21 (111) - 2012
Вопросы экономики
УДК 338.45.01
КОНКУРСНЫЙ МЕХАНИЗМ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТОВ НА РАЗРАБОТКУ НАУКОЕМКОЙ И ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ (на примере ракетно-космической техники)*
Ю. Н. МАКАРОВ,
доктор экономических наук, начальник Управления стратегического планирования и целевых программ E-mail: uokp@roscosmos. ru Федеральное космическое агентство
Е. Ю. ХРУСТАЛЁВ,
доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник E-mail: stalev@cemi. rssi. ru Центральный экономико-математический институт РАН
В статье предложена методология определения контрактных цен на наукоемкую и высокотехнологичную продукцию космического назначения с учетом рисков заказчика и исполнителя, позволяющая получать оценки величин контрактных цен как на серийную, так и на научно-экспериментальную ракетно-космическую технику.
Ключевые слова: космос, цена, контракт, конкурс, ракетно-космическая техника, промышленность, риск, неопределенность, финансирование.
Введение. Разрушение директивно-плановой экономики и переход к рыночным отношениям обусловили необходимость развития контрактно-кон-
* Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 11-02-00243-а).
курсного механизма размещения заказов среди предприятий как наиболее перспективного в современных экономических условиях. Хотя влияние контрактно-конкурсных отношений сказывается на всех уровнях реализации планов развития наукоемкой и высокотехнологичной продукции (НВП), в наибольшей степени этому подвержена система взаимоотношений на микроуровне: между заказчиком (в том числе и государственным) и исполнителем федеральной и целевых космических программ (ФЦКП).
Именно рациональное размещение работ ФЦКП на основе контрактно-конкурсных отношений является одним из основных механизмов реализации планов развития НВП космического назначения и позволяет эффективно снижать уровень риска работ [2, 10, 12], предусмотренных соответствующими программами и планами.
Эффективное и рациональное размещение работ ФЦКП обеспечивается прежде всего за счет таких факторов: совершенствование контрактно-конкурсных отношений между заказчиком и исполнителем; формирование приемлемых для всех контрактных цен с учетом рисков.
Совершенствование контрактно-конкурсных отношений должно быть направлено на создание механизма реализации программ и планов, который позволяет из всей совокупности потенциальных исполнителей выбрать оптимальных как с точки зрения выполнения требований по назначению создаваемого образца НВП, так и по цене, уровню надежности. Наилучшим образом это способен обеспечить организационно-экономический механизм проведения конкурсов и выбора подрядчиков.
Формирование, цели, задачи и принципы функционирования контрактно-конкурсной системы заказов. Анализ опыта развитых стран показал, что наиболее эффективным механизмом реализации планов создания современной наукоемкой и высокотехнологичной продукции в рыночных условиях является система контрактно-конкурсных отношений, позволяющая превратить потенциал рынка в фактор повышения эффективности функционирования системы заказов НВП космического назначения.
Именно это обусловило формирование в России контрактно-конкурсной системы заказов НВП, которая является составной частью федеральной контрактной системы и представляет собой экономико-хозяйственный механизм, регламентирующий экономические, финансовые, правовые, управленческие, технические и социальные аспекты отношений государства в лице государственных заказчиков с поставщиками (исполнителями) - организациями и предприятиями промышленности, независимо от формы их собственности и ведомственной принадлежности.
Основной целью системы является финансово-экономическое регулирование взаимоотношений, возникающих между государством в лице государственных заказчиков и производителями (поставщиками) товаров и услуг для государственных нужд, в том числе ракетно-космической техники, в условиях рыночных отношений.
При этом контрактно-конкурсная система должна объединить в себе два начала: регулирующую функцию государства и право товаропроизводителей на свободу хозяйственной деятельности.
Наиболее эффективно это можно осуществлять с использованием принципов контрактных (договорных) отношений на конкурсной основе, представленных на рис. 1.
