Научная статья на тему 'О государственном управлении ценообразованием на продукцию военного назначения'

О государственном управлении ценообразованием на продукцию военного назначения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
641
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНА / PRICE / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / РИСК / RISK / ПРИБЫЛЬ / PROFIT / ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ / REMUNERATION / СТИМУЛИРОВАНИЕ / INCENTIVES / ЗАТРАТЫ / EXPENSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лавринов Г.А., Подольский А.Г.

В статье обоснована необходимость совершенствования системы управления ценообразованием на продукцию военного назначения, создание которой требует вложения значительных бюджетных средств. Авторы предлагают рассматривать управление ценообразованием как сложный многоэтапный процесс, охватывающий периоды от начала работ по формированию основных направлений развития вооружения и военной техники до завершения выполнения государственного оборонного заказа. Показано, что в его основе должно лежать комплексное рассмотрение экономической и военной составляющих ценообразования. Разработаны предложения для Концепции государственного управления ценообразованием на продукцию военного назначения, которая должна содержать изложение сути понятия «эффективное использование (расходование) бюджетных средств», принципы государственного управления ценообразованием и используемые для этого инструменты. В статье приведен перечень и раскрыто содержание условий, выполнение которых обеспечило бы эффективное использование бюджетных средств при формировании плановых документов и их реализации. В целях обеспечения обоснованности принимаемых управленческих решений, направленных на эффективное использование (расходование) бюджетных средств, в работе изложены принципы государственного управления ценообразованием на продукцию военного назначения и раскрыта их суть. Предложены инструменты управления ценообразованием на продукцию военного назначения, позволяющие на практике выполнить условия эффективного использования (расходования) бюджетных средств и реализовать принципы государственного такого управления. Материалы статьи могут быть использованы при разработке Концепции государственного управления ценообразованием на продукцию военного назначения, а также для совершенствования методического обеспечения формирования прогнозных (начальных, контрактных) цен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лавринов Г.А., Подольский А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State pricing management of military purpose products

The article substantiates the need to improve the management of military purpose products pricing, the creation of which requires significant budget allocations. The authors propose to consider pricing management as a complex multi-step process, which covers the period of time from the start of the formation of the main directions of development of weapons and military equipment prior to the completion of the State defense order. The paper demonstrates that it should be based on an integrated consideration of economic and military pricing components. The authors have developed proposals for the Concept of State pricing management for military purpose goods, which should contain a description of the essence of the concept of effective use (spending) of budgetary funds, the principles of State pricing management and pricing tools used for this purpose. The article provides a list and discloses the content of conditions the implementation of which will ensure effective use of budget funds while preparing planning documents and their implementation. In order to ensure the validity of management decisions aimed at the efficient use (spending) of budgetary funds, the article sets out the principles of government pricing management of military purpose products, it reveals their essence. The article provides the management tools of pricing management of military purpose products, allowing in practice to meet the conditions of effective use (spending) of budgetary funds and to implement the government management principles. The article findings may be used to develop the Concept of government pricing management for military purpose products, as well as to improve a methodological support for the formation of the forecast (initial, contract) prices.

Текст научной работы на тему «О государственном управлении ценообразованием на продукцию военного назначения»

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

УДК 336.717

о государственном управлении

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕМ НА ПРОдУКЦИЮ

ВОЕННОГО назначения

Г. А. ЛАВРИНОВ,

доктор экономических наук, профессор, действительный член Российской академии ракетных и артиллерийских наук Е-mail: gelavrinov@yandex.ru

а. г. подольский,

доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Е-mail: podolskijag@mail.ru 46-й Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны РФ

В статье обоснована необходимость совершенствования системы управления ценообразованием на продукцию военного назначения, создание которой требует вложения значительных бюджетных средств. Авторы предлагают рассматривать управление ценообразованием как сложный многоэтапный процесс, охватывающий периоды от начала работ по формированию основных направлений развития вооружения и военной техники до завершения выполнения государственного оборонного заказа. Показано, что в его основе должно лежать комплексное рассмотрение экономической и военной составляющих ценообразования.

Разработаны предложения для Концепции государственного управления ценообразованием на продукцию военного назначения, которая должна содержать изложение сути понятия «эффективное использование (расходование) бюджетных средств», принципы государственного управления ценообразованием и используемые для этого инструменты. В статье приведен перечень и раскрыто содержание условий, выполнение которых обеспечило бы

эффективное использование бюджетных средств при формировании плановых документов и их реализации. В целях обеспечения обоснованности принимаемых управленческих решений, направленных на эффективное использование (расходование) бюджетных средств, в работе изложены принципы государственного управления ценообразованием на продукцию военного назначения и раскрыта их суть. Предложены инструменты управления ценообразованием на продукцию военного назначения, позволяющие на практике выполнить условия эффективного использования (расходования) бюджетных средств и реализовать принципы такого государственного управления.

Материалы статьи могут быть использованы при разработке Концепции государственного управления ценообразованием на продукцию военного назначения, а также для совершенствования методического обеспечения формирования прогнозных (начальных, контрактных) цен.

