Научная статья на тему 'Социальные источники возникновения и тенденции распространения молодежного экстремизма в России'

Социальные источники возникновения и тенденции распространения молодежного экстремизма в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
209
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежный экстремизм / источники и условия возникновения молодежного экстремизма в России / тенденции распространения экстремизма в молодежной среде / прогнозируемые виды и формы экстремистских проявлений / факторы усиления распространения молодежного экстремизма в РФ. / youth extremism / sources and conditions of emergence of youth extremism in Russia / tendencies of extremism spread among young people / predicted types and forms of extremism manifestations / factors of growth of youth extremism in the Russian Federation.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — В. Л. Примаков

В статье анализируются основные эндогенные и экзогенные социальные источники и условия возникновения и распространения молодежного экстремизма в России. На основе анализа эмпирических данных формулируются основные тенденции распространения этого явления, прогнозируются виды и формы экстремистских проявлений. В статье обосновываются, систематизируются и исследуются основные факторы, способствующие усилению распространения молодежного экстремизма в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SOURCES OF EMERGENCE AND TENDENCIES OF SPREAD OF YOUTH EXTREMISM IN RUSSIA

In this article the main exogenous and endogenous social sources and conditions of emergence and spread of youth extremism in Russia are analyzed. On the basis of analysis of empirical data the author picks on the main tendencies of extremism spread among young people and predicts types and forms of extremism manifestations. Also the article includes arguing, systematizing and analyzing of the key factors stimulating growth of youth extremism in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Социальные источники возникновения и тенденции распространения молодежного экстремизма в России»

УДК 316.62 В. Л. Примаков

доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: vprim2007@yandex.ru

СОЦИАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИИ

В статье анализируются основные эндогенные и экзогенные социальные источники и условия возникновения и распространения молодежного экстремизма в России. На основе анализа эмпирических данных формулируются основные тенденции распространения этого явления, прогнозируются виды и формы экстремистских проявлений. В статье обосновываются, систематизируются и исследуются основные факторы, способствующие усилению распространения молодежного экстремизма в РФ.

Ключевые слова: молодежный экстремизм; источники и условия возникновения молодежного экстремизма в России; тенденции распространения экстремизма в молодежной среде; прогнозируемые виды и формы экстремистских проявлений; факторы усиления распространения молодежного экстремизма в РФ.

Primakov V. L.

Ph. D. in Sociology, Doctor of Sociological Sciences, Professor of the Department of Sociology of Institute for Foreign Relations and Social and Political Studies, MSLU; e-mail: vprim2007@yandex.ru

SOCIAL SOURCES OF EMERGENCE AND TENDENCIES OF SPREAD OF YOUTH EXTREMISM IN RUSSIA

In this article the main exogenous and endogenous social sources and conditions of emergence and spread of youth extremism in Russia are analyzed. On the basis of analysis of empirical data the author picks on the main tendencies of extremism spread among young people and predicts types and forms of extremism manifestations. Also the article includes arguing, systematizing and analyzing of the key factors stimulating growth of youth extremism in the Russian Federation.

Key words: youth extremism; sources and conditions of emergence of youth extremism in Russia; tendencies of extremism spread among young people; predicted types and forms of extremism manifestations; factors of growth of youth extremism in the Russian Federation.

Проблемы экстремизма, его возникновения и распространения, без сомнения, сегодня одни из самых актуальных в современном

российском обществе. Этот вывод подтверждает и официальная статистика. Согласно данным статистики Верховного суда, в России наблюдается рост преступлений экстремистской направленности. В 2013 г. российские суды рассмотрели 402 уголовных дела этой категории - почти в два раза больше, чем в 2012 г. [1].

Особенно ярко эти проблемы проявляются в среде молодежи. Достаточно заметить, что в России, по опросам экспертов, на сегодня действует более 300 молодежных группировок, в идеологии либо поведенческой практике которых можно обнаружить экстремистское содержание [3]. В 2006 г. МВД РФ их насчитывало около 150. Эти группировки существуют во всех крупных городах страны и становятся все более многочисленными, организованными, политизированными и экстремистки настроенными.

