УДК 37 Джаргакова Д.А., Жаныбекова Б.Н.
Джаргакова Д.А.
студент 3-го курса бакалавра, по специальности «6В01702-Русский язык и литература» Международный университет Астана (г. Астана, Казахстан)
Научный руководитель: Жаныбекова Б.Н.
старший преподаватель Международный университет Астана (г. Астана, Казахстан)
МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: в статье рассматриваются основные методы педагогической диагностики для определения уровня литературного развития школьников, а так же ключевые аспекты выявления читательских и литературно-творческих способностей учащихся. Акцентируется внимание на необходимость комплексного подхода к диагностике, включающего оценку читательских навыков, уровень понимания текстов и развитие творческого потенциала.
Ключевые слова: педагогическая диагностика, литературное развитие школьников, читательские способности, творческий потенциал.
Литературное развитие школьников и роль педагогической диагностики. Литературное развитие школьников, представляющий собой многогранный процесс формирование у учащихся способности глубокого анализа и интерпретации художественных произведений, выработку осознанного
отношения к литературному творчеству и развитие читательской активности. Методы педагогической диагностики по определению литературного развития школьников. педагогическая диагностика занимают ключевое место, т.к позволяют систематически оценивать различные аспекты литературного развития учеников. Методы педагогической диагностики предоставляют педагогам возможность выявить как сильные, так и слабые стороны учащихся, определить их уровень восприятия литературы, степень развитости критического мышления, а также проанализировать эмоциональные реакции на литературные тексты [1]. Известно, что методы педагогической диагностики способствуют формированию целенаправленного подхода к индивидуальному образовательному маршруту каждого школьника, помогая корректировать образовательные стратегии и применять дифференцированные методы обучения [2].
Значимость педагогической диагностики в оценке литературного развития. Методы Педагогической диагностики по определению литературного развития школьников выполняет определенные функции:
1. обеспечивает выявление базовых литературных знаний и навыков, что особенно важно на начальных этапах учебного процесса. На данном этапе методика педагогической диагностики служит основой для оценки степени готовности учащихся к дальнейшему усвоению более сложных литературных понятий и произведений [3].
2.позволяет определить способность школьников воспринимать и осмыслять произведения высокой степени сложности, что является необходимым для формирования устойчивых учебных стратегий, направленных на развитие глубокой читательской культуры.,
3.играют важную роль в выявлении степени мотивации учащихся к чтению, их культурных предпочтений и уровня интереса к литературе, что является необходимым для разработки эффективных методов стимулирования читательской активности и формирования устойчивого интереса к культурному наследию [4].
Методы педагогической диагностики литературного развития. Методы педагогической диагностики литературного развития школьников включают в себя разнообразные подходы, которые направлены на всестороннюю и объективную оценку не только текущего уровня знаний и навыков учащихся, но и их потенциала. Каждый метод педагогической диагностики-это уникальная информация о развитии аналитических и критических способностей школьников, позволяющая педагогу определить области, которые требуют дополнительной проработки и углубленного внимания [5].
Основополагающим фактором методов педагогической диагностики является использование разнообразных инструментов, позволяющих обеспечить комплексный подход к оценке литературного развития. Один из методов — тестирование, активно используемое в педагогической практике позволяет быстро и структурированно оценить знания и навыки школьников по различным аспектам литературного образования, выявляя как поверхностное, так и глубокое понимание изучаемого материала [5].
Тестирование как метод диагностики литературного развития. Тесты, как метод педагогической диагностики, могут включать вопросы, направленные на проверку базовых литературных знаний и навыков. Например, задания на знание литературных терминов и жанровой принадлежности произведений являются важной частью тестирования. Вопросы на определение таких терминов, как «метафора», «эпитет», «аллегория», позволяют оценить общую осведомленность ученика в области литературной теории и его способность работать с базовыми концептами литературы [3]. Понимание этих понятий является основой для дальнейшего освоения более сложных аналитических и интерпретационных навыков. Тестирование включает задания, направленные на проверку способности школьников анализировать и интерпретировать тексты. Здесь учащимся могут быть предложены небольшие отрывки из произведений, на основе которых они должны выявить основные идеи, символику, а также прокомментировать подтекст и скрытые смыслы произведения [5]. Такие задания помогают развить у школьников умение воспринимать литературные
произведения не только на уровне поверхностного содержания, но и на уровне более глубоких слоёв текста, таких как аллегории и символы [4].
