М. : Композитор, 1993. 263 с.
8. Ноговицын, Н.О. Конституирование понятия смысла в философии культуры: дис. ...канд. филос. наук: 09.00.13 /Н.О.Ноговицын. Спб., 2005. 157 с.
9. Орлов, Г. А. Древо музыки / Г.А. Орлов. Вашингтон - Санкт-Петербург, 1992. 408 с.
10. Соколов, Е.Г. Искусство в системе культуры //Введение в культурологию: курс лекций / под ред. Ю.Н.Солонина, Е.Г.Соколова. СПб. : Изд-во С-Петербургского гос. университета, 2003. С. 53-67.
11. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление /А. Шопенгауэр. Пер. с нем. Мн. : Попурри, 1998. Т.1. 688 с.
Коваленко Е.И.
развита социальной отвественности ординаторов в системе непрерывного медицинского образования
Цели, задачи и содержание деонтологического воспитания как формы нравственного развития и формирования социальной ответственности ординаторов в системе непрерывного медицинского образования, связаны с этизацией и гуманизацией их профессионального сознания и деятельности. Этот процесс предполагает: освоение основных принципов ценностно-смыслового подхода врача к пациенту; понимание роли ценностно-смысловых и этических факторов в медицинской деятельности; осознание значения этической (духовно-нравственной) культуры врача в формировании концепции «Я - врач» и в профессиональном самоопределении; осмысление взаимосвязей личностного и профессионального роста врача; умение использовать принципы ценностно-смыслового подхода к пациенту в разрешении и предупреждении медико-деонтологических казусов; умение психологически и этически грамотно решать медико-деонтологические и социально-психологические задачи [2].
Развитие социальной ответственности врачей является одной из педагогических проблем в системе непрерывного медицинского образования. Социальная ответственность врачей рассматривается как значимое профессиональное качество. Социальную ответственность можно определить, как обобщенный образ предстоящей деятельности, на основе которого будущий врач готовится к выполнению профессиональных функций в соответствии с социальными, медицинскими нормами и осознанием нравственного долга перед обществом [5].
В ходе исследования уровня развития социальной ответственности ординаторов в системе непрерывного медицинского образования, был подобран комплекс методов и методик для оценки социальной ответственности; проведен качественный и количественный анализ компонентов социальной ответственности
на когнитивном, мотивационном и деятельностном уровнях ординаторов 1 и 2 курсов Медицинского института СурГУ Данные анализа позволили разработать программу дисциплины «Социально-психологические основы профессиональной деятельности», в соответствии с правилами организации формирующего эксперимента.
Формирующий эксперимент - это метод прослеживания изменений психики обучаемого в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Формирующий эксперимент широко используется в отечественной психологии при изучении конкретных путей формирования личности, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса.
В ходе констатирующего эксперимента мы измерили уровень развития социальной отвественности на когнитивном, мотивационном и деятельностном уровнях у ординаторов 1 и 2 курсов Медицинского института СурГУ.
Для оценки социальной ответственности на когнитивном уровне, мы применили следующие методики: Опросник ДУМЭОЛП - диагностика уровня морально-этической ответственности личности (5 шкал); Методику оценивания социальной ответственности В. Л. Марищука (3 уровня); Когнитивные тесты (тесты знаний) о социальной ответственности.
Для измерения мотивационного уровня социальной ответственности, были использованы методы и методики для оценки микроуровня социальной ответственности ординаторов: Мотивационный профиль (В. И. Герчиков) - 5 типов моти-вационных профилей; Тест самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев) - 12 шкал; Индивидуально-типологический опросник (ИТО) Л.Н. Собчик - 12 шкал.
Социальный уровень (мезоуровень) социальной ответственности, который отражает деятельностный компонент, мы оценили посредством методик: Психологические установки (О. Ф. Потемкина) - 8 установок; Социальный интеллект (В. С. Соловьев) - 2 вида; Опросник Р. Кеттелла - 2 шкалы; разработанные социальные проекты [5].
