Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1849
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / НАБЛЮДЕНИЕ / ОПРОСЫ / АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ / МОНОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / АБСТРАГИРОВАНИЕ / ЭКСПЕРИМЕНТ / ШКАЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджикурбанова Габибат Магомедовна, Таибова Разият Ахмедовна

В статье рассматривается проблема использования и отбора методов педагогического исследования, представляющих теоретическую и практическую значимость в подготовке будущего педагога профессионального обучения. В статье приводятся следующие группы методов исследования: теоретические; изучения и обобщения педагогического опыта; экспериментальные и обработки данных. Авторы делают вывод о том, что Использование выше рассмотренных методов исследования в учебном процессе позволяет поэтапно сформировать знания и умения, необходимые компетенции, которые необходимы будущему педагогу как для участия в научно-исследовательской работе, так и для реализации себя в будущей профессиональной деятельности, сформируют умение будущего педагога осуществлять профессиональную деятельность в условиях постоянно меняющихся условий преподавания, связанных с введением обновлённых образовательных Стандартов, инновационных методов и подходов к обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаджикурбанова Габибат Магомедовна, Таибова Разият Ахмедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF PEDAGOGICAL RESEARCH IN PROFESSIONAL EDUCATION

The article deals with the problem of using and selecting methods of pedagogical research that are of theoretical and practical importance in the preparation of a future teacher of vocational training. The article presents the following groups of research methods: theoretical; study and generalization of pedagogical experience; experimental and data processing. The authors conclude that the use of the above research methods in the educational process allows us to gradually form the knowledge and skills necessary competencies that are necessary for the future teacher both to participate in research work and to realize himself in future professional activities, will form the ability of the future teacher to carry out professional activities in the conditions of constantly changing teaching conditions associated with the introduction of updated educational Standards, innovative methods and approaches to teaching.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

приобретению опыта разрешения проблем, принятия решений, позитивного поведения.

3. Предметно-развивающая среда в ДОО должна содержать совокупность источников информации о сущности функционирования проблем и способов их решений.

4. Организация методического сопровождения педагогов ДОО должна осуществляться через систему мастер-классов, вебинаров, курсов повышения квалификация для повышения уровня осведомленности педагогов в вопросах развития функциональной грамотности дошкольников. При этом важно регулярное взаимодействие с педагогическими вузами, которое позволило бы образовательным организациям совместно спланировать систему мероприятий по проблемным вопросам, совместить ответы на вопросы теоретического характера с практическими. Мероприятия по методическому сопровождению педагогов ДОО могут быть организованы в процессе взаимодействия с базовыми кафедрами и затем распространены в образовательные организации города, региона. Организация взаимодействия способствует стимулированию у педагогов интереса и мотивации к самообразованию, повышению уровня самостоятельности в выборе форм и содержания работы с детьми по развитию у них функциональной грамотности, развитию критического мышления педагогов.

5. Информационно-просветительская работа с родителями должна вестись посредством организации консультаций, мастер-классов, совместных мероприятий с детьми, направленных на решение проблем формирования функциональной грамотности дошкольников.

Выделенные условия могут дополняться с учетом других исследований в области функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

1. Винокурова, Н.В. Развитие интеллектуальных умений детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования / Н.В. Винокурова, С.И. Васенина, О.В. Мазуренко // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2022. - Вып. 75. - Ч. 2. - С. 63-66.

2. Винокурова, Н.В. Развитие любознательности и умственных способностей дошкольников в условиях трансформации социального пространства / Н.В. Винокурова, С.И. Васенина, О.В. Мазуренко // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2022. - Вып. 75. - Ч. 2. - С. 66-69.

3. Гайченко, С.В. Функциональная грамотность дошкольника: как ее сформировать? / С.В. Гайченко, В.Г. Смелова, Н.П. Моторо. - URL: https://metod.tgLnetш/wp-content/uploads/2020/09/ОСНОВЫ-ФГ_ДШ-3-1-.pdf (дата обращения 14.06.2022 г.)

