Методы педагогического исследования используются в комплексе, уточняя и дополняя друг друга. Они выявляют потенциал науки, ее реальные возможности и показывают, что из педагогической действительности доступно познанию и последующему преобразованию.
Использование выше рассмотренных методов исследования в учебном процессе позволяет поэтапно сформировать знания и умения, необходимые компетенции, которые необходимы будущему педагогу как для участия в научно-исследовательской работе, так и для реализации себя в будущей профессиональной деятельности, сформируют умение будущего педагога осуществлять профессиональную деятельность в условиях постоянно меняющихся условий преподавания, связанных с введением обновлённых образовательных Стандартов, инновационных методов и подходов к обучению.
Литература:
1. Дидактика профессинально-педагогического образования: учебное пособие / [М.Х. Хайбулаев и др.]; под ред. М.Х. Хайбулаева, Г.М. Гаджикурбановой. - Махачкала: ДГПУ, 2017. - 380 с.
2. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: учебное пособие для преподавателей / [Г.Б. Скок]; под ред. Г.Б. Скок. - М., 2000.
3. Теория и практика высшего профессионального образования: учебное пособие / [В.А. Попков и др.]; под ред. В.А. Попкова, А.В. Коржуева. - М.: Академический проспект, 2004.
4. Сорокопуд, Ю.В. Педагогика высшей школы: учебное пособие / Ю.В. Сорокопуд. - Ростов-на-Дону, 2011.
5. Технология педагогического исследования: учебно-методический комплекс / [М.Х. Хайбулаев и др.]; под ред. М.Х. Хайбулаева, М.В. Гамзаевой. - Махачкала: ДГПУ, 2011. - 376 с.
6. Федоров, В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика / В.А. Федоров. -Екатеринбург, 2001.
7. Хайбулаев, М.Х. Интерактивные технологии развития исследовательских компетенций будущего педагога профессионального обучения / М.Х. Хайбулаев, Г.М. Гаджикурбанова // Известиия Южного федерального университета. Педагогические науки. - Ростов-на-Дону, 2013. - №8. - С. 115-122.
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент Газизова Фарида Самигулловна
Елабужский институт (филиал) «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); студент магистратуры Камаева Сюмбель Расиловна
Елабужский институт (филиал) «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); студент магистратуры Минуллина Люция Айратовна
Елабужский институт (филиал) «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СЧАСТЬЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье рассматривается особенности восприятия счастья в старшем дошкольном возрасте. Проведена опытно-экспериментальная работа в дошкольной образовательной организации по данной проблеме. В качестве диагностических средств были использованы методика интервью (вопросы Н.М. Зыряновой); методика «Паровозик» (Велиева С.В.); тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), методика «Какой Я?» (О.С. Богданова). Проблема исследования заключается в том, что в научной литературе небольшое количество эмпирических исследований в области восприятия счастья детьми дошкольного возраста. На основе актуальности и недостаточной изученности данной темы, была сформулирована тема выпускной квалификационной работы: «Счастье в восприятии детей дошкольного возраста».
Ключевые слова: восприятие счастья, феномен счастья, эмоциональная сфера, достижение счастья, эмоциональное благополучие, инициативность в общении.
Annotation. The article discusses the features of the perception of happiness in senior preschool age. Experimental work has been carried out in a preschool educational organization on this issue. The interview technique was used as diagnostic tools (questions from N.M. Zyryanova); technique "Engine" (Velieva S.V.); anxiety test (R. Tamml, M. Dorki, V. Amen), "What am I?" (O.S. Bogdanova). The research problem lies in the fact that in the scientific literature there is a small amount of empirical research in the field of perception of happiness by children of preschool age. Based on the relevance and insufficient knowledge of this topic, the theme of the final qualifying work was formulated: "Happiness in the perception of preschool children".
Key words: perception of happiness, phenomenon of happiness, emotional sphere, achievement of happiness, emotional well-being, initiative in communication.
