назначения с использованием механизма проведения одноэтапных конкурсов показан на рис. 1.

Такой порядок целесообразно устанавливать при закупках серийной продукции в небольших объемах, осуществляемых за короткие сроки; оплате стандартных услуг; заказах НИОКР, не нацеленных на решение сложных научно-технических проблем с четкими требованиями к их результатам; закупках для нужд военной организации продукции массового спроса и общетехнического назначения при отлаженной технологии ее производства.

В приглашениях к участию в конкурсе сформулированы критерии отбора исполнителей, причем не только стоимостные, но и некоторые другие (например, сроки выполнения заказа, размеры авансовых платежей и т. д.). Победителем одноэтапного конкурса признается потенциальный исполнитель, предложивший оптимальные условия выполнения заказа. В заявках на участие в конкурсе и в конкурсной документации потенциальные исполнители могут выдвигать наряду с предложениями о контрактной цене некоторые привлекательные для заказчика индивидуальные условия выполнения заказа -согласие на поставку продукции без предоплаты или в кредит, улучшенные

характеристики продукции, сокращение сроков поставки, что может оказать влияние на решение конкурсной комиссии при определении победителя и выборе предложенной им в качестве контрактной цены заказа.

Рис. 1. Определение контрактной цены по результатам проведения одноэтапных конкурсов

Процедура определения контрактной цены по результатам проведения аукционов (рис. 2) в основном аналогична вышеизложенной. Различие заключается в том, что основным критерием отбора победителя в этом случае является минимальная цена выполнения заказа, предложенная исполнителем, которая и выбирается в качестве контрактной. Такой порядок определения цены эффективен при закупках различными организациями преимущественно серийно выпускаемой продукции, в условиях, когда имеется эффективная ценовая конкуренция изготовителей и прогнозируется стабильное состояние условий работы в период

выполнения контракта, а также малая вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств, которые могут повлиять на величину затрат исполнителей.

Заказывающее управление

Формирование содержания заказа на ПВН Подготовка извещения о проведении аукциона или приглашений к участию в аукционе

Документ, являющийся основанием для заказа ПВН

Приглашения к участию в аукционе (извещение о проведении аукциона)

Рис. 2. Определение контрактной цены по результатам проведения открытых или закрытых аукционов

Двухэтапные конкурсы носят, как правило, закрытый характер и проводятся в тех случаях, если организатору конкурса необходимо: провести предварительные переговоры с потенциальными исполнителями в целях определения их возможности обеспечить государственные нужды; заключить государственный контракт на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Порядок отбора исполнителя и определения контрактной цены заказа с использованием механизма проведения конкурсов этого вида показан на рис. 3.

Как видно, первый этап отбора исполнителей имеет сходство со схемой проведения одноэтапного конкурса, а второй этап - со схемой проведения аукциона.

На первом этапе все потенциальные исполнители подают заявки на участие в конкурсе, содержащие технические предложения с характеристиками предлагаемой научно-технической или иной продукции без указания ее цены.

Рис. 3. Определение контрактной цены по результатам проведения двухэтапных закрытых конкурсов

На этом этапе заказчик при проведении классификации предложений и отборе участников второго этапа конкурса вправе проводить переговоры со всеми участниками и вносить дополнения в первоначально установленные положения, содержащиеся в конкурсной документации (приглашениях к техническим предложениям). Все внесенные дополнения и изменения доводятся до сведения участников конкурса.

На втором этапе конкурса потенциальные исполнители, чьи предложения признаны приемлемыми, подают в запечатанных конвертах предложения цены выполнения размещаемого заказа. Эти предложения подвергаются оценке после публичного вскрытия конвертов. Потенциальный исполнитель, предложивший минимальную цену, объявляется победителем конкурса, а предложенная им цена принимается в качестве контрактной цены заказа.

Определение контрактной цены заказа способом запроса котировок применяется при закупках уже имеющейся в наличии у поставщиков продукции, для которой существует сложившийся рынок (например, автомобильная и гусеничная техника, оргтехника, телекоммуникационные системы и т. д.). Для запроса ценовых котировок выбирается не менее трех поставщиков. Каждый из них должен быть проинформирован о том, включаются ли в стоимость продукции расходы на транспортировку, страхование, уплату налогов, таможенные пошлины и т. д. Каждый поставщик вправе представить только одну ценовую котировку, которая не может быть впоследствии изменена. Между заказчиком и поставщиком не проводится никаких переговоров в отношении ценовой котировки, представленной данным поставщиком. Выигравшим признается поставщик, который представил самую низкую ценовую котировку, удовлетворяющую потребностям заказчика и принимаемую им в качестве величины контрактной цены заказа. Контрактная цена заказа, определенная методом запроса котировок, не должна превышать 2,5-тысячного установленного законом минимального размера оплаты труда.

