Научная статья на тему 'Применение педагогических возможностей народного песенного фольклора для формирования национальных ценностей у обучающихся начальных школ: обобщение практики системы образования Китая'

Применение педагогических возможностей народного песенного фольклора для формирования национальных ценностей у обучающихся начальных школ: обобщение практики системы образования Китая Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
народный песенный фольклор / образовательная система / начальное образование / культурное наследие / исторические ценности / патриотизм / древние традиции / folk song folklore / educational system / primary education / cultural heritage / historical values / patriotism / ancient traditions.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжан Баомин

В данном исследовании автором дается понятие других авторов «народного фольклора», которое имеет исторический смысл в истории культуры Китая. Автор делает акцент на развитии народного песенного фольклора как формы формирования и развития патриотизма обучающихся начальных школ, как формы развития исторического наследия обучающихся. Также автором проводится анализ источников представления народного музыкального фольклора, учебный материал, который показывает народные культурные традиции и т.д. Автором выявляются основные проблемы в образовательной системе начальных школ КНР, и предлагаются мероприятий, которые позволят подать и представить народный песенный контроль как одну из форм современного образования. В результате автором делается вывод, что разучивание музыкальных произведений на уроках в начальной школе является базой для знакомства обучающихся с историческим истоками, с народной культурой, с историческими ценностями, которые на протяжении многих веков формировались в КНР, что является основой начального образования начальных школ Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE PEDAGOGICAL POSSIBILITIES OF FOLK SONGS FOR THE FORMATION OF NATIONAL VALUES AMONG PRIMARY SCHOOL STUDENTS: GENERALIZATION OF THE PRACTICE OF THE CHINESE EDUCATION SYSTEM

In this study, the author gives the concept of other authors of “folk folklore”, which has a historical meaning in the history of Chinese culture. The author focuses on the development of folk song folklore as a form of formation and development of patriotism of primary school students, as a form of development of the historical heritage of students. The author also analyzes the sources of representation of folk musical folklore, educational material that shows folk cultural traditions, etc. The author identifies the main problems in the educational system of primary schools of the People’s Republic of China, and suggests measures that will allow submitting and presenting folk song control as one of the forms of modern education. As a result, the author concludes that learning musical compositions in primary school lessons is the basis for students to get acquainted with the historical origins, with folk culture, with historical values that have been formed in the PRC for many centuries, which is the basis of primary education in primary schools in China.

Текст научной работы на тему «Применение педагогических возможностей народного песенного фольклора для формирования национальных ценностей у обучающихся начальных школ: обобщение практики системы образования Китая»

Применение педагогических возможностей народного песенного фольклора для формирования национальных ценностей у обучающихся начальных школ: обобщение практики системы образования Китая

Чжан Баомин,

аспирант, Московский педагогический государственный университет

E-mail: baoming.zhang@mail.ru

В данном исследовании автором дается понятие других авторов «народного фольклора», которое имеет исторический смысл в истории культуры Китая. Автор делает акцент на развитии народного песенного фольклора как формы формирования и развития патриотизма обучающихся начальных школ, как формы развития исторического наследия обучающихся. Также автором проводится анализ источников представления народного музыкального фольклора, учебный материал, который показывает народные культурные традиции и т.д. Автором выявляются основные проблемы в образовательной системе начальных школ КНР, и предлагаются мероприятий, которые позволят подать и представить народный песенный контроль как одну из форм современного образования. В результате автором делается вывод, что разучивание музыкальных произведений на уроках в начальной школе является базой для знакомства обучающихся с историческим истоками, с народной культурой, с историческими ценностями, которые на протяжении многих веков формировались в КНР, что является основой начального образования начальных школ Китая.

Ключевые слова: народный песенный фольклор, образовательная система, начальное образование, культурное наследие, исторические ценности, патриотизм, древние традиции.