4. Галянт, И.Г. Художественно-творческие компетенции как компонент функциональной грамотности дошкольников // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2020. - №3 (11). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvenno-tvorcheskie-kompetentsii-kak-komponent-funktsionalnoy-gramotnosti-doshkolnikov (дата обращения: 07.09.2022).

5. Гершунский, Б.С. Грамотность для XXI века / Б.С. Гершунский // Советская педагогика. - 1990. - № 4. - С. 58-64.

6. Дошкольное образование в России: статистический обзор / Н.Б. Шугаль, В.И. Кузнецова, О.К. Озерова. - Москва: НИУ ВШЭ, 2021. - 64 с.

7. Ермоленко, В.А. Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. - 2015. - №1. - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/razvitie-funktsionalnoy-gramotnosti-obuchayuschegosya-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 07.09.2022).

8. Крупник, С.А. Функциональная грамотность в системе образования Беларуси / С.А. Крупник, В.В. Мацкевич. -Минск: Акад. последиплом. образования, 2003. - 125 с.

9. Леонтьев, А.А. От психологии чтения к психологии обучения чтению // Материалы 5-й Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001 г.). В 2-х ч. - Ч. 1 / под ред. И.В. Усачевой. - Москва, 2002.

10. Перминова, Л.М. Формирование функциональной грамотности учащихся: культурологический подход: учебно-методическое пособие / Л.М. Перминова. - Москва: Департамент образования города Москвы, Московский ин-т открытого образования, 2009. - 131 с.

11. Савченко, М.В. Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 4. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31030

12. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027

13. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do

14. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, М.И. Кузнецова, В.Ю. Романова и др.; под ред. Н.Ф. Виноградовой; Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Институт стратегии развития образования Российской академии образования. - Москва: Вентана-Граф, 2018. - 286 с.

15. Хуторской, А.В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования / А.В. Хуторской // Высшее образование в России. - 2017. - № 12 (28). - С. 85-91.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, исполняющий обязанности заведующего кафедрой профессионально-педагогического образования Гаджикурбанова Габибат Магомедовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент, исполняющий обязанности заведующего кафедрой информационных технологий и экономики Таибова Разият Ахмедовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема использования и отбора методов педагогического исследования, представляющих теоретическую и практическую значимость в подготовке будущего педагога профессионального обучения. В статье приводятся следующие группы методов исследования: теоретические; изучения и обобщения педагогического опыта; экспериментальные и обработки данных. Авторы делают вывод о том, что Использование выше рассмотренных методов исследования в учебном процессе позволяет поэтапно сформировать знания и умения, необходимые компетенции, которые необходимы будущему педагогу как для участия в научно-исследовательской работе, так и для реализации себя в

будущей профессиональной деятельности, сформируют умение будущего педагога осуществлять профессиональную деятельность в условиях постоянно меняющихся условий преподавания, связанных с введением обновлённых образовательных Стандартов, инновационных методов и подходов к обучению.

Ключевые слова: методы педагогического исследования, наблюдение, опросы, анализ документов, монографический анализ, моделирование, абстрагирование, эксперимент, шкалирование.

Annotation. The article deals with the problem of using and selecting methods of pedagogical research that are of theoretical and practical importance in the preparation of a future teacher of vocational training. The article presents the following groups of research methods: theoretical; study and generalization of pedagogical experience; experimental and data processing. The authors conclude that the use of the above research methods in the educational process allows us to gradually form the knowledge and skills necessary competencies that are necessary for the future teacher both to participate in research work and to realize himself in future professional activities, will form the ability of the future teacher to carry out professional activities in the conditions of constantly changing teaching conditions associated with the introduction of updated educational Standards, innovative methods and approaches to teaching.

Keywords: methods of pedagogical research, observation, surveys, document analysis, monographic analysis, modeling, abstraction, experiment, scaling.

Введение. В настоящий момент ни у кого не вызывает сомнения факт, что на каждом уровне обучения будущих педагогов (бакалавриат. магистратура) необходимо развивать у них творческое мышление и формировать исследовательские умения, без которых трудно реализовать себя в будущей профессии.