Введение. Введение. В современной педагогике многих ученых интересует проблема изучения счастья. Еще в древности пытались исследовать феномен счастья. Исследования были направлены на изучение сущности счастья, а также влияния счастья на жизнь человека. Ученые старались понять, как можно достичь счастья. Исследовали основные рекомендации для достижения счастья людьми. Но, несмотря на это, проблема до сих пор не раскрыта. Нет единого мнения обо всех аспектах счастья.
В дошкольном возрасте наблюдается смена ведущего вида деятельности и социальной ситуации. Социальная реторсия влияет на всесторонне развитие личности детей. В дошкольном возрасте очень активно развивается эмоциональная сфера детей. В связи с этим, дети на различные ситуации проявляют свое отношение бурно, как положительно, бывает и отрицательно. На моллирование восприятия счастья дошкольниками влияет общее безответственное состояние детей, развитие эмоциональной сферы, пути влияния на различные жизненные ситуации.
Изложение основного материала статьи. Опытно-экспериментальная работа была направлена на выявление специфики восприятия счастья детьми. Для этого, было проведено исследование на базе ДОО, в старшей возрастной группе. В исследовании были задействованы 50 дошкольников 5-6 лет.
В качестве диагностических средств мы использовали методику Зыряновой Н.М., Валиевой С.В., Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, О.С. Богданова.
На основе анализа выбора детей и подсчета баллов мы представили результаты. Степень тревожности мы оценивали по школе: высокий, средний, низкий.
- высокая степень: выше 50%;
- средняя степень: от 20-50%;
Низкая степень тревожности: от 0 до 29%.
Ответы каждого ребенка анализируется отдельно.
Выводы делаем относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной ситуации.
В ходе нашего исследования мы получили результаты специфики восприятия счастья детьми старшего дошкольного возраста.
На первичном этапе работы было проведено исследование уровня развития самооценки у респондентов, что в исследуемой группе низкий процент показателя степени эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста.
На основе анализа рисунка можно сказать, то в исследуемой группе большой процент детей с низкими показателями уровня, а именно:
28%, что составляет 14 старших дошкольников, показали высокий уровень;
32%, что составляет 16 дошкольников, показали средний уровень;
40%, что составляет 20 дошкольников, показали низкую степень.
Высокая степень благополучия предполагает, что дети охотно общаются с окружающими их людьми, часто общение бывает достаточно длительным.
У таких детей хорошие результаты и они успешно действуют в коллективных работах. Дошкольникам с высокими показателями свойственны лидерские и организаторские качества. Они могут найти конструктивный выход из конфликтной ситуации. К окружающим людям они показывают свое заботливое отношение, могут адекватно оценить эмоциональное состояние своего собеседника, и выразить свои.
У таких детей счастье воспринимает с позитивной стороны, т.е. они находят положительные эмоции в общении с другими людьми, причем, когда взаимодействие приносить удовольствие каждой стороне. Конфликты и ссоры их тяготит, вызывает отрицательный эмоциональный отклик. В восприятии детей счастье воспринимается в социально-одобряемых поступках и действиях. Для них радость приносить то, что связано с самим дошкольником и окружающими людьми.
У детей со средними показателями наблюдается недостаточная инициативность в общении. В игровой и других видах деятельности эти дети предпочитают пассивные роли. В конфликтных обстоятельствах дети предпочитают уйти от такой ситуации. На основе чего можно сказать, что у детей не сформированы умения конструктивно решать конфликты.
На основе данных показателей можно сказать, что дети общение с окружающими не воспринимают за что-то радостное, приносящее эмоциональный комфорт. Для них это не приносить это счастье. Хотя, с другой стороны, можно сказать, что для таких детей счастье приносит общении с определенным кругом людей, самыми близкими.
При низких показателях дети проявляют неумение и нежелание действовать совместно со взрослыми и со сверстниками. Дети в общении не инициативны, стараются избежать взаимодействия с окружающими людьми.
У таких детей в поведении наблюдается отсутствие самоконтроля за собственными действиями, эмоциями. В деятельности дети с низкими показателями ориентированы на собственные действия. Также, такие дети отрицательно относятся к правилам поведения и нормам общения. В общении со сверстниками они конфликты, порой агрессивны.
