Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
Библиографические ссылки
1. Бендиков М. А., Фролов И. Э., Хрусталёв С. А. Российская космонавтика на мировом космическом рынке // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 4.
2. ВикипедиЯ. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia. org/wiki/% C3%EE%ED%E5%F6_(%F1%EF%F3%F2%ED%E8% EA%EE%E2%E0%FF_%F1%E8%F1%F2%E5%EC%E 0_%F1%E2%FF%E7%E8.
3. Гонец. Спутниковая система. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gonets.ru/Page164.html.
4. Кантор Л. Я., Ноздрин В. В. Электромагнитная совместимость систем спутниковой связи // Научно-исследовательский институт радио. 2009.
5. Народный.ру [Электронный ресурс]. URL: http://narodniy.ru/item/politika1/zaderzhan-eks-glava-sputnikovoj-sistemy-gonetc-po-delu-mertvyh-dush.
6. Сергеев М. С. Выбор параметров систем спутниковой связи с учетом прочтений потребителей и условий конкуренции // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. № 4 (12).
7. Сомов А. М., Корнев С. Ф. Спутниковые системы связи //Горячая Линия - Телеком. 2012.
8. Tele-Sat Info. Новости спутникового телевидения [Электронный ресурс]. URL: http://forumru.tele-satinfo.ru/index.php?topic=70580.0;wap2.
9. Фаворский В. В. Космонавтика и ракетно-космическая промышленность. М., 2007.
10. Яценков В. С. Основы спутниковой навигации. Системы GPS NAVSTAR и ГЛОНАСС // Горячая линия - Телеком. 2007.
© Христолюбова Е. В., 2013
УДК 338.45.01
Е. С. Чабала Научный руководитель - Ю. В. Данильченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
МАРКЕТИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ ОАО «КЗХ «БИРЮСА»
Приведена стратегическая характеристика ОАО «КЗХ «Бирюса», проанализирована внутренняя среда предприятия, выявлена значимость факторов внешнего влияния. Проведен отраслевой анализ и анализ конкурентов, с помощью маркетинг-микса выявлены возможности предприятия.
До перехода на рыночную экономику в определенных организациях и предприятиях применялись современные по тому времени системы целевого управления (комплексные системы управления качеством продукции и др.), в рамках которых осуществлялось оперативное управление различными видами и областями деятельности [1].
Стратегическое управление представляет собой подсистему менеджмента организации, которая осуществляет весь комплекс конкретных работ профессиональной деятельности по стратегическому анализу, развитию, реализации и контролингу стратегии организации.
Проблемы стратегического управления чаще всего возникают в результате действия многочисленных внешних факторов. Поэтому, чтобы не ошибиться в выборе стратегии, важно определить, какие экономические, политические, научно-технические, социальные и другие факторы оказывают влияние на будущее организации. Стратегия выступает не только в качестве инструмента обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического, экономического, организационного и социального характера, не только как фактор, регулирующий деятельность организации до тех пор, пока намеченные цели и задачи не будут достигнуты, но одновременно и как средство связи предприятия с внешней рыночной средой. Практика показы-
вает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли. Для успеха необходимы целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия. Иными словами, кто лучше планирует свою стратегию, тот быстрее достигает успеха.
Объект исследования - ОАО «КЗХ «Бирюса» -один из крупнейших производителей бытовой холодильной техники и торгового холодильного оборудования в России. За последние десять лет российский рынок бытовой техники сформировался и более четко структурировался. По темпам роста он занимает лидирующую позицию на рынке товаров народного потребления, а по объемам продаж следует сразу после рынка продуктов питания. На сегодняшний день рынок бытовой техники уже достаточно насыщен, при этом темпы роста начинают замедляться, конкуренция становится более жесткой, а выход на рынок нового игрока связан с большими рисками и капиталовложениями [2].
Основными конкурентами ОАО «КЗХ «Бирюса» являются следующие производители: «Атлант», «По-зис», Indesit, Samsung. На рынке бытовой холодильной техники прослеживается тенденция консолидации. Сейчас на восемь крупнейших производителей приходится порядка 70 % рынка. Лидером рынка, по
Секция «Маркетинги коммерциализация космоса»
объему продаж холодильной техники в натуральном выражении, является компания Indesit с долей в 19,2 %. Компании Атлант и Samsung также входят в тройку лидеров.