Диагностика компонентов социальной ответственности на личностном уровне (микроуровень), на социальном уровне (мезоуровень) позволили провести комплексную, системную оценку сформированности личностной готовности ординаторов брать на себя социальную ответственность в профессиональной деятельности [1]. Таким образом, мы получили первичный материал для организации формирующего эксперимента. На первом этапе формирующего эксперимента, посредством наблюдения, констатирующих экспериментов и перечисленных методов мы установили фактическое состояние и уровень развития функциональных компонентов социальной отвественности, на которые мы в дальнейшем собираемся воздействовать.
Данные анализа позволили разработать научно-обоснованный и планомерно-организованный процесс развития социальной ответственности будущих врачей в рамках учебно-методического комплекса дисциплины «Социально-психологические основы профессиональной деятельности». Учитывая индиви-
дуально-типологические и психологические особенности ординаторов, учебно-воспитательный процесс в рамках дисциплины направлен на формирование социально-ответственных качеств в профессиональной деятельности будущих врачей. Учебно-методический комплекс дисциплины «Социально-психологические основы профессиональной деятельности», как программа формирующего эксперимента, ставит своей целью не простую констатацию уровня сформиро-ванности социальной и морально-этической отвественности ординаторов, а их активное развитие. В этом случае создаётся специальная экспериментальная ситуация, которая позволяет не только выявить условия, необходимые для организации требуемого поведения, но и экспериментально осуществить целенаправленное развитие новых видов деятельности, сложных психических функций и глубже раскрыть их структуру. Основу формирующего эксперимента составляет экспериментально-генетический метод исследования психического развития. Теоретической основой формирующего эксперимента по развитию социальной отвественности ординаторов, является концепция о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии.
На втором этапе формирующего эксперимента, мы организовали и провели активное формирование и развитие социальной отвественности ординаторов в рамках 3 семестра (2 года обучения), в процессе специально организованного экспериментального обучения. От обычного учебно-воспитательного процесса, учебно-методический комплекс дисциплины «Социально-психологические основы профессиональной деятельности» отличается строго заданными изменениями в содержании, организации и методах педагогических воздействий.
Учебно-методический комплекс дисциплины по программе ординатуры включает в себя такие направления как: социально-психологическая и профессиональная компетентность врача; модели взаимоотношений в системе «врач-пациент»; социально-психологический портрет врача; социальная ответственность врача; общение как социально-психологический процесс; барьеры в общении и управление конфликтным взаимодействием; социально-психологическая компетентность и профессиональная деформация врача. Структурные элементы рабочей программы дисциплины охватывают основные социальные аспекты профессиональной деятельности современного врача.
В структуру учебного процесса в рамках дисциплины «Социально-психологические основы профессиональной деятельности», построенной в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий и понятий, мы включили интерактивные формы и методы обучения ординаторов, такие как: ролевая игра; решение медико-деонтологических задач на смысл; социально-психологическую диагностику и формирование психологического портрета ординатора; социальное проектирование; ситуативный анализ; работа с кейсами; составление интеллект-карт [3].
На заключительном этапе формирующего эксперимента, мы провели поперечный срез уровня знаний с использованием когнитивных пред- и пост-тестов; уровня развития социальной и морально-этической отвественности; уровня соци-
ального (вербального и невербального) интеллекта; уровня нормативности поведения и самоконтроля у ординаторов 2 года обучения в двух независимых выборках (1 группа - контрольная (КГ) 2015-2016 уч. год; 2 группа - экспериментальная (ЭГ) - 2016-2017 уч. год). В исследовании приняли участие 145 ординаторов, из них 70 (48%) ординаторов 1 группы (КГ) и 75 (52%) ординаторов 2 группы (ЭГ).
В ходе анализа результатов формирующего эксперимента, осуществлен количественный и сравнительный анализ полученных результатов с помощью методов математической статистики. Результаты исследования обработаны при помощи программы SPSS.
Результаты сравнительного анализа уровня знаний по когнитивным пред- и пост-тестам до проведения и после проведения курса по дисциплине «Социально-психологические основы профессиональной деятельности» представлены в таблице 1 и на рисунке 1.
