УДК 316.624 В. Л. Примаков
доктор социологических наук, профессор; профессор кафедры социологии Института международных отношений и социально-политических наук (факультет), МГЛУ; e-mail: [email protected]
ЭКСТРЕМИЗМ В ПРАКТИКЕ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ МОЛОДЕЖИ МОСКВЫ: ИСТОЧНИКИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ПУТИ ПРОФИЛАКТИКИ
В статье анализируются особенности проявления экстремизма в области этноконфессиональных отношений. На основе анализа данных социологических исследований среди молодежи и подростков г. Москвы исследуются источники распространения идей межнациональной и межконфессиональной нетерпимости. Определяются меры по недопущению конфликтов на межнациональной и религиозной почве, а также основные пути профилактики экстремизма в области этнокультурных и межрелигиозных отношений.
Ключевые слова: молодежный экстремизм; экстремизм в практике этноконфессиональных отношений; источники распространения идей межнациональной и межконфессиональной нетерпимости; основные пути и меры профилактики молодежного экстремизма в области этноконфес-сиональных отношений.
Primakov V. L.
Doctor of Sociology (Dr.habil), Professor, Department of Sociology, Institute of International Relations and Social and Political Sciences (Faculty), MSLU; e-mail: [email protected]
EXTREMISM IN PRACTICE OF MOSCOW YOUTH'S ETHNO-CONFESSIONAL RELATIONSHIPS: SOURCES OF SPREAD AND PREVENTION DIRECTIONS
The article analyses features of extremism in ethno-confessional relationships. Based on the analysis of sociological surveys among youth and teenagers in Moscow, the author studies sources of spread of ideas of interethnic and interconfessional intolerance. The article defines averting measures of interethnic and religious conflicts and the key directions of prevention of extremism in ethno-cultural and interreligious relationships.
Key words: youth extremism; extremism in practice of ethno-confessional relationships; sources of spread of ideas of interethnic and interconfessional intolerance; the key directions and prevention of youth extremism in ethno-confessional relationships.
Проблема экстремистских проявлений в этноконфессиональ-ных отношениях не только не нова, сколько, к сожалению, тради-ционна, как и особо опасна для национальной безопасности страны, социальной стабильности российского общества. Актуальность подобного вывода подтверждается не только политиками и учеными, но и, как говорится, самой жизнью. Так, например, по данным информационно-аналитического центра «Сова» в прошлом году число националистически мотивированных нападений несколько сократилось, но не существенно. Впрочем, как отмечают авторы центра, истинный размах такого насилия неизвестен. «В 2016 г. от расистского и неонацистски мотивированного насилия погибло не менее 9 человек и было ранено или избито 72 человека, 3 человека получили угрозы убийством. По сравнению с прошедшим годом число расистских и неонацистски мотивированных нападений сократилось, но не так радикально, как это было годом ранее. В 2015 г. 12 человек погибли, 96 были ранены или избиты, 8 получили угрозы убийством. В 2014 г. 36 человек погибли, 134 были ранены, 2 получили угрозы убийством. Основной группой жертв по-прежнему оставались люди, которых нападавшие воспринимали как «этнических чужаков», и доля этой группы заметно выросла» [Старые проблемы... 2016].
Очевидно, что социальная опасность националистического экстремизма не исчезает. Наблюдаются всплески экстремисткой активности, связанные с преступлениями на национальной почве. Затем - периоды неустойчивой националистической ремиссии. То в одном, то в другом регионе страны фиксируется обострение этноконфессиональной напряженности. Так выездное заседание Совета безопасности РФ в Челябинске в феврале 2016 г. было посвящено, в частности, проблеме роста числа преступлений на почве межнациональной и межконфессиональной розни на Урале [На Урале выросло. 2016].