Формирование необходимых умений научного исследования ученые-педагоги связывают с внедрением в подготовку будущих педагогов специализированных методов педагогического исследования, которые способствуют не только пополнению запаса педагогических знаний и повышению уровня профессиональной компетентности, но и освоению научной сферы деятельности. Чтобы сделать научную деятельность частью профессиональной, педагогу необходимо овладеть исследовательскими знаниями и умениями [1-3].

Изложение основного материала статьи. Понятие «метод исследования» объединяет формы научного мышления, общие модели исследовательских процедур, приемы выполнений исследовательских действий. Методы включают внутренние и внешние действия и операции.

Методы педагогического исследования можно разделить на следующие группы:

1) изучение и обобщение педагогического опыта (наблюдение, опросы, анализ документов, изучение продуктов педагогической деятельности);

2) теоретические (монографический анализ, моделирование, абстрагирование, идеализация и др.);

3) экспериментальные (полевой, естественный, лабораторный эксперимент);

4) обработки данных (шкалирование, корреляционный, факторный и регрессивный анализ, классификация, диффренциация) [4].

Педагогический опыт является неисчерпаемым источником возникновения новых знаний и способов осуществления педагогической деятельности. В педагогическом опыте, как правило, сливается воедино творческое, новаторское и традиционное начало. Обычно критериями передового опыта ученые называют новизну, высокую результативность, оптимальное расходование сил педагогов и обучающих, соответствие опыта достижениям педагогической науки.

Исследующий педагогический опыт путем непосредственного восприятия явлений и процессов обучения и воспитания по указанным критериям должен найти идею, методы, технологию, за счет, которого учитель-носитель передового опыта добивается качественных результатов. Исследователь должен описать систему педагогических действий, благодаря чему обеспечена результативность педагогического опыта, его преимущества и перспективы использования. К методам изучения педагогического опыта относятся наблюдение, опросные, анализа документов и изучение продуктов педагогической деятельности.

Наблюдение - это метод сбора данных об изучаемом педагогическом процессе путем непосредственного восприятия и регистрации изучаемых факторов, значимых с точки зрения исследования.

Для научного наблюдения характерно:

• наличие ясной исследовательской цели;

• систематичность;

• предварительное планирование процессов наблюдения;

• фиксация данных наблюдения.

Регистрация данных наблюдения проводится в протоколах, дневниках, с помощью фото и видеосъемок, магнитофонных записей. В регистрации данных наблюдения важно максимальная простота, удобства в фиксации фактов, возможность обработки. Наблюдение как научный метод имеет преимущества перед другими методами: непосредственность, доступ к значимым аспектам процесса и уточнить предварительные гипотезы. К недостаткам наблюдения относятся трудоемкость, вмешательство в ход естественного процесса и трудность определения величины этого вмешательства, сложность однозначной интерпретации наблюдаемых фактов.

Изучение документальных и архивных источников. Различают качественные и количественные методы анализа документов.

Качественный анализ документов исследователи проводят используя весь комплекс умственных операций,. Главная задача качественного анализа - интеграция сведений, содержащихся в документе с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае.

Количественный анализ документа проводится, когда требуется высокая точность при сопоставлении однородных данных и изучаемые характеристики появляются с достаточной частотой. Основным методом количественного анализа документов является контент-анализ. Основные процедуры контент-анализа: выявление смысловых единиц (понятия, темы, имена, события и др.); определение единицы счета-основания для количественного анализа (число страниц, строк, занимаемая площадь, время на радиотелевидении, частота появления и т.д.); подсчет результатов контент-анализа.

Опросы - это способ получения информации о субъективном отношении участников образовательного процесса к педагогическим явлениям, мотивах их деятельности и мнениях. Различают опросы:

Интервью - беседа по определенному плану в прямом контакте исследования с участниками образовательного процесса. Интервью желательно проводит с компетентными специалистами, которые могут квалифицированно осветить обсуждаемую проблему.

