Научная статья на тему 'Развитие социальной ответственности ординаторов как социальный и педагогический процесс в системе непрерывного медицинского образования'

Развитие социальной ответственности ординаторов как социальный и педагогический процесс в системе непрерывного медицинского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРДИНАТОРОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕССЫ / SOCIAL RESPONSIBILITY RESIDENCIES / PROFESSIONAL COMPETENCE / SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROCESSES / SOCIO-PSYCHOLOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко Е. И., Косенок С. М., Рассказов Ф. Д., Коваленко Л. А.

Развитие социальной ответственности врачей является одной из педагогических проблем в современной высшей медицинской школе. Данная проблема рассматривается на примере развития социальной ответственности ординаторов в системе непрерывного медицинского образования. В статье представлен комплекс методов и методик, направленный на качественный и количественный анализ компонентов социальной ответственности на когнитивном, мотивационном и деятельностном уровнях у ординаторов 1 и 2 курсов Медицинского института. На основе анализа данных разработан научно-обоснованный и планомерно-организованный процесс развития социальной ответственности будущих врачей в рамках учебно-методического комплекса дисциплины «Социально-психологические основы профессиональной деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коваленко Е. И., Косенок С. М., Рассказов Ф. Д., Коваленко Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development social responsibility residents as a social and pedagogical process in the system of continuing medical education

The development of the social responsibility of doctors is one of the educational problems in the modern higher medical school. In the article, the problem is considered as an example of social responsibility of residents in continuing medical education. The article presents a set of methods and techniques aimed at the qualitative and quantitative analysis of the components of social responsibility on the cognitive, motivational and activity levels among residents 1 and 2 courses of the Institute of Medicine. Based on the analysis of data developed science-based and systematic, organized process of formation of the social responsibility of future doctors within the educational complex of discipline “Socio-psychological bases of professional work”.

Текст научной работы на тему «Развитие социальной ответственности ординаторов как социальный и педагогический процесс в системе непрерывного медицинского образования»

УДК 316.4.06

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРДИНАТОРОВ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.И. Коваленко, С.М. Косенок, Ф.Д. Рассказов, Л.А. Коваленко

БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Сургутский государственный университет», Медицинский институт Сургут, Россия

Аннотация. Развитие социальной ответственности врачей является одной из педагогических проблем в современной высшей медицинской школе. Данная проблема рассматривается на примере развития социальной ответственности ординаторов в системе непрерывного медицинского образования. В статье представлен комплекс методов и методик, направленный на качественный и количественный анализ компонентов социальной ответственности на когнитивном, мотивационном и деятельностном уровнях у ординаторов 1 и 2 курсов Медицинского института. На основе анализа данных разработан научно-обоснованный и планомерно-организованный процесс развития социальной ответственности будущих врачей в рамках учебно-методического комплекса дисциплины «Социально-психологические основы профессиональной деятельности».

Ключевые слова: социальная ответственность ординаторов, профессиональная и социально-психологическая компетентность, социальный и педагогический процессы.

Концепция модернизации российского образования направлена на подготовку высококвалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего знаниями, умениями в своей будущей профессии и смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту и самосовершенствованию. В последние десятилетия произошли существенные изменения в жизни российского общества, в его ценностно-целевых ориентирах. С другой стороны, возрастают требования потенциального работодателя в сфере медицинских учреждений к сформированности не только ключевых компетентностей будущего врача, но и к его ответственности, как способности личности понимать соответствие результатов своих действий поставленным целям, принятым в обществе или коллективе нормам, сопричастности к общему делу.