Однако эффект от внедрения таких отношений может быть получен только при их сочетании с конкурсным размещением контрактов. Такие процедуры позволяют выбрать лучшего (с той или иной точки зрения) поставщика, а заключенный по результатам конкурса договор с этим поставщиком, содержащий совокупность требований к продукции, является юридическим документом, обязывающим поставщика неукоснительно выполнить эти требования. При этом государственный заказчик НВП должен устанавливать и контролировать строгое соблюдение правил, которые обеспечивали бы получение заказчиком качественного результата за назначенную (установленную по результатам конкурса) цену.
Практическое внедрение системы контрактно-конкурсных отношений в процесс выполнения планов развития НВП космического назначения является одним из основных факторов повышения реализуемости работ прежде всего за счет:
- выбора предприятий ракетно-космической и оборонной промышленности, имеющих необходимый научно-технический, производственно-технологический заделы для создания соответствующих образцов техники;
- достоверной оценки в ходе конкурсных процедур финансово-экономического состояния предприятий, на которых предполагается размещение отдельных работ, предусмотренных ФЦКП;
- формирования системы контрактных требований, позволяющих проводить мониторинг конкретных работ и обеспечивать сопровождение создания образцов ракетно-космической техники;
- управления формированием кооперации исполнителей с целью исключения предприятий и организаций, имеющих недостаточные возможности для качественного выполнения работ;
- управления созданием образцов НВП космического назначения путем принятия различных санкций в случае нарушения исполнителем установленных контрактных требований;
- повышения ответственности государственных заказчиков за соблюдение условий финансирования работ, предусмотренных контрактами.
Велика роль контрактно-конкурсного механизма и с точки зрения создания условий для повы-
шения уровня реализуемости программ и планов в целом [1, 7, 11]. Это связано с тем, что в долгосрочной перспективе его функционирование позволит улучшить общее состояние ракетно-космической и оборонной промышленности и создать развитую конкурентную среду. Однако для этого необходимо решить ряд проблем.
Основные проблемы контрактно-конкурсного размещения ракетно-космических заказов. В последнее время наметился некоторый прогресс в развитии контрактно-конкурсных отношений. Об этом свидетельствует, во-первых, повышение активности законотворческой деятельности в данной сфере (за последние годы количество принятых законодательных и нормативно-правовых актов увеличилось более чем в два раза по сравнению с предыдущим пятилетием). Во-вторых, применение контрактно-конкурсного механизма размещения заказов стало давать ощутимый экономический эффект.
Проведенный анализ показал, что экономия финансовых ресурсов в России в результате про-
ведения конкурсов на поставки товаров для государственных нужд составляет несколько миллиардов рублей в год. Тем не менее реальная практика внедрения контрактных отношений на конкурсной основе осложнена рядом выявленных проблем, существенно влияющих на реализацию планов развития НВП космического назначения. Наиболее существенные из них следующие.
Реальное развитие экономики страны, ракетно-космической и оборонной промышленности не позволило создать развитой конкурентной среды во всех наукоемких отраслях, вследствие чего в функционировании системы заказов НВП космического назначения сложилась двойственная ситуация: с одной стороны, необходимо соблюдать законодательно закрепленные требования по размещению заказов на конкурсной основе, а с другой - вынужденная ориентация на неконкурсное размещение вследствие объективно обусловленной неготовности промышленности к размещению большинства ракетно-космических заказов на конкурсной основе.
Сложившаяся в России система программно-целевого планирования развития НВП космического назначения слабо ориентирована на контрактно-конкурсный механизм. Это связано с тем, что основной программный документ - Федеральная космическая программа - формируется в условиях выделения прогнозных («виртуальных») финансовых ресурсов, на основе предложений не только заказчиков продукции космического назначения, но и исполнителей. В дальнейшем законодательная сила программы позволяет использовать зачастую завышенные прогнозные цены в качестве договорных цен при заключении соответствующих контрактов. В таких условиях основной механизм установления рациональной цены - конкурс - становится неэффективным.
Одним из существенных факторов, влияющих на уровень реализуемости программ, является противоречие между длительностью программного периода (10 лет) и бюджетным процессом, рассчитанным на три года. Это приводит к тому, что при формировании очередного годового этапа необходимо каждый раз пересматривать условия финансирования работ, определенных программой, что нарушает ритмичность финансирования многих работ. Кроме всего прочего, это противоречие не позволяет предприятиям ракетно-космической и оборонной промышленности планировать свою деятельность даже на ближайшую перспективу и соответствующим образом развивать научно-производственную и технологическую базу.