Ключевые слова: цена, управление, риск, прибыль, вознаграждение, стимулирование, затраты

В настоящее время продолжается напряженная работа по совершенствованию системы ценообразования на продукцию военного назначения1 (ПВН). В ней принимают активное участие представители научно-исследовательских организаций, ведущих вузов страны и организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК). В ходе дискуссий, которые проходят в специально созданных экспертных рабочих группах и на заседаниях Совета Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ по вопросам ценообразования и финансово-кредитной политики при выполнении государственного оборонного заказа, формулируются требования к системе ценообразования на продукцию военного назначения и вырабатываются предложения по дальнейшему ее совершенствованию.

Одним из важнейших требований, которое предъявляется к ценообразованию, является обеспечение эффективного использования бюджетных средств при планировании развития продукции военного назначения и их расходования в ходе реализации плановых документов - государственной программы вооружения (ГПВ) и государственного оборонного заказа (ГОЗ).

Тот факт, что для обеспечения выполнения указанного требования необходимо вмешательство государства, ни у кого не вызывает сомнения. Еще в 2007 г. решением Военно-промышленной комиссии (ВПК) при Правительстве РФ была одобрена Концепция государственного регулирования цен на продукцию военного назначения (протокол от 29.08.2007 № СИ-П7-11прВПК) [10]. В целом, основные положения указанной Концепции актуальны до сих пор, однако она требует доработки, что обусловлено следующими основными причинами.

1. За последние два года был принят ряд законодательных актов, нормативных правовых и методических документов, отражающих различные аспекты государственного управления ценообразованием на ПВН. К ним, в частности, относятся:

- Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [7];

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» [6];

1 К продукции военного назначения относятся вооружение, военная и специальная техника, материальные средства, комплектующие изделия (работы, услуги), научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, а также военное и вещевое имущество, закупаемое по государственному оборонному заказу [2].

- Федеральный закон от 04.06.2014 № 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [5];

- постановление Правительства РФ от 03.01.2014 № 1 «О некоторых вопросах, связанных с определением цены государственного контракта по государственному оборонному заказу» [8];

- постановление Правительства РФ от 05. 12.2013 № 1119 «Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу» и др.

2. Для повышения эффективности использования бюджетных средств в процессе управления ценообразованием необходимо реализовать системный подход, суть которого можно сформулировать следующим образом.

Во-первых, необходимо четкое определение этапности ценообразования во времени и раскрытие содержания каждого из этапов. Это позволит осуществлять действенный контроль за результативностью выполнения каждого этапа, выявлять недостатки в действующем нормативном правовом, методическом, информационном, организационном обеспечении указанного процесса и, основываясь на результатах их анализа, вырабатывать рекомендации по их устранению.

Во-вторых, следует конкретно формулировать требования, которые должны выполнять все субъекты процесса ценообразования на его различных этапах, что позволит повысить обоснованность принимаемых управленческих решений и объективно оценивать их качество.

В-третьих, необходимо определение совокупности возможных инструментов управления ценообразованием, целенаправленное применение которых будет способствовать обеспечению результативности и эффективности расходования бюджетных средств.

В-четвертых, требуется комплексный учет как экономического аспекта, связанного с необходимостью расходования бюджетных средств на реализацию программных мероприятий и заданий ГОЗ, так и военного аспекта, связанного с качеством создаваемой ПВН и эффектом от ее применения (использования) в мирное и военное время.

3. Государственное регулирование цен является лишь частью процесса, носящего более общий характер, а именно - государственного управления ценообразованием на ПВН [4]. В связи с этим су-

-44 (281) - 2014-

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: NATIONAL INTERESTS:

приоритеты и безопасность priorites and security

ществующая Концепция государственного регулирования цен на ПВН должна являться составной частью концепции более высокого уровня - Концепции государственного управления ценообразованием на продукцию военного назначения (далее -Концепции).

В связи с этим разработка и широкое обсуждение предложений при создании указанной Концепции представляются весьма актуальными. Авторы не ставили своей целью изложение всех аспектов, которые должны быть отражены в этом документе. Основное внимание следует сосредоточить на важных, по мнению авторов, положениях Концепции, раскрывающих суть государственного управления ценообразованием на продукцию военного назначения. Отдельно нужно остановиться на целях и принципах, которые должны лежать в основе разработки нормативных правовых актов, инструкций и методик, регламентирующих порядок прогнозирования и формирования цен (начальных цен) на ПВН, а также используемых для этого инструментов.

В соответствии с этим представляется логичным в содержание Концепции включить следующие разделы:

1) суть государственного управления ценообразованием на продукцию военного назначения;

2) цель и принципы государственного управления (регулирования) ценообразованием на продукцию военного назначения;

3) инструменты управления (регулирования) ценообразованием на продукцию военного назначения.

В первом разделе необходимо отметить, что ценообразование на ПВН - это процесс преобразования исходных данных экономического, организационного, технического и технологического характера, осуществляемый с использованием совокупности нормативных и методических документов в ходе разработки и реализации ГПВ и ГОЗ в стоимостные показатели, прогнозные, начальные и контрактные цены. Для того чтобы указанный процесс носил системный и целенаправленный характер, а также обеспечивал эффективное использование бюджетных средств, он должен быть управляемым.