о с

U

со см о см см

Трансформация различных глобальны процессов в международном масштабе определила различные направления работы и требования к обучению детей в школах КНР. Основным направлением обучения является народный песенный фольклор, который составляет историческую основу ценностей народов Китая. Определимся с понятие «народный песенный фольклор» для дальнейшего исследования, в особенности рассмотрим некоторые мнения разных авторов-историков, культурологии и т.д.

По мнению Л.М. Наставшева «Слово folklore принято переводить как «народная мудрость», а употребляется оно обычно как «народное творчество». Фольклор в науке рассматривается как особая сфера бытия народа, проявление его духовно-материальной культуры. Приметы суеверия, мифы об НЛО, анекдоты, детские игры во дворе, мода, обязательные поздравительные открытки родственникам и друзьям - продолжение древней традиции праздничных благопожеланий - все это фольклор». Автор отмечает, что народный фольклор полностью связан с историческим корнями, к нему относятся мифы, духовно-материальные ценности народа, его обычаи, которые передаются от поколения к поколению.

Например, О.И. Алексеева отмечала, что «Национальная неповторимость, этнокультурная идентичность воплощаются в фольклоре, который мы воспринимаем (учитывая некоторую терминологическую неустойчивость этого понятия, изначально означавшего «folk-lore» - «народная мудрость»), благодаря открытиям представителей отечественной фольклористики как искусство устной бесписьменной традиции того или иного этноса, как «коллективное и основанное на традициях творчество групп или индивидуумов, определяемое надеждами и чаяниями общества, являющееся адекватным выражением их культурной и социальной самобытности».

Отметим, что государственная задача обучающихся начальных школ КНР является сохранение, развитие и популярность народного песенного фольклора как основы базовых национальных ценностей, также передача данных традиций новому поколению, что является основой обучения. Через обучения народному национальному фольклору в начальных школах обучающимся прививают патриотизм, любовь к родине.

Необходимо сказать, что песенный фольклор уходит в далекое историческое прошлое. Учебно-методическими направлениями в обучении школьников являются такие труды как: Гао Бинчжун,

Цзян Мин Чунь, Чан Лиин, Ян Иньлю и другие авторы, которые описывают народный национальной фольклор КНР. Их труды подчеркивают тот факт, что именно исторические традиции Китая были базов формирования и развития народного фольклора. В народном фольклоре прослеживается связь песен и трудовой деятельности китайцев, также народные праздничные и обрядовые культуры, семейные и бытовые обряды, также в течении большого исторического времени Китай создавал много песен, которые были связаны с различными общественными практиками. Данные

традиции дошли до настоящего времени, поэтому важным направлением системы образования начальных классов Китая стала донести до обучающихся исторический смысл народного фольклора, как исторического феномена 21 века.

Отмечается, что древним собранием народных песен КНР прописаны в сборнике «Шицзин», то есть в Книге песен и книге стихов, в данной работе отображено 305 произведений различный китайских авторов Х1^1 века до н.э.. данная книга составляет три раздела «Го Фэн» (Нравы царств), «Я» (Оды) и «Сун» (рис. 1).

В первом разделе представлены в основном китайские народные песни. В «Го Фэн» вошло 160 местных народных песен 15 северных регионов Китая эпохи Чжоу (Х1-Ш вв. до н. э.). Словосочетание «го фэн» понималось как нравы разных регионов (княжеств), входящих в объединенный чжоуский Китай. Иероглиф «го» означает «государство», а «фэн» - «ветер». Поэтому, «Го Фэн» буквальном переводе - «Ветры княжеств».

Во втором разделе - преимущественно песни и стихи придворных авторов о служении правителю, военных походах и пирах. Территория, где были собраны народные песни, включенные в «Го Фэн», эквивалентна четырем провинциям в современном Китае: Шэньси, Шаньси, Хэнань и Шаньдун в бассейне Желтой реки, а также северной части провинции Хубэй и восточной части провинции Сычуань в бассейне реки Янцзы. «В центре песен "Го Фэн" - человек, его отношение к природе и к окружающей действительности, мир чувств и мыслей земледельца, скотовода, охотника».

