28 (118) - 2012
Вопросы экономики
УДК 338.51
АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ПРОДУКЦИИ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ*
Г. А. ЛАВРИНОВ,
доктор экономических наук, профессор, заместитель начальника института по научной работе
E-mail: gelavrinov@yandexl. ru
А. Г. ПОДОЛЬСКИЙ,
доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник
E-mail: podolskijag@mail. ru 46-й Центральный научно-исследовательский институт
Минобороны России
Е. Ю. ХРУСТАЛЁВ,
доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник E-mail: stalev@cemi. rssi. ru Центральный экономико-математический институт РАН
В статье показано, что при формировании цены необходимо учитывать основные факторы ценообразования, которые можно разделить на две группы: внешние (макросреда), управлять которыми предприятия не могут, и внутренние (микросреда), управляя которыми, можно влиять на величину цены.
Ключевые слова: ценообразование, продукция военного назначения, оборонно-промышленный комплекс, контрактная цена, рынок, план, конкуренция, государственный оборонный заказ, монополия, инновации.
Ценообразование играет важную роль в процессе формирования и реализации планов развития продукции военного назначения (ПВН). Это обусловлено тем, что цена, во-первых, характеризует
* Статья подготовлена при поддержке РФФИ (проект № 12-06-00209-а).
объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации программных мероприятий, во-вторых, является одним из инструментов рыночной экономики, который используется в процессе контрактно-конкурсных отношений. От того, насколько обоснована цена и как в ней учтены интересы заказчика и исполнителя, в значительной степени зависит эффективность использования бюджетных средств и длительность размещения заказов на создание продукции военного назначения.
Как показала практика размещения и реализации Государственного оборонного заказа (ГОЗ), имеют место перерасход запланированных объемов финансирования, а также затягивание сроков размещения заказов, что негативно отражается на реализуемости плановых документов и эффективности использования бюджетных средств. Все это указывает на актуальность совершенствования ценообразования на продукцию военного назначения,
которое невозможно качественно осуществить без всестороннего анализа влияющих на нее факторов. В связи с этим в статье изложены результаты проведенного авторами анализа основных факторов ценообразования на ПВН.
Существует целый ряд факторов, оказывающих существенное влияние на процесс ценообразования, с одной стороны, способствуя снижению или росту цены продукции военного назначения, а с другой, - ограничивая ее возможную вариацию, как в большую, так и в меньшую стороны [1, 3-6]. Все факторы, влияющие на величину цены, можно разделить на две группы: внешние (макросреда) и внутренние (микросреда).
К внешним относятся факторы, управлять которыми организации (предприятия), входящие в корпорацию, не могут. Их можно разделить на четыре совокупности, представленные на рисунке, каждая из которых характеризует различные аспекты воздействия внешней среды на ценообразование.
В первую совокупность входят факторы, отражающие номенклатуру заказов и планируемые (прогнозируемые) технико-экономические показатели заданий ГОЗ, во вторую - факторы рыночной среды, в третью - сложившиеся на момент форми-
рования цены социально-экономические условия и прогноз их развития, в четвертую - действующая нормативная правовая база ценообразования.
Входящие в первую совокупность факторы характеризуют:
- военно-политическую обстановку в мире и террористическую угрозу;
- финансовые возможности заказчика;
- лимитные цены заданий ГОЗ;
- начальные цены контрактов;
- объемы и сроки заказов и др. (см. рисунок). Военно-политическая обстановка в мире и террористические угрозы внутри страны могут потребовать срочного создания (наращивания) определенных видов ПВН для сдерживания вероятного противника или принуждения страны-агрессора к миру, как это было, например, при вооруженном конфликте с Грузией, а также для ликвидации террористических группировок и защиты экипажей, перевозящих грузы, например, морским путем. Срочность выполнения заказа может потребовать проведения работ в ночное время и в выходные дни, что приведет к увеличению фонда оплаты труда, а, следовательно, и цены контракта.
Кроме того, к внешним факторам, оказывающим воздействие на ценообразование, относятся
Внешние факторы, влияющие на ценообразование
объемы заказов и планируемые сроки их выполнения. Как правило, чем больше объем заказа, тем меньше цена закупки единицы ПВН при общем росте стоимости заказа.