Государственное управление ценообразованием на продукцию военного назначения - совокупность мер, принимаемых Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти в целях эффективного использования бюджетных средств при формировании и реализации государственной программы вооружения и государственного оборон-

ного заказа, исходя из необходимости обеспечения баланса интересов государственного заказчика и исполнителя заказа. Государственное управление ценообразованием на ПВН включает:

• разработку Концепции государственного управления ценообразованием на ПВН;

• законодательное и нормативное обеспечение реализации Концепции государственного управления ценообразованием на ПВН;

• проведение гибкой кредитно-денежной и бюджетной политики, препятствующей инфляционному росту цен на ПВН;

• контроль за естественными и другими монополиями, участвующими в создании ПВН, а также за предприятиями, занимающими на рынке продукции военного назначения доминирующее положение;

• государственное регулирование цен на ПВН. Важной составной частью управления ценообразованием на ПВН является регулирование цен на ПВН [3]. В соответствии с Федеральным законом «О государственном оборонном заказе» [6] государственное регулирование цен на ПВН включает:

- утверждение перечней продукции по ГОЗ, на которую распространяется государственное регулирование цен;

- применение различных видов цен на продукцию по государственному оборонному заказу;

- государственную регистрацию цен на продукцию по государственному оборонному заказу и др.

Говоря о государственном управлении ценообразованием на ПВН, необходимо дать четкое определение понятия «эффективное использование (расходование) бюджетных средств». Поскольку речь идет о ПВН, то это понятие должно включать военную и экономическую составляющие.

Военная составляющая ценообразования заключается в том, что цена должна отражать качество ПВН, определяемое на основе значений характеристик образца и эффекта от его применения (использования). Экономическая же составляющая состоит в том, что в цену ПВН должны включаться только экономически обоснованные затраты и величина прибыли, отражающая вклад исполнителя в выполнение государственного оборонного заказа и достигнутые при этом результаты.

Из необходимости комплексного рассмотрения экономической и военной составляющих ценообразования на ПВН следует правомерность применения вместо термина «эффективность» другого, на взгляд

авторов, более точно отражающего специфику военного сектора экономики, термина - «эффективность с военно-экономической точки зрения использования (расходования) бюджетных средств».

Для обеспечения эффективного с военно-экономической точки зрения использования бюджетных средств при формировании плановых документов и расходования их в ходе реализации заданий ГОЗ необходимо сформировать систему условий, которые должны при этом выполняться. Наличие таких условий позволит обеспечить объективность контроля за расходованием бюджетных средств. Рассмотрим суть указанных условий, каждое из которых отражает определенный аспект ценообразования.

Во-первых, важно отметить, что значительные бюджетные средства, выделяемые на развитие ПВН, должны расходоваться целевым образом, т.е. на реализацию заданий ГОЗ. Отсюда следует формулировка первого условия эффективного, с военно-экономической точки зрения, расходования бюджетных средств: цена (прогнозная, начальная) должна включать в себя только экономически обоснованные затраты на реализацию задания ГОЗ.

Во-вторых, задания ГОЗ являются составными частями жизненного цикла образца, на реализацию которого затрачиваются значительные бюджетные средства. Именно поэтому от принятия решений о разработке и серийном производстве образцов непосредственно зависит эффективность расходования бюджетных средств, связанных с реализацией жизненного цикла образца.

Обоснованность принимаемых решений определяется таким стоимостным показателем, как полные предстоящие бюджетные затраты, связанные с реализацией жизненного цикла образца. Под ними понимаются: суммарные расходы бюджетных средств (начиная с первого года планового периода) на развитие научно-технической и производственно-технологической базы организаций ОПК; затраты на реализацию собственно жизненного цикла образца, утилизацию образцов; предстоящие затраты на реализацию жизненного цикла обеспечивающих систем, если их создание связано только с реализацией жизненного цикла рассматриваемого образца ПВН.

Кроме того, необходимо определить полные предстоящие бюджетные затраты, связанные с реализацией жизненных циклов альтернативных образцов, обеспечивающих достижение заданного эффекта, и сопоставить их с аналогичными затра-

тами рассматриваемого образца в целях выбора варианта развития ПВН, требующего минимального объема финансовых ресурсов.

Таким образом, для достижения эффективного, с военно-экономической точки зрения, использования (расходования) бюджетных средств необходимо выполнение второго условия: цены (прогнозные, начальные) программных мероприятий и заданий ГОЗ должны соответствовать варианту развития ПВН, обеспечивающему минимум полных предстоящих (начиная с первого года планового периода) бюджетных затрат на достижение заданного эффекта.