Таблица 1 - Сравнительный анализ уровней знаний о социальной отвественности по когнитивным пред- и пост-тестам в контрольной группе (КГ) и экспериментальной группе (ЭГ)
Уровни знаний по когнитивным пред- и пост-тестам, % 2 курс (КГ), N=70 2 курс (ЭГ), N=75 Уровень значимости, р t-критерий Стьюдента
1 Уровень знаний до проведения занятий по дисциплине 31,20 32,10 0,809 -,246
2 Уровень знаний после проведения занятий дисциплине 33,67 84,70 0,000 -10,349
В ходе анализ уровней знаний о социальной отвественности по когнитивным пред- и пост-тестам в контрольной группе (КГ) и экспериментальной группе (ЭГ) было выявлено, что после проведения курса по дисциплине «Социально-психологические основы профессиональной деятельности» в экспериментальной группе уровень знаний повысился на 52,60%. Оценка повышения уровня знаний в контрольной группе на 1-ом и 2-ом годах обучения составила 2,47.
■ Уровен ь знаний дсп доведен иязэнятийпс ци с ци п л и н е
■ Уровень знаний до проведения занятий после дисциплине
z
i
о ю 40 60 ао loo izo мо
Рисунок 1 - Уровень знаний по когнитивным пред- и пост-тестам до проведения и после проведения курса по дисциплине «Социально-психологические основы профессиональной деятельности» (1 группа - КГ, 2 группа - ЭГ)
Сравнительный анализ для двух независимых выборок (КГ и ЭГ) показал статистически достоверные различия (р<0,000**) в уровнях знаний о социальной ответственности (51,03%) после проведения курса по дисциплине «Социально-психологические основы профессиональной деятельности» для экспериментальной группы.
Результаты сравнительного анализа уровня морально-этической ответственности личности ординаторов до проведения и после проведения курса по дисциплине «Социально-психологические основы профессиональной деятельности» представлены в таблице 2 и на рисунке 2.
Таблица 2 - Сравнительный анализ уровня морально-этической ответственности личности ординаторов до проведения и после проведения курса в контрольной группе (КГ) и экспериментальной группе (ЭГ)
Уровни морально-этической ответственности 2 курс (КГ), N=70 2 курс (ЭГ), N=75 Уровень значимости, р
1 Рефлексия на морально- этические ситуации 2,02 4,41 ,000**
2 Интуиция в морально-этической сфере 3,07 4,31 ,000**
3 Экзистенциальная ответственность 2,33 4,46 ,000**
4 Альтруистические эмоции 3,69 4,39 ,000**
5 Морально- этические ценности 2,64 4,21 ,000**
Общий уровень морально-этической ответственности 13,75 21,78 ,000**
Сравнительный анализ уровней морально-этической ответственности показал, что среднее значение переменной «общий уровень морально-этической ответственности» у респондентов контрольной группы (13,75), статистически достоверно отличается от среднего значения переменной у респондентов экспериментальной группы (21,78) при уровне р<0,000. Из этого можно сделать вывод, что уровни морально-этической отвественности такие как: рефлексия на морально- этические ситуации, интуиция в морально-этической сфере, экзистенциальная ответственность, альтруистические эмоции и морально-этические ценности у ординаторов экспериментальной группы увеличились после проведения курса по дисциплине «Социально-психологические основы профессиональной деятельности» [3].
Рисунок 2 - Уровни морально-этической ответственности личности ординаторов до проведения и после проведения курса в контрольной группе (КГ) и экспериментальной группе (ЭГ)
В ходе сравнительного анализа уровней социальной ответственности личности ординаторов до проведения и после проведения курса по дисциплине «Социально-психологические основы профессиональной деятельности» были получены данные, которые представлены в таблице 3 и на рисунке 3.