В соответствии с законодательством организация конкурсов и заключение контрактов должны осуществляться в рамках формирования годового заказа, когда разрешаются неопределенности в ассигнованиях, номенклатуре и количестве создаваемой ракетно-космической техники. Тем не менее на практике очень сложно вписать в жесткие временные рамки (законодательно установлен месячный срок) весь комплекс конкурсных процедур, выполнение которых предопределено законами.
Это связано с тем, что использование конкурсных процедур требует от государственного заказчика быстрого и юридически правильного выполнения целого комплекса достаточно сложных мероприятий, предусмотренных федеральным законодательством, основными из которых являются:
• обоснование и выбор вида конкурса, в большей степени соответствующего целям заказа;
• формирование требований к участникам конкурса;
• подготовка документации и предварительный отбор участников конкурса;
• установление дополнительных требований к участникам;
• подготовка конкурсной документации (инструкции по подготовке заявок на участие, условий государственного контракта, требований к составу технической документации, критериев определения победителя и т. д.);
• проверка соответствия участников конкурса установленным требованиям;
• введение делопроизводства в подготовку и проведение конкурсов;
• решение различных организационных вопросов;
• формирование конкурсной комиссии;
• проведение конкурса и ведение протокола;
• юридическое сопровождение конкурсных мероприятий;
• организация финансового учета и ведение финансовой отчетности, связанной с проведением конкурса (определение стоимости конкурсной документации, проверка своевременности и полноты оплаты участниками конкурса соответствующей документации и т. д.);
• подготовка проекта и заключение контракта с победителем конкурса и т. д.
Таким образом, процедура конкурсного отбора включает целый комплекс мероприятий, выполнение которых требует от организатора (государственного заказчика) целенаправленной работы с привлечением высококвалифицированных специалистов различных отраслей знаний, не только наделенных обязанностями, но и несущих ответственность за качество выполняемых ими работ, поскольку любое нарушение процедуры конкурса может стать предметом судебного разбирательства с неизбежными экономическими потерями для организатора.
Проведение конкурса и заключение контракта могут оказаться длительным процессом, поэтому целесообразно, чтобы в ряде случаев этап конкурсного отбора предшествовал формированию годового этапа выполнения ФЦКП, а его результаты служили исходной информацией для процессов формирования.
Поскольку любое нарушение процедуры конкурсного отбора может быть оспорено в судебном порядке предприятиями, проигравшими конкурс, и способно привести к значительным экономическим потерям, необходимо существенным образом повысить уровень юридической проработки проектов
управленческих решений, принимаемых в этой области. Из этого вытекает необходимость решения организационных вопросов, в частности создания в рамках существующей системы заказов НВП космического назначения подразделений, обеспечивающих подготовку, организацию, проведение и подведение итогов конкурса.
Не в полной мере обоснована и сформирована нормативно-правовая база финансового обеспечения процесса реализации конкурсного механизма, определяющая:
• источники финансирования организации и проведения конкурсов;
• механизм компенсации возможных убытков предприятиям от участия в конкурсе;
• механизм покупки ценных технических предложений у предприятий, проигравших конкурс, с учетом прав на интеллектуальную собственность;
• механизм применения санкций за недобросовестную конкуренцию предприятий;
• пути экономической заинтересованности предприятий предоставлять организаторам конкурсов необходимую информацию;
• порядок оплаты предприятием-победителем информации, получаемой из государственных ресурсов, и т. д.
Одной из важнейших проблем развития контрактно-конкурсных отношений является сложная структура системы заказов. Известно, что в настоящее время формирование и реализацию научно-технических программ осуществляют несколько государственных заказчиков, которые функционируют самостоятельно и практически не взаимосвязаны между собой в рамках контрактно-конкурсной деятельности. Это приводит к параллелизму и дублированию в разработке и производстве НВП сходного предназначения, отсутствию единой идеологии и подходов к организации накопления и эшелонирования запасов, хранения, технического обслуживания и ремонта, создает излишнюю конкуренцию, в том числе в ценообразовании на идентичную продукцию и, самое главное, ведет к распылению финансовых средств.