Анкетирование - сбор информации, основанном на ответах специально подготовленного опросника (анкеты). Этот способ поиска информации оперативны, не дорог, в тоже время субъективен, нет непосредственного контакта с опрашиваемым и поэтому не всегда ясно ситуация, в которой он отвечает на вопросы.

Тестирование - выявление с помощью специально-сконструированных заданий (тестов) обученности, личностных психических свойств, групповых процессов обучаемых.

Оценивание - с помощью парного сравнения, составления независимых характеристик, оценок компетентных судьей. Эти способы опроса позволяют получить сравнительные данные о характеристиках обучаемых с помощью компетентных лиц, мнения которых дополняется и перепроверяется.

Проективные опросы связаны с обстоятельствами, которыми испытуемый как бы проецирует свое вхождение в ситуацию, в чем проявляются его субъективные наклонности и влечения. К проективным опросам относятся семантический дифференциал (исследование эмоциональных отношений людей к анализу тех или иных понятий, суждений), общеличностные тесты (прочтение ассоциаций), незаконченные фразы, ассоциации по заданным темам и др.

Теоретические методы исследования в профессионально-педагогической деятельности играют важную роль при определении проблемы, идеи, темы исследования [4]. Проектирование, моделирование новых аспектов педагогической деятельности - это, прежде всего, функция теоретического анализа.

К теоретическим методам исследования относятся:

Монографический анализ - метод познания интересующихся исследования качеств объекта через модели, специально созданные для учения.

Модель (в педагогике) - аналог реального, искусственно-созданное явление, передающее сходство другого явления, исследование которого невозможно или затруднено. Различают модели теоретические (реальные, нормативные, идеальные), предметные, графические (схематические, графические, изобразительные, математические, компьютерные, текстовые, табличные). Для создания моделей используются методы: абстрагирование, конкретизация, идеализация, обобщение, развертывание и свертывание содержания.

Моделирование педагогического объекта состоит из трех этапов [6]:

1. Подготовка (анализ объекта; выбор вида модели и ее конструкции; теоретическое, методическое, пространственно-временное, материально-техническое и нормативно-правовое обеспечение).

2. Разработка (выбор системы отображения объекта, выделение структуры объекта, определение системы отношений и функций, определение стандартной формы представления для каждой составной части, графическое оформление модели).

3. Оценка качества модели (мысленное применение модели, экспертная оценка модели, корректировка модели, принятие решения о реализации модели) [5].

Абстрагирование - мысленное вычленение интересующего исследователя свойства от остальных свойств и отношений предметов и выделение нескольких сторон, интересующих исследователя. При этом вызывает интерес идеализация, как отдельный предметный случай абстрагирования.

В основу идеализации берутся связи и качество явлений, принципиально существующие или возможные, но абстрагирование проводится настолько последовательно, предмет настолько полно изолируются от сопутствующих условий, что создаются объекты, не существующие в реальном мире. Эти идеализированные объекты служат моделями, позволяющие гораздо глубже и полнее выявить некоторые связи и законы, имеющие у реальных объектов.

Конкретизация - видоизменение полученного знания в систему существующих теоретических представлений. Это знание развивает, углубляет, уточняет существующие теории.

Экспериментальные методы в исследовании профессионально-педагогической деятельности.

Эксперимент - специально поставленный опыт в целях поиска новых путей в образовательной практике, совершенствования содержания, методов, форм и средств обучения и воспитания, выявления объективных связей педагогических явлений и установления тенденций их развития.

Педагогический эксперимент может быть лабораторным (изучение отдельных сторон и участием испытуемых), камерным (упрощенный вариант лабораторного эксперимента), естественным (эксперимент в обычных условиях, с обычным составом учащихся), психолого-педагогическим (целенаправленное изучение отдельных сторон образовательного процесса. Педагогический эксперимент проводится в четыре этапа [6]:

1. Констатирующий (снятие «копии» педагогического опыта, построение схематической модели педагогического объекта, определение первоначальных условий эксперимента, выравнивание первоначальных условий эксперимента в контрольных и экспериментальных группах).