Рис. 1. Структура сборника «Шицзин»

На обучение народному фольклору в начальной школе КНР оказывает огромное влияние географических условий, которые являются неотъемлемой частью исторического прошлого. Каждая группа имеет собственные народные песни, которые исторически сложились по причине различной социальной структуры, религиозных предпочтений, традиционной направленности, образа жизни и трудовой деятельности. Но, тем не менее наиболее количество из них объединяется пятиступенчатым ладом - пентатоникой, у каждой этнической народности существуют собственные обряды, трудовые народные песни, например, у рыбаков, пастухов и т.д., также существует множество песен о свадьбах, любви, что сопровождается религиозными праздниками,ритуалами.

Широкое распространение получили религиозные праздники, которые показывали повествовательный, танцевальный уровень, также на протяжении большого количества исторического времени песни в КНР существовали в форме устного творчества передаваясь от поколения к поколению, несмотря на это народ отбирал конкретные песни, обрабатывал и совершенствовал. Необходимо отметить, что именно народные песни КНР. Которые сохранились до нашего времени являются воплощением мудрости и народного опыта китайцев, в которых отображаются характеристики традиционной культуры различных регионов КНР, поэтому исследование и изучение народного

фольклора в начальных школах КНР служит основой и имеет огромное значение для школьников.

Одной из целей начального образования КНР является популяризация музыкальных исторических произведений, исключительно в соответствии со стандартом учебной программы Китая и концепцией учебных программ по искусству начальные школы обязаны научиться исполнять 1-2 песни из народного фольклора в каждом учебном году. Что касается рабочих программ преподавателей, то в них должны быть включены ханьские песни, и также песни этнических меньшинств.

Важным направлением учебной деятельности в начальных школах КНР имеет проектная деятельность, где этническая музыка становится частью культурного наследия КНР. Отметим, что в КНР произведено 12 версий учебников для школьников, то есть 11 версий для 6 лат обучения, 1 версия для 5 лет обучения. Данные версии одобрены Министерством образования Китая и являются основой обучения народному фольклору. В этих учебниках представляются ханьские народные песни и также песни меньшинств, многие из них взяты из Собрания народных песен Китая. На рис. 2 представим содержание этих исторических песен.

По сегодняшний день эти песни, танцы и т.д., передаются родителями своим детям, например, песни Донг, которые являются разновидностью многопрофильной народной музыки Китая, одна

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

часть из певцов исполняет песни в высокой тесситуре, а другая исполняет в низкой, также в исполнении песен участвует три певца, одни из них от-

ражают в песне звуки природы, в чем выражается историческая связь культурного наследия с природой.

Рис. 2. Сборник «Шицзин»

о с

и

см см

Анализируя учебники для начальных школ показывает, что в них представляется малок количество китайских песен, что может в свою очередь препятствовать результативному решению образовательных задач для повышения роли народного песнословия в музыкальном обучении.

Отметим, что для того, чтобы популяризовать обучающимся народный национальный фольклор в начальных школах необходимо полностью внимание обратить на развитие методологической базы в процессе обучения, формовать нынешнее китайское обучение непосредственно с достижениями педагогики, заимствовать методологию об-

учения у различных китайских и российских авторов, ученых, создавать различные программы, которые показывают процесс обучения национальному народному фольклору.

В процессе исследования возникают различные противоречия в обучении начальных школ народному фольклору, представим их на рис. 3.

Поэтому необходимо обратить внимание на одну из проблем, которая заключается в том, что в начальных школах КНР нет специальной методологии обучения национальному фольклору.

Важным является компонент современной школьной образовательной системы народному

песенному фольклору как основы базовых национальных ценностях обучающихся начальных школ, который бы обеспечивал сохранность культуры КНР, что является основой социокультурной национальной идентичности. Общая образовательная программа начальных школ КНР должна больше

внимания уделять таким критериям образования как повышение качества культурного образования; сохранения интереса к обучающихся к музыкальному народному фольклору; понижения уровня традиционных методов в процессе образования; развитие инициатив обучающихся.

