Научная статья на тему 'Виды образовательной деятельности для пожилых в современной Европе'

Виды образовательной деятельности для пожилых в современной Европе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виды образовательной деятельности для пожилых в современной Европе»

ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ В СОВРЕМЕННОЙ ЕВРОПЕ

М. Ставяк-Ососиньска

В последние годы в современном мире происходят огромные демографические изменения, которые особенно серьёзно коснулись Европы. Европейское общество стареет1 с тревожной скоростью. Количество пожилых людей начало резко увеличиваться, а людей работоспособного возраста становится всё меньше и меньше. По статистике в настоящее время количество пожилых людей составляет около 605 млн. В Европе пожилые составляют более одной пятой части общества. В начале 2010 г. население ЕС составляло 501,1 млн человек, из которых около 87,1 млн были людьми в возрасте от 65 лет. По статистике к 2020 г. 25 % населения ЕС будет старше 65 лет2.

Пожилые люди не являются однородной группой - у каждой стадии старения имеются свои характеристики и требования. Похоже, что большинство стран ЕС заботится обо всех пожилых людях3: и о работающих (страны ЕС борятся с дискриминацией на рабочем месте по возрасту), и о вышедших на заслуженный отдых. Последние получают пенсию. Но социальным обеспечением пожилых людей управляют внутренние законы конкретных стран. В последние годы всё большая работа ведется над повышением качества и условий жизни пожилых людей для снижения их смертности и инвалидности. Основные трудности в этом отношении состоят в предоставлении пожилым людям универсального доступа к «высококачественному медицинскому обслуживанию с гарантией финансовой разумности системы здравоохранения

1 Старение является биологическим, психологическим и социальным процессом, влияю-

щим на жизнь индивида. Пожилых людей трудно чётко отнести к определённой группе в связи с отсутствием единого мнения о возрасте наступления старости. В социальном отношении пожилой возраст начинается с выхода на пенсию. Но наступление старости невозможно привязать к определённому биологическому возрасту, потому что по своей природе это индивидуальный процесс, происходящий в большей степени в мозге человека, чем на биологическом уровне. См. Европа для пожилых - пожилые для Европы. Мнения бенефициаров Grundtvig о преимуществах европейского сотрудничества см. С. 1-2. URL: http://www.grundtvig.org.pl/sites/grundtvig.

org.pl/files/europa_seniorom-seniorzy_europie.pdf

2 Опубликованные данные показывают, что в последние годы особенно быстрый рост количества пожилых людей наблюдается в Словении, Германии, Италии, Греции и прибалтийских странах - членах ЕС. Подробные данные о прогрессирующем старении Европы см. Активное старение и солидарность между поколениями. Статистический портрет Европейского союза 2012. С. 19 URL: http://analizy.mpips.gov.pl/images/stories/publ_i_raporty/ER2012/final_statystyczny_portret_UE_pl.pdf

3 В Европейском союзе работе с пожилыми людьми уделяется большое внимание уже в течение долгого времени. 1993 г. был объявлен Европейским годом пожилых людей и солидарности между поколениями. Была принята Европейская социальная хартия. 1999 г. бы объявлен Международным годом пожилых людей. Все эти мероприятия были нацелены на создание "Общества для людей всех возрастов", поощряющего активизацию пожилых людей. Итогом всех усилий по работе с пожилыми людьми стала разработка последнего документа ЕС «Хартия по правам человека», где мы читаем, что «Европейский Союз признает и уважает право пожилых людей вести достойную и независимую жизнь и участвовать в социальной и культурной жизни» (ст. 25). URL: http://www.grundtvig.org.pl/sites/grundtvig.org.pl/files/europa_seniorom-seniorzy_europie.pdf

259

(...) и обеспечении им адекватных пенсий во всех странах ЕС»1. Всё больше внимания обращается на активизацию этой социальной группы путём пропаганды так называемого «активного старения», поскольку всё большее количество пожилых людей хочет после выхода на пенсию по-прежнему проводить своё свободное время2 активным и творческим образом. Одной из форм такой активизации является обучение пожилых людей, значительно отличающееся от обучения молодёжи, но играющее значительную роль в приобретении новых навыков и знаний, необходимых для надлежащего функционирования в быту. Обучение пожилых требует индивидуального подхода, гибких решений и интерактивности3. С 1 января 2007 г. до конца 2013 г. Фонд развития системы образования ЕС проводит программу «Непрерывное образование», нацеленную на «пропаганду межкультурного диалога, самореализации и занятия предпринимательством среди пожилых». Кроме того, в программу Грунтвиг входит широкий диапазон проектов, поддерживающих образование взрослых и пожилых4.

