Научная статья на тему 'Методы преподавания народного песенного фольклора обучающихся начальных школ КНР'

Методы преподавания народного песенного фольклора обучающихся начальных школ КНР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
народный песенный фольклор / образовательная среда / начальное образование / культурное наследие / исторические ценности / патриотизм / древние традиции / folk song folklore / educational system / primary education / cultural heritage / historical values / patriotism / ancient traditions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжан Баомин

В данном исследовании автором дается понятие «народного песенного фольклора», которое имеет исторический смысл в истории культуры Китая. Автором делается акцент на методах подачи и преподавания народного песенного фольклора обучающимся средних школ, также автор выявляет проблему противоречий процесса бучениями и методологии, которая действует в настоящее время в школах Китая. Как пишет автор, на базе противоречий были сформулированы вопросы, в том числе о необходимости разработки образовательного плана преподавания народного песенного фольклора в школах с учетом методологических основ музыкального образования и воспитания в Китае. В результате автором делается вывод, что народный песенный фольклор развивался на протяжении столетий, создавая базу художественной культуры КНР. В любой культуре вырабатываются направления устойчивости образов, характеристик, предметов и т.д. человеческого бытия. Народный песенный фольклор играет основную роль в изучении исторического, культурологического и других направленностей исследований, которые связаны с исследованием традиционной культуры Китая. Для результативного осваивания народного песенного фольклора, необходима разработка методической учебной базы, поэтому нами представлены методы обучения учащихся средних школ народном песенному фольклору: метод погружения в национально-традиционную среду народа; метод слухового восприятия, который необходим для прослушивания музыкального фольклора народа Китая; имитационный метод, который направлен на формирование созидательных способностей, выражающихся в умении исполнять песни и играть на музыкальных инструментах; игровой метод, который применяется в процессе обработки устных фольклорных материалов, при формировании традиционных художественных образов; сбор и подготовка музыкальных материалов о народном песенном фольклоре; выбор и обработка материалов для тематического блока, чтобы понять жанр и характеристики народного песенного фольклора и традиционных музыкальных инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чжан Баомин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF TEACHING FOLK SONGS TO PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN CHINA

In this study, the author gives the concept of “folk song folklore”, which has a historical meaning in the history of Chinese culture. The author focuses on the methods of presenting and teaching folk song folklore to secondary school students, and the author also identifies the problem of contradictions between the teaching process and the methodology that currently operates in schools in China. According to the author, on the basis of contradictions, questions were formulated, including the need to develop an educational plan for teaching folk song folklore in schools, taking into account the methodological foundations of music education and upbringing in China. As a result, the author concludes that folk song folklore has developed over the centuries, creating the basis of the artistic culture of the People’s Republic of China. In any culture, directions for the stability of images, characteristics, objects, etc. of human existence are developed. For effective mastering of folk song folklore, it is necessary to develop a methodological educational base, therefore, we present methods of teaching secondary school students folk song folklore: the method of immersion in the national traditional environment of the people; the method of auditory perception, which is necessary for listening to the musical folklore of the people of China; imitation method, which is aimed at the formation of creative abilities, expressed in the ability to perform songs and play musical instruments; game method, which is used in the processing of oral folklore materials, in the formation of traditional artistic images; collection and preparation of musical materials about folk song folklore; selection and processing of materials for the thematic block in order to understand the genre and characteristics of folk song folklore and traditional musical instruments.

Текст научной работы на тему «Методы преподавания народного песенного фольклора обучающихся начальных школ КНР»

Методы преподавания народного песенного фольклора обучающихся начальных школ КНР

Чжан Баомин,

аспирант, факультет музыкального искусства, Московский педагогический государственный университет E-mail: [email protected]

В данном исследовании автором дается понятие «народного песенного фольклора», которое имеет исторический смысл в истории культуры Китая. Автором делается акцент на методах подачи и преподавания народного песенного фольклора обучающимся средних школ, также автор выявляет проблему противоречий процесса бучениями и методологии, которая действует в настоящее время в школах Китая. Как пишет автор, на базе противоречий были сформулированы вопросы, в том числе о необходимости разработки образовательного плана преподавания народного песенного фольклора в школах с учетом методологических основ музыкального образования и воспитания в Китае.