Проблемы экстремизма и молодежного экстремизма, в частности, во всех своих проявлениях оцениваются обществом и государством в качестве основных внутренних угроз безопасности Российской Федерации, поскольку ведут к значительным как социальным, так и политическим, духовным, экономическим последствиям [9]. Ибо дискриминация, ксенофобия, национализм, социальная (межнациональная, межрелигиозная и иная) напряженность, нетерпимость и ненависть, терроризм и другие отклонения в социальной своей основе формируются именно на экстремистской почве. Эти взаимосвязи в последние годы достаточно часто фиксируются и являются предметом глубокого исследования на страницах многих изданий, в частности в научных монографиях и статьях, изданных в МГЛУ [4-8; 10]. Анализу этого феномена посвящены выводы и результаты научно-исследовательской работы «Проведение исследований опыта по этнокультурному развитию и профилактике экстремизма в молодежной среде», осуществленной коллективом кафедры социологии МГЛУ по заказу Министерства образования и науки РФ в 2014 г.

Однако понимание опасности явления, как и поиск предупредительных мер должен опираться на осознание источников и условий возникновения этого социального явления. Без их понимания сложно определить даже основные пути профилактики молодежного экстремизма, а не только конкретные приемы и способы. Ибо, видя корень проблемы, например, только в индивидуальных, групповых или психолого-педагогических причинах сложно оценить необходимость и значимость институциональных общественных мер.

Равно как, сосредотачивая внимание только на внешних социальных условиях, невозможно выработать действенные меры, учитывающие психологические особенности самой молодежи.

Синтезируя экспертные оценки, выводы ученых и практиков можно выделить две группы таких источников (условий) возникновения и распространения молодежного экстремизма: эндогенные, связанные с внутренними личностными, социально-психологическими особенностями развития молодежи как субъекта экстремистских проявлений, и экзогенные, определяемые внешними по отношению к молодежи условиями (источниками).

К эндогенным можно отнести следующие:

• условно называемые физиологические источники, обусловленные физической и сексуальной активностью подростков и молодежи, незнанием и неспособностью реализовать ее в доступном, социально одобряемом виде и формах, неспособностью контролировать свои стремления и желания;

• психологические источники, связанные прежде всего с поиском психологической безопасности (например «реакция группирования», изоляционизм и др.), с привязанностью. Подобные причины порождают нередко высокую степень зависимости, некритичность в восприятии людей. С другой стороны, психологические особенности взросления ребенка, подростка, юноши связаны с несоответствием уровня притязаний реальным возможностям, отсутствием навыков удовлетворения своих все развивающихся и возрастающих потребностей. Все это наслаивается на объективный рост активности в преодолении препятствий, что порождает «поиск пределов допустимого»;

• социально-психологические источники опосредованы особенностями юношеского внутри- и межгруппового взаимодействия. Познавая окружающий социум, дети, подростки, юноши активно расширяют (при этом далеко не всегда осознанно и критично) круги социального взаимодействия, формируют социальные отношения. В силу возрастных особенностей подростки и молодежь порою «слепо» доверяют лидерам и авторитетам различных групп. При этом первичной референтной группой на различных этапах взросления остается семья, которая нередко сама порождает либо слабо противостоит экстремистским проявлениям (как следствие авторитарного воспитания, невнимание к ребенку, утверждения искаженной системы норм и ценностей и др.);

• социализационные источники, являющиеся следствием и результатом социализационного процесса и связанные с потребностью в самоопределении, формировании Я-концепции, целеполагании, с поиском личностной и социальной идентичности. Неустойчивость и противоречивость всех этих процессов объективно порождает «кризис идентичности». Несомненно, что кризисы личностной идентификации в тоже время и в большой степени есть отражение социальных кризисов развития общества последних десятилетий. Все это достаточно противоречиво сказывается на личностном формировании молодых людей.

Анализ этих эндогенных источников позволяет обоснованно заключить, что экстремистский тип поведения имманентно присущ подросткам и молодежи, генетически «заложен» в процесс их развития. Объективно формируемые, внутренне стимулируемые и часто неудовлетворенные поиски юности, желание «нестись сломя голову» могут реализоваться в различных направлениях: как в азартных личностных состязаниях, спортивных соревнованиях, творческих и иных увлечениях, так и в различных формах асоциальной пассивности и активности, деструктивного поведения.