Таким образом, на основе методики «Паровозик» были получены результаты уровня эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста. Предполагается, что уровень эмоционального благополучия детей позволяет выделить особенности восприятия счастья детьми. Так, при высоких показателях дети воспринимают счастье в виде общения с окружающими людьми, в возможности оказать им поддержку и помощь. Дети со средними показателями воспринимают счастье в кругу близких и родных людей. При низких показателях, дети воспринимают счастье в материальном мире, общения окружающими людьми воспринимается ими как тягостный процесс.
На втором этапе проведения исследования, было проведено интервью, которое основывалось на Н.М. Зыряновой.
На основе анализа результатов, можно сказать, что в исследуемой группе средние показатели уровня сформированности представлений о счастье у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, среди исследуемых старших дошкольников 18%, что составляет 9 дошкольников, показали высокие результаты; 42%, что составляет 21 дошкольников, показали средние результаты; 40%, что составляет 20 дошкольников, показали низкие результаты.
При высоких показателях дети смогли ответить, что такое счастье. Многие из них считают, что счастье этого, когда мама и папа рядом, когда никто не болеет, когда мечты сбываются. В беседе дети ответили, что они считают себя счастливыми, поскольку у них есть мама и папа, которые их любят, заботятся о них, покупают им игрушки и сладости. Также, дети ответили, что счастье это когда рядом друзья. На основе данных результатов можно сказать, что под счастьем дети понимают, когда рядом близкие и все у них хорошо.
Дети со средними показателями долго задумывались над ответом, которые они давали с помощью взрослых. Под счастьем дети также понимают, что это когда есть мама и папа, когда они получают те игрушки, которые давно хотели. Дети также счастье связали с получением желаемого.
Дети с низкими показателями не смогли дать четкого и обоснованного ответа. Тем самым данные показатели свидетельствуют, что у детей плохо сформированы представления о счастье. Во время беседы дети долго задумывались над ответом, что такое счастье. Сам вопрос у них вызвал трудности. Многие дети под счастьем понимают, когда что-то получается.
В исследуемой группе дети счастье связывали с каким-то приобретением. Например, были получены такие ответы, «когда мне купили котенка, я чувствовал себя очень счастливым»» «я очень хотел игрушки, и мне ее подарили, тогда я был очень счастлив»; «Я очень долго хотел самокат, и когда папа неожиданно принес его домой, я был очень счастлива». В своих ответах дети делали акцент, на «долго» и «очень». Дети поделились со своими самыми желанными вещами, о которых они давно мечтали. То, что им наконец купли они это рассматривают, как ощущение счастья.
Интересно было узнать, какие чувства испытывают дети и эмоции, при ощущении счастья. Многие дети сказали, что, когда они счастливы, они чувствуют радость, веселость, смех. Когда дети испытывают счастье у них хорошее настроение, как отмечают дети, им хочется, что бы и всем было у них хорошо. Иными словами, счастье - это, когда все хорошо.
Вопрос «Какие люди счастливы» вызвал у детей трудности. Дети отвечали, что самыми счастливыми людьми являются люди, у которых много денег, которые могут себе все позволить. К числу таких людей, дети отнести президента, султана, королей и олигархов.
Как считают дети, счастливые люди это добрые люди, которые несут радость и веселье. Другими словами, счастливые люди это очень хорошие люди. Также к счастливым людям относятся люди, у которых праздник.
На вопрос считают ли себя дети счастливыми, большинство ответили положительно. Небольшая часть детей только сказали, что не считают себя несчастливыми.
Дети со средними показателями не смогли дать четкого определения понятию счастье. Только с помощью взрослых они смогли назвать причину своего счастья. Среди таких причин они также отметили наличие семьи: мамы, папы, братьев,
сестер и т.д. Дети счастьем считают, когда рядом все близкие. Дети счастливы потому, что у них много друзей, бабушки, дедушки, братья, и сестры.