Отметим, что для определения (выбора величины) контрактной цены заказа на ПВН с использованием рассмотренных конкурсных процедур необходимость прогнозирования величины этой цены или предстоящих затрат исполнителя на выполнение работ у заказчика отсутствует. Такое прогнозирование требуется ему лишь для ориентировочной оценки объемов бюджетных ассигнований при подготовке проектов документов программного планирования.

Подавляющее большинство заказов на ПВН (в первую очередь на НИОКР по оборонной тематике и закупки вооружения и военной техники) в силу ее специфики (техническая сложность, уникальность многих образцов, режимные ограничения), а также недостаточной развитости конкурентной среды в обороннопромышленном комплексе продолжает размещаться при отсутствии эффективной кон-куренции. Эта тенденция размещения значительного числа оборонных заказов (НИОКР и поставки) по объективным причинам сохранится, по оценкам специалистов, и в ближайшей перспективе.

Прогнозирование контрактных цен при отсутствии эффективной конкуренции. В условиях недостаточно развитой конкуренции заказчику для проведения переговоров с потенциальными исполнителями о величине контрактной цены заказа на ПВН необходимо располагать собственными прогнозными данными о ее возможном значении. Методика прогнозирования контрактных цен в этих условиях пригодна для прогнозирования цен как на серийную ПВН, так и на научнотехническую.

Для заказов на серийную продукцию величина прогнозной цены Спрога может быть определена по формуле:

Спрогн = 50 + п = 50 + Пі + П2 = ^0 (1 + Р), (1)

где 50 - прогнозное значение издержек (затрат) исполнителя; П = П1 + П2 -величина вознаграждения (прибыли) за выполненную работу, которую следует, по мнению заказчика, обеспечить исполнителю; П1 - доля прибыли, определяемая усилиями исполнителя по выполнению заказа (применение передовых технических решений, контроль издержек, привлечение квалифицированных специалистов, состояние производственной базы и т. д.); П2 - доля прибыли, определяемая риском исполнителя при выборе того или иного типа контракта; Р = П / 50 -расчетный норматив рентабельности серийного производства.

Поскольку при формировании заказа на новую серийную продукцию конкретный исполнитель еще не определен, переговоры с ним не проведены, производственно-технические возможности детально неизвестны, а тип контракта не выбран, т. е. величины П1 и П2 однозначно не определяются, в качестве величины Р целесообразно принять среднее значение норматива рентабельности серийного производства образца ПВН, устанавливаемого действующим законодательством и правилами ценообразования на продукцию военного назначения, т. е. Р = 0,15-0,2.

Для заказов на научно-техническую продукцию (НИОКР) военного назначения величина Спрогн может быть определена по формуле:

Спрогн = 50 + П = 50 + П0 + Пі + П2 - Пз, (2)

где П0 - доля прибыли, определяемая исходя из ценности для заказчика изготовленной по результатам НИОКР продукции; Пз - доля прибыли, определяемая риском заказчика и зависящая от вида заказываемой НИОКР и от степени надежности предприятия-исполнителя.

Определение величины П0 применительно к отдельной научно-технической продукции сопряжено со значительными трудностями методического характера в связи с неопределенностями на этапе задания НИОКР (особенно по созданию новых технически сложных образцов) прогноза реальных технико-экономических показателей, так как ценность образца для заказчика определяется не только заданными тактико-техническими характеристиками, но и его расходами на оплату разработки, изготовления, эксплуатации опытного образца, а также затратами на обеспечение его боевого функционирования для решения конкретной боевой задачи.

В качестве одного из возможных подходов к решению этой задачи можно предложить следующий.

Величина П0 определяется исходя из условия, что полные затраты заказчика на реализацию решения боевой задачи с помощью использования разрабатываемого образца (устройства) Сполн. не будут превышать его минимальных полных затрат на обеспечение решения этой задачи наиболее экономичным из любых других способов, известных на момент задания НИОКР, т. е.:

С < смин- (3)

'-поли. - ^ полн. •

ТТ мин.

При этом предполагается, что величина С ПОлн заказчику известна или может

быть оценена им или подчиненными ему структурами (например, ведомственными научно-исследовательскими учреждениями) и доведена до сведения исполнителя, или может быть оценена самим исполнителем с привлечением соответствующих специалистов от военной организации РФ.