Однако экстремальность как свойство подростков и молодежи, может проявляться по-разному как на индивидуальном, так и групповом уровне в различных социальных условиях. Речь в данном контексте идет об экзогенных (внешних) по отношению к молодежи условиях и обстоятельствах, формируемых на общественном институциональном уровне. Среди подобных условий (источников) мы выделяем следующие:

• социально-экономические условия. Эти условия создает имущественное, доходно-расходное неравенство различных групп населения, которое порождает неудовлетворенность жизнью людей, имеющих низкий материальный достаток. Особенно остро это неравенство воспринимает молодежь, причем далеко не всегда с глубоким и ясным осознанием причинно-следственных связей и путей изменения собственного статуса. Несогласие, стремление изменить сложившуюся систему неравенства нередко создает объяснительную основу для экстремизма. Как одно из следствий -рост экстремальности в различных формах трудового нигилизма. Еще одним остро воспринимаемым молодежью противоречием выступает сложившаяся миграционная обстановка, порождающая антииммиграционные настроения. Эти настроения (осознанные,

неосознанные, как и искусственно подогреваемые извне) нередко подталкивают молодых людей к агрессивным действиям;

• социально-политические условия. Содержание этих условий и обстоятельств связано с отчуждением подавляющей части молодежи от участия в реальной государственной политике, в управлении общественными процессами. Многие из острых общественных проблем не решаются десятилетиями (например коррупция, социальное неравенство), что снижает авторитет государственных политических институтов. Молодые люди ищут виноватых в сложившейся ситуации, в качестве которых нередко находят людей другой национальности, вероисповедания, культуры, страны, вообще любой социальной группы;

• гражданско-правовые условия. Эти условия порождаются многими обстоятельствами. Во-первых, сама молодежь плохо представляет суть и содержание гражданства. Это порождает острое противоречие между сложившимися в сознании молодежи представлениями о гражданстве, с одной стороны, и обязанностями и возможностями их воплощения в жизни - с другой. Все это обусловливает разные модели по сути экстремистского поведения, среди которых можно выделить в качестве примера две доминирующие. Первая - рекрутирует экстремистски настроенных молодых людей националистической и национал-патриотической ориентации, сторонников сильного государства и авторитарной, но справедливой власти. Вторая - объединяет молодежь под влияем либерально-демократических ценностей, ожиданий правового государства, прав и гарантий без обязанностей. Такой гражданский нигилизм порождает отчуждение, «внутреннюю эмиграцию», желание «уехать на Запад», пополнить ряды радикальных правозащитников и протестных движений. Во-вторых, данные причины связаны с недостаточно эффективной законодательной, правоохранительной и правоприменительной деятельностью по обеспечению безопасности, конституционного строя, борьбе с экстремизмом;

• образовательно-воспитательные условия. Эти условия формируются различными институциональными структурами, но главными остаются семья и институт образования. О кризисе семьи сегодня говорят и пишут практически все. Одна из составляющих этого кризиса - проблема воспитания детей. А если глубже - объективные трудности передачи культурных норм и представлений от одного поколения к другому. «Ошибки» в данных условиях делают не только

дети (упрямство, грубость, развязность, непослушание, несоблюдение норм и пр.), но и их родители (асоциальные примеры, невнимание, занятость, агрессивность, авторитаризм, чрезмерная опека и др.). Не меньше проблем и в сфере образования, которые выступают нередко прямыми причинами экстремистских форм поведения. Это и сохраняющееся неравенство возможностей различных групп молодежи; и невозможность самореализации посредством образования при декларации важности образовательного статуса; и невостребованность дипломированных специалистов в определенных областях и многое другое. Как следствие, выбор образовательных стратегий и практик нередко принимает экстремальный характер: конфликты между преподавателями, учащимися и их родителями, нежелание учиться, ориентация на престижность вуза, получение диплома, желание любой ценой получить желаемый результат аттестации (баллов ЕГЭ, экзаменов) и др.;