В результате автором делается вывод, что народный песенный фольклор развивался на протяжении столетий, создавая базу художественной культуры КНР. В любой культуре вырабатываются направления устойчивости образов, характеристик, предметов и т.д. человеческого бытия. Народный песенный фольклор играет основную роль в изучении исторического, культурологического и других направленностей исследований, которые связаны с исследованием традиционной культуры Китая. Для результативного осваивания народного песенного фольклора, необходима разработка методической учебной базы, поэтому нами представлены методы обучения учащихся средних школ народном песенному фольклору: метод погружения в национально-традиционную среду народа; метод слухового восприятия, который необходим для прослушивания музыкального фольклора народа Китая; имитационный метод, который направлен на формирование созидательных способностей, выражающихся в умении исполнять песни и играть на музыкальных инструментах; игровой метод, который применяется в процессе обработки устных фольклорных материалов, при формировании традиционных художественных образов; сбор и подготовка музыкальных материалов о народном песенном фольклоре; выбор и обработка материалов для тематического блока, чтобы понять жанр и характеристики народного песенного фольклора и традиционных музыкальных инструментов.

Ключевые слова: народный песенный фольклор, образовательная среда, начальное образование, культурное наследие, исторические ценности, патриотизм, древние традиции.

В настоящее время в современной КНР исторически сформировались стратегические направления по сохранению и развитию народного песенного фольклора для формирования позитивного имиджа как внутри государства, так и на международном уровне. В ходе снижения межкультурных взаимодействий деятельно стало развиваться музыковедение и традиционная направленность молодежи Китая, стало расти количество исследований ученых, которые выступают за сохранение традиционности культуры Китая. Народный песенный фольклор развивался на протяжении столетий, создавая базу художественной культуры КНР [3].

В песенном фольклоре отражалось миропонимание этноса и эстетических представления китайского народа, которые были заложены на генетическом уровне психофизиологического восприятия культурных традиций. В любой культуре вырабатываются направления устойчивости образов, характеристик, предметов и т.д. человеческого бытия.

Народный песенный фольклор выражался по-разному, например, Л.М. Наставшева «Слово folklore принято переводить как «народная мудрость», а употребляется оно обычно как «народное творчество». Фольклор в науке рассматривается как особая сфера бытия народа, проявление его духовно-материальной культуры. Приметы суеверия, мифы об НЛО, анекдоты, детские игры во дворе, мода, обязательные поздравительные открытки родственникам и друзьям - продолжение древней традиции праздничных благопоже-ланий - все это фольклор» [6]. В данном понятии автором отмечается, что народный фольклор полностью связан с историческим корнями, к нему относятся мифы, духовно-материальные ценности народа, его обычаи, которые передаются от поколения к поколению.

О.И. Алексеева писала, что «Национальная неповторимость, этнокультурная идентичность воплощаются в фольклоре, который мы воспринимаем (учитывая некоторую терминологическую неустойчивость этого понятия, изначально означавшего «folk-lore» - «народная мудрость»), благодаря открытиям представителей отечественной фольклористики как искусство устной бесписьменной традиции того или иного этноса, как «коллективное и основанное на традициях творчество групп или индивидуумов, определяемое надеждами и чаяниями общества, являющееся адекватным выражением их культурной и социальной самобытности» [1].

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Например, восприятие народного песенного фольклора становилось одним из направлений развития молодежи Китая ы лучших традициях. Народный песенный фольклор имеет массу коннотаций, которые связаны со смысловыми понятиями «народной музыки», «фольклорной музыки», «этнической музыки». Отметим, что в современных исследованиях научного понятия «народного песенного фольклора» играет основную роль в изучении исторического, культурологического и других направленностей исследований, которые связаны с исследованием традиционной культуры Китая и ее характеристик, и ее влияния на современное общество. Следует отметить, что национальной задачей китайских учащихся начальной школы является сохранение, развитие и популяризация народных песен и фольклора как основы базовых национальных ценностей, а также передача этих традиций новому поколению. Это основа образования. Преподавая народные обычаи в начальных школах, учащимся прививают патриотизм и любовь к Родине [4].

Согласно «Закону об образовании» и «Закону о начальном образовании», изучение народного песенного фольклора является обязательным в учебной образовательной программе, в то время как тема традиционной музыки занимает недостаточное место. Несмотря на принятые меры в области общего образования, проблема музыкального образования не решается полностью, что может быть связано с неравномерным распределением

экономического и людского потенциала. Особенное значение имеет преподавание народного песенного фольклора, наличие методик и направлений преподавания в экономически отсталых районах Китайской Народной Республики.

Следующая проблема, которая не решается на образовательном уровне КНР - это отсутствие учебно-методических материалов для средних школ, также, включая начальное школьное образование, необходимое для развития личности учащихся. Не хватает профессионально квалифицированных преподавателей в данной сфере, что отрицательно сказывается на развитии музыкального наследства КНР, которое накапливалось столетиями [7].