Анализ основной тенденции экстремистской активности в области этноконфессиональных отношений позволяет говорить об устойчивой редукции национализма и ксенофобии в латентные формы. Последнее хорошо подтверждается выводами из исследования, проведенного «Левада-центром» в августе 2015 г. Так, по мнению социологов, рост ксенофобских настроений достиг максимума в 2013 г. Затем начал снижаться. Например, в 2013 г. 62 % опрошенных россиян считали возможным кровопролитные
столкновения на национальной почве, в то время как в 2015 г. таких оказалось 25 %. По сравнению с 2013 г. снизилась доля респондентов, которые заявляют, что испытывают негативные чувства по отношению к выходцам из южных республик: 37 % в 2015 г. против 62 % - в 2013 г. При этом число опрошенных, заявляющих о позитивном отношении к приезжим, почти не изменилось, а «падение доли негативных оценок произошло за счет роста нейтральных, безразличных оценок». Исследователи центра резюмируют: «Несмотря на видимую стабилизацию ситуации в сфере межнациональных отношений, изоляционистские установки сохраняются, а враждебность по отношению к «другим» перешла в спящий режим безразличия» [«Левада-центр»... 2015]. Не случайно Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» определяет, помимо прочих, возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, за которые предусматривается серьезная административная и уголовная ответственность [Федеральный закон. 2002]. Предупреждение и профилактика этих явлений ориентированы на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности в области этноконфессиональных отношений, предупреждение и пресечение подобной деятельности общественными и религиозными объединениями, организациями и физическими лицами. При этом практически все исследователи отмечают, что именно экстремизм на этноконфессиональной почве наиболее сложен в профилактике и предупреждении.
Вышесказанное убедительно подтверждается данными ряда социологических исследований [Чупров, Зубок 2009; Этнокон-фессиональные факторы. 2011], в частности проведенным в рамках НИР опросом подростков и молодежи1. Полученные данные очень красноречиво демонстрируют не просто противоречивость в оценках, но, по сути, преступную межэтническую и межконфессиональную нетерпимость и враждебность (см. табл. 1). Причем, в форме выраженной этноконфессиональной напряженности.
1 Зд. и далее выводы обосновываются данными социологического исследования, проведенного кафедрой социологии МГЛУ в 2014-2015 гг. в рамках НИР «Проведение исследований опыта по этнокультурному развитию и профилактике экстремизма в молодежной среде».
Таблица 1
Отношение московской молодежи к некоторым проявлениям экстремизма (в %)
Отношение Направленность оценочных суждений
«осуждаю», «в целом отрицательное» «одобряю», «в целом положительное» безразличное
к избиению иностранцев 75,8 9,9 14,3
к убийствам на национальной или религиозной почве 87,4 3,8 8,8
к радикальным националистам, отстаивающим интересы нерусских 62,4 5,1 32,5
к радикальным русским националистам 38,1 34,1 27,8
Как показывает опрос, осуждают избиение иностранцев чуть более 2/3 молодежи, у 14 % к этому отношение безразличное, а почти 10 0% подобное одобряют. Даже к убийствам на национальной и религиозной почве отношение хоть и в основном осуждающее, но не у всех молодых людей. Почти 9 % из их числа индифферентны к подобным фактам. В определенной степени дополняет эти оценки различие в отношении к русским и нерусским националистам и радикалам. Нерусских радикалов и националистов осуждает 62,4 %, а «своих» только 38,1 %. При этом, почти столько же (34,1 о%) поддерживает и одобряет русский национализм, а 27,8 % безразличны к этим экстремистским идеям и практикам.
Красноречиво выглядит распределение на вопрос: «Как Вы считаете, что в первую очередь способствует распространению в России идей межнациональной нетерпимости?» (см. рис. 1).
Показательно, что, признавая опасность и распространенность националистического экстремизма (53 % заявляли об этом), молодые люди видят источники (причины) подобного в «действии» любых внешних сил и обстоятельств. Для более чем половина опрошенных (55 %) - это агрессивные и провокационные действия граждан других национальностей. Еще одна доминирующая
внешняя причина - бедность, плохие социальные условия (33,3 %), невозможность себя реализовать (почти 30 %). Даже «голос крови» (21,7 %) в оценках молодых людей скорее объясняет межнациональную нетерпимость как генетическое следствие национальной идентификации. Еще одна группа причин-источников объясняет распространенность межнационального экстремизма банальной агрессивностью (13,3 %), личностной и групповой нетерпимостью к «иным», стремлением к идейному и групповому единению и дис-танционированию от «других» (11,6 %).