Рис. 3. Противоречия в обучении начальных школ народному фольклору

Отмечается, что именно народный фольклор в системе образования передает жанр народной и фольклорной музыки, формирует любовь школьников к историческим культурным наследиям. Педагогам начальных школ необходимо больше поддерживать интерес школьников к народному фольклору, к музыке, совершенствовать самоопределение обучающихся в культурной идентичности. Также, содержание методов обучения народному музыкальному фольклору обучающихся КНР требует актуализации инновационных методов обучения, повышение квалификационных характеристик преподавательского состава школ КНР.

Важнейшим направлением процесса обучения народному музыкальному фольклору становится преемственность в обучении и воспитательном процессе школьников в слаборазвитых регионах КНР, и поэтому основным условием становится создание условий в таких регионах для качественного образовательного процесса обучающихся начальных школ народному музыкальному фольклору, созданию общности и исторического патриотизма культурного наследия Китая.

Таким образом, приходим к выводу, что именно народный национальный фольклор Китая является основоположником школьного музыкального образования обучающихся начальных школ, именно народный национальный фольклор выполняет миссию популяризации и патриотизма школьника к своим историческим источникам. Для того, чтобы в большей мере дать обучающимся знания о национальной культуре фольклору школы Китая должны уделить существенное внимание народным песням, народному фольклору, в особенности из знаменитого собрания китайских народных пе-

сен, также немаловажной задачей образования является знакомство обучающихся с культурой «Ши-цзинь». В настоящее время для популяризации обучающихся народному национальному фольклору в начальных школах необходимо полностью внимание обратить на развитие методологической базы в процессе обучения, формовать нынешнее китайское обучение непосредственно с достижениями педагогики, заимствовать методологию обучения у различных китайских и российских авторов, ученых, создавать различные программы, которые показывают процесс обучения национальному народному фольклору. Основной проблемой в обучении народному музыкальному фольклору в система образования начальных школ является то, что в начальных школах КНР нет специальной методологии обучения национальному фольклору. Поэтому, представляется важным больше поддерживать интерес школьников к народному фольклору, к музыке, совершенствовать самоопределение обучающихся в культурной идентичности, содержание методов обучения народному музыкальному фольклору, также направлением процесса обучения народному музыкальному фольклору становится преемственность в обучении и воспитательном процессе школьников в слаборазвитых регионах КНР, и поэтому основным условием становится создание условий в таких регионах для качественного образовательного процесса обучающихся начальных школ народному музыкальному фольклору. Отметим, что именно разучивание музыкальных произведений на уроках в начальной школе является базой для знакомства обучающихся с историческим истоками, с народной культурой, с историческими ценностями, которые на протяжении многих веков форми-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

ровались в КНР, что является основой начального

образования начальных школ Китая.

Литература

1. Алексеева О.А. Песенный фольклор как социокультурное явление народной художественной культуры / НАУКА - ИСКУССТВО - КУЛЬТУРА. - 2012. - № 1. - С. 18-26.

2. Бакланова Т.И. Педагогика народного художественного творчества: учебник для студентов вузов. СПб. [и др.]: Лань: Планета музыки, 2016. 156 с.

3. Гао Бинчжун. Знакомство с китайским фольклором. Пекин: Изд-во Пекинского ун-та. 2009. 357 с.

4. Кан Линь. Народные песни в содержании общего музыкального образования в Китае / / Наука и школа. - 2023. - № 5. - С. 203-210. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-5-203-210.

5. Китайский первый сборник фольклорных песен «Шицзин» // Энциклопедия Китая. Available at: https://www.abirus.ru/conte nt/564/623/624/20915/20930/21235.html (дата обращения: 24.11.2023).