2. Формирование (проверка гипотезы на основе новых условий и конструкции педагогического процесса; отслеживание динамики изменений в контрольных и экспериментальных группах обучаемых; выявление связей экспериментального условия с результатами).

3. Заключительный (выявление количественных и качественных различий в экспериментальных и контрольных классах; установление доверенности выявления экспериментально введенного условия).

4. Контрольно-уточняющий (повторная проверка отдельных составляющих эксперимента).

Условно методы обработки данных можно разделить на количественные и качественные.

Основу количественных методов составляет процедура измерения. Суть измерения заключается в установлении отношений между объектами. С этой позиции, измерение - это процедура сравнения измеряемого объекта с некоторым эталоном и получения числового выражения в определенном масштабе или на шкале. Педагогическое измерение - это есть установление количественного аналога качественным отношениям. Свойства педагогических объектов подразделяют на количественные и качественные. Количественные свойства показывают их меру, а качественные лишь наличие этих свойств и их интенсивность. Качественные характеристики не имеют установленных эталонов измерения. Их необходимо сконструировать в соответствии с предметном изучаемого объекта и согласно гипотезам исследования, т.е. нужно установить шкалированием.

Шкалирование и есть наиболее употребляемый метод количественной обработки данных исследования. Существует следующие виды шкал: шкала наименований - измерение осуществляется по тем или иным признакам объекта. Например, студенческую аудиторию можно распределить по возрасту; шкала порядка - принцип измерения заключается в ранжировании объектов по тому или иному признаку, учитывая интенсивность проявления его свойств; шкала интегралов -отличается от порядковой шкалы тем, что точно определяет величину интервала в принятых единицах измерения; пропорциональная шкала или шкала отношений - это метрическая шкала с единицами измерения и начальной нулевой точки отсчета [6; 7].

Корреляционный анализ - выявление тесноты связи функциональных методов посредством специальных показателей.

Регрессивный анализ - выявляет форму связей параметров исследуемого объекта [5].

Выводы. Методы исследования можно разделить на следующие: изучение и обобщение педагогического опыта (наблюдение, опросы, анализ документов и др.); теоретические (монографический анализ, моделирование, абстрагирование и др.); экспериментальные (полевой, естественный, лабораторный эксперимент); обработки данных (шкалирование, корреляционный, факторный и регрессивный анализ и др.).

Методы педагогического исследования используются в комплексе, уточняя и дополняя друг друга. Они выявляют потенциал науки, ее реальные возможности и показывают, что из педагогической действительности доступно познанию и последующему преобразованию.

Использование выше рассмотренных методов исследования в учебном процессе позволяет поэтапно сформировать знания и умения, необходимые компетенции, которые необходимы будущему педагогу как для участия в научно-исследовательской работе, так и для реализации себя в будущей профессиональной деятельности, сформируют умение будущего педагога осуществлять профессиональную деятельность в условиях постоянно меняющихся условий преподавания, связанных с введением обновлённых образовательных Стандартов, инновационных методов и подходов к обучению.

Литература:

1. Дидактика профессинально-педагогического образования: учебное пособие / [М.Х. Хайбулаев и др.]; под ред. М.Х. Хайбулаева, Г.М. Гаджикурбановой. - Махачкала: ДГПУ, 2017. - 380 с.

2. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: учебное пособие для преподавателей / [Г.Б. Скок]; под ред. Г.Б. Скок. - М., 2000.

3. Теория и практика высшего профессионального образования: учебное пособие / [В.А. Попков и др.]; под ред. В.А. Попкова, А.В. Коржуева. - М.: Академический проспект, 2004.

4. Сорокопуд, Ю.В. Педагогика высшей школы: учебное пособие / Ю.В. Сорокопуд. - Ростов-на-Дону, 2011.

