УДК 316.4
О. Н. Шаева
кандидат социологических наук, ст. преподаватель кафедры социологии ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: [email protected]
МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
В статье рассмотрены программы и проекты по профилактике экстремизма в молодежной среде в различных странах, определены основные направления профилактики, раскрыты методы и формы деятельности в их рамках. Выделены общие особенности рассмотренных программ: комплексный подход, вовлечение значительного количества разнообразных субъектов, активность органов местного самоуправления, сообществ жителей и негосударственных организаций в реализации программ.
Ключевые слова: профилактика экстремизма; молодежь; этноконфес-сиональные отношения.
Shaeva O. N.
Ph. D. (Sociology), Senior Lecturer, Department of Sociology,
Institute of International Relations and Social and Political Sciences, MSLU;
e-mail: [email protected]
APPROACHES TO PREVENTION OF YOUTH EXTREMISM: A CROSS-NATIONAL OVERVIEW
The article examines various projects designed to prevent violent extremism among youth and explores approaches and methods they are based on. The analyzed projects have the following common features: comprehensive strategy for prevention of extremism, variety of parties involved in the projects, active role of local authorities, communities and NGOs in project implementation.
Key words: prevention of extremism; youth; ethnic and inter-confessional relations.
Проблема экстремизма в молодежной среде является актуальной для различных стран мира, что обусловливает необходимость в его профилактике. Это позволит не только снизить частоту проявлений экстремизма в молодежной среде, но и будет способствовать гармонизации этноконфессиональных отношений в стране в целом. Анализ зарубежного опыта показывает наличие разнообразных направлений снижения уровня этноконфессиональной напряженности в обществе [1]. В данной статье рассмотрены программы, проекты и инициативы
различных стран, направленные на профилактику проявлений экстремизма в молодежной среде. Они обладают как сходствами, так и собственной качественной спецификой. Последняя обусловлена своеобразием причин, условий и форм проявления экстремизма в молодежной среде в различных странах.
Нами были проанализированы программы и проекты по профилактике экстремизма в молодежной среде в различных странах:
- Австралии («Культурная гармония. Следующее десятилетие 2002-2012» / «Cultural Harmony. The Next Decade 2002-2012») [4];
- Австрии (форум по вопросам ислама, организованный исламским сообществом Австрии и Министерством внутренних дел Австрии) [4, с. 73];
- Бельгии (проект «Безопасность сообществ и предотвращение радикализации» / «Community Policing and the Prevention of Radical-ization (COPPRA) Project») [4, с. 108];
- Великобритании (Стратегия «Предотвращение» / «Prevent Strat-egy», включающая 48 программ и проектов, проекты организаций «Rewind», «Soft Touch» и др.) [10; 12];
- Венгрии (проекты «Неделя гражданского участия» / «A Week of Civic Participation» и др.) [8];
- Германии (проекты «Жизнь» / «Hayat», «Team meX», «Изучать демократию и жить в демократии» / «Demokratie lernen& leben», «Пересечение множеств» / «Schnittmengen» и др.) [14];
- Нидерландов (проекты «Мы - амстердамцы» / «Wij Amsterdam-mers», «Присоединяйся или останься позади» / «Meedoen of achterbli-jven», Национальный план действий против расизма и др.) [7];
- Дании (план действий «Общее безопасное будущее», включающий 40 проектов, проекты «Мы-копенгагенцы» / «We Copenhagers (VI'KBH'R')», «Покажи расизму красную карточку» / «Show Racism the Red Card» и др.) [2];
- Испании (инициативы института «Открытое общество») [11, с. 59-60];
- Канаде (проекты Центра «За безопасные школы и сообщества» Университета Долины Фрейзер / «University of the Fraser Valley Center for Safe Schools and Communities», Национальный план действий против расизма и др.) [15];
- Норвегии (кампания «Остановите насилие» / «Stop the violence», «Молодежный проект церкви» / «the Church Youth Project» и др.) [3];
- Сомали (инициативные проекты женских сообществ и организаций) [13];
- США (проект «Бостонское чудо» / «Boston Miracle», инициатива «Безопасные школы / здоровые ученики» / «the Safe Schools / Healthy Students Initiative» и др.) [6; 16];
- Турции (молодежные проекты Национальной полиции Турции) [11, с. 139-140];
- Швеции (социальные проекты молодежного центра «Fryshuset») [11, с. 158];
- Франции (Национальная система предупреждения терроризма / «The Plan Vigipirate» и др.) [9; 11, с. 113-114];
- Швейцарии (проект социальных работников школ «Программы профилактики и вмешательства в группах сверстников» / «Peergruppe-norientierte Präventions- und Interventionsangebote der Jugendhilfe in der Schule») [5] и др.
