Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
Библиографические ссылки
1. О физической культуре и спорте в Российской Федерации : федер. закон № 329-ФЗ от 4 дек. 2007 г.
2. О создании МАУ «Спортсооружения» : постановление администрации города Сосновоборска № 1074 от 30 июля 2010 г.
3. Степанова О. Н. Маркетинг в сфере физической культуры и спорт : монография / О. Н. Степанова. М. : Сов. спорт, 2003.
4. Спорт и маркетинг: что общего? URL: http://www.management.com.ua.
© Васильев М. А., Корепанова Е. Г., 2011
УДК 339.133.024
М. В. Гаджиева Научный руководитель - Н. В. Федорова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
МЕТОДЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОДУКЦИИ В УСЛОВИЯХ ПАДЕНИЯ СПРОСА НА ВЫСОКОКОНУРЕНТНОМ РЫНКЕ
(на примере ОАО «КЗХ «Бирюса»)
Описывается российский рынок бытовой холодильной техники, раскрывается положение ОАО «КЗХ «Бирюса», проводится анализ причин падения спроса и формулируются предложения по стимулированию продаж.
Рынок бытовой холодильной техники России представлен более 20 производителями и более 40 марками бытовой холодильной техники. Часть производителей имеет заводы, как на территории России, так и в других странах. Начиная с 2002 г., в России наблюдался постоянный рост производства бытовой холодильной техники. Самое большое увеличение произошло в 2007 г. - объем производства вырос на 21 % по сравнению с 2006 г. В 2008 г. выпуск бытовой холодильной техники в России увеличился всего на 2,8 %, данное снижение темпов роста производства связано со стремительным развитием мирового финансово-экономического кризиса во втором полугодии. Негативные тенденции развития кризиса в 2009 г. привели к снижению объема производства бытовой холодильной техники в России на 27 % по сравнению с 2008 г. [1]. В 2010 г. рынок вырос на четверть по отношению к 2009 г. однако восстановление докризисных объемов продаж ожидается только к 2012 г.
По оценке, объем российского рынка БХТ за 2010 г. составил 4 798 тыс. шт., что на 26 % больше 2009 г. Значительную роль в росте продаж сыграли как наращивание объемов потребительского кредитования, так и оживление российской экономики в целом.
ОАО «КЗХ «Бирюса» производит бытовую холодильную технику и торговое оборудование. Ассортимент в настоящее время - 26 базовых моделей. Производство полного цикла, часть узлов в сборке холодильной техники - терморегуляторы, электроблоки и компрессоры, являются покупными, остальные детали и узлы изготавливаются самостоятельно. Модельный ряд: две линейки - шириной 570 мм и шириной 600 мм. 600 мм - 17 моделей, 2 с функцией автоматической системы размораживания морозильной камеры «No Frost». Выпускаются модели серебристого цвета (4 % в общем объеме).
Ценовые сегменты, в которых продается продукция - «эконом» и «медиум» (стоимость до 22 000 рублей). Происходит постоянные поступательный рост цены, обусловленный повышением стоимости
материалов и транспортных расходов, при этом скорость роста ниже уровня инфляции. Продукция реализуется через фирменные магазины, в региональных торговых сетях, отдельных магазинах на территории РФ и стран СНГ (Азербайджан, Абхазия, Узбекистан, Казахстан). Основной потребительский сегмент: м/ж, жители России и стран СНГ, в возрасте от 30 до 50 лет, с уровнем дохода от 7 000 до 20 000 руб. на человека.
Конкурентами «Бирюсы» являются заводы, имеющие на территории России (кроме ЗАО «Атлант») свои предприятия: «BSH», «Beko», «LG», «Vestel». «Индезит», «Атлант» (Беларусь), «Ardo», «Stinol», «Sharp», «Electrolux», «Whirlpool». Основными конкурентами являются производители следующих марок: «Атлант», «Позис», Indesit. В несколько лет произошло значительное усиление конкуренции на рынке бытовых холодильников за счет увеличения объемов производства иностранными компаниями, расположенными на территории России, привлечения ими инвестиций и использования налоговых льгот.
При этом главным конкурентом «Бирюсы» является торговая марка «Атлант», которая воспринимается потребителями как товар-заменитель. По сравнению с марками «Норд», «Орск», «Саратов», «Мир», «Свия-га», марки «Атлант» и «Бирюса» выделяют в отдельный сегмент более современной техники по критериям надежности, функциональности, вероятности покупки. Но в сравнении с популярными импортными брендами «Indesit», «Samsung», «LG» марка «Бирюса» считается несовременной, устаревшей техникой.