Более того, децентрализация снабжения препятствует созданию единой системы технического обеспечения, построенной по территориальному принципу на основе комплексных баз снабжения и хранения, оптимизации номенклатуры НВП космического назначения и предметов снабжения.
Специфика заказов НВП космического назначения (уникальность и сложность значительного числа образцов ракетно-космической техники, режимные ограничения, необходимость наличия для выполнения заказов дорогостоящей научно-технической и производственно-технологической базы) является объективной причиной, не позволяющей в ряде случаев применить механизм конкурсного размещения заказов. Особенно это относится к сложным опытно-конструкторским работам. Проведенный анализ показал, что ситуации с отсутствием альтернатив до настоящего времени наиболее часто возникали в заказах именно наукоемкой продукции космического назначения.
Указанные особенности приводят к тому, что вопреки требованиям руководящих документов заказывающие органы при задании, прежде всего НИОКР, редко имеют возможность использовать конкурсные процедуры и вынуждены ориентироваться на конкретных исполнителей. При этом оптимизация цены с использованием конкурсных инструментов не проводится. В связи с этим иногда возникают условия для необоснованного завышения цены исполнителем.
Современная ракетно-космическая и оборонная промышленность представляет собой совокупность предприятий различных форм собственности, имеющих разный организационно-правовой статус и функционирующих в сложной правовой среде, требующей, с одной стороны, ориентации на рыночные механизмы, а с другой - административной подчиненности соответствующим федеральным управленческим структурам, созданным для управления производством ракетно-космической техники [9, 13].
Из-за сложного переплетения экономических и административных методов управления процессом реализации ФЦКП конкурс как основной инструмент, который должен обеспечить снижение цен за счет возможности выбора наиболее эффективного поставщика, действует неэффективно, поскольку зачастую отсутствуют объективные возможности для его проведения (отсутствие развитой конкурентной среды; участие в конкурсе государственных (казенных) предприятий и др.).
Существенным образом повышению реализуемости работ может способствовать алгоритм выбора контрактной цены заказа с учетом риска его выполнения. До настоящего времени в рекомендациях по выбору конкретной модели и величины цены такой алгоритм практически отсутствует.
Методология решения проблем в области контрактно-конкурсных отношений. В соответствии с принятыми законодательными и нормативно-правовыми актами государственные заказы (в том числе на НВП космического назначения) должны выполняться по договорам, в рамках которых государственные заказчики в лице заказывающих управлений, с одной стороны, и поставщики (разработчики) продукции, с другой, являются самостоятельными субъектами экономических отношений на рынке продукции, поставляемой для федеральных нужд.
Основным содержанием этих отношений является ценообразование на закупаемую (поставляемую) продукцию, в том числе научно-техническую, т. е. выбор взаимоприемлемых и справедливых как для заказчика, так и для исполнителя типа соглашения о цене и величины контрактной цены заказа [6, 8].
Таким образом, экономический аспект является основным в контрактно-конкурсных отношениях. Стержневым элементом этого механизма являются модели формирования контрактной цены. Именно от их вида зависит порядок организации и проведения конкурса. В свою очередь, возможность использования всего арсенала моделей контрактной цены зависит от уровня конкуренции: чем больше развита конкурентная среда, тем больше возможностей у заказчика выбрать такие модели контрактных цен, которые позволяют достичь целей контракта наилучшим образом.
Известно, что основными моделями (типами) контрактных цен являются соглашение на основе фиксированной цены и соглашение на основе компенсации издержек [3-5]. В некоторых случаях возможно применение соглашений с поощрительной ценой.
Соглашение на основе фиксированной цены обеспечивает твердые или в отдельных случаях корректируемые цены. Их целесообразно применять в случае эффективной ценовой конкуренции или когда имеется возможность до заключения контракта выполнить с приемлемой точностью прогноз (расчет) затрат на выполнение заказа. Различают основные разновидности данного типа соглашения: на основе твердой фиксированной цены, на основе фиксируемой корректируемой цены, на основе фиксируемой цены с поощрением при твердо устанавливаемых ценах.