Дети с низкими показателями не смогли дать определение счастья. На вопрос счастливы они, дети ответили, что нет. Причинами своего несчастья дети назвали то, что родители не разрешают гулять, не покупают те игрушки, какие они хотят. Дети хотели бы, что бы у них была волшебная палочка, которая исполнит все их желания. Причем, некоторые дети отметили только свои желания. При этом, дети отмечали, что они были бы счастливы если у них была определенная игрушка, украшение и т.д.
В основном, дети источник счастья видели в материальных ценностях, чем в духовных, такие как взаимоотношения, любовь, привязанность. Так дети отмечали, что для счастья им не хватает новой игрушки, телефон, как у папы, видеокамера, или планшет. Например, Кирилл сказал, что было бы хорошо, если каждый день был день рождения и он бы смог получать подарки. Света сказала, что было бы очень хорошо, если были всегда деньги.
На вопрос, что не хватает для счастья, дети с высокими показателями отвечали, что им не хватает времени проводимые с родителями, братиками или сестренками, они хотели бы, что мама и папа не ругали и не ругались. Одна девочка, Вера, сказала, что было большое счастье, если бы ее мама никогда не умирала, а папа всегда был рядом. Следует, заметить, что у детей с высокими показателями, более зрелые представления о счастье, чем у детей со средними и низкими показателями.
Таким образом, на основе проведенного исследования уровня сформированности представлений о счастье у детей старшего дошкольного возраста, можно сделать следующие выводы. У детей с высокими показателями более зрелые представления, которые отличаются духовностью и нравственностью. Источником счастья дети видят не материальные ценности, а духовные. Для них счастьем является, когда близкие рядом, когда они живы и здоровы. Дети со средними показателями могут быть ориентированы на материальные и духовные ценности. Например, они хотят, что у них было много друзей, что было играть с кем и получать подарки. Дети с низкими показателями, счастье видят в материальных ценностях, для них счастье принесет много игрушек, сладостей и украшений. На основе чего можно сказать, что у детей с низкими показателями не сформированы представления о счастье. Далее была проведена диагностика уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста, на основе теста тревожности.
Анализ результатов позволяет сказать, что в группе большой процент детей с высоким уровнем тревожности детей старшего дошкольного возраста. Среди испытуемых 40%, что составляет 20 дошкольников, показали высокий уровень тревожности; 42%, что составляет 21 дошкольников, показали средний уровень; 18%, что составляет 9 дошкольников, показали низкий уровень тревожности.
При низких показателях дети смогли адекватно определить ситуацию, которые представлены на картинках. На рисунке, где детей ругали, они обозначали грустное лицо, где люди радовались, обозначали грустное лицо.
На основе анализа ответов, дети, получившие низкие показатели уровня тревожности свидетельствуют, что дети адекватно оценивают ситуации, и адекватно на них реагируют. Дети испытывают тревожность в ситуациях агрессивности, при возможности быть наказанным, или в ситуациях одиночества. Но, тем не менее, дети показывают положительные эмоции к взаимоотношениям с людьми, заботливое отношение к малышам и т.д.
При средних показателях уровня развития тревожности, дети отмечали отрицательные эмоции в ситуациях, связанные со сверстниками, с малышами и со взрослыми. Например, дети отмечали отрицательную эмоцию в рисунке, где ребенок играет с малышом. По мнению многих детей, у ребенка грустное лицо, поскольку ему приходиться играть с маленькими, в то время, когда ему хочется играть со своими сверстниками.
Высокий уровень тревожности позволяет оценить рисунки «Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Еда в одиночестве», «Ребенок и мать с младенцем», «Умывание», «Собери игрушки». Дети в своих ответах, в данных рисунках отметили отрицательные эмоции. Дети показали отрицательное отношение во взаимоотношениях со сверстниками и малышами, также в условиях отношения ребенка с матерью.
