Научная статья на тему 'Организация курсов компьютерной грамотности для людей третьего возраста в Российской Федерации'

Организация курсов компьютерной грамотности для людей третьего возраста в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2029
367
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ТРЕТИЙ ВОЗРАСТ / ОРГАНИЗАЦИЯ КУРСОВ / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / COMPUTER LITERACY / THIRD AGE / THE ORGANIZATION OF COURSES / TRAINING CONTENT / EDUCATIONAL PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мокрогуз Елена Дмитриевна

В статье рассматривается практика организации курсов компьютерной грамотности для людей третьего возраста. Анализируется понятие «компьютерная грамотность». Представлена деятельность органов власти, социальных проектов и разнообразных учреждений по массовому обучению пенсионеров основам компьютерной грамотности. Рассматриваются содержание обучения, очные программыи дистанционные ресурсы, учебно-методическое обеспечение, а также особенности профессиональной деятельности преподавателей и их подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Organization of Computer Literacy Courses for the Third Age People in the Russian Federation

The article focuses on the practice of organizing IT courses for elderly people. The concept of "computer literacy" is analyzed. The activities of the authorities, social projects and various institutions associated with mass training of seniors in computer literacyare described. The training content, in-class and online learning programs, learningand teaching support, as well as the peculiarities of professional activitiesand training of teachers are discussed.

Текст научной работы на тему «Организация курсов компьютерной грамотности для людей третьего возраста в Российской Федерации»

ОРГАНИЗАЦИЯ КУРСОВ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ЛЮДЕЙ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

THE ORGANiZATiON OF COMPUTER LiTERACY COURSES FOR THE THiRD AGE PEOPLE iN THE RUSSiAN FEDERATiON

Мокрогуз Елена Дмитриевна

Аспирантка Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается практика организации курсов компьютерной грамотности для людей третьего возраста. Анализируется понятие «компьютерная грамотность». Представлена деятельность органов власти, социальных проектов и разнообразных учреждений по массовому обучению пенсионеров основам компьютерной грамотности. Рассматриваются содержание обучения, очные программыи дистанционные ресурсы, учебно-методическое обеспечение, а также особенности профессиональной деятельности преподавателей и их подготовки.

Ключевые слова: компьютерная грамотность, третий возраст, организация курсов,содержание обучения, образовательные проекты.

Mokroguz Elena D.

Post-graduate student at St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education

E-mail: [email protected]

Abstract. The article focuses on the practice of organizing iT courses for elderly people. The concept of "computer literacy" is analyzed. The activities of the authorities, social projects and various institutions associated with mass training of seniors in computer literacyare described. The training content, in-class and online learning programs, learning and teaching support, as well as the peculiarities of professional activitiesand training of teachers are discussed.

Keywords: computer literacy, third age, the organization of courses, training content, educational projects.

Знание персонального компьютера на сегодняшний день - одно из условий успешной адаптации в обществе. Оно служит ориентиром в информационном потоке, способствует улучшению качества жизни, дает возможности общения, которое после выхода на пенсию резко сокращаются. Многие представители старшего поколения в период наступления цифровой эры оказались отрезанными от информационных технологий - у них не было возможности изучать данный предмет в школе или работать с компьютером во взрослом возрасте. Поэтому теперь все более популярными среди этой категории населения становятся, как их обычно называют, «Курсы компьютерной грамотности», «Основы компьютерной грамотности» или просто компьютерные курсы, направленные на изучение основных базовых навыков работы с ПК, Интернетом и сайтами Государственных услуг.

Что же такое компьютерная грамотность? Существуют разные определения этого понятия.

«Большой энциклопедический словарь» указывает: «Компьютерная грамотность -владение навыками использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества» [1].

Согласно педагогическому словарю Г. М. Коджаспировой [2], в структуру компьютерной грамотности входит «знание основных понятий информатики и вычислительной техники; знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники; знание современных операционных систем и владение их основными командами; знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их функциями; владение хотя бы одним текстовым редактором; первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования; первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения» [2].