Обобщая разнообразный зарубежный опыт, можно выделить два основных направления профилактики экстремизма в молодежной среде:
- снижение влияния внешних причин и условий проявления экстремизма в молодежной среде;
- воздействие на внутренние (по отношению к «носителям» экстремизма - молодежи) причины и условия проявления экстремизма в молодежной среде.
Первое направление объединяет в себе формы деятельности, направленные на формирование социального окружения молодежи, способствующего устойчивости молодых людей к экстремизму, противостоящего его распространению в молодежной среде. Данные цели достигаются, во-первых, путем разрешения проблем в социальных взаимодействиях различных групп, служащих основанием для развития экстремизма в молодежной среде. В рамках зарубежных программ профилактики экстремизма среди подобных проблем в качестве наиболее значимых выделяются, прежде всего, конфликтные взаимоотношения и социальная напряженность между группами «с различной культурной принадлежностью» (cultural backgrounds), например, этническим или религиозным меньшинством и большинством. Гармонизация взаимоотношений подобных групп в мульти-культурном обществе рассматривается как необходимое условие профилактики экстремизма в молодежной среде и подразумевает
формирование и укрепление социальных связей между подобными группами, интеграцию закрытых, обособленных этнических и религиозных групп (прежде всего мигрантов) в общество, поддержку принятия данными группами основ общей культуры, формирование у других граждан реалистичного, не стереотипного представления о подобных группах. Указанные задачи могут реализовываться с использованием следующих методов и форм деятельности.
1. Борьба с дискриминацией и нарушениями прав представителей различных этнических и религиозных групп. Конкретными методами выступают создание механизмов получения ими информации о своих правах и их защите, повышение контроля над взаимоотношениями полиции и представителей различных этнических и религиозных групп, привлечение последних к службе в полиции и т. д.
2. Расширение возможностей получения образования и трудоустройства представителей различных религиозных и этнических групп, прежде всего молодежи. Наиболее значимым методом является создание образовательных программ в целях обучения их государственному языку, получения профессиональной подготовки. Важно отметить, что в рамках подобных образовательных программ важным элементом является привитие молодежи из различных этнических и религиозных групп ключевых ценностей и норм общества, понимания прав и обязанностей его гражданина.
3. Обеспечение коммуникации органов государственной власти, представителей групп мигрантов, различных этнических, религиозных и других групп, экспертов, общественных организаций. Одним из методов реализации данной задачи выступает организация непосредственного взаимодействия и диалога перечисленных субъектов в рамках форумов, встреч, конференций, организуемых для обсуждения вопросов идентичности и ценностей различных групп, их интеграции в общество, взаимоотношений с государством и т.д. в целях разработки рекомендаций по решению проблем межкультурного взаимодействия. Другой целью подобных мероприятий может быть формирование доверия между субъектами, осуществляющими профилактику экстремизма, и этническими и религиозными группами, вовлечения представителей последних в профилактическую деятельность. Другим методом может выступать исследовательская деятельность, направленная на выявление социально-демографического состава и географического распределения различных этнических и религиозных
групп и сообществ, их социального положения и образа жизни, проблем, с которыми они сталкиваются.
Во-вторых, формирование социальной среды, способствующей устойчивости молодых людей к экстремизму, подразумевает развитие у субъектов в ближайшем социальном окружении молодежи навыков, необходимых для распознавания признаков потенциального или реального вовлечения молодежи в экстремистскую деятельность и противодействия ему, а также формирования общекультурных компетенций молодежи. Данная задача реализуется в рамках различных форм и методов деятельности.