Формы тестирования и учет индивидуальных особенностей учащихся. Тестирование в педагогической диагностике может проводиться как в письменной, так и в устной формах, что позволяет учесть индивидуальные особенности восприятия информации и предпочтения учащихся. письменная форма тестирования позволяет подробно зафиксировать ответы учеников и объективно оценить их уровень знаний, а устные задания выявляют степень уверенности учащихся в своих знаниях,оценивая их коммуникативные и аргументативные навыки [3]. Комбинированное использование устных и письменных форм тестирования позволяет дают представление о литературном развитии школьников, корректируя образовательные стратегии в зависимости от их потребностей [5].
Таблица 1. Методы оценки и развития навыков учащихся.
Методы Применение Оценка навыков
Тестирование Начальная и итоговая диагностика Знание терминов, анализ текста
Анкетирование Опрос для выявления интересов Литературные предпочтения
Наблюдение Постоянное сопровождение Эмоциональная реакция, критическое мышление
Анализ работ Итоговая диагностика Творческое мышление, интерпретация
Анкетирование как метод педагогической диагностики в литературном обучении. Анкетирование — один из ключевых методов для диагностики литературного развития, поскольку он предоставляет педагогу информацию о личных читательских предпочтениях и литературных установках учащихся, что
крайне важно для выстраивания индивидуализированного подхода к обучению. Анкетирование проводится в письменной форме и позволяет охватить широкий круг вопросов, включая интерес к различным жанрам, авторам и темам произведений [1].
Анкеты могут включать вопросы открытого и закрытого типа, где школьники делятся своими предпочтениями относительно художественных произведений, определяя частоту и глубину своего чтения.
Результаты анкетирования помогают педагогу: 1. идентифицировать литературные интересы школьников, 2. оценить мотивацию к чтению, 3. определить частоту чтения и литературные привычки. Этот метод позволяет определить, как часто школьники читают, сколько времени уделяют литературе и в каком формате предпочитают читать (книги, электронные версии и пр.). Такая информация полезна для составления рекомендаций по чтению [4].
Таким образом, анкетирование дает педагогу ценную информацию для анализа читательского поведения учащихся и помогает построить учебный процесс, учитывая интересы и потребности школьников [2].
Наблюдение как метод педагогической диагностики в процессе изучения литературы. Наблюдение-метод педагогической диагностики, направленный на оценку эмоциональных и поведенческих реакций учащихся в процессе изучения позволяя педагогам фиксировать непосредственные проявления интереса, восприимчивости и активного участия школьников при взаимодействии с литературными произведениями. В отличие от других методов диагностики, таких как тестирование или анкетирование, наблюдение позволяет учителю не только получить информацию о знаниях и навыках учеников, но и глубже понять их индивидуальные особенности, эмоциональное восприятие текстов и уровень их вовлеченности в учебный процесс [1].
Анализ творческих работ учащихся как метод педагогической диагностики литературного развития. Анализ творческих работ школьников (эссе, сочинения, литературные дневники и отзывы на прочитанные произведения) - это один из ключевых методов педагогической диагностики в
области литературы, способствующий педагогу получить ценную информацию о степени литературного развития учащихся, а также о их способности к самостоятельному осмыслению и интерпретации литературных произведений. Анализ творческих работ учащихся способствует комплексной оценке ряда навыков, включая логическое и структурированное изложение мыслей, способность к глубинному анализу текста, развитие личностных и творческих способностей учащихся [2].
Метод оценки способности к аргументации и выражению собственного мнения. Является важнейшей задачей анализа творческих работ, который выявляет способности учащихся четко и логично излагать свои мысли, выстраивать убедительные аргументы и обосновывать свою точку зрения. В рамках эссе или сочинения школьник должен не только высказать собственное мнение, но и подкрепить его конкретными примерами из текста, что требует от него навыков аналитического мышления и умения аргументировать [3]. Применение этого метода диагностики позволяет педагогу увидеть, насколько эффективно учащиеся могут строить свою аргументацию, выделяя главные идеи произведения и соотнося их с личным восприятием текста.
Таблица 2. Применимость различных методов педагогической диагностики
на разных этапах обучения.