Этот тип соглашения для заказчика является наименее рискованным, так как позволяет достаточно определенно планировать предстоящие затраты на
оплату заказываемой продукции, а исполнителю -увеличить уровень прибыли за счет сокращения реальных затрат на выполнение заказа, повышения уровня технического исполнения и улучшения графика поставки продукции.
Риск для исполнителя состоит в том, что если величина реальных издержек (затрат) в ходе выполнения контракта превысит их прогнозные значения, учтенные при определении величины контрактной цены, превышение издержек не будет возмещено заказчиком.
Корректировка фиксируемой цены осуществляется только в случае изменения уровней налоговых отчислений, устанавливаемых государственными или региональными органами, индексации цен на труд и материалы, появления форс-мажорных обстоятельств, т. е. в случае воздействия факторов, не зависящих от исполнителя и заказчика работ.
Поощрение при твердо устанавливаемых ценах осуществляется, как правило, в случае достижения исполнителем результатов, превышающих оговоренные контрактом, но желательных для заказчика (например, улучшение графика выполнения заказа).
Соглашение на основе компенсации издержек предусматривает оплату допустимых фактических расходов исполнителя в случаях, когда отсутствует эффективная ценовая конкуренция, а достоверный прогноз издержек (затрат) затруднен или невозможен (например, при выполнении сложных оригинальных НИОКР, при реализации дорогостоящих проектов с высоким техническим риском и т. д.), т. е. когда неопределенность, присущая выполнению контракта, не позволяет использовать соглашения на основе фиксированной цены.
Основные разновидности этого типа соглашения следующие: на основе оплаты фактических издержек, на основе частичного возмещения издержек, на основе оплаты издержек с поощрительным вознаграждением различных видов (фиксированное, периодические премии и т. д.). Для заказчиков этот тип соглашения является менее выгодным по сравнению с предыдущим, так как он увеличивает неопределенность (риск) в планировании предстоящих затрат на оплату заказываемой продукции и величину этих затрат. Исполнителю в этом случае обеспечено гарантированное возмещение фактических издержек или их оговоренной части независимо от достигнутых результатов, однако размер прибыли в этом случае не может превысить величины, оговоренной в контракте, ни при каких его усилиях.
Соглашение на основе поощрительных цен применяется преимущественно в области создания и реализации научно-технического задела, связанного, как правило, с высоким начальным уровнем риска, при выполнении инициативных работ, когда целесообразно связать уровень вознаграждения с уровнем полученных результатов, а также в случае, когда исполнитель претендует на долю прибыли, получаемой заказчиком от реализации результатов работы исполнителя (чаще всего результатов НИ-ОКР). Величины и условия выплаты поощрения в этом случае должны быть подробно оговорены в контракте.
Приведенные модели цен характеризуются различным распределением риска между заказчиком и исполнителем работ (рис. 2).
На первый взгляд, интересы сторон при заключении контракта и формировании цены прямо противоположны - каждая из них должна стремиться возложить как можно больше риска на другую сторону. Однако это неэффективный способ взаимодействия. При выборе рациональной модели цены заказчики должны принимать во внимание
100
чО
сТч К
II
О с и 5
X
и
а
следующие соображения: кто ответствен за создание источников риска, какая из сторон способна наиболее эффективно управлять риском, какие последствия для каждой из сторон будет иметь реализация рисковой ситуации.
При наличии эффективной конкуренции потенциальных исполнителей отбор наиболее подходящего из них для заключения контракта должен осуществляться по результатам проведения состязательных процедур: торгов (в форме конкурсов различного вида, аукционов), запросов котировок и т. д. Основным критерием отбора при этом, как правило, является минимальный уровень цены при требуемом качестве работ, предложенный исполнителями-конкурентами, а основным типам соглашения о цене -соглашение на основе фиксированной цены.