Для результативного осваивания народного песенного фольклора, необходима разработка методической учебной базы. Становление нынешнего китайского образования непосредственно связано с достижениями как китайской, так и российской педагогики, потому важным является заимствование методологической базы музыкального образования, разработанной как китайскими, так и российскими исследователями, и формировать на ее основе традиционные китайские программы и методики преподавания народного песенного фольклора обучающимся начальных школ КНР. На рисунке 1 представим следующие противоречия, которые возникли в последнее время в образовательном процессе средних школ народному песенному фольклору [8].

Между необходимостью преемственности китайского музыкального наследия, основанного на традиционных китайских ценностях, музыкальной традиции, и недостаточной научной разработкой в школьном музыкальном образовании направления по освоению школьниками народного песенного фольклора;

Между обширной методологической и методической базой российской науки в освоении традиционной народной музыки и недостаточностью интеграции этой базы для применения в китайской музыкальной педагогике;

Между запросом образовательной практики учебно-методического обеспечения обучения народному песенному фольклору и недостаточностью разработанных образовательных программ, методических пособий и пр.;

Между потребностью введения музыкального образования в экономически слабых районах Китая и отсутствием образовательных программ для таких районов по обучению народному песенному фольклору.

о с

и

см см

Рис. 1. Противоречия, которые возникли в последнее время в образовательном процессе средних школ народному

песенному фольклору

На базе противоречий были сформулированы вопросы, в том числе о необходимости разработки образовательного плана преподавания народного песенного фольклора в школах с учетом ме-

тодологических основ музыкального образования и воспитания в Китае [8].

На преподавание фольклора в начальных школах Китайской Народной Республики большое

влияние оказывают географические условия, которые являются неотъемлемой частью истории. У каждой группы есть свои собственные народные песни, которые исторически сложились в силу различных социальных структур, религиозных предпочтений, традиционных ориентаций, образа жизни и трудовой деятельности. Но, несмотря на это, большинство из них объединяет пятиступенчатая пентатоническая шкала, и у каждой этнической группы есть свои ритуалы, трудовые народные песни, например, рыбаков, пастухов и т.д. Существует также много песен о свадьбах и любви, которые сопровождаются религиозными праздниками и церемониями.

Религиозные праздники стали обычным явлением, что показывает уровень повествования и танца, и на протяжении большого количества исторического времени китайские песни существовали в форме устного творчества и передавались из поколения в поколение. Тем не менее, люди выбирали конкретные песни, но следует отметить, что это народная песня Китайской Народной Республики. Она является воплощением китайской мудрости и народного опыта и отражает особенности традиционной культуры в различных регионах Китайской Народной Республики. Поэтому исследование и изучение народных обычаев в начальных школах Китайской Народной Республики является основой и имеет большое значение для школьников [9. 10].

Одной из целей начального школьного образования в Китайской Народной Республике является популяризация музыки и исторических произведений. В полном соответствии со стандартами китайской учебной программы и концепцией учебной программы по искусству, начальные школы обязаны научиться исполнять 1-2 фольклорные песни в течение каждого учебного года. Что касается план работы учителя должен включать песни ханьцев и этнических меньшинств [10].

В образовательном процессе целью занятий по народному песенному фольклору является знакомство с национальным языком, сочетанием народных песен со спортивной пластикой. Любой уровень начального образования учащихся средней школы с народным песенным фольклором предполагает методы пения и игры на традиционных музыкальных инструментах.

Для этого формируются условия преподавания народного песенного фольклора для обучающихся средних школ КНР посредством методов обучения [4].

Отметим, что базой условий обучения является:

1. Создание такой образовательной среды, которая направлена на восприятие музыкального фольклора народов Китая.

2. Выбирать такие фольклорные материалы о музыке и искусстве, которые бы дополняли формы устного и поэтического творчества и предметы декоративно-прикладного искусства.

Например, преподаватели начальной школы Циндао готовятся к урокам преподавания народ-

ного песенного фольклора, определяя условия проведения учебного процесса, ставят перед собой цели, наполняют содержание и внедряют современные методики обучения.

Обучение народному песенному фольклору является целью любой учебной программы, и преподаватели Китая применяют федеральные национальные образовательные стандарты Китая. Поэтому, развитие и формирование в обучающем процессе средних школ народному песенному фольклору является необходимым условием для воспитания в школьниках патриотизма и культурного уровня.