• духовно-нравственные условия. К самым общим таким условиям, следует отнести следующие: серьезные изменения в ценностных ориентациях, распад прежних морально-этических устоев, обособление групповых интересов, индивидуализм, духовная искалеченность массовой культурой и пр. Ценностная деформация, например, серьезно нивелирует значимость мультикультурализма, единения всех народов, проживающих на территории России, толерантности в отношениях с другими этносами, конфессиями, иными социальными группами. Или еще один пример. В условиях социокультурной глобализации основной доминантой, особенно для молодежи, становятся культ потребления, внешние формы, имидж. А самоопределение смещается в сферы свободного времени, досуга (в этой сфере легко нивелируются социально-статусные ограничения молодежи). Однако духовная нищета приводит к досуговой пустоте, где основное содержание связывается с самовыражением, демонстрацией, приверженностью субкультурной группе. Большой вклад в развитие предпосылок экстремизма и ксенофобии подростков и молодежи оказывает так называемая массовая культура, а также бесконтрольная доступность широкого информационного контента, СМИ, интернет-ресурсов. Нередко именно среди этого информационного ресурса молодые люди находят примеры культа потребления, денег, грубой физической силы, вседозволенности и т. п., а нередко и конкретную пропаганду и инструкции для организации и осуществления экстремистских и террористических действий.

Рассмотренные экзогенные условия носят институциональный характер, так как связаны с дисфункцией основных социальных институтов общества. В самом общем виде эти институциональные условия (источники) снижают, а порою и полностью нивелируют действия механизмов социальной регуляции молодежи. Другими словами, экстремальные проявления есть реакция молодежи, причем во многом объективная, на слабую действенность регуляционных механизмов общества, длительное время находящегося в условиях трансформации. Физиологическая, психическая и социальная незрелость, объективные социальные противоречия и проблемы порождают у молодых людей неуверенность, страх, низкие самооценки, тревоги, фобии и безразличия, которые редуцируются в различные формы экстремальной активности (от социальной апатии до преступного поведения), экстремистские взгляды и установки. Эти выводы подтверждают данные многих социологических исследований (см. рис. 1) [2]. Отметим, что практически все сформулированные экспертами причины обусловлены влиянием экзогенных условий и только дважды в качестве причин назывались «личностные девиантные черты» (34 %) и «естественные особенности молодежного возраста» (17 %о).

Основные причины связаны, по мнению экспертов, в основном с проблемами и последствиями дисфункционирования государственных и общественных институтов: «государство плохо контролирует миграцию», «семья плохо воспитывает», «СМИ плохо влияют» и т. п. В целом показательно, что эксперты (люди, призванные профессионально и глубоко заниматься противостоянием экстремизму) формулируют причины на уровне «здравого смысла», без анализа глубинных причин. Однако можно согласиться с экспертами в том, что причины экстремистского поведения многогранны и их нельзя свести к одному-двум факторам. Все эти причины и факторы создают условия производства и воспроизводства экстремальности в различных формах ее проявления. Причем, на подростков и молодежь эти условия действуют особым дестабилизирующим образом. Ибо экстремизм среди молодежи - есть прежде всего реакция на дисфункциональность различных социальных институтов, призванных регулировать социальные взаимоотношения в разных сферах жизнедеятельности, - семья, экономика, политика, образование, труд, досуг и др.

1** И«фЛ411- 'Н ' Ч*'-!»' ИЛИ. >.*> 1111

Долине- II ш( гс|1Л иш^ьг. 4>и

ВпяшнеСМИ

Недоли теч« рилшикког ичимк —

:

Ьйчьишй П|)1111жиы1|:>шт>;>| _ ■1 ч'н*»- шы*'Ц«трп т ниI»1 '1»|Г1Ы I 1*Ц<К |д 1.-ЛИоС1Ь «1и»Н'ТГ|>ПСМГу Г,1.