Продолжительность выполнения заказа оказывает существенное влияние на цену контракта и его реализуемость. Так, сокращение продолжительности выполнения задания ГОЗ может потребовать поощрительного вознаграждения его исполнителей, так как при этом повышаются их технологические риски, что ведет к росту цены контракта.
При значительных рисках нереализации заказа на создание определенных видов ПВН за требуемое время предприятиями (организациями) отечественного оборонно-промышленного комплекса (ОПК) возможно приобретение необходимой продукции за рубежом. Например, в Израиле были закуплены беспилотные летательные аппараты. В этом случае цена заказа определяется в результате торгов с потенциальными зарубежными поставщиками.
Другим фактором, который необходимо учитывать при формировании цены, являются финансовые возможности заказчика по финансированию годовых заданий ГОЗ, которые могут ограничивать объемы закупок ПВН, а это в свою очередь может негативно отразиться на стоимости единицы ПВН из-за сокращения годового выпуска продукции. Из-за недостатка финансовых ресурсов у заказчика для требуемой партии образцов ПВН он будет вынужден увеличивать сроки реализации заказа относительно рационального значения, под которым понимается такая его продолжительность, которая обеспечивает минимальный объем потребного финансирования при приемлемом уровне технологического риска нереализации заказа в запланированный срок.
Возрастание продолжительности выполнения заказа ГОЗ, с одной стороны, ведет к снижению риска нереализации корпорацией задания ГОЗ, а с другой, - к увеличению потребного финансирования, что обусловлено ростом условно-постоянных затрат.
К внешним факторам также относится так называемая лимитная цена задания ГОЗ, превышение которой делает реализацию задания нецелесообразной с военно-экономической точки зрения.
Лимитная цена используется в качестве стоимостного индикатора в ходе торговых переговоров, когда, например, организация промышленности обосновала необходимость значительного увеличения потребного объема финансирования задания ГОЗ, или в ходе его реализации, когда сложность
задач, которые требуется решить в ходе выполнения опытно-конструкторской работы, была недооценена при планировании заказа и заключении контракта [10, 12]. Вследствие этого может возникнуть потребность в значительных дополнительных объемах бюджетных средств на реализацию предстоящих этапов разработки.
Если цена контракта в обоих указанных случаях превысила лимитную цену, то финансирование мероприятия приведет к нерациональному использованию бюджетных средств.
Рассмотрим факторы ценообразования, входящие во вторую группу, характеризующие рыночную среду:
- количество потенциальных исполнителей заказа;
- возможность проникновения на рынок новых потенциальных исполнителей заказов;
- требования к качеству продукции военного назначения;
- цены на альтернативную продукцию одного функционального назначения;
- тактико-технические характеристики альтернативных образцов и др.
В зависимости от количества организаций (предприятий), являющихся потенциальными исполнителями заказа, в общем случае различают четыре типа рынка:
- чистая (свободная, совершенная) конкуренция;
- чистая монополия;
- монополистическая конкуренция;
- олигополия.
С точки зрения ценообразования основной отличительной чертой этих рынков является степень влияния предприятия на установление цены. Максимальное влияние на величину цены может быть оказано при чистой монополии, а минимальное - на рынке чистой (свободной) конкуренции.
Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей схожей совокупности товаров, причем ни один из покупателей и продавцов не оказывает существенного влияния на уровень цен. При чистой конкуренции цена формируется исходя из соотношения спроса и предложения и стремится к так называемой равновесной цене. В этом случае ни одно из предприятий не играет доминирующей роли при установлении цены.
Рынок чистой монополии характеризуется наличием одного предприятия, выпускающего про-
дукцию, которая не имеет аналогов. Указанный тип рынка сдерживает процесс внедрения в конструкцию образца новых решений, которые, как правило, связаны с необходимостью решения сложных научно-технических и производственно-технологических задач, а также совершенствования организации труда, внедрения новых прогрессивных технологий и установки нового, более производительного и энергосберегающего, оборудования. Негативное воздействие монополизма на развитие экономики тем сильнее, чем более сложную продукцию создает предприятие-монополист. Это обусловлено тем, что с ростом сложности продукции увеличивается число предприятий-соисполнителей, требование к продукции которых формирует предприятие-монополист. Поэтому при низком уровне совершенства финальной продукции низкие требования предъявляются и к поставщикам ее составных частей. Аналогичная картина имеет место на последующих уровнях кооперации, что негативно отражается на развитии научно-технического и производственно-технологического потенциалов организаций и предприятий, входящих в корпорацию.