6. Наставшева, Л.М. Песенный фольклор как явление культуры / Л.М. Наставшева. - Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2015. - С. 51-53. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7268/ (дата обращения: 24.11.2023).

7. Собрание китайских народных песен (Цинхай-ский том). Пекин: Национальный комитет «Интеграция китайских народных песен», 2000. 277 с.

8. Стандарт учебной программы обязательного образования по искусству. Пекин: Министерство образования Китайской Народной Республики, 2011. 36 с.

9. Цзян Миндунь. Знакомство с народными песнями хань. Шанхай: Шанхайское муз. изд-во, 2004. 438 с.

10. Чан Лиин. Народная песня как феномен китайской культуры: дис. ... канд. искусствоведения. М., 2007. 159 с.

11. Ян Иньлю. Рукопись по истории древнекитайской музыки. Пекин: Народное муз. изд-во, 2004. 1070 с.

APPLICATION OF THE PEDAGOGICAL POSSIBILITIES OF FOLK SONGS FOR THE FORMATION OF NATIONAL VALUES AMONG PRIMARY SCHOOL STUDENTS: GENERALIZATION OF THE PRACTICE OF THE CHINESE EDUCATION SYSTEM

Zhang Baoming

Moscow State Pedagogical University

In this study, the author gives the concept of other authors of "folk folklore", which has a historical meaning in the history of Chinese culture. The author focuses on the development of folk song folklore as a form of formation and development of patriotism of primary school students, as a form of development of the historical heritage of students. The author also analyzes the sources of representation of folk musical folklore, educational material that shows folk cultural traditions, etc. The author identifies the main problems in the educational system of primary schools of the People's Republic of China, and suggests measures that will allow submitting and presenting folk song control as one of the forms of modern education. As a result, the author concludes that learning musical compositions in primary school lessons is the basis for students to get acquainted with the historical origins, with folk culture, with historical values that have been formed in the PRC for many centuries, which is the basis of primary education in primary schools in China.

Keywords: folk song folklore, educational system, primary education, cultural heritage, historical values, patriotism, ancient traditions.

References

1. Alekseeva O.A. Song folklore as a socio-cultural phenomenon of folk art culture / SCIENCE - ART - CULTURE. - 2012. -No. 1. - pp. 18-26.

2. Baklanova T.I. Pedagogy of folk art: textbook for university students. SPb. [et al.]: Doe: Planet of Music, 2016. 156 p.

3. Gao Bingzhong. Acquaintance with Chinese folklore. Beijing: Publishing House of the Beijing University. 2009. 357 p.

4. Kang Lin. Folk songs in the content of general music education in China / / Science and School. - 2023. - No. 5. - pp. 203-210. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-5-203-210.

5. The Chinese first collection of folklore songs "Shying" // Encyclopedia of China. Available at: https://www.abirus.ru/ content/564/623/624/20915/20930/21235.html (accessed: 11/24/2023).

6. Mentor, L.M. Song folklore as a cultural phenomenon / L.M. Mentor. - Text: direct // Pedagogy: Traditions and innovations: materials of the VI International Scientific Conference (Chelyabinsk, February 2015). - Chelyabinsk: Two Komsomo-lets, 2015. - pp. 51-53. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/ar-chive/147/7268 / (accessed: 11/24/2023).

7. Collection of Chinese Folk Songs (Qinghai Volume). Beijing: National Committee "Integration of Chinese Folk Songs", 2000. 277 p.

8. The standard of the curriculum of compulsory education in the arts. Beijing: Ministry of Education of the People's Republic of China, 2011. 36 p.

9. Jiang Mindun. Introduction to Han folk songs. Shanghai: Shanghai Music. publishing house, 2004. 438 p.

10. Chang Liin. Folk song as a phenomenon of Chinese culture: dis. ... cand. art criticism. M., 2007. 159 p.

11. Yang Yinliu. A manuscript on the history of ancient Chinese music. Beijing: Folk Music. publishing house, 2004. 1070 p.

о с

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.