5. Технология педагогического исследования: учебно-методический комплекс / [М.Х. Хайбулаев и др.]; под ред. М.Х. Хайбулаева, М.В. Гамзаевой. - Махачкала: ДГПУ, 2011. - 376 с.

6. Федоров, В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика / В.А. Федоров. -Екатеринбург, 2001.

7. Хайбулаев, М.Х. Интерактивные технологии развития исследовательских компетенций будущего педагога профессионального обучения / М.Х. Хайбулаев, Г.М. Гаджикурбанова // Известиия Южного федерального университета. Педагогические науки. - Ростов-на-Дону, 2013. - №8. - С. 115-122.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Газизова Фарида Самигулловна

Елабужский институт (филиал) «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); студент магистратуры Камаева Сюмбель Расиловна

Елабужский институт (филиал) «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); студент магистратуры Минуллина Люция Айратовна

Елабужский институт (филиал) «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СЧАСТЬЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматривается особенности восприятия счастья в старшем дошкольном возрасте. Проведена опытно-экспериментальная работа в дошкольной образовательной организации по данной проблеме. В качестве диагностических средств были использованы методика интервью (вопросы Н.М. Зыряновой); методика «Паровозик» (Велиева С.В.); тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), методика «Какой Я?» (О.С. Богданова). Проблема исследования заключается в том, что в научной литературе небольшое количество эмпирических исследований в области восприятия счастья детьми дошкольного возраста. На основе актуальности и недостаточной изученности данной темы, была сформулирована тема выпускной квалификационной работы: «Счастье в восприятии детей дошкольного возраста».

Ключевые слова: восприятие счастья, феномен счастья, эмоциональная сфера, достижение счастья, эмоциональное благополучие, инициативность в общении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation. The article discusses the features of the perception of happiness in senior preschool age. Experimental work has been carried out in a preschool educational organization on this issue. The interview technique was used as diagnostic tools (questions from N.M. Zyryanova); technique "Engine" (Velieva S.V.); anxiety test (R. Tamml, M. Dorki, V. Amen), "What am I?" (O.S. Bogdanova). The research problem lies in the fact that in the scientific literature there is a small amount of empirical research in the field of perception of happiness by children of preschool age. Based on the relevance and insufficient knowledge of this topic, the theme of the final qualifying work was formulated: "Happiness in the perception of preschool children".

Key words: perception of happiness, phenomenon of happiness, emotional sphere, achievement of happiness, emotional well-being, initiative in communication.

Введение. Введение. В современной педагогике многих ученых интересует проблема изучения счастья. Еще в древности пытались исследовать феномен счастья. Исследования были направлены на изучение сущности счастья, а также влияния счастья на жизнь человека. Ученые старались понять, как можно достичь счастья. Исследовали основные рекомендации для достижения счастья людьми. Но, несмотря на это, проблема до сих пор не раскрыта. Нет единого мнения обо всех аспектах счастья.

В дошкольном возрасте наблюдается смена ведущего вида деятельности и социальной ситуации. Социальная реторсия влияет на всесторонне развитие личности детей. В дошкольном возрасте очень активно развивается эмоциональная сфера детей. В связи с этим, дети на различные ситуации проявляют свое отношение бурно, как положительно, бывает и отрицательно. На моллирование восприятия счастья дошкольниками влияет общее безответственное состояние детей, развитие эмоциональной сферы, пути влияния на различные жизненные ситуации.

Изложение основного материала статьи. Опытно-экспериментальная работа была направлена на выявление специфики восприятия счастья детьми. Для этого, было проведено исследование на базе ДОО, в старшей возрастной группе. В исследовании были задействованы 50 дошкольников 5-6 лет.

В качестве диагностических средств мы использовали методику Зыряновой Н.М., Валиевой С.В., Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, О.С. Богданова.

На основе анализа выбора детей и подсчета баллов мы представили результаты. Степень тревожности мы оценивали по школе: высокий, средний, низкий.

- высокая степень: выше 50%;

- средняя степень: от 20-50%;

Низкая степень тревожности: от 0 до 29%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.