преподавателя для создания отечественных стандартов профессиональной деятельности преподавателей высшей школы.
Список литературы:
1. Гузеев, В.В. Системные основания образовательной технологии / В.В. Гузеев. - М.: Знание, 1995. - 135 с.
2. Кукуев, А.И. Андрогогический подход в образовании взрослых / А.И. Кукуев. - Ростов н/Д: Булат, 2008. - 176 с.
3. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.
4. Подповетная, Ю.В. Особенности профессиональной деятельности преподавателя вуза в современных / Ю.В. Подповетная, И.В. Резанович // European Social Science Journal. - 2012. - №4. - С. 158-166.
5. Подповетная, Ю.В. Организационная характеристика технологии
развития научно-методической культуры преподавателя высшей школы [Электронный ресурс] / Ю.В. Подповетная // Современные проблемы науки и образования: электронный журнал. - 2011. - №6. - Режим доступа:
http://www.science-education.ru/100-5037.
МЕТОДЫ ПОИСКА НОВЫХ ИДЕИ В АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ
Халдина Е.Ф. - член Союза дизайнеров России, доцент ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики»
Многие из современных существующих произведений архитектуры и дизайна не всегда «прочитываются», т. е. невозможно понять «смысл» объекта, его архитектурную или дизайнерскую концепцию, а некоторые новые, недавно построенные или строящиеся объекты уже имеют устаревший по сегодняшним меркам экстерьерный вид, что отрицательно сказывается на диалоге «человек -среда».
В этой связи актуальным в проектировании архитектурно-дизайнерских объектов становится применение уже известных приемов формообразования, но в контексте современных концепций, а также освоение архитекторами и
41
дизайнерами современных методов поиска новых идей, не достаточно ещё разработанных на теоретическом уровне. Ценностная значимость методов поиска новых идей заключается в том, что они позволяют достичь неожиданного, иногда парадоксального эффекта, вызывающего обостренный интерес у потребителя к архитектуре и дизайну [5].
Освоение знаково-символических, метафорических, аллегорических и других языков в целом может составить художественный язык новой архитектуры и оригинального дизайна. Семиотика в архитектуре и дизайне -это новый старый язык в проектировании.
Метафора выступает в качестве универсальной категории в формировании художественной образности и проектно-культурного жанра в различных сферах архитектуры и дизайна. Ассоциативный метод является способом формирования творческой идеи на основе сравнения далеких друг от друга явлений, предметов, качеств. Данный метод основан на поиске ассоциаций (ощущений, восприятия, представлений, идей), имеющих отношение к теме.
Использование в поиске идей принципов агрегатирования, комбинаторики может привести к возникновению необычных нетрадиционных примеров формообразования. Типология идей может быть расширена за счет нового взгляда на принципы метонимии и унификации. Фантазия, в частности, «архитектурная фантазия» представляет собой основной метод творческого видения будущего архитектуры и дизайна.
Методы преобразований можно рассматривать как универсальную категорию современного проектного языка. Воображение - это форма интеллектуальной деятельности, создание новых представлений на основе уже имеющихся путем их творческого преобразования. Агглютинация - это создание новых образов на основе «склеивания» частей имеющихся образов и представлений.
Акцентированием выступает создание новых образов путем подчеркивания тех или иных черт. Опережающее отражение - это форма логического мышления и творческого действия. Интерпретация представляет собой свободное многовариантное толкование понятий, значений и смыслов одного и того же термина, явления, объекта, содержательный и графический анализ без прямого заимствования.
Актуальным приемом получения творческих идей сегодня становится «аналитическая психология» или в так называемый «структурный анализ» в
42
исследовании прототипа, т. е. обращение архитекторов и дизайнеров к архетипическому осмыслению явлений жизни, к первообразам, к историческим прообразам или к исходной «легенде» средового объекта, к основе его появления. Инверсия как метод отстранения от существующего принципа, переворачивание и перестановка смысла основан на рассматривании объекта с нетрадиционной стороны, в другом ракурсе, с других позиций (социальных, функциональных, планировочных, художественных).
Метод парадокса заключается в создании неожиданного, странного, абсурдного, он используется для экспериментального проектирования необычных объектов, где рассматриваются качества, не характерные для реальной действительности. Прогнозирование - это метод квалифицированного и обоснованного высказывания о будущем развитии архитектурного или дизайнерского объекта. Методами прогноза являются экстраполяция (анализ тенденций развития объекта), моделирование, возможно применение интуитивного и научного прогнозирования.
Список литературы:
1. Жердев, Е.В. Метафора в дизайне: учебное пособие / Е.В. Жердев. - 3-е изд. - М.: Архитектура-С, 2012. - 463 с.
2. Портал о современной архитектуре [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.architektonika. ru.
3. Программа SD-дизайна интерьера [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www. novate. Ru.
4. Чинь, Франсис, Д.К. Архитектура: форма, пространство, композиция / Франсис Д.К. Чинь. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 399 с.
5. Янковская, Ю.С. Архитектура в постиндустриальном мире / Ю.С. Янковская. - Екатеринбург: Архитектон, 2007. - 90 с.
6. Янковская, Ю.С. Семиотика в архитектуре - диалог во взаимодействии: место семиотических исследований в современной теории архитектуры / Ю.С. Янковская. - Екатеринбург: Издательство Урал. ун-та, 2003. - 125 с.
43