М<М4 «Ш И 1т IV* ПЙННВ * «ЦНММЦд Ц1«*«ч I* Ни «ИЙ У1ННР-1Ц. ЩЧ^ижТНнн 111 * Ц*

IТ1111111 Г- ЛП'\п«-.<|1 К)ШЛ1.|11Й111 '1'+ фмМйНМЛЪрцщ-миШчЬН иП Ни Н11|Л ч|£'|!.1 НШ .¿ГгПИшА 1ч И. ■.Цк'Р'Ш. Й

ССТКПМИЫЕ С<04»«1Н£>ГНЧ МОП>*0?ЧФ10Г41РС1ЧМ|:1г1

IК'П'Ч мг»н п|ыфип *Гичетен! р.й1Т11н г ш:-,' лг

Р!|'*лпв«1кП «-» 4.1 М>'

ЛГП1|>1ШрНмД Ш1П|| ЛнГлшн ■ с си* г

ЙЛШЖИ? ЬЧШЕРО'ШЫКС^бмуПЪТИк

ПАРТИЙ II тычинки» 1ЪН1*411Л1Л!КЯИ1.С№ЧЬ#Ш1НГ>111«Р1 р » г4*т Р ыачоцмчю* срсцг I (и №11М УС'М^НЬ Д>- > ■ ■ц«ч с«мьи

и

J 44,7

■ лл.7

■ 34

J и,9

J 27.7

3 Ы

3 27.7

J НА

J 13.4

1 1'

Рис. 1. Оценка экспертами причин экстремистского поведения молодежи (в % от числа ответивших на открытый вопрос)

Важная составляющая профилактической работы связана с пониманием основных тенденций распространения экстремизма в молодежной среде. Поскольку тенденции определяют содержание и направленность изменения источников и условий экстремизма, степень и глубину социальной опасности распространения экстремистских проявлений.

Во-первых, практически все эксперты, опрошенные нами в рамках проведенного на кафедре социологии исследования,

акцентировали внимание на том, что опасность распространения экстремизма существенно возрастает в нынешних условиях. По мнению экспертов, «пик молодежных экстремистских проявлений в стране далеко еще не пройден», а «формы проявления будут существенно меняться и расширяться». Более 94 % опрошенных экспертов согласились в той или иной степени с выводом о том, что «в современной России существует угроза распространения экстремизма среди молодежи». Даже в оценках подростков и молодежи опасность экстремизма достаточно высока. Почти 63 % опрошенных молодых людей видят и оценивают такую угрозу в той или иной степени.

Во-вторых, динамика распространения различных видов и форм экстремизма в молодежной среде очень дифференцирована. Так, например, по мнению экспертов, наибольшее распространение будут иметь экстремистские действия (в упорядоченном списке), связанные:

а) с массовым проявлением межнациональной и межрелигиозной нетерпимости, протеста (драки, избиение иностранцев, митинги протеста, убийства на национальной почве, распространение националистической информации и пр.);

б) со столкновениями фанатов, прежде всего футбольных (коллективные драки, оскорбительные действия и пр.);

в) с политическими выступлениями отдельных групп в формах различного протеста (национал-патриотические марши, массовые беспорядки, демонстрации, создание боевых отрядов и дружин, выступления против политики отдельных государств, в том числе и российской официальной политики, против отдельных государственных структур; различные неагрессивные формы, флэш-мобы и др. как реакция, в том числе на изоляционистскую политику некоторых государств в отношении России);

г) с агрессивно-протестными культурно-идеологическими инсталляциями (по типу «Пусси Райт» и иных деятелей «актуального искусства»), направленными на демонстрацию протеста с существующей традиционной духовно-нравственной основой общества, продвижением «западных духовных ценностей»;

д) с массовым проявлениями социальной нетерпимости, в ситуации снижения жизненного уровня значительной части населения (в период санкций, «бегства капитала» и др.);

е) с участием значительной части мусульмано-ориентирован-ной молодежи в незаконных и экстремистки настроенных течениях, движениях, объединениях. Такие движения являются основой для формирования незаконных террористических объединений как в стране, так и за рубежом;

ж) с бытовым проявлением социальной, межгрупповой и личностной нетерпимости, экстремизма (от активных форм до пассивных: игромания, «уход из семьи», увлечение нетрадиционными религиями, культурными течениями, сектами, виртуальным взаимодействием, «нежелание учиться», желанием уехать за рубеж и пр.) и др.