4. Специальная подготовка сотрудников учреждений, непосредственно работающих с молодежью - исправительных учреждений для несовершеннолетних, средних и высших учебных заведений, социальных служб, полиции, религиозных организаций и т. д. Данная подготовка направлена на формирование у сотрудников понимания условий и причин вовлечения молодежи в экстремистскую деятельность, признаков и этапов данного процесса, освоение методик профилактики и противодействия распространению экстремизма в молодежной среде, а также понимания необходимых молодежи общекультурных компетенций и способов их включения в образовательный и воспитательный процесс. Конкретными формами деятельности в данном направлении могут выступать проведение разъяснительной работы, организация тренингов и курсов повышения квалификации, подготовка методических пособий, создание профессиональных сетей для обмена опытом по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде и т. д.
5. Работа с родителями (или опекунами) молодых людей, для которых существует вероятность вовлечения в экстремистскую деятельность, направленная на информирование родителей о причинах и факторах экстремизма в молодежной среде, его основных проявлениях, развитие у родителей понимания ответственности за профилактику вовлечения их детей в экстремистскую деятельность, а также формирование необходимых для этого навыков. Конкретными формами деятельности выступают индивидуальное консультирование и психологическое сопровождение родителей, проведение встреч (форумов, дискуссий) для обмена опытом, подготовка информационных материалов и методических пособий для родителей, организация специальных курсов и тренингов для формирования у родителей необходимых
практических навыков взаимодействия с детьми. Специальная подготовка родителей может сочетаться с законодательным закреплением их ответственности за правонарушения детей (например в некоторых районах Великобритании).
Отметим, что ряд программ по профилактике экстремизма в молодежной среде подразумевают также развитие сотрудничества между основными субъектами в социальном окружении молодежи (родителями, образовательными учреждениями, социальными службами и полицией) для осуществления совместной деятельности по профилактике вовлечения молодых людей в экстремистскую деятельность. Формой такой деятельности может выступать вовлечение родителей в работу школ и других образовательных учреждений, обмен информацией между полицией, социальными службами и образовательными учреждениями для выявления молодых людей, для которых существует вероятность вовлечения в экстремистскую деятельность, на основе других форм отклоняющегося поведения: употребления наркотиков, воровства и т. д.
6. Создание системы информационной поддержки и консультирования субъектов в социальном окружении молодежи по вопросам экстремизма в молодежной среде и его профилактики. Конкретной формой работы при этом выступает организация многофункциональных центров, оказывающих консультационные услуги местным властям, общественным организациям и сообществам местных жителей, а также представителей образовательных и профориентационных услуг молодежи, выступающих базами для проведения мероприятий (например, дискуссий, выступлений), направленных на профилактику экстремизма в молодежной среде. Другой формой деятельности является подготовка и распространение материалов (книг, брошюр, руководств, документальных фильмов, интернет-ресурсов), раскрывающих различные проявления экстремизма и описывающих возможные пути его профилактики, личный опыт молодых людей, ранее вовлеченных в экстремистскую деятельность, результаты исследований по вопросам экстремизма в молодежной среде, основные положения законодательства об экстремистской деятельности. Данные материалы предназначены для широкого круга лиц - для использования в образовательных учреждениях, общественных и религиозных организациях, для информирования родителей и т. д.
Отметим, что характерной чертой данного направления профилактики является ориентированность предпринимаемых мер на конкретные группы молодежи, в силу различных причин (в связи с актуальными в конкретной стране проблемами молодежи) наиболее «восприимчивых» к экстремистской идеологии и склонных к экстремистской деятельности или уже вовлеченных в нее. К ним может относиться молодежь, находящаяся в неблагоприятном социально-экономическом положении, безработная молодежь, молодежь среди заключенных, молодежь в этнических гетто и т. д.