Таблица 3 - Сравнительный анализ уровня социальной ответственности личности ординаторов до проведения и после проведения курса в контрольной группе (КГ) и экспериментальной группе (ЭГ)
Уровни социальной ответственности 2 курс (КГ), N=70 2 курс (ЭГ), N=75 Уровень значимости, р
1 Убежденность в необходимости социальной ответственности 4,17 4,99 ,000**
2 Осознание социальной ответственности для будущей специальности 4,22 4,83 ,006**
3 Нравственное самосознание 4,28 4,94 ,000**
Сравнительный анализ уровней социальной ответственности (по трем шкалам) показал, что среднее значение переменной «Убежденность в необходимости социальной ответственности» у респондентов контрольной группы (4,17), статистически достоверно отличается от среднего значения переменной у респондентов экспериментальной группы (4,99) при уровне р<0,000. Среднее значение переменной «Осознание социальной ответственности для будущей специальности» у респондентов контрольной группы (4,22), статистически достоверно отличается от среднего значения переменной у респондентов экспериментальной группы (4,83) при уровне р=0,006. Среднее значение переменной «Нравственное самосознание» у респондентов контрольной группы (4,28), статистически достоверно отличается от среднего значения переменной у респондентов экспериментальной группы (4,94) при уровне р<0,000.
Из этого можно сделать вывод, что уровни социальной отвественности такие как: убежденность в необходимости социальной ответственности, осознание социальной ответственности для будущей специальности и нравственное самосознание у ординаторов экспериментальной группы увеличились после проведения курса по дисциплине «Социально-психологические основы профессиональной деятельности» [4].
*,2
I л л
^ i ^ i ж
yi* вденность t
Ш'обкпдиг^.ин.т
социальной
liriü'll. Tui HHÜ Ги
OCOikiHMC
OiWTTiefHHOcra ДЛ" йуд^й специальности
Щнвсгиеннчж
LiKMÜLU JIHiIhlbil'
I И.!:.ц1[|и.'|Ы|,||мц\,|-|,1
I .....................................
Рисунок 3 - Уровни социальной ответственности личности ординаторов до проведения и после проведения курса в контрольной группе (КГ) и экспериментальной группе (ЭГ)
В ходе сравнительного анализа уровней социального интеллекта ординаторов до проведения и после проведения курса по дисциплине «Социально-психологические основы профессиональной деятельности» были получены данные, которые представлены в таблице 4 и на рисунке 4.
Таблица 4 - Сравнительный анализ уровня социального интеллекта ординаторов до проведения и после проведения курса в контрольной группе (КГ) и экспериментальной группе (ЭГ)
Уровня социального интеллекта 2 курс (КГ), N=70 2 курс (ЭГ), N=75 Уровень значимости, р t-критерий Стьюдента
1 Социальный интеллект (общий показатель) 7,20 12,28 0,000 -15,626
2 Вербальный социальный интеллект 7,23 12,48 0,000 -18,056
3 Невербальный социальный интеллект 7,17 12,08 0,000 -9,483
Сравнительный анализ уровней социального интеллекта для двух независимых выборок показал, что среднее значение переменной «Социальный интеллект» у респондентов контрольной группы (7,2), статистически достоверно отличается от среднего значения переменной у респондентов экспериментальной группы (12,28) при уровне р<0,000. Среднее значение переменной «Вербальный соци-
альный интеллект» у респондентов контрольной группы (7,23), статистически достоверно отличается от среднего значения переменной у респондентов экспериментальной группы (12,48) при уровне р<0,000. Среднее значение переменной «Невербальный социальный интеллект» у респондентов контрольной группы (7,17), статистически достоверно отличается от среднего значения переменной у респондентов экспериментальной группы (12,08) при уровне р<0,000 [4].
Социальный Вербальный НеЕербальный интеллект социальный социальный
интеллект интеллект
■ Контрольная группа ■ Экспериментальная группа
Рисунок 4 - Уровни социального интеллекта ординаторов до проведения и после проведения курса в контрольной группе (КГ) и экспериментальной группе (ЭГ)
Из этого можно сделать вывод, что уровни социального интеллекта такие как: вербальный, невербальный и общий уровни у ординаторов экспериментальной группы увеличились после проведения курса по дисциплине «Социально-психологические основы профессиональной деятельности».
В ходе анализа регуляторных свойств личности, был использован опросник Кеттела, предназначенный для измерения 16 факторов личности - личностных черт, свойств, отражающих относительно устойчивые способы взаимодействия человека с окружающим миром и самим собой.