Этапы обучения Методы диагностики Ожидаемый результат
Начальный Тестирование, анкетирование Оценка базовых знаний и интересов
Средний Наблюдение, анализ творческих работ Углубленное понимание текста
Старший Анализ работ, тестирование Критическое мышление
Анкетирование «Литературные предпочтения». Анкетирование "Литературные предпочтения" - важный метод диагностики, позволяющим педагогу собрать информацию о личных интересах, предпочтениях и читательских установках учащихся. Суть исследования направлено на понимание того, какие литературные жанры, авторы и произведения вызывают наибольший интерес у школьников, а также на оценку их отношения к чтению в целом [1]. Анкетирование является ценным инструментом для того, чтобы педагоги могли строить образовательный процесс, ориентированный на потребности учащихся, что способствует повышению их мотивации и интереса к чтению.
Вопросы анкеты охватывают широкий спектр аспектов, касающихся отношения учащихся к литературе, включая вопросы о предпочтениях в жанрах и авторах. Например, вопросы типа "Какие литературные жанры вам нравятся больше всего?" или "Кто ваш любимый автор?" дают возможность понять, какие жанры и стили могут быть использованы для того, чтобы сделать учебный процесс более увлекательным и мотивирующим. Ответы на такие вопросы помогают педагогам более точно подобрать произведения для чтения и обсуждения в рамках учебного курса, создавая условия для более глубокого вовлечения учащихся в процесс обучения [2].
Кроме того, анкета может включать вопросы, касающиеся частоты и формата чтения, такие как "Как часто вы читаете вне школьной программы?" или "Вы предпочитаете читать книги в печатном или электронном формате?". Эти вопросы позволяют выявить привычки учащихся, их отношение к чтению в свободное время, а также понять, какие форматы книг предпочитают школьники, что может быть полезным для выбора дополнительных материалов или ресурсов для самостоятельного чтения [3].
Не менее важными являются вопросы, направленные на оценку восприятия учебного материала, такие как "Какие произведения, прочитанные на уроках, вам особенно запомнились и почему?". Эти вопросы помогают педагогу выявить, какие произведения вызывают наибольший отклик у школьников, а
также понять, какие аспекты литературной программы требуют дополнительного внимания или уточнения. Ответы на такие вопросы позволяют более точно понять, какие произведения или темы программы могут быть более эффективно представлены для достижения наилучших результатов в обучении [4].
Таким образом, тесты на понимание текста, и анкетирование "Литературные предпочтения" являются важными методами педагогической диагностики, помогающие отслеживать уровень литературного развития учащихся, и точно определять сильные и слабые стороны учеников, и корректировать учебную траекторию с целью достижения более высоких результатов в обучении литературе [5].
Методы педагогической диагностики по выявлению литературного развития школьников, такие как тестирование, анкетирование, наблюдение и анализ творческих работ, а так же анкетирование (литературные предпочтения) комплексно оценивают уровень литературного восприятия учащихся, их критическое мышление и творческий потенциал, что создают точную полную картину литературного развития каждого ученика, и намечает пути для их дальнейшего продвижения в литературном обучении. Выводы исследования показывают, что наиболее эффективными являются комплексные программы, включающие несколько диагностических методов, адаптированных к возрасту и уровню подготовки учеников. Практическое применение методов педагогической диагностики по определению литературного развития школьников отслеживает динамику развития учащихся и мотивирует их на дальнейшее освоение литературных произведений, укрепляя их интерес к литературе [1].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Богданова, Г. И. Основы педагогической диагностики: Методология и практика. — М.: Просвещение, 2021;
2. Иванов, В. Л. Литературное образование и его диагностика в школе. — СПб.: Литера, 2022;
3. Смирнова, Н. П. Методика преподавания литературы: педагогические технологии. — М.: ВЛАДОС, 2023;
4. Лихачев, Д. С. Заметки о русском литературном развитии школьников. — СПб.: Академия, 2020;
5. Шмелев, П. А. Методы тестирования в литературном образовании. — Екатеринбург: У-Фактория, 2019
Dzhargakova D.A., Zhanybekova B.N.
Dzhargakova D.A.
Astana International University (Astana, Kazakhstan)
Scientific advisor: Zhanybekova B.N.
Astana International University (Astana, Kazakhstan)
METHODS OF PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS TO DETERMINE LITERARY DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN
Abstract: article discusses the main methods ofpedagogical diagnostics for determining the level of literary development of schoolchildren, as well as key aspects of identifying the reading and literary and creative abilities of students. Attention is focused on the needfor an integrated approach to diagnosis, including an assessment of reading skills, the level of understanding of texts and the development of creative potential.
Keywords: pedagogical diagnostics, literary development of schoolchildren, reading abilities, creative potential.