Нами предлагаются следующие методы обучения учащихся средних школ народном песенному фольклору [2]:

1. Метод погружения в национально-традиционную среду народа (с применением произведений декоративно-прикладного искусства).

2. Метод слухового восприятия, который необходим для прослушивания музыкального фольклора народа Китая (повторение движений, звуков, мелодий и ритма).

3. Имитационный метод, который направлен на формирование созидательных способностей, выражающихся в умении исполнять песни и играть на музыкальных инструментах (импровизация традиционных песен, танцевальных движений, создание сценического образа).

4. Игровой метод, который применяется в процессе обработки устных фольклорных материалов, при формировании традиционных художественных образов.

Основным условием является подбор фольклорных материалов о музыке и искусстве, дополнительных формах устного и поэтического творчества, предметах декоративно-прикладного искусства, которое реализовывается с применением методов обучения культурному наследию. Для этого предлагаются следующие методы:

1. Сбор и подготовка музыкальных материалов о народном песенном фольклоре.

2. Выбор и обработка материалов для тематического блока, чтобы понять жанр и характеристики народного песенного фольклора и традиционных музыкальных инструментов.

3. Организация основной среды для восприятия музыкального наследия народов Китая (традиционная одежда, ювелирные украшения, бытовая техника, инструменты и другие предметы, влияющие на создание художественных и эстетических пространств).

Установленные условия обучения, которые существенно воздействуют на формирование обучения детей народному песенному фольклору. С целью закрепления полученных знаний, умений и навыков применяются характеристики народных представлений: пение и голосовые интонации, элементы народного танца, игровые приемы на традиционных китайских музыкальных инструментах. Помимо этого, в учебной программе

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

CJ

см см

применяются все формы устного народного творчества, например - применение сказок с мелодиями, песни-экспромты, пословицы, загадки, детские игры, считалки и многое другое.

Отметим, что при выборе детского репертуара преподаватели должны учитывать возрастные психологические особенности обучающихся начальных школ, субъективные характеристики восприятия музыки, а также взаимосвязь музыкальных произведений с традициями, ритуалами и обычаями. Обратим внимание на то, что необходимо соответствие тематики фольклорных песен национальному календарю, а также семейным традициям, которые сложились в ходе исторического развития.

Анализ учебников для начальной школы показывает, что они содержат небольшое количество китайских песен, что, в свою очередь, может препятствовать эффективному решению образовательных задач по повышению роли народных песен в музыкальном образовании.

Следует отметить, что для популяризации национального фольклора в начальных школах необходимо уделять все внимание разработке методических основ в процессе обучения и непосредственно формировать современное китайское образование с использованием результатов педагогики, заимствованных из различных китайских и российских школ.

Таким образом, приходим к выводу, что в ходе снижения межкультурных взаимодействий деятельно стало развиваться музыковедение и традиционная направленность молодежи Китая, стало расти количество исследований ученых, которые выступают за сохранение традиционности культуры Китая. Народный песенный фольклор развивался на протяжении столетий, создавая базу художественной культуры КНР. В любой культуре вырабатываются направления устойчивости образов, характеристик, предметов и т.д. человеческого бытия. Восприятие народного песенного фольклора становилось одним из направлений развития молодежи Китая в лучших традициях, фольклор имеет массу коннотаций, которые связаны со смысловыми понятиями «народной музыки», «фольклорной музыки», «этнической музыки». Народный песенный фольклор играет основную роль в изучении исторического, культурологического и других направленностей исследований, которые связаны с исследованием традиционной культуры Китая. Для результативного осваивания народного песенного фольклора, необходима разработка методической учебной базы, поэтому нами представлены методы обучения учащихся средних школ народном песенному фольклору: метод погружения в национально-традиционную среду народа; метод слухового восприятия, который необходим для прослушивания музыкального фольклора народа Китая; имитационный метод, который направлен на формирование созидательных способностей, выражающихся в умении исполнять песни и играть на музыкальных ин-

струментах; игровой метод, который применяется в процессе обработки устных фольклорных материалов, при формировании традиционных художественных образов; сбор и подготовка музыкальных материалов о народном песенном фольклоре; выбор и обработка материалов для тематического блока, чтобы понять жанр и характеристики народного песенного фольклора и традиционных музыкальных инструментов.

Литература

1. Алексеева О.А. Песенный фольклор как социокультурное явление народной художественной культуры / НАУКА - ИСКУССТВО - КУЛЬТУРА. - 2012. - № 1. - С. 18-26.

