Научная статья на тему 'Оценка уровня развития морально-этической и социальной ответственности ординаторов в системе послевузовского медицинского образования'

Оценка уровня развития морально-этической и социальной ответственности ординаторов в системе послевузовского медицинского образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
283
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОРДИНАТОР / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SOCIAL RESPONSIBILITY / MORAL AND ETHICAL RESPONSIBILITY / INTERN / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коваленко Елена Ивановна, Рассказов Филипп Дементьевич, Коваленко Лариса Анатольевна

В статье рассматривается проблема развития социальной и морально-этической ответственности ординаторов как фактор, определяющий профессиональную успешность будущих врачей. В статье представлены результаты оценки уровня развития морально-этической и социальной ответственности ординаторов 1 и 2 года обучения. Сравнительный анализ показал статистически достоверные различия уровней социальной и морально-этической ответственности у ординаторов в ходе прохождения курса по дисциплине «Социально-психологические основы профессиональной деятельности» для ординаторов 2 года обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Коваленко Елена Ивановна, Рассказов Филипп Дементьевич, Коваленко Лариса Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the level of development of moral and ethical and social responsibility of interns in system of postgraduate medical education

In article, the problem of development of social, moral, and ethical responsibility of interns as the factor defining professional success of future doctors is considered. Results of assessment of the level of development of moral, ethical, and social responsibility of interns 1 and 2 years of training are presented in article. The comparative analysis has shown statistically reliable distinctions of levels of social and moral and ethical responsibility at interns during passing of a course on discipline "Social and psychological bases of professional activity"

Текст научной работы на тему «Оценка уровня развития морально-этической и социальной ответственности ординаторов в системе послевузовского медицинского образования»

УДК 159.9.072.432

ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРДИНАТОРОВ В СИСТЕМЕ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.И. Коваленко, Ф.Д. Рассказов, Л.А. Коваленко

БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Сургутский государственный университет» г. Сургут, Россия

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития социальной и морально-этической ответственности ординаторов как фактор, определяющий профессиональную успешность будущих врачей. В статье представлены результаты оценки уровня развития морально-этической и социальной ответственности ординаторов 1 и 2 года обучения. Сравнительный анализ показал статистически достоверные различия уровней социальной и морально-этической ответственности у ординаторов в ходе прохождения курса по дисциплине «Социально-психологические основы профессиональной деятельности» для ординаторов 2 года обучения.

Ключевые слова: социальная ответственность, морально-этическая ответственность, ординатор, профессиональное образование.

Социальная ответственность врачей рассматривается сегодня как значимое профессиональное качество. Это способность понимать и контролировать соответствие результатов своих действий поставленным целям, сознательно выполнять требования и осуществлять стоящие перед ним задачи, быть готовым выполнять профессиональные функции в соответствии с существующими в обществе социальными, медико-правовыми, этическими и нравственными нормами. [1, с. 54].

Развитие социальной ответственности врачей является одной из педагогических проблем в современном образовании. Данную проблему можно рассмотреть на примере развития социальной ответственности врачей в системе послевузовского медицинского образования.

Возросла потребность общества и государства во врачах, обладающих социальной ответственностью за деятельность в сфере медицинской практики. В связи с этим встает вопрос о профессиональном, личностном и социальном развитии ординаторов медицинских вузов. Однако развитие социальной ответственности в значительной сте-

пени происходит стихийно в условиях недостаточно разработанного, научно обоснованного, планомерно организованного процесса развития данного феномена у врачей в системе послевузовского медицинского образования [2, с. 73].

Многие компоненты морально-этической сферы личности проявляются в определённых ситуациях, требующих конкретного внешнего проявления нравственных и моральных качеств в действиях и поступках, что может выражаться в широком диапазоне поведения и профессиональной деятельности. Одна из причин совершения врачами проступков, не совместимых с их статусом и профессиональной деятельностью, состоит в том, что системе послевузовского медицинского образования недостаточно полно освещаются социально-психологические основы профессиональной деятельности, которые должны быть направлены на развитие социально-психологической компетентности врача [3, с. 332].