В-третьих, реализация программных мероприятий и заданий ГОЗ связана, как правило, с неопределенностью значений их стоимостных и временных показателей. Такая неопределенность вызвана рядом причин, основными из которых являются следующие [1]:

- ПВН, как правило, относится к сложным техническим системам, при создании которых решается множество научно-технических и производственно-технологических задач, зачастую носящих уникальный характер;

- формирование затрат на реализацию программных мероприятий и заданий ГОЗ подвержено влиянию множества факторов микро- и макроэкономического характера, достоверно спрогнозировать которые не представляется возможным;

- применяемые для обоснования стоимости и продолжительности программных мероприятий и заданий ГОЗ экономико-математические модели не точно описывают взаимосвязь цено-образующих факторов со стоимостью.

Для принятия обоснованных решений при формировании плановых документов и их реализации необходимо оценивать возможности и последствия возникновения неблагоприятных для заказчика событий. Иными словами, требуется оценка различных рисков, которые не должны превышать приемлемых для заказчика значений [1].

Отсюда вытекает необходимость выполнения для обеспечения эффективного, с военно-экономической точки зрения, использования (расходования) бюджетных средств третьего условия: цена (прогнозная, начальная) и продолжительность программных мероприятий и заданий ГОЗ должны соответствовать приемлемым для заказчика финансовому, технологическому и военно-экономическому рискам.

В-четвертых, реализация программных мероприятий и заданий ГОЗ требует, как правило, затрат значительных финансовых ресурсов и времени, а также достижения высоких значений характеристик ПВН. Именно поэтому снижение потребных бюджетных затрат на создание ПВН с заданными характеристиками и повышение ее качества при фиксированных затратах оказывают существенное влияние на повышение эффективности расходования бюджетных средств. Для этого в процессе управления могут быть использованы два подхода.

Первый подход не требует дополнительного выделения бюджетных средств на реализацию заданий ГОЗ и предусматривает долевое распределение сэкономленных бюджетных средств между государственным заказчиком и исполнителем государственного контракта, обусловленное снижением себестоимости и (или) сокращением продолжительности выполнения контракта уровня (при условии достижения заданных характеристик ПВН).

В рамках второго подхода, связанного с дополнительным вложением бюджетных средств, можно использовать вознаграждение (премирование) исполнителя задания ГОЗ за превышение характеристик ПВН сверх установленного контрактом уровня или увеличение размера прибыли при условии направления части ее на снижение трудоемкости, материалоемкости и энергоемкости производства, общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Кроме того, возможны и другие материальные стимулы, учитывающие специфику выполнения государственного контракта.

Отсюда следует целесообразность выполнения для обеспечения эффективного, с военно-экономической точки зрения, использования (расходования) бюджетных средств четвертого условия: при формировании цен (прогнозных, начальных) и продолжительности программных мероприятий и заданий ГОЗ должны быть выработаны мероприятия (если специфика заказа позволяет это сделать), направленные на экономическое стимулирование снижения затрат и рисков, а также на повышение качества ПВН и сокращение срока выполнения заказа.

В-пятых, для комплексного рассмотрения военного и экономического аспектов в ценообразовании необходимо использовать стоимостную оценку ценности задания ГОЗ. Эта оценка характеризуется таким стоимостным показателем, как верхняя лимитная цена ПВН, под которой понимаются максимально допустимые затраты государственного

заказчика и превышение которых делает реализацию государственного оборонного заказа нецелесообразной с военно-экономической точки зрения.

Сопоставление цен (прогнозных, начальных) и ценности (верхней лимитной цены) ПВН необходимо осуществлять для таких стадий жизненного цикла, как разработка, производство и капитальный ремонт, т.е. для продукции, которая имеет характеристики, влияющие на эффект от применения образца ПВН. Оно направлено на недопущение роста прогнозной цены (начальной цены, цены), не связанного с улучшением качества ПВН.

Следовательно, пятое условие эффективного, с военно-экономической точки зрения, расходования бюджетных средств можно сформулировать следующим образом, цена (прогнозная, начальная) должна обеспечивать военно-экономическую целесообразность реализации задания ГОЗ.

После изложения сути государственного управления ценообразованием на продукцию военного назначения представляются важными формулировка его цели и изложение принципов, которыми следует руководствоваться для ее достижения.

Целью управления ценообразованием на ПВН является эффективное расходование бюджетных средств, направляемых на реализацию жизненного цикла образца, и обеспечение оборонной безопасности государства. Для достижения указанной цели необходимо руководствоваться следующими основополагающими принципами.

Ценообразование на ПВН представляет собой управляемый процесс, осуществляемый на совокупности взаимосвязанных и последовательно выполняемых во времени этапах.

Этот принцип означает, что процессом ценообразования следует управлять, причем во времени он должен быть разделен на этапы, представленные на рисунке. Результатом реализации каждого этапа является либо плановый документ, в котором присутствуют прогнозные значения бюджетных затрат на выполнение программных мероприятий (заданий ГОЗ), либо контрактные цены (фактические затраты).