Второе направление профилактики экстремизма в молодежной среде объединяет меры, подразумевающие воздействие на сознание и поведение, а также образ жизни молодежи в целях предупреждения принятия экстремистских взглядов и идей, развития мотивации на совершение экстремистских действий. Данная цель реализуется, во-первых, посредством формирования следующих характеристик сознания и поведения:
- знания и понимания характерных особенностей различных культур, религий и этнических групп, актуальных и исторических вопросов внутренней и внешней политики и международных отноше-ний1;
- толерантности по отношению к другим культурам и отличающимся от собственной точкам зрения;
- представления об экстремистской идеологии, ее основных положениях;
- восприятия себя как гражданина государства, понимания своих гражданских прав и обязанностей;
- сформированной самоидентификации, в том числе на основе религиозной или национальной принадлежности, но не с позиций экстремизма, дискриминации или расизма;
- навыков избегания и разрешения конфликтов в межличностных взаимодействиях;
- навыков переработки, анализа и критической оценки информации, прежде всего применительно к материалам СМИ.
В совокупности, целью является создание у молодых людей более точной, объективной и полной картины мира и навыков критического
1 Формирование точного и объективного понимания данных вопросов рассматривается как особенно важное, если они определенным образом интерпретируются в рамках экстремистской идеологии.
мышления, обработки и анализа информации, поступающей из различных источников (СМИ, представителей экстремистских групп и т. д.), а также понимания основ экстремистской идеологии, способов ее воздействия на индивида. Подразумевается, что более образованные и информированные молодые люди будут более устойчивыми к воздействию экстремистской идеологии. Данная цель достигается посредством следующих форм и методов деятельности.
1. Организация образовательных и просветительских программ и мероприятий для молодежи, посвященных мультикультурализму, правам и свободам граждан, демократическим ценностям, истории религий, экстремисткой идеологии, актуальным политическим вопросам и социальным проблемам и т. д. Отмечается множество различных форм применения данного метода профилактики: включение в программы образовательных учреждений специальных тематических блоков; проведение открытых лекций, семинаров, дискуссий, посвященных перечисленным выше вопросам, в образовательных учреждениях, молодежных клубах, общественных и религиозных организациях; подготовка и распространение информационных материалов соответствующей тематики и т. д.
2. Вовлечение молодежи в межкультурное взаимодействие. Основной целью данного метода является сокращение дистанции между различными группами молодежи, формирование реалистичного и объективного, а не основанного на стереотипах, представления друг о друге, приобретение опыта взаимодействия в виде сотрудничества. Конкретными формами деятельности выступают совместные (подразумевающие участие молодежи из различных этнических и религиозных групп) спортивные и развлекательные мероприятия, театральные постановки, экскурсии, мастер-классы, походы, летние школы и лагеря и т. д. В случае если прямое взаимодействие между группами молодежи затруднительно, возможным является их опосредованное взаимодействие и диалог. Так, например, в рамках одного из проектов по профилактике экстремизма представители различных молодежных групп обменивались видеозаписями своих рассуждений по поводу актуальных проблем, вызывающих проявления экстремизма в молодежной среде.
3. Индивидуальное консультирование и психологическое сопровождение молодых людей. Основной задачей, решаемой с применением данного метода, является преодоление трудностей с личной
идентификацией, формирование у молодых людей представления о последствиях вовлечения в экстремистскую деятельность и помощь в формировании жизненных стратегий, не связанных с экстремизмом. Формами применения данного метода могут быть проведение индивидуальных бесед с психологами, представителями социальных служб, специально подготовленными сотрудниками полиции, закрепление наставников за молодыми людьми, для которых существует опасность вовлечения в экстремистскую деятельность, создание специальных телефонных линий психологической помощи.
4. Пропаганда ролевых моделей из молодежной среды, не связанных с экстремистской деятельностью. В качестве таковых моделей при этом выступают успешные молодые люди - спортсмены, музыканты, бизнесмены, популярные религиозные деятели, открыто высказывающиеся против различных проявлений экстремизма в молодежной среде. Эти люди могут и непосредственно вовлекаться в деятельность по профилактике экстремизма, например, проводить мастер-классы, встречи и дискуссии с молодежью, вести работу с группами своих поклонников, особенно если среди последних присутствуют люди с экстремистскими взглядами.
