Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
читательская грамотность / творческая деятельность / младший школьник / литературное чтение / драматизация произведений / создание книжных афиш / рисование иллюстраций к произведениям / проектная деятельность. / reading literacy / creative activity / junior high school student / literary reading / dramatization of works / creation of book posters / drawing illustrations for works / project activity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аннагельдыева Елена Юрьевна

в статье анализируется влияние творческой деятельности на развитие читательской грамотности у младшего школьника. Представлено определение читательской грамотности. Выделены некоторые виды организации творческой деятельности на уроках литературного чтения, способствующие эффективному процессу развития читательских компетенций. Выделена роль и влияние каждой активности на детей младшего школьного возраста. Также, приведены примеры методов, оказывающие влияние на качественное взаимодействие учащегося с текстом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READING LITERACY OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS THROUGH THE ORGANIZATION OF CREATIVE ACTIVITIES IN THE LESSONS OF LITERARY READING

the article analyzes the influence of creative activity on the development of reading literacy in younger schoolchildren. The definition of reading literacy is presented. Some types of organization of creative activity in the lessons of literary reading are highlighted, contributing to the effective process of developing reading competencies. The role and influence of each activity on children of primary school age is highlighted. Also, examples of methods that influence the qualitative interaction of the student with the text are given.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ»

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Аннагельдыева Е.Ю.

Аннагельдыева Елена Юрьевна - бакалавр, учитель начальных классов, КГУ «Мичуринская средняя школа», село Мичурино, Республика Казахстан

Аннотация: в статье анализируется влияние творческой деятельности на развитие читательской грамотности у младшего школьника. Представлено определение читательской грамотности. Выделены некоторые виды организации творческой деятельности на уроках литературного чтения, способствующие эффективному процессу развития читательских компетенций. Выделена роль и влияние каждой активности на детей младшего школьного возраста. Также, приведены примеры методов, оказывающие влияние на качественное взаимодействие учащегося с текстом. Ключевые слова: читательская грамотность, творческая деятельность, младший школьник, литературное чтение, драматизация произведений, создание книжных афиш, рисование иллюстраций к произведениям, проектная деятельность.

FORMATION OF READING LITERACY OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS THROUGH THE ORGANIZATION OF CREATIVE ACTIVITIES IN THE LESSONS

OF LITERARY READING Annageldyyeva E.Yu.

Annageldyyeva Elena Yuryevna - Bachelor's degree, primary school teacher, KSU "MICHURINSKAYA SECONDARY SCHOOL", MICHURINO VILLAGE, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: the article analyzes the influence of creative activity on the development of reading literacy in younger schoolchildren. The definition of reading literacy is presented. Some types of organization of creative activity in the lessons of literary reading are highlighted, contributing to the effective process of developing reading competencies. The role and influence of each activity on children of primary school age is highlighted. Also, examples of methods that influence the qualitative interaction of the student with the text are given. Keywords: reading literacy, creative activity, junior high school student, literary reading, dramatization of works, creation of book posters, drawing illustrations for works, project activity.

УДК 372.41

Чтение играет ключевую роль в формировании культуры мышления и развитии воображения учащихся начальной школы. Оно способствует расширению кругозора, обогащению словарного запаса, развитию эмоционального интеллекта. Однако для того, чтобы читательское воспитание стало успешным, необходимо применять разнообразные методы и формы работы на уроках литературного чтения, включая творческую деятельность.

Термин «читательская грамотность» появился в 90-х годах прошлого века в контексте международного тестирования PISA: «Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [1].

В связи с преобразованиями современной системы образования, учебный процесс должен строиться таким образом, чтобы ученик мог реализовать свои способности, раскрыть свой потенциал, проявить самостоятельность и творчество в обучении, овладеть собственным стилем учебной деятельности [2].

Теоретическим и практическим аспектам развития творческих способностей детей посвящены труды известных психологов, педагогов, литературоведов (Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков, Л.А. Большакова, О.И. Мотков, Б.П. Никитин, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Ю.М. Лотман и др.). Творческая деятельность, по мнению исследователей, способствует развитию литературно-творческих способностей и умений для работы с художественным текстом. Сочетая инновационные и традиционные формы творческих работ на уроках литературного чтения, можно добиться всестороннего эмоционального восприятия художественного произведения и глубокого понимания его идейного мира [3, с. 142].

Творческая деятельность на уроках литературного чтения позволяет учащимся на практике применить полученные знания и умения, активизировать свое воображение, развить креативное мышление. Использование творческой деятельности на уроках литературного чтения способствует не только более глубокому усвоению прочитанного материала, но и развитию творческих способностей учащихся, их эмоциональной отзывчивости и коммуникативных навыков.