Целесообразность разделения процесса управления ценообразованием на указанные этапы обусловлена, во-первых, тем, что все этапы управления ценообразованием на ПВН взаимосвязаны между собой, поскольку результаты ценообразования на каждом этапе (кроме последнего) являются исходной информацией для выполнения последующего этапа. Во-вторых, налицо удобство контроля за

Приоритеты России

Priorities of Russia

1-й этап 2-й этап 3-й этап

Разработка ОНР Разработка ГПВ Разработка ГОЗ

6-й этап

4-и этап 5-й этап п

Постконтрактные

Размещение Выполнение

, „ л„ отношения заказ-

задании ГОЗ заданий ГОЗ

чика и исполнителя

Определение начальных цен (цен), видов цен, цен государственных контрактов и длительности выполнения государственных контрактов

Л У

Уточнение цен государственных контрактов, видов цен и длительности выполнения заданий ГОЗ

Уточнение затрат заказчика на выполнение заданий ГОЗ после их завершения по результатам проведения проверок (экспертиз)

Этапы управления ценообразованием на продукцию военного назначения

качеством управления ценообразованием и возможность внесения корректирующих управляющих воздействий, способствующих повышению эффективности расходования бюджетных затрат.

Управление ценообразованием на продукцию военного назначения должно носить системный характер. Указанный принцип означает необходимость учета основных факторов, оказывающих существенное влияние на себестоимость ПВН, результатов анализа уже произведенных затрат и структуры цены продукции, которая закупалась в предыдущий период. При этом должен учитываться не только затратный аспект создания ПВН, но и военный аспект, связанный с результативностью применения (функционирования) ПВН и важнейшими для заказчика ее потребительскими свойствами (тактико-техническими, эксплуатационными и другими характеристиками), которые взаимосвязаны с составом обеспечивающих систем и средствами воздействия вероятного противника.

Кроме того, системный подход при управлении ценообразованием предусматривает учет динамики цен в зависимости от серийности продукции и прогноз инфляционных процессов в экономике на плановый период.

Таким образом, реализация системного подхода в ценообразовании позволяет комплексно рассмот-

реть проблему управления ценообразованием на ПВН, что обеспечивает обоснованность принимаемых решений при формировании стоимостных показателей мероприятий ОНР и ГПВ, заданий ГОЗ, контрактных цен, а также способствует эффективному использованию бюджетных средств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При формировании стоимостных и временных показателей программных мероприятий и заданий ГОЗ, а также при заключении контрактов должны учитываться риски, связанные с выполнением программных мероприятий и заданий государственного оборонного заказа.

Создание продукции военного назначения связано с решением множества сложных задач научно-технического, производственно-технологического и организационного характера, носящих зачастую уникальный характер. Сроки и стоимость их практического решения в существенной степени зависят от человеческого фактора: компетентности и опыта сотрудников научно-исследовательских и проектных организаций, промышленных предприятий, а также от уровня развития научно-технической и производственно-технологической базы последних.

Влияние перечисленных факторов на стоимостные и временные показатели, формируемые при разработке плановых документов и заключении государственных контрактов, невозможно досто-

верно спрогнозировать на период упреждения, продолжительность которого может достигать 10 лет и более. Данное обстоятельство обусловило необходимость учета фактора неопределенности в ценообразовании.

В связи с этим при формировании плановых документов и заключении государственных контрактов должна оцениваться возможность возникновения неблагоприятных событий, связанных с превышением (занижением) запланированных значений стоимостных и временных показателей. Для этого должны использоваться специальные показатели, характеризующие финансовые, технологические и военно-экономические риски [1].

На основе расчетных значений указанных видов рисков принимается решение о корректировке прогнозных значений цен (цен государственных контрактов) в меньшую или большую стороны. Таким образом, появляется возможность управления ценообразованием на ПВН за счет выработки мероприятий, направленных на парирование неблагоприятных событий, в целях придания финансовым, технологическим и военно-экономическим рискам приемлемых для заказчика и исполнителя значений.

Данный принцип означает необходимость проведения оценки рисков и эффективности использования (расходования) бюджетных средств на каждом из указанных первых пяти этапах ценообразования (см. рисунок). На каждом из этих этапов может оказаться, что образец ПВН, разработка и производство которого ранее считалась целесообразной и реализуемой с военно-экономической точки зрения, в текущий момент времени может стать нецелесообразной и иметь неприемлемые для заказчика значения финансовых, технологических и военно-экономических рисков.

После реализации заданий ГОЗ ежегодно должен проводиться мониторинг результатов управления ценообразованием на продукцию военного назначения (принцип «обратной связи»). Составными частями такого мониторинга могут стать:

а) анализ результативности взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и организаций, участвующих в ценообразовании на ПВН;

б) анализ полноты, достоверности и своевременности обеспечения информацией субъектов, участвующих в ценообразовании;

в) анализ точности прогнозирования цен и уровня обоснованности начальных и контрактных цен,

формируемых с использованием действующего нормативного правового и методического обеспечения.

Для объективной оценки качества управления ценообразованием целесообразно использовать специальные индикаторы, значения которых должны определяться на всех этапах ценообразования. В качестве таких индикаторов могут выступать, например, превышение фактических затрат заказчика на реализацию мероприятий ОНР и ГПВ, заданий ГОЗ и государственных контрактов их запланированных значений.