2. Бакланова Т.И. Педагогика народного художественного творчества: учебник для студентов вузов. СПб. [и др.]: Лань: Планета музыки, 2016. 156 с.

3. Гао Бинчжун. Знакомство с китайским фольклором. Пекин: Изд-во Пекинского ун-та. 2009. 357 с.

4. Кан Линь. Народные песни в содержании общего музыкального образования в Китае // Наука и школа. - 2023. - № 5. - С. 203-210. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-5-203-210.

5. Наставшева, Л.М. Песенный фольклор как явление культуры / Л.М. Наставшева. - Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2015. - С. 51-53. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7268/ (дата обращения: 24.11.2023).

6. Собрание китайских народных песен (Цинхай-ский том). Пекин: Национальный комитет «Интеграция китайских народных песен», 2000. 277 с.

7. Стандарт учебной программы обязательного образования по искусству. Пекин: Министерство образования Китайской Народной Республики, 2011. 36 с.

8. Цзян Миндунь. Знакомство с народными песнями хань. Шанхай: Шанхайское муз. изд-во, 2004. 438 с.

9. Чан Лиин. Народная песня как феномен китайской культуры: дис. ... канд. искусствоведения. М., 2007. 159 с.

10. Ян Иньлю. Рукопись по истории древнекитайской музыки. Пекин: Народное муз. изд-во, 2004. 1070 с.

METHODS OF TEACHING FOLK SONGS TO PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN CHINA

Zhang Baoming

Moscow State Pedagogical University

In this study, the author gives the concept of "folk song folklore", which has a historical meaning in the history of Chinese culture. The author focuses on the methods of presenting and teaching folk song folklore to secondary school students, and the author also identifies the problem of contradictions between the teaching process and the methodology that currently operates in schools in China. According

to the author, on the basis of contradictions, questions were formulated, including the need to develop an educational plan for teaching folk song folklore in schools, taking into account the methodological foundations of music education and upbringing in China. As a result, the author concludes that folk song folklore has developed over the centuries, creating the basis of the artistic culture of the People's Republic of China. In any culture, directions for the stability of images, characteristics, objects, etc. of human existence are developed. For effective mastering of folk song folklore, it is necessary to develop a methodological educational base, therefore, we present methods of teaching secondary school students folk song folklore: the method of immersion in the national traditional environment of the people; the method of auditory perception, which is necessary for listening to the musical folklore of the people of China; imitation method, which is aimed at the formation of creative abilities, expressed in the ability to perform songs and play musical instruments; game method, which is used in the processing of oral folklore materials, in the formation of traditional artistic images; collection and preparation of musical materials about folk song folklore; selection and processing of materials for the thematic block in order to understand the genre and characteristics of folk song folklore and traditional musical instruments.

Keywords: folk song folklore, educational system, primary education, cultural heritage, historical values, patriotism, ancient traditions.

References

1. Alekseeva O.A. Song folklore as a socio-cultural phenomenon of folk art culture / SCIENCE - ART - CULTURE. - 2012. -No. 1. - pp. 18-26.

2. Baklanova T. I. Pedagogy of folk art: textbook for university students. SPb. [et al.]: Doe: Planet of Music, 2016. 156 p.

3. Gao Bingzhong. Acquaintance with Chinese folklore. Beijing: Publishing House of the Beijing University. 2009. 357 p.

4. Kang Lin. Folk songs in the content of general music education in China / / Science and School. - 2023. - No. 5. - pp. 203-210. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-5-203-210.

5. Mentor, L.M. Song folklore as a cultural phenomenon / L.M. Mentor. - Text: direct // Pedagogy: Traditions and innovations: materials of the VI International Scientific Conference (Chelyabinsk, February 2015). - Chelyabinsk: Two Komsomo-lets, 2015. - pp. 51-53. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/ar-chive/147/7268 / (accessed: 11/24/2023).

6. Collection of Chinese Folk Songs (Qinghai Volume). Beijing: National Committee "Integration of Chinese Folk Songs", 2000. 277 p.

7. The standard of the curriculum of compulsory education in the arts. Beijing: Ministry of Education of the People's Republic of China, 2011. 36 p.

8. Jiang Mindun. Introduction to Han folk songs. Shanghai: Shanghai Music. publishing house, 2004. 438 p.

9. Chang Liin. Folk song as a phenomenon of Chinese culture: dis. ... cand. art criticism. M., 2007. 159 p.

10. Yang Yinliu. A manuscript on the history of ancient Chinese music. Beijing: Folk Music. publishing house, 2004. 1070 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.