Специалисты ЮНЕСКО используют определение, предложенное Д. Хортоном: «Компьютерная грамотность - знания, навыки и умения, необходимые для понимания информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), включая аппаратуру, программные средства, системы, сети (локальные сети и Интернет) и все другие элементы компьютеров и телекоммуникационных систем» [3, с. 54].

В самом широком смысле значение компьютерной грамотности приводится в «Толковом словаре по информационному обществу и новой экономике», где оно обозначается как «овладение минимальным набором знаний и навыков работы на персональном компьютере, рассматриваемое сегодня как мастерство столь же необходимое, как чтение и письмо» [4].

Н. М. Рукина также отмечает, что в современном мире компьютерная грамотность является неотъемлемой частью грамотности функциональной, то есть выступает необходимым условием для успешной адаптации и функционирования человека в обществе [5].

Понятие «компьютерная грамотность» очень динамично. Если 20 лет назад в его содержание обязательно входило знание основ программирования, но отсутствовало умение пользоваться компьютерной мышью, то сегодня ситуация иная. Кроме того, требования общества к содержанию компьютерной грамотности для различных категорий населения (для школьников, для студентов, для работников, для пенсионеров) различны.

Министерством образования и науки РФ были направлены в соответствующие учреждения «Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по поддержке и обучению старшего поколения использованию информационных технологий и сети Интернет в повседневной жизни»от 18 февраля 2014 г. (далее - Методические рекомендации) [6].

Методические рекомендации посвящены организации очных бесплатных курсов компьютерной грамотности для людей пенсионного возраста. Помимо таких курсов существуют индивидуальные и дистанционные формы обучения. Большое количество образовательных центров предлагают курсы на хозрасчетной основе.

В Методических рекомендациях приведено примерное содержание обучения, перечислены темы, которые целесообразно включить в курс «Основы компьютерной грамотности и электронное правительство», рассчитанный для людей третьего возраста. Сюда относятся такие обязательные элементы, как знание операционной системы, текстового редактора, работа с изображениями, аудио- и видеофайлами, поиск информации в Интернете, коммуникация посредством сети Интернет, ознакомлением с виртуальными ресурсами государственных ведомств, изучение возможностей ИКТ для повседневной деятельности.

Характерной чертой бесплатных курсов компьютерной грамотности для людей третьего возраста является обязательное включение в их содержание изучения электронного правительства. Это связано с переходом государственного управления в электронный вид и развитием информационного общества в Российской Федерации. Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», к 2018 г. доля «граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме» должна составлять не менее 70% населения страны [7].

Методические рекомендации подчеркивают положительное влияние освоения компьютерных технологий на качество жизни людей третьего возраста - их адаптацию к современной жизни, включение в информационное общество, самореализацию, общение, кругозор, активность и профессиональное долголетие.

Организация курсов компьютерной грамотности для людей третьего возраста обеспечивается совместными усилиями власти, бизнеса и общества. В настоящее время органами исполнительной власти субъектов РФ осуществляются несколько десятков региональных проектов по всей стране, в ходе которых проводятся мероприятия по созданию условий для организации и проведения компьютерных курсов для пенсионеров (такие проекты, как «Все в сеть!» Министерства социального развития и труда Астраханской области, Республиканская целевая программа «Народный университет третьего возраста» Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Областная долгосрочная целевая программа «Развитие информационного общества в Ростовской области на 2015-2020 годы» Министерства информационных технологий и связи Ростовской области, Региональная комплексная программа «Старшее поколение» Министерства социальной политики Свердловской области).

В рамках подобных проектов реализуются следующие мероприятия:

• разработка образовательных программ;

• создание учебных и методических пособий;

• оповещение населения о возможностях обучения;

• предоставление оснащенных компьютерами помещений;

• организация и проведение бесплатных групповых занятий в центрах шаговой доступности или (реже) предоставление ресурсов для индивидуального обучения;

• обучение преподавателей посредством обмена опытом, проведения конференций, предоставления возможностей для самообучения.

