МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№9/2015
ISSN 2410-700Х
Продолжение таблицы 1
педагогика поддержки
- ориентированность программы на решение актуальных проблем современных детей и подростков в процессе их дополнительного образования; - уровень осмысления автором программы педагогических возможностей предлагаемой деятельности в решении актуальных проблем современных детей и подростков; - возможность в рамках программы решения конкретных жизненных проблем каждого учащегося - ориентированность программы на решение актуальных социально-образовательных проблем современных детей и подростков средствами внеурочной деятельности; - уровень осмысления автором программы педагогических возможностей внеурочной деятельности в решении актуальных социально-образовательных проблем современных детей и подростков; - возможность в рамках программы решения конкретных социальных и учебных проблем каждого учащегося
гуманитарный подход
- ориентированность образовательного процесса, реализуемого в рамках программы, на формирование у учащихся гуманитарного мышления; - реализация в рамках программы педагогических технологий, ориентированных на формирование у учащихся гуманитарного мышления - ориентированность внеурочной деятельности учащихся, реализуемой в рамках программы, на формирование у них гуманитарного мышления; - реализация в рамках программы педагогических технологий, ориентированных на формирование гуманитарного мышления учащихся
гуманистический подход
- ориентированность образовательного процесса, реализуемого в рамках программы, на полноценное развитие личности каждого учащегося; - реализация в рамках образовательного процесса личностно-ориентированных педагогических технологий; - ориентированность образовательного процесса, реализуемого в рамках программы, на обеспечение социальной успешности каждого учащегося - ориентированность внеурочной деятельности, реализуемой в рамках программы, на полноценное развитие личности каждого учащихся; - реализация в рамках программы личностно-ориентированных педагогических технологий; - ориентированность внеурочной деятельности, реализуемой в рамках программы, на обеспечение успешности каждого учащегося в общем образовании
герменевтический подход
- обоснованность авторского замысла программы, его педагогическая и образовательная значимость; - осмысление уникальности предлагаемой программы в современной практике дополнительного образования детей; - прогнозирование перспективности предлагаемой программы в современной практике дополнительного образования детей - обоснованность авторского замысла программы, его значимость в процессе общего образования; - осмысление уникальности предлагаемой программы в современной практике общего образования; - прогнозирование перспективности предлагаемой программы в современной практике общего образования
© З А. Каргина, 2015
УДК 378
Коваленко Елена Ивановна
Аспирант БУ «Сургутский государственный университет ХМАО-Югры», г. Сургут, РФ Е-mail: [email protected]
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРДИНАТОРОВ
Аннотация
Актуальность проблемы и методов исследования на социальном и педагогическом уровнях обусловлена объективно возросшей потребностью общества и государства во врачах, обладающих социальной ответственностью за деятельность в сфере медицинских отношений. От образовательных
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
учреждений медицинского типа требуется сместить акценты на развитие самостоятельности, социальной ответственности, мобильности, компетентности будущих врачей.
Ключевые слова
Социальная ответственность, методы оценки, когнитивный компонент, мотивационный компонент,
деятельностный компонент.
Вопрос о профессиональном, личностном и социальном развитии интернов и ординаторов медицинских вузов достаточно актуален. Развитие социальной ответственности в значительной степени происходит стихийно и в условиях недостаточно разработанного, научно обоснованного, планомерно организованного процесса формирования данного феномена врачей. В связи с этим возникает необходимость в анализе методов и технологий формирования социальной ответственности ординаторов. Для этого важно иметь научный комплекс методов оценки социальной ответственности на трех уровнях: когнитивном, мотивационном, деятельностном. Что позволит сориентировать систему образования ординаторов на поиск научно-педагогических подходов к организации социально-ориентированного образовательного процесса.
Социальную ответственность, мы определяем как обобщенный образ предстоящей деятельности, на основе которого врач готовится к выполнению профессиональных функций в соответствии с социальными, медицинскими нормами и осознанием нравственного долга перед обществом.
Для оценки социальной ответственности ординаторов на уровне трех компонентов (когнитивный, мотивационный, деятельностный), мы сформировали план исследования в группах ординаторов 1 и 2 курсов Медицинского Института Сургутского университета ХМАО -Югры. Концепция плана исследования, в соответствии с функциональной структурой социальной ответственности представлена в таблице 1.