Каждый год у идеи образования для пожилых людей появляется всё больше и больше сторонников в разных странах. Это относится как к развлекательной деятельности, так и к общепринятому образованию5. Пожилые граждане знают, что многие из их профессиональных навыков уже обесценились, но если они будут обновлять имеющиеся знания и приобретать новые навыки, то не выпадут из общественной жизни. Поэтому в последние годы они становятся всё более серьёзными клиентами на образовательном рынке и получают обучение, помогающее им повысить свою информированность и знания по охране здоровья, а также приобрести определённые практические навыки, такие как использование новых сетевых инструментов, управление банковским счётом по интернету и т. д., но прежде всего поддержание человеческих отношений и развитие интересов.

В ответ на требование общественности во всех странах Европы учреждаются образовательные заведения для пожилых, нацеленные на их интеллектуальную, психологическую, физическую и социальную активизацию. Организациями, имеющими богатые традиции6 и замечательный опыт в обу-

1 URL: http://www.twojaeuropa.pl/3643/europejski-dzien-seniora

2 Главным образом путём предотвращения изоляции пожилых людей и их вовлечения в проекты, предусматривающие сотрудничество разных поколений. Под активным старением подразумевается старение в хорошем состоянии здоровья, активное участие в общественной деятельности, самореализация в жизни и относительная независимость в быту. Активное старение означает также повышение работоспособности пожилых людей с тем, чтобы они могли оставаться независимыми как можно дольше.

3 URL: http://m.onet.pl/wiadomosci/kraj, lnz7n

4 Там же.

5 "По мнению Всемирной организации здравоохранения, основательное образование в молодом возрасте в сочетании со способностью учиться всю жизнь позволяет людям в позднее время своей жизни лучше приспособиться к меняющейся среде и сохранить свободу и независимость". URL: http://www.edunews.pl/badania-i-debaty/badania/482

6 См. более подробную информацию в J. Halicki, Education of seniors in terms of the theory of competence. Comparative historical study. Bialystok 2000. P. 42-51.

260

1

чении пожилых, являются Университеты третьего возраста . Они являются основой социального движения, находящего огромный отклик у учёных, местных властей и различных социальных групп1 2. Такие университеты работают под эгидой крупных университетов, центров для проведения культурных и общественных мероприятий, библиотек, домов дневного пребывания и социальных центров. Посещая занятия в Университете третьего возраста, пожилые получают возможность познакомиться с интересными людьми (политическими деятелями, представителями СМИ, художниками, социальными активистами, учёными и т. д.). Основная цель Университета третьего возраста состоит в стимулировании деятельности пожилых людей3. Возможности получения образования носят гибкий характер, что позволяет реализовывать их с учётом потребностей и возрастных интересов. «Соответствующий выбор содержания лекций, понимание социальных и политических, научных и технологических достижений меняющейся среды, в которой живёт современный человек, стимулирует его дальнейшее развитие и предотвращает отставание от современной жизни»4. Кроме того, пожилые студенты обучаются в компьютерных классах, посещают семинары, психологические тренинги (например, семинары по улучшению памяти, проводимые непосредственно на предприятии или в учреждении) и занятия по литературе, изобразительному искусству, театральному искусству, пению, эстрадному искусству, оздоровительной гимнастике, изучают иностранные языки, танцуют, а также отдыхают и помогают другим и т. д.5 В образовательной деятельности для пожилых людей участвуют теперь также и различные культурные и научные учреждения, театры, библиотеки, музеи, центры для проведения культурных и общественных мероприятий и, прежде всего, специально организованные клубы для пожилых людей. В центрах для проведения культурных и общественных мероприятий и в других организациях пожилые люди могут посещать курсы и тренинги по многим сферам жизни. Во всех типах учреждений самыми популярными среди пожилых людей являются курсы по информационно-коммуникационным технологиям, иностранному языку, танцам, изобразительному искусству и специализированные курсы по подготовке к трудоустройству на дополнительную работу. Такие занятия обычно проводятся в группах примерно по десять человек под руководством квалифицированных инструкторов и учителей.