Результатом мониторинга должны стать ежегодно разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти и организациями на основе результатов выполнения ГОЗ обоснованные предложения по направлениям совершенствования организационного, нормативного правового, методического и информационного обеспечения процесса ценообразования на ПВН.

Обеспечение баланса экономических интересов государственного заказчика и организаций -исполнителей оборонного заказа. Интерес государственного заказчика состоит в качественном выполнении заданий ГОЗ в запланированные сроки и с минимальными затратами.

Интересы исполнителей оборонного заказа заключаются в возмещении всех экономически обоснованных издержек и получении прибыли, обеспечивающей развитие их научно-технической и производственно-технологической базы и соответствующей полученным результатам и минимизации финансового и технологического рисков.

Снижению указанных рисков способствует совершенствование научно-технической и производственно-технологической базы, составной частью которой являются сотрудники организаций ОПК. Это совершенствование не может быть достигнуто, если величина оплаты их труда не обеспечит привлекательности работы в данных организациях, а также, если не будет предусмотрен механизм защиты от инфляции средств, направляемых на оплату труда и формирование прибыли.

Таким образом, стремление заказчика минимизировать затраты бюджетных средств входит в противоречие с желанием исполнителей заказа повысить цену в целях получения высокого уровня прибыли, которая является основой для финансирования развития их научно-технической и производственно-технологической базы, а также уменьшить финансовый и технологический риски.

Разрешение указанного противоречия является необходимым условием заключения государственного контракта и может быть достигнуто только путем обеспечения баланса экономических интересов государственного заказчика и организаций -исполнителей оборонного заказа.

При заключении государственного контракта должна применяться формула формирования цены, позволяющая осуществить комплексный учет интересов заказчика и исполнителей государственного оборонного заказа. Выполнение заданий ГОЗ требует вложения значительных бюджетных средств, в сокращении которых заинтересован заказчик. Сэкономленные бюджетные средства могут быть направлены:

- на парирование финансовых рисков, возникающих при реализации заказов, связанных, главным образом, с разработкой сложных образцов ПВН;

- на экономическое стимулирование улучшения качества ПВН и сокращения сроков ее создания;

- на проведение дополнительных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на создание перспективных образцов ПВН, а также на перевооружение Вооруженных сил РФ новейшими образцами ПВН;

- на решение социальных проблем военнослужащих и др.

Для сокращения бюджетных расходов необходимо заинтересовать в этом исполнителей государственного контракта. Практическая реализация экономического стимулирования исполнителей ГОЗ к снижению бюджетных расходов достигается путем использования следующей общей формулы формирования цены государственного контракта: Цена = Издержки + Прибыль + Вознаграждение.

В данной формуле прибыль и вознаграждение выполняют различные функции. Если прибыль стимулирует выполнение условий государственного контракта, то под вознаграждением подразумеваются сокращение стоимостных и временных показателей государственного контракта и улучшение характеристик продукции военного назначения сверх установленных условиями контракта базовых значений.

Применение указанной формулы формирования цены позволит, во-первых, использовать определенный нормативными документами порядок определения прибыли, а во-вторых, обеспечит

прозрачность и обоснованность бюджетных расходов на реализацию заказов, связанных с созданием инновационных образцов ВВТ. Для обоснования размера вознаграждения необходима разработка соответствующего документа.

Для достижения сформулированной цели и выполнения перечисленных принципов необходимо обеспечить управляемость процесса ценообразования с помощью соответствующих инструментов. Рассмотрим состав инструментов, которые могут быть использованы для управления ценообразованием на ПВН, и их практическое назначение.

1. Методическое обеспечение, используемое для формирования прогнозных (начальных, контрактных) цен. Методическое обеспечение играет важную роль в разработке и реализации плановых документов. От того, насколько адекватно применяемые для формирования прогнозных (начальных, контрактных) цен методы и реализующие их на практике экономико-математические модели отражают процесс ценообразования на ПВН, в существенной степени зависит уровень их обоснованности и эффективность расходования бюджетных средств. Методическое обеспечение, предназначенное для формирования прогнозных (начальных, контрактных) цен, может быть создано в результате реализации одного из двух вариантов.

Первый вариант состоит в автономной разработке методического обеспечения научно-исследовательскими организациями Минобороны России (НИО МО) и организациями ОПК. Следствием этого будет использование либо разных методических подходов, либо различающихся (даже при их идентичности) экономико-математических моделей, учитывающих ценообразующие факторы, значения параметров и исходных данных.

В результате сформированные НИО МО и организациями ОПК прогнозные цены могут различаться. В зависимости от величины их расхождения может потребоваться дополнительное время для привлечения независимых экспертов и формирования согласованной оценки.