Методические рекомендации определяют оптимальную продолжительность курса в 72 академических часа, из которых 48 аудиторных часов и 24 часа - для самостоятельной работы. На практике количество аудиторных часов в отдельных образовательных программах может быть существенно сокращено. Занятия чаще всего организуются 2-3 раза в неделю по два (или по четыре) академических часа.

Методические рекомендации предполагают проведение занятий в группах по 10-15 человек. В действительности занятия часто организуются в кабинетах, рассчитанных не более чем на 10 человек, а совсем небольшие проекты, в силу нехватки оборудования, могут быть организованы с группой из 4-5 человек.

Методические рекомендации предлагают для работы с людьми третьего возраста использовать «материалы, представленные в лучших практиках обучения компьютерной грамотности» [6], дополнив их региональной спецификой, или с учетом изложенного выше примерного содержания обучения представителям региона самостоятельно разработать программу курса. По заказу органов власти учебные программы могут разрабатываться образовательными, муниципальными учреждениями, некоммерческими организациями, отдельными библиотеками, досуговыми центрами КСЦОН и прочими организациями.

Для проведения курсов задействуются оснащенные компьютерами помещения - в первую очередь, это библиотеки и комплексные центры социального обслуживания населения. Кроме того, курсы компьютерной грамотности для людей третьего возраста могут быть организованы в учреждениях образования, компьютерных центрах, народных школах, университетах третьего возраста, ветеранских организациях, проектных группах, культурно-просветительских и других учреждениях. Большую роль при этом могут играть благотворительные и некоммерческие организации.

Часто эти учреждения выступают площадками для реализации масштабных межрегиональных, Федеральных и даже глобальных образовательных программ, таких как:

1. Национальная социальная программа «Бабушка и дедушка онлайн» (учреждена в 2008 г. Межрегиональной общественной организацией «Ассоциация ветеранов, инвалидов и пенсионеров» при поддержке компании «Ростелеком»). Проект представляет собой программу «массового обучения граждан пенсионного возраста основам информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и услугам электронного правительства» [8]. За 7 лет ее существования курсы прошли свыше 25 тыс. человек. Реализуется в 65 субъектах Российской Федерации, всего - в 150 центрах по стране.

2. Межрегиональный проект компании «(Ростелеком» «Возраст - сети не помеха!» реализуется в Брянской, Владимирской, Смоленской, Тверской, Тульской, Калужской, Московской, Тамбовской, Орловской областях.

3. Федеральный социально-просветительский проект «Сети все возрасты покорны», разработанный компанией МТС, специалистами МГУ и Фондом развития Интернет «с целью популяризации современных информационно-коммуникационных технологий и полезных онлайн-сервисов среди людей старшего возраста, помощи им в приобретении практических навыков использования интернета для решения повседневных задач» [9]. С октября 2012 г. в рамках данной программы были организованы курсы и обучающие мероприятия в Москве, Санкт-Петербурге, Амурской, Самарской и Калужской областях, Пермском крае, Казани, на Камчатке и Сахалине, Туле, Кемерово, Кирове, а также в Республике Беларусь.

4. Благотворительный проект «Статус: Онлайн» - курсы компьютерной грамотности для людей пожилого возраста и взрослых людей с ограниченными возможностями. Цель программы - создать условия, предотвращающие их социальную и информационную изоляцию и улучшающие качество жизни» [10]. Программу с 2013 г. осуществляет Фонд поддержки и развития филантропии «КАФ» при поддержке региональных организаций (Свердловская региональная общественная организация «Добровольческое движение "Дорогами Добра"», Нижегородская региональная благотворительная общественная организация «Забота», Новосибирская региональная общественная организация общества «Знание» России и др.).

5. Программа «Компьютерная грамотность», разработанная компанией Microsoft, имеет глобальный, международный характер, предназначена «для знакомства с цифровым миром и обучения основным понятиям и навыкам работы с компьютером», переведена более чем на три десятка языков. К 2009 г. с ней успели ознакомиться свыше 15 млн человек в самых разных странах. Основу занятий составляют интегрированные мультимедийные ресурсы - видеолекции, тренажеры, тестовые программы. Курс может изучаться как в группе, так и самостоятельно. В Российской Федерации программа была массово реализована в рамках проекта «Твой курс» с февраля 2010 г. по январь 2013 г., за этот период компьютерные курсы прошли около 145 тыс. человек, из них 25% (36 тыс. человек) - старше 60 лет. В настоящее время курс компьютерной грамотности от Microsoft можно пройти в 72 городах России [11].