Величина полных затрат Сполн. может быть оценена по формуле:

Споли. — СНИОКР + (Ссп + Скс + СэТс)# +

Сдоп-; (4)

где СниоКр, Ссп, Скс - стоимость соответственно разработки образца, серийно произведенного образца, капитального строительства под монтаж образца; Сэ -среднегодовая стоимость эксплуатации образца; Тс - требуемый срок службы образца; N - количество образцов, необходимых для выполнения поставленной боевой задачи; Сдоп. - стоимость дополнительного оборудования и устройств, необходимых для обеспечения боевого функционирования N образцов.

Тогда с учетом формулы (4 ) выражение (3) примет вид:

Сполн. 0 = 50 + По + (Ссп0 + Сксо + СэоТс^ + Сдоп. < С м<инн. , (5)

где Сп<мш.0 - прогнозное значение полных затрат на обеспечение решения поставленной боевой задачи с использованием разрабатываемого образца; Ссп0 , Скс0, Сэ0 - прогнозные значения стоимости (цены) для заказчика серийно произведенного образца, его годовой эксплуатации и капитального строительства под монтаж.

Из формулы (5) следует:

П0 < С™. - Сдоп. - 5 - (Ссп0 + СКС0 + СэоТc)N . (6)

Для стимулирования заказчика к принятию решения о заказе данной НИОКР целесообразно предложить на переговорах:

П0 = (0,85-0,9)[ С™. - Сдоп. - 50 - (Ссп0 + Скс0 + СэоТс)N], (7)

т. е. обеспечить заказчику 10-15-процентную «скидку» с максимальной величины П0.

В качестве величины Ссп0 можно принять ее значение, задаваемое в тактикотехническом задании на проведение НИОКР в качестве требований заказчика, либо определенное по формуле (1).

Величина Сэ0 определяется, как правило, нормативно, в процентах от Ссп0.

Затраты на капитальное строительство под монтаж могут быть спрогнозированы методом экспертных оценок или аналого-сопоставительными методами с учетом действующих строительных нормативов. При этом наряду с затратами непосредственно на строительно-монтажные работы должны учитываться затраты на проектно-изыскательские и подготовительные работы.

Стоимость дополнительного оборудования и устройств Сдоп., необходимых для обеспечения боевого функционирования N образцов, определяется исходя из специфики задачи и оцениваемого варианта ее решения с использованием разрабатываемого образца.

В том случае, если не представляется возможным количественно обосновать величину П0 (например, из-за недостаточности или неопределенности исходной информации), для ее определения следует использовать нижнее значение уровня рентабельности основных видов оборонных НИОКР, на которое согласен заказчик.

Под основными видами НИОКР следует понимать:

первый - непродолжительные (длительность менее одного года) НИОКР по созданию относительно простых изделий военного назначения;

второй - продолжительные НИОКР (длительность более одного года) по созданию сложных изделий военного назначения, требующие решения ряда научно-технических, технологических и иных проблем;

третий - уникальные дорогостоящие особо сложные НИОКР, выполнение которых сопряжено с высоким техническим риском в достижении требуемого результата.

Обычно принимается для НИОКР: первого вида - П = (10-12)% 50; второго вида - П = (12-15)% £0; третьего вида - П = (15-20)% 50. Отсюда для НИОКР: первого вида - П0 = 10% 50; второго - П0 = 12% £0; третьего - П0 = 15% £0.

Величина Пі и П2 исчисляются, как правило, в процентах от величины 50.

Согласно проведенным исследованиям для подавляющего большинства НИОКР величина П1 может составлять: П1 = (2-6)% £0.

Нижняя граница диапазона соответствует проведению НИОКР первого вида, средняя величина диапазона - НИОКР второго вида, верхняя граница диапазона -НИОКР третьего вида. Отсюда для НИОКР: первого вида - П1 = 2% £0; второго -П1 = 4% £0; третьего - П1 = 6% £0.

Величина П2 определяется принимаемым типом соглашения о цене. Для более предпочтительных с точки зрения заказчика типов соглашений на основе фиксированной цены рекомендуется принимать: П2 = 3% £0, а для менее предпочтительных соглашений на основе возмещения издержек - П2 = (0-1)% £0. Величина П2 для соглашений на основе возмещения издержек должна быть выбрана больше 0% £0 в том случае, если заказчик предполагает, что существует риск задержек или «растяжки» оплаты выполненной работы по причинам, не зависящим от заказчика (например, при уменьшении или задержке выделения ему ранее запланированных на оплату НИОКР бюджетных средств).

Ввиду того, что при первоначальном прогнозе контрактной цены заказа тип контракта еще не определен, в качестве расчетной величины П2 следует принять среднее арифметическое из вышеуказанных значений П2, т. е.: П2 = (1,5-2)% £0.