Второй вариант предусматривает разработку межведомственных методик, согласованных с НИО МО и организациями ОПК (отраслевыми органами). Такой вариант, при условии использования единых (согласованных) методического подхода и значений исходных данных, позволяет определить общую для государственного заказчика и отраслевого органа прогнозную цену. Это значительно сократит продолжительность и трудоемкость процесса

формирования прогнозной цены, а также обеспечит своевременное начало выполнения заданий ГОЗ, что в условиях обширной номенклатуры поставляемой по ГОЗ продукции позитивно отразится на реализуемости плановых документов и эффективности использования бюджетных средств.

В связи с этим предпочтительной является реализация на практике второго варианта разработки методического обеспечения.

2. Регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при планировании сроков выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, динамики производства (ремонта, утилизации) образцов ПВН и развития научно-технической и производственно-технологической базы организаций ОПК. Реализуемость планов по развитию ПВН в существенной степени зависит от состояния научно-технической и производственно-технологической базы организаций ОПК. В этой связи сроки выполнения планируемых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, производства, ремонта и утилизации ПВН должны быть согласованы со сроками оснащения организаций ОПК передовыми оборудованием и технологиями, а также подготовки квалифицированных научных, инженерных, управленческих и технических кадров.

Такое согласование необходимо осуществлять в строгом соответствии со специально разработанным регламентом, который должен включать схему организационного и информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и организаций ОПК, порядок контроля за согласованностью государственной программы вооружения и государственной программы развития оборонно-промышленного комплекса и перечень используемых для этого индикаторов.

3. Правила оценки результативности использования (расходования) бюджетных средств, направляемых на создание продукции военного назначения. Для характеристики качества разработки плановых документов и обоснованности условий, на которых заключены государственные контракты, а также степени их выполнения, целесообразно проводить ежегодную оценку результатов расходования бюджетных средств с учетом стоимостного, временного и технического аспектов выполнения программных мероприятий, заданий ГОЗ и государственных контрактов.

В связи с этим необходимо выработать определенные правила, позволяющие давать объектив-

ную комплексную характеристику используемого нормативного правового, методического и информационного обеспечения. Кроме того, следует разработать практические мероприятия, направленные на повышение эффективности использования (расходования) бюджетных средств, направляемых на создание ПВН.

4. Порядок мониторинга финансового, технологического и военно-экономического рисков в ходе разработки образца ПВН. Как показывает практика, цена государственного контракта и его продолжительность, сформированные в ходе контрактно-конкурсных отношений, могут корректироваться в ходе разработки образца, что обусловлено сложностью решаемых в процессе выполнения опытно-конструкторской работы научных, инженерных и технологических задач.

По результатам разработки эскизного и технического проектов, а также конструкторской рабочей документации уточняется облик перспективного образца, характеристики его подсистем и образца в целом, при этом появляется возможность применения более точных экономико-математических моделей и исходных данных. Вследствие этого уточняются значения стоимостных и временных показателей, а также финансовых, технологических и военно-экономических рисков, что может привести к возрастанию их значений и превышению приемлемых для заказчика величин.

Для недопущения расходования бюджетных средств в условиях, когда имеют место значительные финансовый, технологический и военно-экономический риски, необходимо разработать порядок их мониторинга по результатам выполнения отдельных этапов разработки.

5. Порядок вознаграждения в целях стимулирования снижения издержек и сокращения продолжительности выполнения государственного контракта, а также повышения качества продукции военного назначения. Для снижения бюджетных расходов при выполнении государственного заказа, повышения качества ПВН и сокращения продолжительности ее создания должен применяться специальный механизм экономического стимулирования. Без понимания сущности указанного механизма и наличия четкого формализованного порядка расчета величины вознаграждения (штрафа) за достигнутые исполнителем контракта позитивные (негативные) результаты невозможно принятие обоснованного решения о его размере. В противном случае экономическое стимулирование будет носить деклара-

тивный, ни к чему не обязывающий характер, а его результативность будет минимальной.

В качестве механизма формирования вознаграждения за снижение издержек может использоваться долевое распределение сэкономленных бюджетных средств между исполнителем и заказчиком, пропорции которого должны быть зафиксированы в контракте. Для стимулирования повышения качества ПВН в контракте также должен быть определен порядок формирования размера вознаграждения, зависящий от степени улучшения характеристик ПВН и их важности для заказчика, а также от влияния на эффект от применения образца и бюджетные затраты на всем его жизненном цикле.

Изложенные в настоящей статье предложения по содержанию Концепции государственного управления ценообразованием на продукцию военного назначения, по мнению авторов, будут способствовать повышению качества разрабатываемого в настоящее время документа.

Список литературы

1. БуренокВ.М., ЛавриновГ.А., Подольский А.Г. Оценка стоимостных показателей высокотехнологичной продукции. М.: ИГ «Граница», 2012. 424 с.

2. Концепция государственного регулирования цен на продукцию военного назначения: одобрена решением ВПК при Правительстве РФ 29.08.2007 № СИ-П7-11прВПК.

3. Лавринов Г.А., Хрусталёв Е.Ю. Методы прогнозирования цен на продукцию военного назначения // Проблемы прогнозирования. 2006. № 1. С.87-96.

4. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. М.: Дело, 2003. 520 с.