Нами были выделены некоторые виды организации творческой деятельности на уроках литературного чтения.

1. Драматизация произведений

Драматизация произведений играет важную роль в формировании читательской грамотности. Она предоставляет читателям возможность более полно и глубже погрузиться в мир литературы и ощутить все эмоции, передаваемые автором.

Когда произведение драматизируется, оно обретает новую форму выражения - театральный сценический образ. Это позволяет зрителям и слушателям видеть и слышать действие, переживать его вместе с героями. Драматический спектакль или аудиопостановка создают атмосферу сопереживания, поднимая эмоциональный настрой слушателей на новый уровень.

Одной из важных задач драматизации произведений является привлечение внимания к чтению. Обычно произведения, драматизированные для сцены или аудиоформата, вызывают больший интерес и легче проникают в сознание читателей. Дети и подростки, которые по-разному усваивают информацию, могут лучше понять и запомнить содержание произведения благодаря живым образам и диалогам.

Еще одним полезным аспектом драматизации произведений является развитие воображения и творческого мышления у читателей. Когда они воображают персонажей, сцены и действия, у них активизируются те же части мозга, которые отвечают за эмоциональные реакции. Таким образом, драматизация произведений способствует улучшению восприятия текста, аналитическим и творческим способностям читателей.

Кроме того, драматизация произведений позволяет демонстрировать и передавать сложные социальные и культурные аспекты, которые могут быть непонятны или трудно представимы в текстовом формате. С помощью актеров, реквизита, костюмов и музыки можно воплотить на сцене и передать атмосферу определенной эпохи, страны или конкретного исторического события. Это позволяет читателям лучше понять и прочувствовать прошлое, а также настоящее и будущее, рассмотренные в произведениях.

В целом, драматизация произведений имеет высокое значение для формирования читательской грамотности, расширения литературного опыта и развития интеллектуальных и эмоциональных способностей. Она способна вовлечь читателей в процесс чтения и помочь им полноценно насладиться и понять содержание исследуемых произведений.

2. Создание книжных афиш.

Роль создания книжных афиш в формировании читательской грамотности в начальных классах неоспорима. Книжные афиши являются эффективным инструментом, способствующим развитию интереса к чтению и расширению кругозора детей. Этот метод активно применяется учителями и библиотекарями для стимулирования чтения и формирования привычки общаться с книгами.

Во-первых, создание книжных афиш позволяет привлечь внимание детей к различным литературным произведениям. Яркая и оригинальная афиша с привлекательной картинкой и интересным описанием книги визуально привлекает внимание детей, побуждая их задуматься о ее прочтении. Это особенно важно для начальных классов, где дети только знакомятся с миром книг и еще не имеют определенных предпочтений. Книжные афиши помогают сделать чтение более привлекательным и интересным, вызывая у детей желание узнать больше о содержании книги и почитать ее.

Во-вторых, книжные афиши являются отличным способом познакомить детей с различными жанрами литературы. Создание афиш для разных книг позволяет детям узнать о разнообразии жанров и выбрать то, что больше всего соответствует их интересам. При этом они могут ознакомиться с книжными афишами своих одноклассников, что позволяет обмениваться рекомендациями и отзывами о книгах. Такой обмен опытом и мнениями помогает развивать читательские навыки и аналитическое мышление.

В-третьих, создание книжных афиш включает в себя исследовательскую работу. Для написания информативного описания книги необходимо провести предварительное изучение произведения, оценить его содержание и подобрать ключевые моменты для афиши. Такая работа требует аналитических навыков и позволяет детям углубиться в мир литературы, развивая их способности к раскрытию смысла и передаче информации в доступной форме.

Современные дети предпочитают создание книжных афиш с использованием информационно-коммуникационных технологий. Интеграция ИКТ в учебный процесс способствует развитию навыков чтения, письма, анализа и самостоятельной работы, а также развивает креативное мышление и коммуникационные умения. Создание книжных афиш предоставляет возможность ребятам выразить свои мысли и впечатления о прочитанных книгах, а также привлечь внимание сверстников к чтению.

Процесс создания книжных афиш с помощью ИКТ включает выбор интересных шаблонов и изображений, написание краткого описания книги, добавление информации о авторе и жанре произведения, а также акцентирование внимания на ключевых моментах сюжета. Такой подход не только способствует развитию читательской грамотности, но и стимулирует учащихся к чтению, расширяет их кругозор и развивает культуру самовыражения.

3. Рисование иллюстраций к произведениям.