Формализованные способы расчета величины П3 до настоящего времени не разработаны. Для определения величины П3 можно воспользоваться методом экспертных оценок. Оценки были проведены применительно к организациям-исполнителям НИОКР четырех основных степеней надежности (высшая, высокая, средняя, низкая) и трем рассматриваемым видам НИОКР. Результаты оценок приведены в таблице.

Таблица

Значения величины П3

Степень надежности организаций Вид НИОКР

первый второй третий

Высшая 0% 80 1% 80 3% 80

Высокая 1% 80 2% 80 4% 80

Средняя 2% 80 4% 80 Не рекомендуются

Низкая 3% 80 5% 80 для заказа

В случае если степень надежности потенциального исполнителя НИОКР на момент подготовки к переговорам с ним заказчику не известна, в качестве величины П3 рекомендовано принимать: для НИОКР первого вида - П3 = 0% £0; для НИОКР второго вида - П3 = 1% £0; для НИОКР третьего вида - П3 = 3% £0.

* * *

Одним из основных элементов контрактно-конкурсного механизма, позволяющих учесть, а во многих случаях и избежать риска выполнения проекта, являются модели формирования контрактной цены и связанные с ними процедуры проведения конкурсов. Используемые в настоящее время модели цен - соглашение на основе фиксированной цены и соглашение на основе компенсации издержек -характеризуются различным распределением риска между заказчиком и исполнителем

работ. Стратегия поведения заказчика при выборе модели контрактной цены и определении порядка проведения конкурса зависит от сложившейся конкурентной среды (при наличии или отсутствии эффективной конкуренции), вида и сроков приобретения ПВН.

Изложенные в статье подходы к ценообразованию и методика прогнозирования контрактных цен на ПВН позволяют получать соответствующие оценки стоимости как серийной ПВН, так и научно-технической. При этом прогнозное значение контрактной цены на серийную продукцию учитывает прогнозное значение издержек (затрат) исполнителя, долей прибыли, определяемых усилиями исполнителя при выборе типа контракта. При прогнозировании контрактной цены на научно-техническую продукцию учитываются доли прибыли, определяемые исходя из ценности для заказчика результатов НИОКР и риска заказчика в получении заданных результатов НИОКР. Как показали исследования, в этом случае доля прибыли, определяемая риском заказчика, зависит от вида НИОКР и степени надежности исполнителя.

Сопоставление предложений цены работы исполнителями и результатов ее прогноза в аппарате заказчика первоначально выполняется в укрупненном виде без раздельного рассмотрения составляющих затрат, величины прибыли исполнителя и рисков различного характера, учитываемых при прогнозах цены как заказчика, так и исполнителя. Цель сопоставления - определить степень приемлемости предложений цены потенциальным исполнителем для заказчика. При примерном совпадении предложений цены с результатами ее прогноза в аппарате заказчика они признаются приемлемыми, и между заказчиком и потенциальным исполнителем заключается соглашение о величине контрактной цены на базе представленных предложений.

В случае несовпадения прогнозных значений цены, полученных заказчиком, с предложениями цены исполнителя, а также в случаях, когда заказчику по каким-либо причинам не удается осуществить прогнозирование (например, при задании сложных НИОКР с высоким техническим риском, отсутствии необходимых исходных данных в требуемом объеме и т. д.), ему для принятия решений о выборе контрактной цены необходимо располагать данными анализа структуры цены и ожидаемых затрат потенциального исполнителя на заказываемую продукцию. Суть анализа состоит в поэлементной экспертизе данных по предстоящим затратам, спрогнозированным потенциальным исполнителем. Анализу должны быть подвергнуты также данные по расчетам затрат, представленные соисполнителями заказа, технологии разработки, детали конструкции, материалы, производственные процессы, организация и обеспечение кадрами, принятые при оценке допущения и др.

Литература

1. Рахманов А.А., Буренок В.М., Лавринов Г.А. Оценка реализуемости Государственной программы вооружения //Военная мысль. 2001. № 1.

2. Лавринов Г.А., Хрусталёв Е.Ю. Управление рисками при производстве продукции военного назначения. М.: ЦЭМИРАН, 2005.

3. Бахарев Г.А. Цены и ценообразование в условиях рынка. М.: ВФЭФ, 1993.

4. Дутова М.С., Житков В.П., Бахарев Г.А. Цены и ценообразование на оборонную продукцию. М.: Воениздат, 1985.

5. Капран Н.П. Ценообразование на продукцию, приобретаемую на контрактной основе для федеральных государственных нужд. М.: Наука, 1996.

6. Рахманов А.А., Буренок В.М., Лавринов Г.А. Контроль ценообразования военной продукции — пути решения проблемы //Военно-экономический вестник. 2002. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.