Во-вторых, профилактика экстремизма в молодежной среде в рамках данного направления может осуществляться за счет вовлечения молодежи в социальную активность, общественную или политическую деятельность, создания условий для проявления гражданской позиции молодежи. Целью при этом является осознание молодежью своих гражданских прав, свобод и обязанностей, обеспечение включенности молодых людей в общество, создания альтернативных экстремисткой деятельности способов удовлетворения потребностей молодежи, таких как потребность в самоидентификации, принадлежности к группе единомышленников, выражении своего недовольства и т. д.
5. Создание возможностей выражения своего мнения по вопросам экстремизма и обсуждения данных вопросов молодежью. Основной целью при этом является создание легальных площадок для обсуждения волнующих молодежь проблем, выступающих причиной формирования экстремизма в молодежной среде, в противовес аналогичным площадкам экстремистской направленности. Конкретными формами деятельности могут выступать создание интернет-сайтов для получения информации и обсуждения вопросов внутренней и внешней политики, экстремизма, идентичности, для выражения своего мнения,
предоставление молодым людям возможности создавать радиопрограммы, веб-материалы и т. д. для обсуждения тем, связанных с экстремизмом, и обучение их необходимым для этого навыкам работы с медиатехнологиями, конкурсы молодежных проектов (документальных фильмов, музыки, образовательных материалов) по тематике экстремизма и т. д.
6. Вовлечение молодежи из различных этнических и религиозных групп в политическую, общественную и экономическую активность. Данная задача реализуется посредством создания специальных программ участия молодежи в деятельности местных органов власти, ее привлечения к участию в выборах, поддержки студенческих союзов, вовлечения в волонтерскую деятельность, связанную с мигрантами, поддержки молодых предпринимателей и т. д.
7. Создание условий для проведения свободного времени молодежью. Прежде всего, подразумевается развитие неблагополучных в социально-экономическом плане районов городов путем создания молодежных центров, библиотек, учебных центров, кинотеатров и кафе, спортивных сооружений, организации учебных курсов и т. д.
Подводя итоги анализа рассмотренных программ, можно сделать вывод о том, что они обладают некоторыми общими характерными чертами. Во-первых, большинство из них являются комплексными - они подразумевают использование системы методов воздействия как на внешние, так и на внутренние причины и источники экстремизма в молодежной среде. Исключение составляют лишь некоторые местные узконаправленные проекты. Во-вторых, деятельность по профилактике экстремизма в рамках рассмотренных проектов имеет широкий охват - в нее включены как образовательные учреждения, полиция, органы местного самоуправления, так и общественные и религиозные организации, неформальные организации молодежи, учреждения дополнительного образования, группы местных жителей, коммерческие предприятия и т. д. В-третьих, планирование профилактической деятельности, определение ее целевых ориентиров, задач и методов их решения, объема финансирования осуществляется на уровне органов государственной власти (как правило, различных министерств и агентств - по работе с молодежью, вопросам миграции, внутренней безопасности и т. д.). Наиболее значимыми субъектами, непосредственно реализующими меры, запланированные
в рамках государственных программ, являются органы местного самоуправления, местные сообщества, общественные и религиозные организации. При этом для европейского и американского опыта профилактики экстремизма в молодежной среде характерно предоставление данным субъектам значительной свободы и самостоятельности в реализации целей и задач профилактических программ.
Наконец, важно отметить, что молодежь в рамках рассмотренных нами программ выступает как объект, так и субъект профилактики экстремизма - ряд функций по реализации профилактических мер может передаваться группам в молодежной среде (стратегия «воздействия изнутри») в связи с тем, что они оказывают на своих сверстников большее влияние и пользуются их большим доверием, чем представители других групп и организаций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Примаков В. Л., Маткаримова Г. В. Основные направления регулирования этноконфессиональных отношений: рефлексия европейского опыта // Актуальные проблемы внешней и внутренней политики Российской Федерации. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2015. - С. 133-144. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 2 (713). Сер. Общественные науки).