6. Международный проект «Электронный гражданин» ("E-Citizen"), созданный при поддержке Международного фонда ECDL, специализирующегося на разработке и внедрении единых стандартов в области ИКТ. Его аудитория также говорит на десятках языков. В Российской Федерации программа начала действовать еще с 2006 г. Проект реализуется в Ханты-Мансийском автономном округе, Нижнем Новгороде, Вологодской области, Самарской области, Свердловской области, Мордовии и других регионах. Программа делает упор на возможностях, которые предоставляет Интернет для взаимодействия с обществом и государственными структурами. Как и «Компьютерная грамотность» компании Microsoft, курсы «Электронный гражданин» рассчитаны на широкую аудиторию, но значительную часть слушателей составляют именно пенсионеры.

Существуют и другие образовательные программы.

Распространение образовательных программ влечет за собой разработку учебных пособий для обучения людей третьего возраста основам компьютерной грамотности.

Самые известные из них: учебник «Азбука Интернета», разработанный Пенсионным фондом Российской Федерации совместно с ОАО «Ростелеком» (в электронном виде он размещен на образовательном портале http://www.azbukainterneta.ru/); «Понятный Интернет» - разработанное в формате презентации правительством Нижегородской области и компанией Google учебное пособие, с которым можно ознакомиться по адресу http:// zaprosto-internet.ru/; внушительное по объему учебно-методическое пособие для слушателей «Компьютерная грамотность» (Екатеринбург, 2011), разработанное в рамках Региональной комплексной программы «Старшее поколение» и другие пособия.

Кроме того, большое количество дистанционных уроков можно найти в Интернете на сайтах организаций и единоличных энтузиастов, где выкладываются авторские уроки по освоению компьютера и полезная информация для начинающих пользователей. Это такие ресурсы, как сайт Сергея Авдевнина «Виртуальная компьютерная академия для пенсионеров» (http://www.pc-pensioneru.ru), сайт И. А. Костроминой «Компьютерная грамотность» (http://computer-study.narod.ru/), сайт Надежды Широбоковой «Компьютерная грамотность с Надеждой» (http://www.compgramotnost.ru), сайт «Нам года - не беда» (http:// www.godanebeda.ru/), Онлайн-университет третьего возраста Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (http://u3a.ifmo.ru).

В качестве преподавателей, наряду с профессиональными учителями информатики, активно привлекаются сотрудники библиотек, досуговых отделений КЦСОН, волонтеры, представителей помогающих специальностей, обладающие необходимым уровнем знания ПК. В целях развития межпоколенческого взаимодействия имеет место привлечение в качестве преподавателей для людей третьего возраста старшеклассников и студентов. Это привлечение можно отметить, например, в рамках проекта «Тимуровцы информационного общества» - детско-юношеского и молодежного тимуровского (добровольческого) движения, организованного Российским агентством развития информационного общества. Приветствуется преподавание слушателям третьего возраста их ровесниками, в частности, из числа тех, кто сам прошел обучение на аналогичных курсах.

Достаточно редки программы повышения квалификации в этом направлении (можно упомянуть разработанную Академией МУБиНТ реализуемую в Ярославской области дополнительную профессиональную программу для педагогических работников «Методика обучения компьютерной грамотности социально незащищенных слоев населения», посвященная по большей части работе с пенсионерами [12]).

Подготовка преподавателей для обучения людей третьего возраста основам компьютерной грамотности в основном происходит путем организации образовательных конференций, форумов, мастер-классов, издания методических пособий.

Список литературы

1. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/161138 (дата обращения: 08.01.2016).

2. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2005.

3. Horton, F. Undestanding Information Literacy: A Primer [Текст] / F. Horton. - Paris: UNESCO, 2008.-103p.

4. Толковый словарь по информационному обществу и новой экономике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://information_society.academic. ru/169COMPU ТЕК_ЦТЕИАСУ(дата обращения: 08.01.2016).