1 Поскольку Университеты третьего возраста работают в разных культурных средах, сложились разные модели их работы: досуговая (нацеленная на путешествия, осмотр достопримечательностей, туристские мероприятия), самообразовательная, художественная (студии мультипликационных фильмов); предпринимательская, включая профессиональную деятельность. O. Czerniawska, University of the Third Age, 30 years of operation. The Changes, Dilemmas and Expectations in the Era of Post-modern, "Chowanna", 2009. V. No. 2. P. 99.

2 Mogielnicka M. The Role of Activity in the Lives of Elderly People - a program workshop "Add Life to Years" // Life at Old Age, edited by B. Bugajski, Szczecin 2007. P. 374.

3 A. Btachnio, Senility Non-profit , voluntary organizations at the Universities of the Third Age in Poland and around the world, Bydgoszcz, 2012. P. 93.

4 Btachnio A. Senility Non-profit ... P. 94.

5 Jabtonko O. Education in the Lives of Seniors, in: Seniors in Society - A Society for the Elderly, edited by M. Makuch, D. Moron, Wroclaw, 2011. P. 104.

261

На протяжении нескольких последних лет особое внимание во всех странах ЕС уделялось курсам обучения с помощью средств массовой информации. Технологическая революция (компьютеры, Интернет, мобильные телефоны и кредитные карты) изменили повседневную действительность, в которой приходится жить пожилым людям. Чтобы справиться с их проблемами и страхами перед современным оборудованием, необходимо подготовить данную социальную группу к умелому использованию новых СМИ1. В эпоху развития информационного общества и постепенного перехода большей части человеческой деятельности в киберпространство, использование информационно-коммуникационных технологий является одним из основных умений и навыков, необходимых для эффективного удовлетворения их потребностей, самореализации и социальной интеграции. С быстрым ростом электронных СМИ (особенно интерактивного мультимедиа) становится чрезвычайно важно предоставить пожилым людям возможность приобрести навыки и использовать их. Цифровые сети позволяют людям общаться в повседневной жизни и оставаться независимыми максимально долго. Для современных пожилых людей особенно важно приобрести навыки использования Интернета, потому что с помощью различных вебсайтов и электронной почты пожилые люди получают возможность следить за событиями, происходящими за пределами их дома, и поддерживать регулярный контакт с далеко живущими членами семьи и друзьями. Эти контакты часто становятся более частыми при наличии навыков пользования коммуникатором Skype или аналогичными приложениями, позволяющими говорящим видеть друг друга. Интернет-чаты позволяют пожилым (часто не способным самостоятельно выйти из дома) общаться с людьми, имеющими сходные с ними интересы, и таким образом выйти из изоляции2.

Принципиально важным элементом онлайн-образования является способность использовать инструменты электронной системы здравоохранения, в том числе и всевозможные виды информационно-коммуникационных технологий, для профилактики заболеваний, диагностики, лечения, контроля и ведения здорового образа жизни. Помимо всего прочего, инструменты такого рода используются также и для связи между пациентами и медицинскими учреждениями, обмена данными между учреждениями и прямых контактов как между пациентами, так и между профессионалами здравоохранения. К их числу может также относиться сеть медико-санитарной информации, электронные истории болезни, дистанционные медицинские услуги и портативные или миниатюрные устройства для связи, используемые для поддержания здоровья пациента и наблюдения за ним3. Электронная система здравоохранения окажется особенно полезной тем, кому по различным причинам прихо-

1 Значение обучения пожилых людей с помощью средств массовой информации

подчеркнуто в проекте резолюции Европейского парламента по обучению с помощью СМИ в цифровой среде с указанием на то, что обучение с помощью средств массовой информации должно охватывать всех граждан: детей, молодёжь, взрослых, пожилых и инвалидов. См.: Committee of Culture and Education 2008/2129 (INI) URL: http://www.europarl.europa.eu/

meetdocs/2004_2009/documents/pr/736/736453/736453pl.pdf

2 URL: http://wiadomosci.ngo.pl/wiadomosci/826819.html

3 URL: http://www.ezdrowie.lodzkie.pl/index.php?id=64

262

дится подолгу оставаться дома. На онлайн-курсах студентов также учат самостоятельному посещению магазинов. Это умение может оказаться необходимым и принести ощутимую пользу лицам, пользующимся вспомогательными приспособлениями для передвижения. Здесь важно просветить студентов по поводу опасностей, которым они могут подвергаться, пользуясь интернет-услугами1.