Таким образом, на основе проведенного исследования уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста, можно сделать следующие выводы. Тревожность детей связано с ситуациями, которые происходят в их повседневной жизни. У детей с низким уровнем тревожность возникает в определенных ситуациях, которые у детей вызывают беспокойство. К таким ситуациям можно отнести отношения со сверстниками, ощущение чувства одиночества. У детей со средними показателями уровень тревожности ситуативно и может зависеть от ситуации, которые происходят в данный момент. При этом, тревожность детей может быть связана с взаимоотношениями между сверстников, со взрослыми и малышами.
На следующем этапе исследования была проведена математическая обработка данных, с целью качественного и количественного доказательства выдвинутой гипотезы, и доказательства особенностей проявления представлений о счастье у детей старшего дошкольного возраста. Предполагалось, что на восприятия счастья детьми оказывает влияние уровень эмоционального благополучия и уровень тревожности.
Таким образом, на основе проведенного математического анализа данных восприятия счастья и уровня тревожности, были получены следующие результаты.
На основе данных можно говорить, что распределение представления о счастье и уровня тревожности отличается от равномерного распределения. Другими словами, восприятия счастья зависит от уровня тревожности детей. Высокий уровень тревожности препятствует формированию гармоничных отношений с окружающими людьми. Поэтому, дети в таких отношениях чувствуют себя не уверенными, что вызывает у них беспокойство, лишние переживания. Детям легче найти положительные эмоции в предметном окружении, нежели в межличностных отношениях. Дети с низким уровнем тревожности находят положительные эмоции в общении с окружающими людьми. Они не испытывают лишнее и беспричинное беспокойство в окружении близких людей.
Результаты математического анализа полученных данных уровня эмоционального благополучия и восприятия счастья показали, что эмпирическое значение больше критического - различия частот достоверны. На основе полученных результатов можно сказать, что дети воспринимают счастье через их эмоциональное благополучие в коллективе, среди сверстников и взрослых.
Дети с высоким уровнем счастья показали высокий уровень эмоционального благополучия. Дети с высоким уровнем уверенно чувствуют себя в общении, им общение доставляет положительные эмоции. На основе чего можно говорить, что дети чувствуют себя счастливыми, когда они находятся в кругу своих близких. Для них общение с другими людьми доставляет радость и веселье, кроме того, дети стремятся, что бы их круг общения был, как можно больше. Поэтому, такие дети счастье видят в том, что бы рядом всегда были близкие люди. Такие дети стремятся туда, где много друзей, либо сверстников, где они могут приобрести новых друзей.
Дети со средними показателями счастья показали средний уровень эмоционального благополучия. Дети со средними показателями уровня эмоционального благополучия могут находить источник счастья в мире межличностных отношений и в предметном мире. Кончено, нельзя говорить, что у детей сформированы стойкие преставления о счастье. Но, у таких детей
есть хорошие предпосылки для формирования адекватных представлений о счастья. С другой стороны, можно сказать, что у таких детей гибкие представления о счастье. Они могут найти источник радости в разных областях. Например, если дети не могут найти счастье в межличностных отношениях, они не поддаются отчаянию, а могут найти их предметном мире.
Дети с низкими показателями счастья показали средний уровень эмоционального благополучия. При низких показателях, детям достаточно сложно установить отношения со сверстниками.
Поэтому, полноценное общение таких детей может ограничиваться только общением в семье. Конечно, таким детям приносит положительные эмоции с близкими, но их тяготит, что они не могут полноценно общаться со сверстниками. Таким образом, дети в этом возрасте не могут полноценно реализовать потребность в общении со сверстниками, что является неотъемлемым условием полноценного формирования личности детей. Таким образом, у детей не формируются навыки общения со сверстниками, поэтому, в будущем, дети могут находить источники счастья не в общении с окружающими, а в получении материальных ценностей.
Таким образом, на основе полученных результатов математического анализа полученных данных, можно сказать, что ранее выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение. На основе полученных результатов, можно сказать, что самооценка и тревожность детей оказывает влияние на формирование восприятия о счастья у детей старшего дошкольного возраста.