Для оценки уровня социальной ответственности и уровня развития морально-этической ответственности ординаторов, было проведено иссле-

Коваленко Е.И., Рассказов Ф.Д., КоваленкоЛ.А. Оценка уровня развития морально-этической...

----

ломание и анализ уровня развития, а также проведен частотный анализ выше перечисленных компонентов социальной ответственности в группах ординаторов 1 и 2 года обучения Медицинского института Сургутского государственного университета ХМАО-Югры. В исследовании приняли участие 197 ординаторов, из них 105 (53%) ординаторов 1 курса и 92 (47%) ординатора 2 курса обучения. Группу респондентов составили 44 (22%) мужчины и 153 (78%) женщины. В исследовании приняли участие ординаторы по 25 специальностям.

Для диагностики уровня морально-этической ответственности личности ординаторов был использован опросник ДУМЭОЛП (диагностика уровня морально-этической ответственности личности) состоящий из 6 шкал. Для проверки достоверности результатов использовалась шкала лжи, оценивающая компонент социальной желательности. Для оценки социальной ответственности была использована методика оценивания социальной ответственности В. Л. Марищука по 11 шкалам: убежденность в необходимости социальной ответственности, отношение к общественной деятельности, общественная активность, осознание социальной ответственности для будущей специальности, отношение к будущей специальности, отношение к образованию, участие в научной деятельности,

отношение к труду, нравственное самосознание, отношение к сокурсникам, общественная деятельность.

В ходе анализа осуществлен количественный и сравнительный анализ полученных результатов с помощью методов математической статистики. Результаты исследования обработаны при помощи программы SPSS.

Полученные результаты позволили выявить проблемную область в процессе формирования морально-этической и социальной ответственности ординаторов. В рамках решения выявленной проблемы разработана рабочая программа и проведен курс по дисциплине «Социально-психологические основы профессиональной деятельности». Программа дисциплины направлена на формирование знаний, умений и навыков о социально-психологических закономерностях поведения, что необходимо для эффективной профессиональной деятельности будущего врача [4, с. 74].

Результаты сравнительного анализа уровня морально-этической и социальной ответственности личности ординаторов до проведения курса (1 год обучения -контрольная группа) и после проведения курса (2 год обучения — экспериментальная группа) представлены в табл. 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ уровня морально-этической и социальной ответственности личности ординаторов 1 (контрольная группа) и 2 (экспериментальная группа) годов обучения

Уровни морально-этической ответственности 1 курс, N = 105 2 курс, N = 92 Уровень значимост и, р

1 Рефлексия на морально- этические ситуации 2,12 2,02 ,034*

2 Интуиция в морально-этической сфере 2,04 3,07 ,021*

3 Экзистенциальная ответственность 2,29 2,33 ,407

4 Альтруистические эмоции 2,17 3,69 ,024*

5 Морально- этические ценности 2,58 2,64 ,053*

Общий уровень морально-этической ответственности 11,2 13,75 ,009**

Уровни социальной ответственности

1 Убежденность в необходимости социальной ответственности 3,89 4,17 ,022*

2 Отношение к общественной деятельности 4,11 4,25 ,031*

3 Общественная активность 3,00 3,96 ,011*

4 Осознание социальной ответственности для будущей специальности 4,64 4,92 ,014*

5 Отношение к будущей специальности 4,04 4,32 ,053*

6 Отношение к образованию 3,84 3,98 ,015*

7 Участие в научной деятельности 2,53 2,86 ,024*

8 Отношение к труду 3,83 4,01 ,012*

9 Нравственное самосознание 4,19 4,28 ,034*

10 Отношение к сокурсникам 3,64 3,67 ,207

11 Общественная деятельность 2,68 2,87 ,028*

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 8

----—-

Сравнительный анализ для двух независимых выборок (ординаторы 1 и 2 года обучения) показал статистически достоверные различия (р < 0,05*) в уровнях морально-этической и социальной ответственности личности ординаторов после проведения курса по дисциплине «Социально-психологические основы профессиональной деятельности».