Анализ мнений и суждений подростков и молодежи о возможных формах проявления экстремизма показывает некоторые отличие в структуре сгруппированных данных от экспертных оценок, однако убеждает в проективной угрозе наиболее опасного вида проявлений экстремизма - национально-религиозного (рис. 2).

111м-1! |НГ I I м д.]ц-> > (Н'ОМ. ■4ЦР0М4ЛЫЯ44 1-1

Дгчичс грации, мнПМИ УЙИЙС Ш Л 1пйк¥1ш:'| II <11 11ПШЦ

ОспКЩч.'Нл? ПЗШТНМИ ||.111.ЪД;1>11|-| 1.1 ^ЛШИОШкг!1 V 1рС.:>1 Д|'1 |ЬШ

вдрмникм Дигое )Л' I 1«К I" ошстцг»

53.2

44>

23. г

18,4

1 0,7

18,1

ЗЬ

ю

30

¡0

И

Рис. 2. Мнения молодежи о возможных формах экстремистских проявлений (сумма больше 100%, так как предполагалась возможность выбора нескольких вариантов ответа)

Угрозу конфликтов на этноконфессиональной почве отмечают более 53 % молодых людей. Что совпадает по приоритету распространенности с оценками экспертов. Показательно, что опасность этих форм еще более усиливается в оценках молодежи угрозы «нападения на религиозные учреждения» (18,4 %). В логике экспертов

и приоритетность различных демонстраций, митингов (44,6 0%). Эксперты лишь уточняют содержание подобных выступлений. При этом молодежь значительно конкретнее экспертов в отношении угрозы взрывов (34,6%), убийств и покушений на них (53 %). И, как показывает анализ ответов молодых людей, во всех этих проявлениях повинны конкретные группы и организации (наиболее часто встречающиеся ответы на открытый вопрос: «Кто может являться основным инициатором экстремистских выступлений и акций?» - «люди другой национальности и веры, мигранты» - 18,6 %, «радикалы, экстремисты» - 15,0 %, «политическое руководство страны» - 13,2 %, «националисты» - 10,9 %).

В-третьих, возможное распространение экстремистских проявлений в подростково-молодежной среде эксперты связывают с системным действием ряда факторов. Отчасти эти факторы повторяют содержание ранее проанализированных причин и условий молодежного экстремизма. Здесь сосредоточим внимание на тех, которые способствуют именно негативной динамике распространения экстремизма в молодежной среде. К ним на основе опроса экспертов (открытый вопрос) можно отнести следующие факторы (см. табл. 1).

Обращает на себя внимание тот факт, что основное негативное катализирующее влияние на распространение экстремизма в молодежной среде оказывают так называемые внешние факторы. Эксперты полагают, что существующие условия активно используются для расширения экстремизма за счет целенаправленной информационно-пропагандистской деятельности.

При этом следует отметить, что первые два фактора, отмеченные экспертами отдельно, на самом деле в своем экстремогенном влиянии взаимосвязаны и усиливают друг друга. Ибо экстремистская пропаганда по объему контента, формам и способам вовлечения уже давно освоила интернет-пространство. Виртуальное пространство позволяет экстремистам оставаться анонимными, а технические особенности - оперативно перезапускать закрытые площадки. По наблюдениям специалистов «экстремисты отошли от силовых акций и теперь пропагандируют свои идеи и вербуют новых сторонников через социальные сети... Основной прирост преступлений экстремистской направленности связан с тем, что их стали активно выявлять в Интернете: в 2014 г. из Сети удалено свыше

500 экстремистских материалов, 406 интернет-ресурсов с экстремистскими материалами закрыты» [1].