Поэтому высокоразвитые страны активно борются с монополизмом. Так, динамика структуры рынка США характеризуется следующими цифрами: в 1940 г. чистая монополия составляла 6,2 %, в 1960 г. - 3,1 %, в 1990-х гг. - 2,5 %, а чистая конкуренция - 52,4, 56,3 и 76,7 % соответственно [11]. Это в значительной степени объясняется жестким антимонопольным законодательством, действующим более ста лет. Первый закон, противодействующий монополизации, - закон Шермана был принят в США в 1890 г.
Для российской экономики характерна высокая монополизация рынка по большинству товаров. Уровень монополизации во многих секторах достигает 90-100 %, в том числе и в машиностроении, к которому относится значительная часть предприятий ОПК.
Рынок монополистической конкуренции характеризуется тем, что он включает в себя множество покупателей и продавцов, реализующих свою продукцию не по единой рыночной цене, а по различающимся ценам, что обусловлено различными вариантами предлагаемой потребителю продукции (фирменная дифференциация продукции) одного функционального назначения. При этом одно предприятие по сравнению с другими может занимать более существенную часть рынка (в зарубежной
практике - 5-8 %, по сравнению со средним уровнем 1-3 %) и способно диктовать цены. Дифференциация продукции закрепляется производителями патентами, лицензиями, фирменными марками и названиями, своеобразием упаковки (тары), а также такими особенностями продукции, как качество, форма, цвет, стиль. Барьеры для проникновения на такой рынок сравнительно невелики, так как, как правило, не требуют вложения значительного капитала.
Рынок олигополистической конкуренции характеризуется наличием небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Главной причиной формирования олигополии является экономия, которую можно получить за счет увеличения объема производства. Отрасль приобретает олигополистическую структуру, если, во-первых, продукция выпускается большими партиями и, во-вторых, если крупное производство обеспечивает экономию на затратах, т. е. на рассматриваемом типе рынка крупные предприятия имеют значительные преимущества перед мелкими.
Рынок продукции военного назначения существенно отличается от рынка продукции гражданского назначения. На рынке ПВН имеет место один или несколько потенциальных исполнителей и, как правило, один заказчик, представляющий в ряде случаев интересы нескольких силовых ведомств. Проникновение на указанный рынок весьма затруднено, что объясняется следующими причинами:
1) как правило, режимным характером продукции военного назначения;
2) сложностью ПВН, требующей специальной научно-технической и производственно-технологической, экспериментальной и испытательной базы;
3) жесткой конкуренцией на мировом рынке вооружений;
4) необходимостью наличия сформировавшейся научной школы и высококвалифицированного инженерно-технического персонала, обладающего большим опытом работы в создании продукции военного назначения;
5) сложившимися кооперационными связями. Кроме того, монополизации рынка способствует
нестабильность заказов и в ряде их случаев малый объем, а также передача части из них зарубежным фирмам. В результате происходит переориентация предприятий ОПК на выпуск продукции граждан-
ского назначения, утрата технологий производства стратегических материалов, а также возрастает зависимость от зарубежных партнеров. Наиболее близкими типами рынков, отражающих специфику рынка продукции военного назначения, являются рынок чистой монополии, когда имеется единственный потенциальный исполнитель заказа, и олигополис-тический рынок, если потенциальных исполнителей несколько. Таким образом, можно сделать вывод, что при формировании планов развития ПВН и прогнозировании цен мероприятий (работ) надо исходить из того, что создание продукции военного назначение не будет осуществляться в условиях свободной конкуренции, что оказывает негативное, с точки зрения заказчика, влияние на цену продукции.
Повысить уровень конкуренции на рынке продукции военного назначения может рассмотрение в качестве потенциальных исполнителей заказов Минобороны России иностранных фирм. Но при этом возникает опасность деградации отечественного оборонного комплекса, так как без получения заказов невозможно его развитие. Закупка иностранной продукции военного назначения может снизить уровень военной безопасности государства и поэтому требует серьезного обоснования.