В ходе диагностики уровня морально-этической ответственности личности, ординаторы 1-го и 2-го годов обучения были разделены на три группы: с низким (0—5 баллов), средним (5—15 баллов) и высоким (15—25 баллов) уровнями сфор-мированности морально-этической ответственности. Анализ и интерпретация полученных данных показали уровни сформированности морально-этической ответственности у ординаторов 1 года обучения: высокий — 10%; средний — 33%; низкий — 57%. У ординаторов 2 года обучения уровни морально-этической ответственности сформированы в следующих отношениях: высокий — 15%; средний — 40%; низкий — 45%.

В ходе оценки уровней социальной ответственности личности, было выявлено, что у ординаторов 1 года обучения уровень убеждённости в необходимости социальной ответственности составил: у 4,9% низкий уровень; у 38,3% средний уровень; у 56,8% респондентов высокий уровень. У ординаторов 2 года обучения уровень убежденности в необходимости социальной ответственности составил: у 3,9% низкий уровень; у 29,1% средний; у 67% респондентов высокий уровень. Анализ и интерпретация уровня осознания социальной ответственности для будущей специально-

сти показали, что высокий уровень осознания наблюдается в группе ординаторов 2 года обучения (93,4%), в группе ординаторов 1 года обучения высокий уровень составил только у 79,6% респондентов.

Таким образом, учитывая индивидуально-типологические и индивидуально-психологические особенности развития будущих врачей (ординаторов), учебно-воспитательный процесс необходимо направлять на формирование социально-ответственных качеств. Социальная ответственность органически включена во всю совокупность многообразных отношений личности будущего врача и общества, во все сферы жизнедеятельности людей, во все формы общественного индивидуального сознания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1983.

2. Гулевская А.Ф. Педагогические условия формирования социальной ответственности студентов экономических специальностей: Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2012.

3. Коваленко Е.И., Коваленко Л.А. Функциональная структура социальной ответственности врача и методы ее оценки. Международная научная конференция, Чехия, Карловы Вары — Россия, Москва. Сборник научных материалов совместного издания Издательство Skleneny (Чехия) и МЦНИП (Россия). 2015. С. 332—338.

4. Замятина М.С., Рассказов Ф. Д. Формирование проектной компетенции в педагогической практике // Казанская наука. 2016. № 6. С. 73—75.

ASSESSMENT OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT

OF MORAL AND ETHICAL AND SOCIAL RESPONSIBILITY

OF INTERNS IN SYSTEM OF POSTGRADUATE MEDICAL EDUCATION

E.I. Kovalenko, F.D. Rasskazov, L.A. Kovalenko

BU WO of Khanty-Mansi Autonomous Okrug "The Surgut state university ", Medical institute Surgut, Russia

Annotation. In article, the problem of development of social, moral, and ethical responsibility of interns as the factor defining professional success of future doctors is considered. Results of assessment of the level of development of moral, ethical, and social responsibility of interns 1 and 2 years of training are presented in article. The comparative analysis has shown statistically reliable distinctions of levels of social and moral and ethical responsibility at interns during passing of a course on discipline "Social and psychological bases of professional activity".

Key words: social responsibility, moral and ethical responsibility, intern, professional education.

Коваленко Е.И., Рассказов Ф.Д., Коваленко Л.А. Оценка уровня развития морально-этической..

REFERENCE

1. Muzdybayev K. Psikhologiya of responsibility. Leningrad, Science. Leningr. otd-ny, 1983 (In Russian).

2. Gulevskaya A.F. Pedagogical conditions of formation of social responsibility of students of economic specialties: Yuzhno-Sakhalinsk: publishing house of SahGU, 2012 (In Russian).

3. Kovalenko E.I., Kovalenko L.A. Functional structure of social responsibility of the doctor and methods of

her assessment. International scientific conference, Czech Republic, Karlova Vary-Russia, Moscow. Collection of scientific materials of the joint Skleneny Publishing house edition (Czech Republic) and MTsNIP (Russia). 2015. P. 332—338.

4. Zamyatina M.S., Rasskazov F.D. Formation of design competence of student teaching. Kazan science, 2016, no. 6, pp. 73—75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.