Степень влияния силы конкуренции на рынке равна 2,53, что говорит о высоком уровне конкуренции. Прогноз развития уровня силы конкуренции равен +0,62, данный показатель означает, что уровень конкуренции будет только расти.
Оценка внешней среды организации была проведена с помощью PEST-анализа, где основными сферами были выбраны: экономическая, технологическая, политическая и социально-культурная. Каждая сфера в свою очередь была детализирована пятью факторами. PEST-анализ в полной мере отразил возможности и угрозы основных факторов макроокружения. Наибольшая нестабильность наблюдается в экономической компоненте, поэтому необходимо уделять особое внимание темпам роста инфляции и изменением спроса на продукцию показателей изменения ВНП, интересов покупателей на предоставляемую продукцию. Также необходимо поддерживать свою конкурентоспособность.
Стратегический анализ внутренней маркетинговой среды организации был выполнен с помощью марке-тинг-микса, включающего в себя четыре направления: продукт, цена, продвижение, место [5].
На данный момент ОАО «КЗХ «Бирюса» занимает третье место по производству бытовой холодильной техники в России. Продукция Компании представлена в низком и среднем ценовых сегментах рынка холодильной техники. ОАО «КЗХ «Бирюса» - третья по объему экспорта бытовой холодильной техники в России после Компании Indesit и LG. Компания «Би-рюса» занимает седьмое место по объемам продаж бытовой холодильной техники в России [3].
Ценовая политика осуществляется управлением ОАО «КЗХ «Бирюса» в г. Красноярске. Региональные магазины не могут влиять на цены. На постоянной основе проводится мониторинг цен конкурентов и с учетом этого формируются цены в ОАО «КЗХ «Би-рюса». На некоторые товарные позиции цены не должны быть выше чем у конкурентов. На формирование цены оказывают влияние такие факторы как
характер и уровень покупательского спроса, уровень доходов потребителей, их желание и возможности приобрести соответствующий товар и др.
При выборе каналов сбыта для предприятия должно быть важно то, какие каналы сбыта используют конкуренты, с какой периодичностью приобретается данный товар, какова доступность рынка и множество других критериев оценки.
ОАО «КЗХ «Бирюса» реализует свою продукцию через свои фирменный магазины и торговые дома. Торговый зал зонирован по товарным категориям (бытовая техника, торговое оборудование, комплектующие). Осуществляется зонирование по цене внутри товарной категории. Товар находится в максимально открытом доступе.
В политике продвижения задействованы все рекламные носители. Активно ведется стимулирование сбыта (например, цены для особых случаев - установление специальных цен в определенные моменты времени для привлечения большого числа покупателей) [4].
Проведя SWOT-анализ компании, можно сделать вывод, что ОАО «КЗХ «Бирюса» имеет достаточно стабильное положение на рынке бытовой техники и несмотря на сложную финансовую ситуацию, Компании удалось реализовать проекты, направленные на улучшение потребительских качеств и расширение номенклатуры продукции, улучшение экологической обстановки, а также продолжить работы по замене и переустановке оборудования.
Библиографические ссылки
1. Гусев Ю. В. Стратегия развития предприятий. СПб. : Изд-во СПбУЭФ, 2009.
2. Официальный сайт ОАО КЗХ «Бирюса». URL: http://www.biryusa. ru/.
3. Сайт «Деловой квартал». URL: http:// krasnoyarsk. dkvartal.ru/wiki/biryusa.
4. Технологии корпоративного управления. URL: http://www.iteam.ru/publications/strategy.
5. Стратегическое управление. URL: http://www. stplan.ru/articles/theory/strman.htm.
© Чабала Е. С., 2013
УДК 339.13
А. А. Шурганова, Д. В. Колпаков Научный руководитель - О. В. Карпычева Сибирского федерального университета, Красноярск
РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКО-ГОЛЛАНДСКОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ МАРКЕТИНГА
И ПРОДАЖ RIMA
Объектом исследования является международная программа подготовки и переподготовки специалистов в области маркетинга RIMA. Интерес к данной теме обусловлен возрастающей потребностью в специалистах-маркетологах. Успешность реализации программы обеспечивается с помощью маркетингового подхода к разработке стратегии продвижения.