Рассмотрим факторы ценообразования, входящие в третью группу, характеризующие сложившиеся на момент формирования цены социально-экономические условия и прогноз их динамики в будущем [8]:
- уровень инфляции;
- цены на отдельные виды сырья, материалов и комплектующих, используемых при создании ПВН;
- уровень государственной финансовой поддержки организаций (предприятий) в рамках федеральных целевых программ и др. Большое значение для ценообразования имеет
такой фактор, как инфляция. Его важность обусловлена тем, что он оказывает непосредственное влияние на реальный размер прибыли, который получает предприятие. Значительное превышение фактического уровня инфляции над планируемым при фиксированной цене может привести предприятие к необходимости финансировать реализацию заказа за счет прибыли. Кроме того, значительная неопределенность в уровне инфляции заставляет предприятие завышать цену, перекладывая на заказчика финансовый риск, связанный с превышением фактического уровня инфляции над прогнозным.
Следующим важным внешним фактором, оказывающим влияние на ценообразование корпоративных структур, является уровень государственной финансовой поддержки организаций и предприятий, осуществляемой в рамках различных федеральных и ведомственных целевых программ [2]. Важность этого фактора для ценообразования обусловлена тем, что, во-первых, значительная часть основных фондов предприятий требует замены, во-вторых, для создания образцов новых поколений и глубокой модернизации существующих образцов требуется существенное обновление лабораторной и испытательной базы научных и проектных организаций.
Для этого требуются значительные финансовые ресурсы, которые у предприятий оборонно-промышленного комплекса зачастую отсутствуют. В этой связи большое значение для снижения энергоемкости и материалоемкости продукции, а также повышения производительности труда приобретают бюджетные средства, направляемые на обновление научно-технической и производственно-технологической базы организаций и предприятий корпораций. Этим достигается сдерживание роста цен на перспективные образцы ПВН и снижение цен на выпускаемые образцы.
Рассмотрим факторы ценообразования, входящие в четвертую группу, характеризующие нормативную правовую базу ценообразования:
- порядок отнесения затрат на производственную
продукцию;
- порядок отнесения затрат на научно-техническую продукцию;
- порядок формирования уровня рентабельности;
- порядок размещения заказов и др.
Нормативная правовая база ценообразования
определяет правила формирования начальной цены контракта (цены контракта) в процессе контрактно-конкурсных отношений и реализации задания ГОЗ. Факторы указанной группы играют важную роль в решении проблемы ускорения инновационного развития организаций и предприятий ОПК, повышения качества и конкурентоспособности отечественной ПВН.
Это обусловлено тем, что материальное поощрение организаций (предприятий) ОПК за повышение качества продукции и снижение издержек должно быть предусмотрено соответствующей нормативной правовой базой. Только в этом случае возможно ускорение инновационного развития корпораций и повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой ими продукции.
К внутренним факторам ценообразования относятся факторы, управляя которыми, организации и предприятия (корпорации) оказывают влияние на контрактную цену.
Внутренними факторами ценообразования являются: уровень себестоимости продукции, производственные возможности предприятия, конкурентные преимущества.
Себестоимость продукции определяет величину затрат, приходящихся на единицу продукции, ниже которой цена на ПВН не должна опускаться. В составе себестоимости важно выделить постоянные и переменные затраты, величина которых меняется с изменением объема выпускаемой продукции.
Снижение себестоимости продукции может быть достигнуто за счет повышения эффективности использования ресурсов: сырья, топлива и энергии, а также оборудования и персонала.
Учет при ценообразовании производственных возможностей организации (предприятия) имеет особую актуальность для выполнения плановых заданий на поставку в войска современных образцов ПВН. После существенного снижения объемов заказа в 1990-е гг. действующими плановыми документами в области развития вооружения и военной техники предусмотрен существенный рост объемов выпуска образцов ПВН.
Для реализации планов развития Вооруженных сил Российской Федерации необходимо, чтобы производственные возможности головных организаций и предприятий оборонно-промышленного комплекса на всех уровнях кооперации обеспечивали выпуск запланированного количества образцов ПВН в заданные сроки.
Конкурентные преимущества являются важным фактором ценообразования, способствующим сдерживанию роста цен в условиях инфляции. Выделяют два основных типа конкурентных преимуществ: преимущества высокого и низкого порядка [9].
К конкурентным преимуществам низкого порядка относятся:
- дешевая рабочая сила;
- дешевые производственные фонды;
- дешевое сырье и материалы.