Таблица 1

Основные факторы, способствующие усилению распространения экстремизма в молодежной среде

Основные факторы Краткая характеристика влияния на тенденции роста экстремизма по мнению экспертов %

Целенаправленная деятельность экстремистки настроенных организаций Существует немалое количество организаций и даже государств, заинтересованных в радикально-экстремистской дезориентации российской молодежи 52,7

Информационно-пропагандистский Информационная открытость, бесконтрольность использования Интернета, виртуальная увлеченность подростков и молодежи и пр. - все это активно используется в массированной пропаганде идей экстремизма, ксенофобии, национализма и пр. 45,4

Этноконфессио-нальная нетерпимость, национализм и религиозный фанатизм Этнические и конфессиональные различия активно подогреваются и используются для разжигания национальной ненависти, национализм активно сращивается с «исламским фактором». Мультикультурализм, толерантность все еще далекие для нашего общества и молодежи ценности 42,8

Образовательно-воспитательный Семья и школа как основные субъекты социализации, образования и воспитания не могут эффективно противостоять экстремизму. Более того, нередко именно в семье и школе подросток получает первые уроки экстремизма и ксенофобии 42,3

Миграционный Огромное количество мигрантов размывает сложившееся ценностно-нормативное единство общества, а неконтролируемая миграция создает питательную среду для экстремистских проявлений 40,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социальное расслоение Основная масса членов экстремистских объединений рекрутируется из социально неблагополучных слоев населения. Низкий уровень доходов, социальное расслоение, ощущение социальной несправедливости и др. 26,5

Духовно-идеологический В обществе нет скрепляющего духовного стержня. Духовно-нравственная нищета молодежи, отсутствие социальной солидарности толкает ее на крайние формы выражения своей сущности 23,1

Формальная государственная молодежная политика Системной, комплексной молодежной политики, по сути, нет. Отдельные мероприятия нельзя назвать политикой, да и касаются они незначительной части молодежи 21,7

В целом можно констатировать, что экстремальность и экстремизм (как ее крайняя форма) среди подростков и молодежи во многом физиологически, психологически и социально обусловлены. Экстремальность в таких условиях становится одной из стратегий выживания молодежи в обществе непредсказуемости, социального, экономического, политического, в целом жизненного риска и объективного отсутствия у них компетенций существования в таком социуме. Понимание объективных основ формирования и распространения молодежного экстремизма формирует действенную основу для определения путей по профилактике и предупреждению этого социального явления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. В России вдвое выросло количество экстремистских преступлений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://news. rambler. ru/26961467/

2. Давыдов Д. Г. Причины молодежного экстремизма и его профилактика в образовательной среде [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.muh.ru/content/doc/2013/2013_02_Davydov.pdf

3. Криминологические особенности современного российского молодежного экстремизма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. blog.servitutis.ru/?p=735

4. Михалев Ю. А. Особенности современного терроризма // Геополитика. Международные отношения. Социология. - М. : МГЛУ, 2012. -С. 186-194. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 25 (658). Сер. Исторические науки. Политические науки).

5. Половнев А. В. Дестабилизирующие этноконфессиональные факторы социально-политической ситуации в России // Геополитика. Глобализация. Международные отношения. - М. : МГЛУ, 2011. - С. 139-149. -(Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та ; вып. 25 (631). Сер. Исторические науки. Политические науки).

6. Примаков В. Л. Основные тенденции развития этноконфессиональных отношений в России // Геополитика. Глобализация. Международные отношения. - М. : МГЛУ, 2011. - С. 158-179. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та ; вып. 25 (631). Сер. Исторические науки. Политические науки).

7. Примаков В. Л., Образцов И. В., Маткаримова Г. В. Этноконфессио-нальная напряженность в Российской Федерации: опыт социологического изучения и анализа: Коллективная монография / под ред. В. Л. Примакова. - М. : МГЛУ, 2014. - 118 с.

8. Саблуков А. В. Профилактика и противодействие терроризму: информационно-коммуникационный аспект // Геополитика. Международные отношения. Социология. - М. : МГЛУ, 2012. - С. 233-248. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та ; вып. 25 (658). Сер. Исторические науки. Политические науки).

9. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.rg.ru/2002/07/30/extremizm-dok.html

10. Этноконфессиональные факторы укрепления единства России и расширения межкультурного диалога на пространстве СНГ: Коллективная монография. - М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2011. - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.