5. Рукина, Н. М. Формирование компьютерной грамотности взрослых в сфере дополнительного образования [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Н. М. Рукина. -Оренбург, 2010.

6. Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по поддержке и обучению старшего поколения использованию информационных технологий и сети Интернет в повседневной жизни. Сопроводительное письмо Министерства образования и науки РФ от 18.02.2014 № АК-277/06 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2014/02/Metodicheskie rekomendacii v 11-new.pdf (дата обращения: 08.01.2016).

7. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102156335&intelsearc h=%F3%EA%E0%E7+%EF%F0%E5%E7%E8%E4%E5%ED%F2%E0+2012+601 (дата обращения: 08.01.2016).

8. Национальная социальная программа «Бабушка и дедушка онлайн» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://babushka-on-line.ru/ (дата обращения: 08.01.2016).

9. Сети все возрасты покорны [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://shop. radioterminal.ru/clients/news/index.php?ELEMENT_ID=60904 (дата обращения: 08.01.2016).

10. Статус: Онлайн [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lencso.ru/status-onlain.html (дата обращения: 08.01.2016).

11. Твой курс. Повышение компьютерной грамотности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ycdl.ph-int.org/study/ (дата обращения: 08.01.2016).

12. Учебная программа «Методика обучения компьютерной грамотности социально незащищенных слоев населения» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.social-it.ru/upload/Programm.pdf (дата обращения: 08.01.2016).

References

1. Bolshoy entsiklopedicheskiy slovar. Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ enc3p/161138 (accessed: 08.01.2016).

2. Kodzhaspirova G. M., Kodzhaspirov A. Yu. Pedagogicheskiy slovar. Moscow: Akademi-ya, 2005.

3. Horton F. Undestanding Information Literacy: A Primer. Paris: UNESCO, 2008. 103 p.

4. Tolkovyy slovar po informatsionnomu obshchestvu i novoy ekonomike. Available at: http://information_society.academic.ru/169COMPUTER_LITERACY (accessed: 08.01.2016).

5. Rukina N. M. Formirovanie kompyuternoy gramotnosti vzroslykh v sfere dopolnitel-nogo obrazovaniya. PhD dissertation (Education). Orenburg, 2010.

6. Metodicheskie rekomendatsii dlya organov ispolnitelnoy vlasti subyektov Rossiyskoy Federatsii po podderzhke i obucheniyu starshego pokoleniya ispolzovaniyu informat-sionnykh tekhnologiy i seti Internet v povsednevnoy zhizni. Soprovoditelnoe pismo Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 18.02.2014 No. AK-277/06. Available at: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2014/02/Metodicheskie_rekomendacii_v__11-new. pdf (accessed: 08.01.2016).

7. Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2012 No. 601 "Ob osnovnykh napravleniyakh sovershen-stvovaniya sistemy gosudarstvennogo upravleniya". Available at: http://pravo.gov.ru/ proxy/ips/?docbody=&nd=102156335&intelsearch=%F3%EA%E0%E7+%EF%F0%E5%E 7%E8%E4%E5%ED%F2%E0+2012+601 (accessed: 08.01.2016).

8. Natsionalnaya sotsialnaya programma "Babushka i dedushka on-line" Available at: http://babushka-on-line.ru/ (accessed: 08.01.2016).

9. Seti vse vozrasty pokorny. Available at: http://shop.radioterminal.ru/clients/news/in-dex.php?ELEMENT_ID=60904 (accessed: 08.01.2016).

10. Status: On-line. Available at: http://lencso.ru/status-onlain.html (accessed: 08.01.2016).

11. Tvoy kurs. Povyshenie kompyuternoy gramotnosti. Available at: http://ycdl.ph-int. org/study/ (accessed: 08.01.2016).

12. Uchebnaya programma "Metodika obucheniya kompyuternoy gramotnosti sotsi-alno nezashchishchennykh sloev naseleniya". Available at: http://www.social-it.ru/ upload/Programm.pdf (accessed: 08.01.2016).

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2016, № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.