Рис. 1. Источники распространения идей межнациональной нетерпимости, по мнению московской молодежи (в %)1
Вывод очевиден - национализм, и особенно русский, является основным источником экстремистской угрозы в молодежной среде и, соответственно, предметом профилактического воздействия.
1 Сумма больше 100 %, при возможности выбора нескольких вариантов ответа.
Анализ этих источников показывает также, что основная проблема противодействия экстремизму в области этноконфессио-нальных отношений кроется прежде всего в отсутствии понимания глубинных причин этого явления. Мы также не ставим перед собой задачи глубоко и досконально разобраться в них. Приведенные данные лишь иллюстрируют противоречивость и сложность причинно-мотивационной базы национально-религиозного экстремизма. Это с одной стороны. С другой - также достаточно противоречиво выглядят предлагаемые меры по предупреждению этого вида экстремистских проявлений. Логично предположить, что различные заблуждения в осознании причинно-следственных связей приводят к деформации понимания приоритетности и важности принимаемых мер. В качестве примера и основы для анализа выглядит упорядоченный список профилактических мер по предупреждению конфликтов в этноконфессиональных отношениях, предлагаемых самой молодежью (см. табл. 2).
Таблица 2
Рекомендуемые меры по недопущению конфликтов на этноконфессиональной почве по мнению московской молодежи1
Меры %
Ограничить приток в Москву и Московскую область рабочей силы других национальностей, ужесточение въезда и регистрации 51,2
Ужесточить наказания за высказывания и пропаганду идей, разжигающих межконфессиональную и межнациональную рознь 42,7
Жестко пресекать любые несанкционированные уличные выступления на почве национальной и религиозной розни 36,5
Вести активные силовые действия против экстремистов и террористов 33,5
Немедленно запретить деятельность всех экстремистских религиозных и националистических организаций 32,8
Не допускать концентрированного проживания лиц других национальностей в отдельных микрорайонах и домах 28,7
Разрешить спецслужбам следить за подозрительными лицами (прослушивать переговоры и пр.) 14,9
Всячески способствовать облегчению легализации и адаптации лиц других национальностей 10,7
1 Сумма больше 100 %, при возможности выбора нескольких вариантов ответа.
Меры %
Улучшить условия жизни мигрантов других национальностей (работа, жилье, медицинское обеспечение, образование) 9,8
Создать места концентрированного проживания мигрантов других национальностей в отдельных микрорайонах или домах 9,2
Другое 3,3
Затрудняюсь ответить 6,8
Анализируя представленную таблицу, отметим, что наибольшее число согласованных мнений собрало предложение антииммиграционного характера (51,2 %). Если к этим мерам приплюсовать другие иммиграционные инициативы, например, с одной стороны, не допускать концентрированного проживания лиц другой национальности (28,7 %), с другой - создавать национальные анклавы (9,2 0%), а также предложения по социальной адаптации мигрантов (10,7 % + 9,8 %), то логично сделать вывод о том, что эти меры действительно одни из самых важных и необходимых в оценках подростков и молодежи.
Другим важным направлением, если не сказать, основным (в итоговой сумме частот предложений) стали предлагаемые меры так называемого запретительно-наказательного характера. К ним можно отнести предложения: «ужесточить наказания за высказывания и пропаганду идей, разжигающих межконфессиональную и межнациональную рознь» (42,7 %); «жестко пресекать любые несанкционированные уличные выступления на почве национальной и религиозной розни» (36,5 %); «немедленно запретить деятельность всех экстремистских религиозных и националистических организаций» (32,8 %).
Еще одна составляющая предупредительно-профилактических мер - борьба с проявлениями экстремизма в различных его формах («вести активные действия против экстремистов и террористов», 33,5 %), а также предложения «разрешить спецслужбам следить за подозрительными лицами, в том числе прослушивать переговоры и пр.» (15,0 %).