По поводу перечисленных конкурентных преимуществ следует отметить, что дешевая рабочая сила не всегда может обеспечить выполнение оборонного заказа, если он носит инновационный характер. Для его выполнения требуются высококвалифицированные кадры, дорогое лабораторное и
экспериментальное оборудование, а также современные станки и технологии, способные обеспечить создание научной и промышленной продукции высокого качества и конкурентоспособной на мировом рынке. Кроме того, качество продукции в существенной степени зависит и от качества используемого сырья и оборудования.
Для практической реализации конкурентных преимуществ низкого порядка на предприятиях ОПК следует реализовать комплекс мероприятий, направленных на управление затратами. При этом следует отметить, что конкурентные преимущества низкого порядка носят тактический характер, который может быть связан с проникновением на определенный сегмент рынка и завоеванием его доли. Но для обеспечения конкурентных преимуществ корпорации в стратегическом плане этого недостаточно [7].
В связи с этим выделяют такой тип контрактных преимуществ, как конкурентные преимущества высокого порядка, к которым относятся:
- передовые технологии и организация труда, применяемые при создании продукции;
- высокий уровень научно-технического и производственно-технологического потенциалов организаций и предприятий, входящих в корпорацию;
- активная инновационная политика корпорации;
- наличие эффективной системы входного контроля качества сырья, материалов и комплектующих, а также выходного контроля финальной продукции;
- высококвалифицированные специалисты;
- опыт работы в рассматриваемой предметной области;
- высококачественное сырье и материалы, используемые для создания продукции;
- эффективная система послепродажного обслуживания.
В отличие от конкурентных преимуществ низкого порядка для обеспечения конкурентными преимуществами высокого порядка требуются вложения значительных финансовых ресурсов. В этой связи возрастает роль корпораций, способных аккумулировать значительные денежные средства, а также государства, осуществляющего финансирование федеральных целевых программ. Только при совместном сочетании конкурентных преимуществ низкого и высокого порядков может
быть достигнуто поступательное инновационное развитие организаций и предприятий корпорации на длительном отрезке времени.
Рассмотренные внешние и внутренние факторы должны учитываться при выработке мер по формированию рациональной политики корпорации в области ценообразования.
Список литературы
1. Бахарев Г. А. Цены и ценообразование в условиях рынка. М.: ВФЭФ, 1993.
2. Бендиков М. А., Лавринов Г. А., Хруста-лёв Е. Ю. Механизмы развития производственных структур в оборонно-промышленном комплексе. М.: ЦЭМИ РАН, 2005.
3. Буренок В.М., Лавринов Г. А., Хрус-талёв Е. Ю. Механизмы управления производством продукции военного назначения. М.: Наука, 2006.
4. Данченок Л. А., Иванова А. Г. Маркетинговое ценообразование: политика, методы, практика. М.: Эксмо, 2006.
5. Дутова М. С., Житков В. П., Бахарев Г. А. Цены и ценообразование на оборонную продукцию. М.: Воениздат, 1985.
6. Капран Н. П. Ценообразование на продукцию, приобретаемую на контрактной основе для федеральных государственных нужд. М.: Наука, 1996.
7. Лавринов Г. А., Подольский А. Г. Ценообразование на продукцию военного назначения: от затратной к ценностной концепции// Вооружение и экономика. 2012. № 1.
8. Лавринов Г. А., Хрусталёв Е. Ю. Методы прогнозирования цен на продукцию военного назначения// Проблемы прогнозирования. 2006. № 1.
9. Магомедов М. Д., Куломзина Е. Ю., Чайкина И. И. Ценообразование: учеб. М.: Дашков и К, 2009.
10. Макаров Ю. Н., Хрусталёв Е. Ю. Конкурсный механизм заключения контрактов на разработку наукоемкой и высокотехнологичной продукции (на примере ракетно-космической техники)// Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 21.
11. Слепнева Т. А., Яркин Е. В. Цены и ценообразование. М.: ИНФРА-М, 2001.
12. Фиров А. Н. Лимитные (предельные) цены и методики их расчета// Вооружение и экономика. 2009. № 2.
Не пропустите! Продолжается подписка на все издания! (495) 721 -85-75, [email protected] www.fin-izdat.ru