Рисование иллюстраций играет важную роль в развитии читательской грамотности младшего школьника. Изобразительное искусство не только визуально привлекает детей, но и помогает им лучше понять и осмыслить тексты, которые они читают. Иллюстрации могут создаваться при помощи интерактивных досок и различных приложений.

Иллюстрации создают своего рода мост между текстом и воображением ребенка. Они визуализируют события, персонажей и места, оживляя историю и делая ее более доступной для понимания. Благодаря иллюстрациям дети могут более глубоко вникнуть в сюжет произведения, узнать больше о характерах персонажей и создать свое представление о происходящем.

Рисование иллюстраций также способствует развитию воображения и творческого мышления младшего школьника. Когда ребенок самостоятельно воплощает на бумаге образы и идеи из текста, он активно участвует в обработке прочитанного материала. Это помогает ему не только запомнить информацию, но и развить свои навыки анализа, интерпретации и выражения собственных мыслей.

Рисование иллюстраций способствует формированию эмоциональной связи ребенка с текстом. Когда он видит на бумаге свои собственные рисунки, которые отражают события и переживания героев, его интерес и вовлеченность в чтение сильно возрастают. Продуктивное взаимодействие текста и иллюстраций создает полноценный опыт чтения, стимулирующий развитие лингвистических и эмоциональных навыков.

Можно отметить, что рисование иллюстраций важно для развития читательской грамотности младшего школьника. Оно обогащает его восприятие текста, развивает творческое мышление и эмоциональную связь с прочитанным. Поэтому при работе с детьми важно поощрять их творческие усилия и давать возможность самостоятельно иллюстрировать прочитанные произведения.

4. Проектная деятельность.

Проектная деятельность на уроках литературного чтения в начальных классах - это эффективный и интересный способ развития у детей навыков чтения, понимания художественных произведений и развития творческого мышления. Проектная деятельность представляет собой организованное и целенаправленное изучение темы или проблемы, обычно совместно с другими учениками. В рамках уроков литературного чтения в начальных классах, проектная работа позволяет учащимся углубленно изучить произведение литературы и создать свои собственные проекты на его основе.

Развитие творческих способностей младших школьников будет происходить успешно, если в учебном процессе использовать проектную деятельность, так как она ставит учащихся в ситуацию самостоятельного поиска решения проблемы, требует от него проявления инициативы, самостоятельности, нестандартности мышления [4].

Один из подходов к проектной деятельности на уроках литературного чтения - это создание книжной выставки. Учащиеся могут изучать произведение, его главных героев и события, и на основе этого создать постеры, графические коллажи, модели сцен из книги или даже театральные декорации. Данная деятельность способствует развитию чувства визуальности, творческого мышления и эмоционального вовлечения в произведение.

Другой вариант проектной работы - написание собственного продолжения или изменения сюжета произведения. Учащиеся имеют возможность продолжить историю, изменить роль главного героя или создать альтернативный финал. Такая активность помогает развивать навыки письма и фантазии, а также позволяет детям воочию увидеть различные варианты развития событий. Кроме того, проектная деятельность на уроках литературного чтения может включать создание книжных рецензий, проведение литературных дебатов, организацию книжного клуба или книжных викторин. Все эти мероприятия способствуют развитию навыков анализа, критического мышления и коммуникативных навыков.

Проектная деятельность на уроках литературного чтения в начальных классах - это отличный способ заинтересовать детей чтением, развить их творческие способности и углубить понимание художественных произведений. Через проектную работу ученики не только получают знания, но и становятся активными участниками образовательного процесса, развивают навыки сотрудничества и самостоятельности.

Таким образом, организация творческой деятельности на уроках литературного чтения играет особую роль в формировании читательской грамотности учащихся начальных классов. Позволяя детям активно взаимодействовать с произведениями литературы, творческая работа способствует их полноценному восприятию и пониманию текста, развитию творческих способностей и эмоциональной отзывчивости.

Такой подход к организации уроков литературного чтения способствует не только улучшению уровня грамотности, но и развитию личности школьника в целом.

Список литературы /References

1. Основная информация об исследовании PIRLS. [Электронный ресурс]. URL: http://www.centeroko.ru/pirlsl6/pirlsl6_pub.html (Дата обращения: 30.04.2024).

2. Сарсекеева Ж.Е., Сафарова Н.Б., Полупан К.Л. Развитие самостоятельности младших школьников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 1-2. - С. 270-274.

3. Насибуллина А.А. Формирование полноценного восприятия художественного текста у младших школьников в процессе творческой деятельности // Современная наука и образование: проблемы, решения, тенденции развития. 2024. С. 141-146.

4. Кисляк Е.С. Развитие творческих способностей младших школьников в проектной деятельности // Современные подходы к повышению качества образования. 2014. С. 81-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.