При отсутствии эффективной конкуренции отбор исполнителя должен осуществляться по результатам прямых переговоров заказчиков с потенциальными исполнителями заказа на производство ракетно-космической техники об условиях контракта. В качестве контрактной цены в этом случае выбирается ее компромиссное значение, определяемое с учетом
Рис. 2. Зависимостьраспределениярискамеждузаказчикомиисполнителем работ в зависимости от типа заключенного контракта
их отбор должен осуществляться по согласованию с руководством ракетно-космической промышленности, которому они непосредственно подчинены. Переговоры в этом случае проводятся не для выбора того или иного предприятия и достижения договоренности о величине контрактной цены, а для уточнения технических характеристик заказа и условий его выполнения (материально-техническое обеспечение, размер штрафных санкций за нарушение условий контракта и т. д.).
Методика прогнозирования контрактных цен на НВП космического назначения позволяет получать соответствующие оценки стоимости как серийной продукции, так и научно-технической с учетом рисков заказчика и исполнителя. При этом прогнозное значение контрактной цены на серийную продукцию учитывает прогнозное значение издержек (затрат) исполнителя, долей прибыли, определяемых усилиями исполнителя при выборе типа контракта. При прогнозировании контрактной цены на научно-техническую продукцию учитываются доли прибыли, определяемые из ценности для заказчика результатов НИОКР и риска заказчика в получении заданных исследовательских и конструкторских результатов.
Сопоставление предложений цены работы исполнителями и результатов ее прогноза в аппарате заказчика первоначально выполняется в укрупненном виде без раздельного рассмотрения составляющих затрат, величины прибыли исполнителя и рисков различного характера, учитываемых при прогнозах цены как заказчика, так и исполнителя. Цель сопоставления - определить степень приемлемости предложений цены потенциальным исполнителем для заказчика. При примерном совпадении предложений цены с результатами ее прогноза в аппарате заказчика они признаются приемлемыми, и между заказчиком и потенциальным исполнителем заключается соглашение о величине контрактной цены на базе представленных предложений.
В случае несовпадения прогнозных значений цены, полученных заказчиком, с предложениями цены исполнителя, а также в случаях, когда заказчику по каким-либо причинам не удается провести прогнозирование (например, при задании сложных НИОКР с высоким техническим риском, отсутствии необходимых исходных данных в требуемом объеме и т. д.), для принятия решений о выборе контрактной цены необходимо располагать данными анализа структуры цены и ожидаемых затрат потенциаль-
ного исполнителя на производство заказываемой продукции.
Суть анализа состоит в поэлементной экспертизе данных по предстоящим затратам, спрогнозированным потенциальным исполнителем. Анализу должны быть подвергнуты также данные по расчетам затрат, представленные соисполнителями заказа, технологии разработки, детали конструкции, материалы, производственные процессы, организация и обеспечение кадрами, принятые при оценке допущения и др.
Основными аспектами анализа затрат являются необходимость включения тех или иных статей затрат, обоснованность сумм, определенных по различным статьям затрат, степень неопределенности в период действия контракта и правомерность любых допущений на неожиданные обстоятельства, основания для начисления накладных расходов, приемлемость начисления конкретных накладных расходов на данный контракт. Оценка целесообразности затрат исполнителя может быть выполнена заказчиком самостоятельно либо подтверждена результатами проведения независимой экспертизы. В первом случае заказчику следует:
• запросить у потенциального исполнителя дополнительные данные о структуре цены и прогнозных значениях затрат, а также материалы по их обоснованию;
• произвести анализ полученных данных и сделать заключение о степени их обоснованности;
• при положительном заключении - согласиться с предложениями цены исполнителя, при отрицательном - предложить потенциальному исполнителю скорректировать предложения цены или начать поиск другого исполнителя. Для решения этих задач заказчик может использовать возможности существующего административного и научного аппарата, в том числе свои представительства на предприятиях, или должен создать специальные подразделения для анализа структуры цен и затрат на заказываемую продукцию. Однако в связи с постоянным сокращением штатной численности аппарата заказчиков, в том числе и их представительств, достижение требуемого результата с использованием существующего штата представляется маловероятным.
Кроме того, в этом случае отсутствует возможность привлечения специалистов необходимого профиля (юристов, правоведов, экономистов, методистов в области анализа цен и затрат и т. д.).