Результаты сравнительного анализа регуляторных свойств личности (факторы G и Q3) ординаторов до проведения и после проведения курса по дисциплине «Социально-психологические основы профессиональной деятельности» представлены в таблице 5 и на рисунке 5.
Таблица 5 - Сравнительный анализ нормативности поведения и самоконтроля ординаторов до проведения и после проведения курса в контрольной группе (КГ) и экспериментальной группе (ЭГ)
Регуляторные свойства 2 курс (КГ), 2 курс (ЭГ), Уровень ^критерий
личности (факторы) N=70 N=75 значимости, р Стьюдента
1 Нормативность поведения 6,19 9,10 0,002** -8,893
2 Самоконтроль ^3) 6,73 9,25 0,001** -8,770
Сравнительный анализ регуляторных свойств личности по двум факторам показал, что среднее значение переменной «Нормативность поведения» у респондентов контрольной группы (6,19), статистически достоверно отличается от среднего значения переменной у респондентов экспериментальной группы (9,10) при уровне р=0,002. Среднее значение переменной «Самоконтроль» у респондентов контрольной группы (6,73), статистически достоверно отличается от среднего значения переменной у респондентов экспериментальной группы (9,25) при уровне р=0,001.
Рисунок 5 - Уровни регуляторных свойств личности по двум факторам ординаторов до проведения и после проведения курса в контрольной группе (КГ) и экспериментальной группе (ЭГ)
В группу регуляторных свойств личности входят факторы: Q3 - самодисциплина (самоконтроль) и G - моральная нормативность.
В экспериментальной группе наблюдаются высокие значения факторов Q3 (9,25 стенов) и G (9,10 стенов). Данные показывают, что ординаторы экспериментальной группы способны мобилизовать себя на достижение поставленной цели вопреки внутреннему сопротивлению и внешним препятствиям: способны действовать продуманно, настойчиво; организованы (заканчивают начатые дела, четко представляют порядок выполняемых дел, планируют время); сохраняют самообладание в критических ситуациях, способны регулировать внешние проявления эмоций; критичны к себе; их поведение часто регулируется требованиями группы, требованиями окружающих людей; ответственные, с ярко выраженным чувством долга.
В контрольной группе наблюдаются средние значения факторов Q3 (6,73 стенов) и G (6,19 стенов) говорят о способности ординаторов быть организованными и настойчивыми прежде всего в ситуациях, в которых адаптировались. В случае неожиданного появления дополнительной нагрузки могут действовать хаотично, не организованно. Избирательно относятся к общегрупповым нормам и требованиям. Совестливость, ответственность в лично значимых ситуациях может сочетаться с формальным выполнением обязанностей тогда, когда ситуация
не затрагивает личных интересов.
Таким образом, развитие социальной ответственности ординаторов в системе непрерывного медицинского образования в рамках дисциплины «Социально-психологические основы профессиональной деятельности» - это научно обоснованный, планомерно организованный процесс формирования данного феномена, включающий в себя современные методы и педагогические технологии. Разработанный курс по программе дисциплины «Социально-психологические основы профессиональной деятельности» позволяет организовать социально-ориентированный образовательный процесс развития социальной ответственности ординаторов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гулевская, А. Ф., Максимов В. П. Педагогические условия формирования социальной ответственности студентов экономических специальностей: монография. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2012. - 208 с.
2. Коваленко, Е. И. Методы оценки социальной ответственности ординаторов. Международный научный журнал «Символ науки». - 2015, - № 9. - Ч. 2. - С. 167-169.
3. Коваленко, Е. И., Рассказов, Ф. Д., Коваленко, Л. А. Оценка уровня развития морально-этической и социальной ответственности ординаторов в системе послевузовского медицинского образования. Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке». - 2016. - Т. 18. - № 8. С. 72-75.
4. Коваленко, Е. И., Коваленко, Л. А. Анализ уровня развития социального интеллекта и социальной ответственности ординаторов в системе послевузовского медицинского образования. Фундаментальные и прикладные проблемы здоровьесбережения человека на Севере: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. - Сургут, 2016. - С. 381-386.
5. Муздыбаев, К. Психология ответственности. - Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1983. - 239. - 104 с.