Обобщая результаты исследования, можно сделать следующие выводы. Эмпирическая часть исследования была направлена на изучение особенностей восприятия счастья детьми старшего дошкольного возраста. В рамках данного исследования, мы провели исследование влияния личностных качеств детей на восприятия счастья. В качестве личностных особенностей был взяты уровень самооценки и уровень тревожности.
Также были получены результаты уровня самооценки детей и уровня тревожности. Данные показатели оказывают влияние на формование межличностных отношений, на восприятие мира детьми. В данной работе высокий уровень самооценки рассматривался, как адекватный уровень; низкий, напротив, как неадекватный уровень самооценки. Высокий уровень самооценки свидетельствует о сформированности коммуникативных умений и навыков, которые необходимы для взаимодействия с окружающими людьми.
Выводы. Таким образом, на формирование восприятия счастья детьми оказывает влияние самооценка и уровень тревожности детей. При низких показателях дети чувствуют не уверенность в общении с другими людьми, они испытывают беспочвенное беспокойство и тревогу, что не может не сказаться на их взаимоотношениях с окружающими людьми. На основе полученных результатов исследования, можно сказать, что формирование восприятия счастья детьми старшего дошкольного возраста необходимо работу направить на формирование адекватной самооценки, снижения уровня тревожности, формирование коммуникативных умений и навыков.
Литература:
1. Корепанова, И.А. Представления о счастье у детей пяти, шести и семи лет / И.А. Корепанова // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». - 2010. - № 4. - С. 13-21.
2. Татаркевич, В.О. О счастье и совершенствовании человека / В.О. Татаркевич. - М.: Прогресс. 2012. - 367 с.
3. Яхнин, Е.Д. Быть человеком / Е.Д. Яхнин. - М.: Издательство: ИД Интеллект, 2017. - 192 с.
Педагогика
УДК 37.013.42
кандидат педагогических наук, доцент Газизова Фарида Самигулловна
Елабужский институт (филиал) «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна
Елабужский институт (филиал) «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга);
кандидат педагогических наук, доцент Миннуллина Розалия Фаизовна
Елабужский институт (филиал) «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В данной статье анализируется успеваемость, результативность обучения младших школьников. Формы работы по преодолению неуспеваемости в начальной школе. Низкая учебная мотивация является одной из основных и важнейших причин возникновения неуспеваемости. Проведено исследование по проблеме неуспеваемости детей. Авторов волнует вопрос как: учебная мотивация влияет ли на неуспеваемость учащихся? Как можно выявить влияние учебной мотивации на неуспеваемость младших школьников.
Ключевые слова: успеваемость, мотивация в учебе, уровень обучения, мотивация обучения, мотив престижности, положительная устойчивая мотивация, эмоциональный контакт, неуспеваемость.
Annotation. This article analyzes the performance, effectiveness of teaching younger students. Forms of work to overcome poor progress in elementary school. Low learning motivation is one of the main and most important causes of academic failure. A study was conducted on the problem of poor progress in children. The authors are concerned about the question of how: does learning motivation affect student failure? How can one identify the influence of educational motivation on the failure of junior schoolchildren.
Key words: academic performance, motivation in studies, level of education, motivation for education, motive of prestige, positive stable motivation, emotional contact, poor progress.
Введение. Сегодня, когда во всех областях жизнедеятельности страны решаются сложные задачи всемерного повышения качества работы, возрастает ответственность школы за уровень обучения и воспитания подрастающего поколения. Преодоление неуспеваемости важнейшая проблема практической и теоретической педагогики.
Низкая учебная мотивация является одной из основных и важнейших причин возникновения неуспеваемости. Среди основных задач, стоящих в настоящее время перед школой и перед каждым учителем, нет другой, более важной и в то же время более сложной, чем задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Очевидно, что без такой мотивации деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет не эффективной [3, С. 19].
Нами проведен эксперимент в МБОУ "Гимназия №1 - Центр национального образования" г. Елабуга, Республика Татарстан.
В исследовании применялись следующие методики: 1. Методика «Учебный план».