2. A common and safe future. An action plan to prevent extremist views and radicalisation among young people // Government of Denmark. - 2009. -URL : https://ec.europa.eu/migrant-integration/index.cfm?action=media.down load&uuid=FBC310B9-FB85-7C31-946D632BC120D3B7
3. Carlsson Y. Violent Right-Wing Extremism in Norway: Community Based Prevention and Intervention // Rieker, P., Glaser, M., and Schuster, S. (eds.). Prevention of Right-Wing Extremism, Xenophobia and Racism in European Perspective. - Halle : Deutsches Jugendinstitut, 2006. - P. 12-29.
4. Cultural Harmony. The Next Decade 2002-2012. White Paper // New South Wales Government. - 2004. - URL : http://catalogue.nla.gov.au/ Record/3409670.
5. Davolio M., Gerber B., Eckmann M., Drilling M. The Special Case of Switzerland: Research Findings and Thoughts from a Context-Oriented Perspective // Rieker, P., Glaser, M., and Schuster, S. (eds.). Prevention of Right-Wing Extremism, Xenophobia and Racism in European Perspective. -Halle : Deutsches Jugendinstitut, 2006. - P. 29-47.
6. Empowering Local Partners to Prevent Violent Extremism in the United States. - URL : http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/empowering_ local_partners.pdf (дата обращения: 20.11.2016).
7. Grubben G. Right-Extremist Sympathies among Adolescents in the Netherlands // Rieker, P., Glaser, M., and Schuster, S. (eds.). Prevention of Right-Wing Extremism, Xenophobia and Racism in European Perspective. -Halle : Deutsches Jugendinstitut, 2006. - Pp. 48-66.
8. Ligeti G., Nyeste T. Right-Wing Extremism in Hungary // P. Rieker, M. Glaser, and S. Schuster (eds.). Prevention of Right-Wing Extremism, Xenophobia and Racism in European Perspective. - Halle : Deutsches Jugendinstitut, 2006. -P. 96-112
9. Multi-Cultural France is becoming a Multi-Racist Society : An Interview with Ch. Rojzman, conducted by S. Schuste // P. Rieker, M. Glaser, and S. Schuster (eds.). Prevention of Right-Wing Extremism, Xenophobia and Racism in European Perspective. - Halle: Deutsches Jugendinstitut, 2006. - P. 113-124.
10. Preventing violent extremism pathfinder fund 2007/08. Case studies // Department for Communities and Local Government: London. - 2007. - URL: http://www.tedcantle.co.uk/publications/022%20Preventing%20violent%20 extremism%20pathfinder%20fund%20case%20studie.pdf
11. Preventing Terrorism and Countering Violent Extremism and Radicalization that Lead to Terrorism: A Community-Policing Approach. - Vienna : OSCE, 2014. - 199 p.
12. Process Evaluation of Preventing Violent Extremism Programmes for Young People // Youth Justice Board for England and Wales. - 2012. - URL : http:// www.justice.gov.uk/downloads/publications/research-and-analysis/yjb/ preventing-violent-extremism-process-evaluation.pdf
13. Ranstorp M., Hyllengren P. Prevention of violent extremism in third countries: Measures to prevent individuals joining armed extremist groups in conflict zones. - Vällingby : Elanders Sverige AB, 2013. - 33 p.
14. Rieker P. Juvenile Right-Wing-Extremism and Xenophobia in Germany: Research and Prevention // P. Rieker, M. Glaser, and S. Schuster (eds.). Prevention of Right-Wing Extremism, Xenophobia and Racism in European Perspective. - Halle : Deutsches Jugendinstitut, 2006. - P. 67-78.
15. University of the Fraser Valley Center for Safe Schools and Communities. -URL:http://blogs.ufv.ca/blog/2013/02/ufv-launching-centre-for-safe-schools-and-communities/
16. Winship C. End of a Miracle? Crime, Faith, and Partnership in Boston in the 1990's. - URL: http://scholar.harvard.edu/files/cwinship/files/end_of_a_ miracle_0_0.pdf