Расширение существующих штатов заказчика и включение квалифицированных разноплановых специалистов потребуют увеличения расходов на содержание аппарата, которые лягут дополнительным бременем на бюджет.
Во втором случае заказчик может предложить потенциальному исполнителю направить его предложения цены на независимую экспертизу и по ее результатам принять решение о заключении соглашения по величине контрактной цены, ее корректировке или отказе от услуг потенциального исполнителя. При этом в ряде ситуаций может быть поставлен вопрос о проведении независимой экспертизы за счет средств исполнителя (например, при высокой степени заинтересованности исполнителя в получении заказа, заказах работ, инициаторами которых является потенциальный исполнитель, и т. д.).
При процедурах формирования контрактных цен необходимо учитывать взаимосвязь цены на наукоемкую и высокотехнологичную продукцию космического назначения и требований по уровню реализуемости соответствующих работ. Практика показала, что размещение заказов НИОКР на предприятиях с высокими степенями надежности может привести к повышенному расходу средств на оплату этих работ по сравнению с ситуацией их размещения на менее надежных предприятиях. Однако при этом могут быть существенно снижены риски получения требуемых для заказчика результатов НИОКР и достигнуто более высокое качество научно-технической продукции.
С учетом этого на переговорах с исполнителями во всех случаях следует стремиться первоначально достичь соглашения на основе фиксированной цены, так как это позволяет более четко планировать расходы средств на оплату НИОКР за счет уменьшения переменной составляющей расходов, связанной с возмещением фактических издержек предприятия.
Особенно важно заключать соглашение на основе фиксированной цены с предприятиями невысоких степеней надежности при низком уровне их загрузки, поскольку их фактические издержки в этом случае будут объективно увеличиваться за счет повышения размеров накладных расходов на каждую выполняемую работу.
Заказы на особо сложные уникальные НИОКР большой продолжительности следует размещать только на основе соглашений о возмещении фактических издержек, так как прогнозирование в этом случае затруднительно или нереально.
Список литературы
1. Авдонин Б. Н., Стрельникова И. А., Хрус-талёв Е. Ю. Методология повышения реализуемости наукоемких инвестиционных проектов. М.: МАОН, 2011.
2. Авдонин Б. Н., Стрельникова И. А., Хруста-лёв Е. Ю. Механизмы снижения риска при создании высокотехнологичной наукоемкой продукции // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 5.
3. Бахарев Г. А. Цены и ценообразование в условиях рынка. М.: ВФЭФ, 1993.
4. Дутова М. С., Житков В. П., Бахарев Г. А. Цены и ценообразование на оборонную продукцию. М.: Воениздат, 1985.
5. Капран Н. П. Ценообразование на продукцию, приобретаемую на контрактной основе для федеральных государственных нужд. М.: Наука, 1996.
6. Лавринов Г. А., Подольский А. Г., Баханович Д. Н. Направления совершенствования системы ценообразования на продукцию военного назначения // Вооружение и экономика. 2010. № 1.
7. Лавринов Г. А., Хрусталёв Е. Ю. Методы повышения реализуемости планов развития продукции военного назначения // Промышленная политика в Российской Федерации. 2006. № 3.
8. Лавринов Г. А., Хрусталёв Е. Ю. Методы прогнозирования цен на продукцию военного назначения // Проблемы прогнозирования. 2006. № 1.
9. Макаров Ю. Н., Хрусталёв Е. Ю. Экономическое обеспечение безопасного функционирования и развития ракетно-космических производств // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 5.
10. Стрельникова И. А., Хрусталёв Е. Ю. Финансовые методы снижения риска при создании наукоемкой и высокотехнологичной продукции // Финансы и кредит. 2011. № 7.
11. Хрусталёв Е. Ю. Метод оценки реализуемости наукоемкого инновационного проекта // М-лы респ. науч.-практ. конф. «Наука, технологии и коммуникации в современном обществе». Том 1. Набережные Челны: КГУ, 2009.
12. Хрусталёв Е. Ю. Метод оценки рисков при создании наукоемкой продукции // Финансовый бизнес. № 4. 2005.
13. Хрусталёв Е. Ю., Макаров Ю. Н. Основы экономического анализа космической деятельности России // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 29.