Маркетинговый комплекс включает в себя проведение совместных рекламных акций с дилерами по стимулированию спроса на продукцию; проведение обучений для продавцов-консультантов с целью освоения продавцами-консультантами знаний об особенностях продукции «Бирюса», приобретения навыков эффективной работы с клиентами и как следствие -увеличения объемов продаж бытовой техники в роз-
Секция «Маркетинги коммерциализация космоса»
ничных магазинах; размещение рекламно-информационных материалов в федеральных журналах, посвященных бытовой технике, в рекламных газетах торговых сетей, в которых представлена продукция; Интернет-рекламу; организацию ежегодных мероприятий: Конференция дилеров «Бирюса» и Совещание руководителей сервисных центров.
Объем продаж ОАО «КЗХ «Бирюса» в 2010 г. вырос меньше, чем увеличился рынок. По доли рынка в 2010 г. Компания занимает пятое место. Последние три года доля Компании «Бирюса» на рынке России снижается: 7,6 % - в 2008 г., 6,8 % - в 2009 г. и 5,7 % - в 2010 г. [2]. Компании не удалось сохранить долю на рынке бытовой холодильной техники России на уровне 2009 г., несмотря на то, что продажи Компании достигли запланированного на 2010 г. объема. Технику под маркой «Бирюса» хорошо знают в Сибири, но при этом основные человеческие и денежные ресурсы сосредоточены в европейской части России. Федеральная рекламная кампания 2006 г. повысила узнаваемость марки и продажи, но не смогла остановить падение доли рынка.
Основной версией причины падения доли «Бирю-сы» в РФ является низкая конкурентоспособности марки: по данным Галоп Медиа марка «Бирюса» имеет высокую известность, но низкий уровень предпочтения покупателей в РФ; объемы вложения основных конкурентов в рекламу и продвижения своих брендов превышают рекламный бюджет ОАО в несколько раз. Также свою роль играет слабая дистрибуция - марка не представлены в федеральных торговых сетях, так как это опять же связано с высокими затратами на вход. Объемы продаж марки «Бирюса» также ограничены высокой эластичностью цены, так как потреби-
тели считают, что товар под маркой «Бирюса» должен быть дешевле «импортной» продукции.
Для расширения рынков сбыта в 2010 г. Компанией был проведен ряд мероприятий, результатом которых стало изменение системы скидок и премий, что позволяет дилерам активней включаться в рыночную борьбу за объем реализации. Корректировка цен в сторону снижения в Западном регионе России позволила расширить рынок сбыта и удержать позиции. Размещение продукции на складах покупателей в период «низкого» сезона продаж позволило не сокращать производство в данный период и частично избежать дефицита продукции в период «высокого» сезона. Начались поставки в новые для Компании регионы и крупные торговые сети, такие как компания «Гефест-Нева» (Санкт-Петербург), ТС Техносила (ООО «БизнесПро», Москва), ООО «РиА-Маркетинг» (Краснодар), ИП Гарибьян (Пенза), ТС «Техномир» (Липецк).
В целях решения данной проблемы в 2011 г. «Би-рюса» запускает в производство холодильники с обновленным дизайном, которые будут изготавливаться с применением современных технологий, в том числе светодиодных и нанотехнологий. Плюс этого проекта также в том, что предприятие планирует получить на его реализацию субсидии краевого правительства. Также рассматривается вариант выпуска моделей популярного цвета «нержавеющей стали».
Библиографические ссылки
1. Годовой отчет ОАО «КЗХ«Бирюса» за 2009 г.
2. Отчет отдела маркетинга ОАО «КЗХ «Бирюса» по итогам деятельности в 2010 г.
© Гаджиева М. В., Федорова Н. В., 2011
УДК 391.13
А. С. Галишникова, М. И. Смирнова Научный руководитель - Е. А. Якимова Сибирский государственный аэрокосмический университет имена академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ СБЫТА ПОСРЕДСТВОМ СЕРВИСОВ КОЛЛЕКТИВНЫХ ПОКУПОК
Рассмотрено функционирование сервисов коллективных покупок. Определены причины появления и использования, выявлены достоинства и недостатки сервисов коллективных покупок. Предложены методы по повышению эффективности деятельности по стимулированию сбыта посредством сервисов коллективных покупок.
На сегодняшний день продавать услуги и товары становится всё сложнее, и совершать необдуманные покупки люди уже не спешат, как во времена повального дефицита товаров. Прогресс не стоит на месте и сейчас особой популярностью пользуется система скидочных купонов.
Цель исследования - проанализировать деятельность сервисов коллективных покупок и дать практические рекомендации по повышению эффективности работы по стимулированию сбыта.
Объект исследования - методы стимулирования сбыта.
Предметом исследования является деятельность сервисов коллективных покупок.
Сайты коллективных скидок - новое и развивающееся явление. Это сайты, на которых размещаются различные предложения скидок, в которых указывается цена скидки, экономия, временные рамки действия акции и другие необходимые условия [1].
Родиной совместных покупок считается Китай, где интернет-пользователи через форумы и чаты, формировали группы покупателей и отправлялись в торговые точки, где добивались оптовой скидки на товар (10-20 %). Со временем это превратилось в одно из