Чрезвычайно ценным умением, приобретаемым в ходе пользования интернет-услугами, является управление личным банковским счётом. Для многих пожилых людей это слишком трудно. Их утомляет большой объём совершенно новой для них и плохо понимаемой информации. Банковские операции, вход в систему, пароли, пин-коды, множество подписей и конвертов с таинственными числами для пожилых людей обычно являются непреодолимым барьером. Эта ситуация меняется на курсах, где их знакомят с правилами техники безопасности, управлением банковским счётом по Интернету; учат, как запросить и проверить баланс по счёту, сделать перевод и т. д.2 3 Приобретя эти навыки, они становятся более свободными, независимыми и уверенными в себе. Интернет начинает постепенно использоваться пожилыми людьми для обучения с использованием электронных технологий. Этот вид образования востребован главным образом пенсионерами, имеющими доступ к техническим инновациям. Эта форма образования позволяет заочно связаться с выдающимися личностями социальной, экономической, медицинской, художественной и т. д. среды с помощью видео- или звуковых конференций. Однако для многих пожилых людей обучение с использованием электронных технологий до сих пор является непреодолимым барьером, но они понимают, что с помощью такого образования они могут расширить свои знания, общаться в Сети с огромным количеством своих сверстников во всём мире .

Образование имеет большое значение на каждом этапе жизни и даже в пожилом возрасте. Сегодня всё больше пожилых людей пользуется преимуществами различных учебных возможностей (к сожалению, не все они в равной мере доступны во всех государствах-членах). Пожилые понимают, что «Образование без принуждения, без необходимости приобрести профессию, повышение квалификации в добровольном порядке (...) становится способом реализации их собственного гуманизма и собственного опыта бытия»4. Доля пожилых людей в группах, организованных местными сообществами и неправительственными организациями, является важным источником неформального обучения. Учёба положительно влияет на чувство собственного достоинства пожилых людей, а нахождение в группе сверстников играет важную роль в восстановлении жизненных сил5. Получив новые возможности, имеющиеся в настоящем, активные в образовательном отношении пожилые

1 URL: http://wiadomosci.ngo.pl/wiadomosci/826819.html

2 URL: http://di.com.pl/news/43922, 0, Jak_nauczyc_seniora_obslugi_intemetu.html # continue

3 Walter N. New Media in the life of an old man, in old age in the perspective of teacher education, edited by A. Tokaj. Leszno, 2008. P. 163-164.

4 Majewska-Kafarowska A. Education (seniors?) In the process of Social Rehabilitation of the Aging Population, "Chowanna", 2009. V. No. 2. P. 222.

5 Btachnio A. Senility Non profit ... P. 95.

263

люди не чувствуют себя изолированными и бесполезными. В характерах студентов происходили очевидные перемены к лучшему. Они становятся уверенными в себе, полными творческих замыслов, берут инициативу в свои руки, посещают различные дополнительные учебные занятия, работают над своей общей физической и умственной формой и занимают активную гражданскую позицию. Кроме того, они становятся более общительными и чаще обращаются к друзьям и родственникам.

Возможно, что такие положительные изменения происходят под влиянием компьютера и интернет-обучения, поскольку новые цифровые технологии определяют фундаментальные изменения моделей общения и отношений. Обучение с помощью средств массовой информации, организованное для пожилых людей, может разрушить стереотипы и рассеять миф о том, что пожилые являются людьми третьего сорта, почти бесполезными, имеющими множество ограничений по возрасту или здоровью. СМИ могут внести свой вклад в создание для лиц пожилого возраста атмосферы деятельности и удовлетворённости, оптимизма и духовной радости.

Перевод с английского языка выполнен в ООО «Центральное бюро переводов «Знание»

264

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.