5. О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: Федеральный закон от 04.06.2014 № 140-ФЗ. URL: http://rg.ru/2014/06/06/ zakupki-dok.html.

6. О государственном оборонном заказе: Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ. URL: http://rg.ru/2012/12/30/zakon-dok.html.

7. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ. URL: http://rg.ru/2013/04/12/ goszakupki-dok.html.

8. О некоторых вопросах, связанных с определением цены государственного контракта по государственному оборонному заказу: постановление Правительства РФ от 03.01.2014 № 1. URL: http:// rg.ru/2014/01/10/goskontrakt-site-dok.html.

9. Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу: постановление Правительства РФ от 05.12.2013. № 1119. URL: http://rg.ru/2013/12/06/regulirovka-site-dok.html.

10. Состоялось совещание Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ. URL: http://vpk.name/news/9329_29_avgusta_sostoyalos_ soveshanie_voennopromyishlennoi_komissii_pri_ pravitelstve_rf.html.

National interests: priorities and security Priorities of Russia

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

STATE PRICING MANAGEMENT OF MILITARY PURPOSE PRODUCTS

Gennadii A. LAVRINOV, Aleksandr G. PODOL'SKII

Abstract

The article substantiates the need to improve the management of military purpose products pricing, the creation of which requires significant budget allocations. The authors propose to consider pricing management as a complex multi-step process, which covers the period of time from the start of the formation of the main

directions of development of weapons and military equipment prior to the completion of the State defense order. The paper demonstrates that it should be based on an integrated consideration of economic and military pricing components. The authors have developed proposals for the Concept of State pricing management for military purpose goods, which should contain a

description of the essence of the concept of effective use (spending) of budgetary funds, the principles of State pricing management and pricing tools used for this purpose. The article provides a list and discloses the content of conditions the implementation of which will ensure effective use of budget funds while preparing planning documents and their implementation. In order to ensure the validity of management decisions aimed at the efficient use (spending) of budgetary funds, the article sets out the principles of government pricing management of military purpose products, it reveals their essence. The article provides the management tools of pricing management of military purpose products, allowing in practice to meet the conditions of effective use (spending) of budgetary funds and to implement the government management principles. The article findings may be used to develop the Concept of government pricing management for military purpose products, as well as to improve a methodological support for the formation of the forecast (initial, contract) prices.

Keywords: price, management, risk, profit, remuneration, incentives, expenses

References

1. Burenok V.M., Lavrinov G.A., Podol'skii A.G. Otsenka stoimostnykh pokazatelei vysokotekhnologich-noi produktsii [Evaluation of high-tech products value]. Moscow, IG Granitsa Publ., 2012, 424 p.

2. Resolution of the Military-Industrial Commission under the Government of the Russian Federation "On Concept of State taxation regulation for military purpose products" of August 29, 2007 № SI-P7-11prVPK. (In Russ.)

3. Lavrinov G.A., Khrustalev E.Yu. Metody prog-nozirovaniya tsen na produktsiyu voennogo naznach-eniya [Pricing forecasting procedure for military purpose products]. Problemy prognozirovaniya - Problems of forecasting, 2006, no. 1, pp. 87-96.

4. Lopatnikov L.I. Ekonomiko-matematicheskii slovar ': Slovar ' sovremennoi ekonomicheskoi nauki

[Economic and mathematical dictionary. Dictionary of modern economics]. Moscow, Delo Publ., 2003, 520 p.

5. RF Federal Law "The Amendments to the Federal Law "On Contract system in procurement of goods, works and services for public and municipal needs" of June 04, 2014 № 140-FZ. Available at: http:// rg.ru/2014/06/06/zakupki-dok.html. (In Russ.)

6. RF Federal Law "On State defense order" of December 29, 2012 № 275-FZ. Available at: http:// rg.ru/2012/12/30/zakon-dok.html. (In Russ.)

7. RF Federal Law "On Contract system in procurement of goods, works and services for public and municipal needs" of April 05, 2013 № 44-FZ. Available at: http://rg.ru/2013/04/12/goszakupki-dok.html. (In Russ.)

8. Resolution of the RF Government "On Some issues related to the definition of State contract prices for State Defense order" of January 03, 2014 № 1. Available at: http://rg.ru/2014/01/10/goskontrakt-site-dok.html. (In Russ.)

9. Resolution of the RF Government "Regulations on State regulation of prices of products supplied by State defense order" of December 05, 2013 № 1119. Available at: http://rg.ru/2013/12/06/regulirovka-site-dok.html. (In Russ.)

10. A meeting of the Military and Industrial Commission of the Government of the Russian Federation. Available at: http://vpk.name/news/9329_29_avgusta_ sostoyalos_soveshanie_voennopromyishlennoi_komis-sii_pri_pravitelstve_rf.html. (In Russ.)

Gennadii A. LAVRINOV

46th Central Research Institute of RF Ministry of Defense, Moscow, Russian Federation gelavrinov@yandexl.ru

Aleksandr G. PODOL'SKII

46th Central Research Institute of RF Ministry of Defense, Moscow, Russian Federation podolskijag@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.