Таблица 1
Концепция плана исследования социальной ответственности и методы оценки
Социальная ответственность
Когнитивный Компонент Мотивационный компонент Деятельностный компонент
Система усвоенных личностью знаний о социальной ответственности, о сущности прав и обязанностей, о нормах и правилах поведения человека в социуме, о способах регулирования отношений между обществом и индивидуумом Мотивы социально ответственного поведения, нравственные устремления в реализации ответственных поступков, побуждение сознательно регулировать свою деятельность в социально-профессиональном обществе Готовность личности осуществлять осознанный выбор определенной линии поведения, принимать решения, оценивать их последствия, определять необходимые ограничения в поведении на основе сформированного мировоззрения и развитого самосознания
Методы диагностики социальной ответственности
Опросник ДУМЭОЛП - диагностика уровня морально-этической ответственности личности (5 шкал) Мотивационный профиль (В. И. Герчиков) - 5 типов мотивационных профилей Психологические установки (О.Ф. Потемкина) - 8 установок
Методика оценивания социальной ответственности В. Л. Марищука (3 уровня) Тест самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев) - 12 шкал Социальный интеллект (В. С. Соловьев) - 2 вида
Когнитивные тесты (тесты знаний) о социальной ответственности Индивидуально-типологический опросник (ИТО) Л.Н. Собчик - 12 шкал Опросник Р. Кеттелла - 2 шкалы Социальные проекты в области общественного здравоохранения
Для оценки социальной ответственности на когнитивном уровне, мы применили следующие методики: Опросник ДУМЭОЛП - диагностика уровня морально-этической ответственности личности (5 шкал);
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
Методика оценивания социальной ответственности В. Л. Марищука (3 уровня); Когнитивные тесты (тесты знаний) о социальной ответственности.
Для измерения мотивационного уровня социальной ответственности, были использованы методы и методики для оценки микроуровня социальной ответственности ординаторов: Мотивационный профиль (В. И. Герчиков) - 5 типов мотивационных профилей; Тест самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев) - 12 шкал; Индивидуально-типологический опросник (ИТО) Л.Н. Собчик - 12 шкал.
Социальный уровень (мезоуровень) социальной ответственности, который отражает деятельностный компонент, мы планируем оценить посредством методик: Психологические установки (О. Ф. Потемкина) -8 установок; Социальный интеллект (В. С. Соловьев) - 2 вида; Опросник Р. Кеттелла - 2 шкалы; Социальные проекты в области общественного здравоохранения.
Диагностика компонентов социальной ответственности на личностном уровне (микроуровень), на социальном уровне (мезоуровень) предполагает комплексную, системную оценку сформированности личностной готовности ординаторов брать на себя социальную ответственность в профессиональной деятельности. [5]
Учитывая индивидуально-типологические и индивидуально-психологические особенности развития будущих врачей (ординаторов), учебно-воспитательный процесс необходимо направить на формирование социально-ответственных качеств. Это мотивационно-волевое отношение к учебной деятельности, мотивация достижения успеха и избегания неудач; наличие познавательной потребности и творческой активности в получении знаний и уровень теоретической подготовки; способность к процессам самообразования, саморазвития, самовоспитания на основе рефлексивного мышления, осознания, осмысления, переосмысления процесса и результатов собственной деятельности; уровень методико-практических умений и навыков. [6]
Таким образом, подобранный комплекс методов и методик для оценки социальной ответственности позволит провести качественный и количественный анализ компонентов социальной ответственности на когнитивном, мотивационном и деятельностном уровнях ординаторов 1 и 2 курсов медицинского вуза. Данные анализа позволят разработать научно-обоснованный и планомерно-организованный процесс формирования социальной ответственности будущих врачей в рамках учебно-методического комплекса дисциплины «Социально-психологические основы профессиональной деятельности» для подготовки кадров высшей квалификации по программе ординатуры.
Список использованной литературы:
1. Муздыбаев К. Психология ответственности / К. Муздыбаев. - Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1983. - 239 с.
2. Плахотный А. Ф. Проблема социальной ответственности / А. Ф. Плахотный. - Харьков : Вища школа, 1981. - 257 с.
3. Анисимов С. Ф. Мораль и поведение / С. Ф. Анисимов. - М. : Мысль, 1985. - 158 с.
4. Гулевская А. Ф. Педагогические условия формировани социальной ответственности студентов экономических специальностей : монография / А. Ф. Гулевская, В. П. Максимов. - Южно-Сахалинск : изд-во СахГУ, 2012. - 208 с.
5. Яковлев Б.П., Коваленко Л.А. Технология формирования профессиональной компетентности студентов / Яковлев Б.П., Коваленко Л.А. - Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 1 (21). С. 8.
© Е.И. Коваленко, 2015