Заметим, это с точки зрения опрошенной молодежи. Предлагаемые меры и их группировка дают в целом ясное представление о мнениях молодежи в области профилактики экстремизма в этноконфессиональной сфере отношений. Во-первых, предлагаемые меры отражают противоречивые причинно-следственные установки молодежи, что мы отмечали выше: коль скоро в межнациональных и межрелигиозных конфликтах главным образом
виноваты другие, иммигранты, то и предлагаются в основном антииммиграционные и адаптационно-миграционные меры профилактики и предупреждения. Да и запретительно-наказательные меры, по сути своей, есть скорее реакция на действия других, «плохих» националистов. Во-вторых, и это с нашей точки зрения, возможно, самое главное - молодежь осознает необходимость и значимость различных мер недопущения этого вида экстремизма и готова принять и одобрить в разной степени согласия именно эти меры.
В том числе, как видно из таблицы, достаточно жесткие, запретительные и наказательные. Причем, эти меры сопрягаются в сознании молодежи с необходимостью предупредительной борьбы с экстремизмом во всех его проявлениях.
Экспертное сообщество значительно более системно и комплексно оценивает пути и способы профилактической работы в области межнациональных и межрелигиозных отношений. Во-первых, эксперты также осознают особую угрозу обществу и государства со стороны проявляющегося и усугубляющегося экстремизма в этноконфессиональных отношениях. По их оценкам, именно межнациональная и межрелигиозная нетерпимость и формы ее проявления являются основной прогнозируемой тенденцией в развитии экстремизма. Острием такой ксенофобии, национализма и религиозного радикализма является молодежь. И, соответственно, с этой угрозой необходимо бороться, в том числе профилактическими методами, прежде всего. Во-вторых, эксперты понимают, что такая работа неотрывна от общей профилактики ксенофобии, экстремизма во всех его проявлениях. А значит все рассматриваемые ранее направления, меры, способы, формы и пр. так или иначе но способствуют профилактике межнационального экстремизма. В-третьих, эксперты отмечают особую природу и причинно-следственную связь сложившихся межнациональных отношений с проявлениями экстремизма. Межнациональные и межконфессиональные отношения в России в целом и в конкретных регионах, в частности, имеют особое своеобразие исторической, культурной, политической, экономической и другой основы формирования, существования и проявления. Именно поэтому целесообразно выделять
конкретные пути и меры профилактики этноконфессионально-го экстремизма с учетом особенностей конкретного региона, территориально-культурного образования, этноса, конфессии.
Однако в самом обобщенном представлении эксперты смогли предложить основные пути (сформулированы на основе содержательного анализа ответов) и некоторые способы (меры) профилактики экстремизма в сфере межнациональных, межрелигиозных отношений (см. табл. 3).
Таблица 3
Основные пути и способы профилактики экстремизма в области этнокультурных и межрелигиозных отношений
Основные пути Краткая характеристика содержания и некоторых способов профилактической работы (на основе мнения экспертов)
Поддержка традиционных культур народов России Важно не только поддержать традиционные творческие, фольклорные, исследовательские и иные объединения различных народов (музеи, клубы, экспедиции, исследования, реконструкции, подвижничество и пр.), но и обеспечить площадки для их проявления. Массовая культура также может и должна иметь свой национальный оттенок, характер проявления. Важно также, чтобы представители различных культур имели возможность реализации своих этнических и конфессиональных потребностей.
Развитие этнокультурных контактов и связей Необходимо повсеместно расширять возможность ознакомления молодых людей с иными культурными ценностно-нормативными и поведенческими комплексами. И это не только творческие взаимообмены (фестивали, карнавалы, представления и пр.), что молодежь слабо интересует. В школе, семье, в профессиональном коллективе необходимо расширять систему межкультурных контактов и связей. Не создавать классы мигрантов, а развивать связи детей друг с другом. Необходимо исключать возможности создания национальных или конфессиональных анклавов, что ведет к культурной изоляции.
Межкультурное просветительство Живя в поликультурной стране, мы плохо знаем друг друга. Особенно в межличностной, бытовой сфере. Поэтому и отгораживаемся друг от друга. Необходимо повсеместно распространять знания о других культурах, особенностях вероисповедания, этнического и конфессионального поведения, оценок, установок. Отдельная тема, ликвидация русской культурной неграмотности, в том числе и знания русского языка в российском обществе. Русская православная культура должна остаться доминирующей.
