Педагогика
УДК 374.7 РС! 21661/Г-113007
Е.Д. Мокрогуз
Методы приобщения людей третьего возраста к образовательной деятельности
Аннотация
Статья посвящена формированию ценностного отношения к образованию на позднем периоде жизни человека. Предложены понятие, методы, условия приобщения людей третьего возраста к образовательной деятельности.
I
Ключевые слова: третий возраст, информационная поддержка, приобщение к образованию, пропаганда активного образа жизни.
E.D. Mokroguz
Methods of the third age people's introduction
to educational activities
Abstract
The article is about the formation of the valuable attitude to education in the late period of life. Concept, methods, conditions of the third age people's introduction to educational activities are suggested.
| Keywords: third age, information support, introduction to education, active lifestyle promotion
Согласно Меморандуму непрерывного образования, переход к «обществу знания», который мы наблюдаем в наши дни, должен сопровождаться процессом «учения длиною в жизнь» [1]. На каждом этапе жизни это учение будет иметь свои задачи.
При выходе на пенсию человек сталкивается с новой социальной ситуацией, появляется необходимость «занять себя» определенной деятельностью, найти новые возможности для общения и самореализации. В это время образовательная деятельность служит средством преодоления и предупреждения социально-психологического кризиса. В настоящее время для людей третьего возраста организуются специальные образовательные программы, однако, многие не знают об их существовании. Несмотря на популярность концепции непрерывного образования, в обществе распространены негативные стереотипы о том, что образование - дело молодых. Отсутствует системная и целенаправленная подготовка к выходу на пенсию, в рамках которой изучались бы вопросы организации досуга и пропаганды активного образа жизни на данном возрастном этапе. Становится необходимой система приобщения людей
третьего возраста в образовательное пространство, в котором они могли бы реализовать себя.
Под термином «приобщение людей третьего возраста к образовательной деятельности» мы будем понимать процесс формирования положительного ценностного отношения и поведения, нацеленного на участие в формальном, неформальном и (или) инфор-мальном образовании.
Человек, выходящий на пенсию - в некотором смысле, тот же абитуриент, попадающий после расставания с профессиональной деятельностью в непривычные социальные условия, открывающие совершенно новые образовательные возможности. Поэтому способы приобщения к образовательной деятельности могут чем-то напоминать профориентационную работу.
Мы выделили комплекс методов приобщения людей третьего возраста к образовательной деятельности: 1. Основу содержания программы приобщения может составлять цикл лекций, образовательная программа или образовательный модуль, входящий в любую программу, предназначенную для людей третьего возраста, будь то курсы компьютерной грамотности или кружок садоводства. Основная цель занятий - познако-
22 Интерактивная наука | 7 • 2016
Pedagogy
мить слушателей с возможностями образовательной деятельности, включая самообразование и культурно-до-суговую деятельность, информирование о том, какие образовательные возможности существуют в районе проживания, формирование положительного отношения к обучению на позднем периоде жизни.
2. Выставочные мероприятия, включающие:
- ярмарки образовательных возможностей, в ходе работы которых предоставляется информация о проведении образовательных программ, осуществляется консультация посетителей представителями соответствующих учреждений, ведется запись на обучение по различным образовательным проектам;
- фестивали и выставки, посвященные искусству для людей третьего возраста, искусству о людях третьего возраста, и непосредственно творчеству людей третьего возраста. Выставки организуются с целью поощрить занятия творческой деятельности, рассказать о соответствующих образовательных программах.
1. Педагогический мониторинг. Большое значение имеет сбор периодический сбор и анализ информации о приобщенности людей третьего возраста к образованию (анализ информированности населения о существующем спектре образовательных возможностей, субъективного отношения к образовательной деятельности и реального участия в образовательных проектах). Многие респонденты узнают об образовании старшего поколения в ходе опроса об образовании старшего поколения.
2. Информационная поддержка, которая заключается в:
- распространении информации о проходящих куль-турно-досуговых мероприятиях и наборах на образовательные программы, периодическое оповещение заинтересованных лиц о проходящих образовательных мероприятиях, проведение социальной рекламы, направленной на формирование образа успешного, активного человека на позднем периоде жизни;
- консультирование по вопросам выбора и записи на образовательные проекты потенциальных слушателей и их родственников, осуществляемая представителями учреждений, в которых реализуются соответствующие образовательные программы очно, по телефону и через Интернет;
В большом городе возможно создание общегородской справочной службы по досуговым, образовательным и социальным проектам для пенсионеров, куда можно было бы обратиться по телефону и уточнить территориально расположение интересующих программ и условия участия в них;
- интернет-поддержка. Необходимо признать, существование в нашем обществе значительной группы
«продвинутых» пенсионеров, которые систематически пользуются Интернетом и не пропускают не одного интересного события. Интернет-поддержка рассчитана, прежде всего, на данную группу. В целях информационной поддержки целесообразно создание Интернет-сайтов, виртуальных групп в социальных сетях, где собирается база данных об образовательных возможностях для людей третьего возраста, а также размещаются ссылки на ресурсы сети Интернет, которые могут быть полезны для досуга и обучения. Здесь же может быть организовано консультирование, обмен опытом участников, дискуссионная площадка, на которой различные предложения выкладывают участники группы, происходит обсуждение результатов образовательной деятельности.
Особое значение данная группа приобретает для лиц, которые по состоянию здоровья или отсутствия в районе проживания соответствующих организаций не могут посещать образовательные программы и большое количество времени будут уделять виртуальным ресурсам.
3. Демонстрация достижений - дни открытых дверей в библиотеках, учреждений социальной защиты, досуговых центрах, образовательных и прочих учреждениях с целью показать соответствующие программы, мастер-классы, проведение соревнований - мероприятия, которые дают возможность понаблюдать и поучаствовать в образовательной деятельности, также будут способствовать процессу приобщения к образованию.
Помимо средств мы выделили условия, способствующие процессу приобщения людей третьего возраста к образовательной деятельности:
- пропаганда значения непрерывного образования для успешного старения и активного долголетия. Процесс приобщения людей третьего возраста к образовательной деятельности сопровождается разъяснением сущности и целей геронтообразования, делается акцент на значении образования для улучшения качества жизни, социальной интеграции, новых возможностях;
- привлечение представителей власти, бизнеса и общества. Это условие заключается во взаимодействии широкого круга разнообразных учреждений, с помощью которых организуется процесс образования людей третьего возраста;
- взаимосвязь различных образовательных программ между собой. Целесообразно, чтобы образовательные программы, предназначенные для людей третьего возраста, помимо своих основных задач, знакомили слушателей и с другими образовательными возможностями, для того, чтобы образование не заканчивалось завершением конкретного курса и, тем самым, обеспечивалась непрерывность обучения.
Литература
1. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза. Лиссабон, 2000 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.znanie.org/jornal/n2_01/mem_nepr_obraz.html (дата обращения: 13.08.16).
Interactive science | 7 • 2016
23