Просвещать необходимо и о российском законодательстве, ответственности за нарушение правовых норм, особенно в области наказания за проявления националистической ненависти, неуважения, религиозный радикализм, экстремизм во всех его проявлениях.
Формирование компетенций мультикультур-ного взаимодействия и толерантного отношения к иным этнокультурам Не только государство, но общество в целом, система образования особенно, национально-культурные общины, диаспоры, семья - одним словом все должны заниматься разъяснением и формированием навыков межкультурного общения, поведения в инокультурной, смешанной социальной среде. С советских времен рассказывается о дружбе народов или о самих народах. Но как вести себя с представителями этих народов не учат.
Институциона-лизация и развитие внутрикультурных регуляций В разных культурах различные системы и степень регуляции поведения. Например, в диаспорах народов Кавказа она значительно выше, чем среди русских. Необходимо поддерживать приемы и способы культурно-нравственной регуляции, институты и практики работы старейшин, священнослужителей, членов семей в утверждении толерантного, уважительного поведения в собственной и инокультурной среде.
Информационно-пропагандистское сопровождение У СМИ в этом вопросе особая роль. Они и транслируют, и информируют, и формируют, и просвещают, и пропагандируют. Поэтому должен быть налажен мониторинг СМИ, причем не только государственными структурами, но обществом, контроль за соблюдением законодательства, в том числе в национальной сфере. А во-вторых, СМИ должны активнее включаться в пропагандистско-формирующее воздействие. Вот где особенно необходим государственный заказ. Важно развивать межкультурную этноконфессиональную тематику в СМИ, искать интересные для молодежи формы формирования толерантности. Более цельной и действенной площадкой для этого могут являться молодежные СМИ, молодежные сайты, сетевые собщества и др.
Аналитико-методическое сопровождение профилактики Национализм, религиозный радикализм, межкультурная ненависть - это социальная болезнь. У этой болезни есть свои проявления, показатели. Необходимо постоянно отслеживать эти показатели (например, этноконфессиональная напряженность), анализировать причинно-следственные связи, состояние и динамику. Одним словом, необходим мониторинг этих отношений. Другая составляющая - нет ни узких специалистов, ни методического обеспечения реализации многих задач профилактики и предупреждения радикализма и экстремизма в сфере этно-конфессиональных отношений.
В целом можно констатировать, что учитывая огромную опасность межнационального экстремизма, а также сложность, тонкость этноконфессиональных отношений, противодействовать подобной угрозе можно и нужно, прежде всего профилактическими мерами. При этом понятно, что такая работа должна организовываться и проводиться неотрывно от общей профилактики ксенофобии, экстремизма среди молодежи во всех его проявлениях. Как показало исследование, основной комплекс профилактических мер сосредотачивается вокруг адаптационно-миграционных и запретительно-наказательных приемов и способов, форм профилактики и предупреждения. При этом, как отмечают эксперты, наибольшим профилактическим эффектом могут пользоваться различные формы и способы поддержки традиционных культур народов России, развитие этнокультурных контактов и связей, формирование компетенций мультикультурного взаимодействия, институционализация и развитие внутрикультурных регуляций, информационно-пропагандистское и аналитико-методическое сопровождение профилактики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
«Левада-центр» о национализме и ксенофобии. URL: www.sova-center.ru/
racism-xenophobia/discussions/2015/09/d32693/ На Урале выросло число преступлений на межнациональной почве. URL:
nazaccent.ru/content/19500-na-urale-vyroslo-chislo-prestuplenij-na.html Старые проблемы и новые союзы. Ксенофобия и радикальный национализм и противодействие им в 2016 году в России. URL: www.sova-center.ru/racism-xenophobia/publications/2017/03/d36630/ Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». URL: www.rg.ru/2002/07/30/extremizm-dok.html
Чупров В. И., Зубок Ю. А. Молодежный экстремизм: сущность, формы
проявления, тенденции. М. : Academia, 2009. 320 c. Этноконфессиональные факторы укрепления единства России и расширения межкультурного диалога на пространстве СНГ: Монография / А. Я. Касюк и др. М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2011. 192 с.