Развитие социальной ответственности врачей является одной из педагогических проблем в современной высшей медицинской школе. Данную проблему можно рассмотреть на примере развития социальной ответственности ординаторов в системе непрерывного медицинского образования. Социальная ответственность врачей рассматривается как значимое профессиональное качество. Это способность понимать и контролировать соответствие результатов своих действий поставленным целям, сознательно выполнять требования и осуществлять стоящие перед ним задачи, быть готовым выполнять профессиональные функции в соответствии с существующими в обществе социальными, медико-правовыми, этическими и нравственными нормами. [1, с. 333]

Профессиональная компетентность врача определяется в ракурсе рассмотрения его деятельно-

—--—

сти в системе «человек—человек». Важными составляющими деятельности врача являются не только его знания и умения, особенности профессионального мышления, но и личностные качества, умение общаться с пациентом. Поэтому профессиональная компетентность врача включает, не только высокий уровень специальной медицинской подготовки, общечеловеческой культуры, но и социально-психологические аспекты его личности, его ценностные ориентации, коммуникативную грамотность. При этом важно учитывать, что профессиональная компетентность — это не статичное достигнутое состояние, а постоянно развертываемый процесс становления.

В широком понимании профессиональная компетентность будущего врача представляет собой совокупность способностей, качеств и особенностей личности, а также знаний и опыта, необходимых для успешной профессиональной медицинской деятельности и включает в себя пять компонентов: ценностно-мотивационный, когнитивный, деятельностный, коммуникативный, рефлексивно-творческий компоненты.

Особенности формирования ценностно-мо-тивационного компонента профессиональной компетентности определяются мотивами, целями и потребностями будущего врача в профессиональном обучении, усовершенствовании, самовоспитании, саморазвитии, ценностных установок актуализации в профессиональной деятельности. Также ценност-но-мотивационный компонент содержит мотивы осуществления профессиональной деятельности и профессиональную направленность.

Когнитивный компонент профессиональной компетентности определяется теоретическими знаниями, умениями и навыкам, и также способами получения необходимой информации и эффективностью ее использования. Уровень развития когнитивного компонента зависит от широты, глубины и системности знаний в медицинской отрасли.

Деятельностный компонент профессиональной компетентности представляет собой активное использование полученных знаний, сформированных умений, навыков и профессионально важных качеств в профессиональной деятельности как необходимых составляющих познания и развития профессиональной культуры, самовоспитания, самоусовершенствования.

Развитие коммуникативного компонента проявляется в умении устанавливать межличностные

связи, выбирать оптимальный стиль общения в разнообразных ситуациях профессиональной деятельности, владеть способами вербального и невербального общения.

Рефлексивно-творческий компонент профессиональной компетентности специалиста по медицине определяется отношением к себе и окружению, к своей практической деятельности и ее осуществление. Он содержит самосознание, самоконтроль, самооценку, понимание собственной значимости и результатов своей деятельности, ответственность за результаты своей деятельности, понимание себя, а также самореализацию в профессиональной деятельности.

Социально-психологическая компетентность личности представляет собой специальные знания об обществе, о политике, экономике, культуре и т.д. Она позволяет личности ориентироваться в любой социальной ситуации, принимать верные решения и достигать поставленных целей. Социально-психологическая компетентность — явление многомерное, и складывается из коммуникативной, перцептивной (когнитивной) компетентности и знаний в области взаимодействия, поведения.

Коммуникативная компетентность — это и эмпатическое свойство (сопереживание), и знания о способах ориентации в различных ситуациях, свободном владении вербальными и невербальными средствами общения. Перцептивная компетентность означает степень соответствия сформировавшихся картин мира, стереотипов, образов научным картинам мира. Компетентность в области взаимодействия сводится к знаниям о природе социальных явлений.

Социальную ответственность можно определить, как обобщенный образ предстоящей деятельности, на основе которого будущий врач готовится к выполнению профессиональных функций в соответствии с социальными, медицинскими нормами и осознанием нравственного долга перед обществом. [2, с. 65].

Для оценки социальной ответственности ординаторов на уровне трех компонентов (когнитивный, мотивационный, деятельностный), мы сформировали план и провели исследование в группах ординаторов 1 и 2 курсов Медицинского института Сургутского государственного университета ХМАО-Югры. Концепция плана исследования, в соответствии с функциональной структурой социальной ответственности представлена в табл. 1.

—--—

Таблица 1

Концепция плана исследования и методы оценки социальной ответственности

Социальная ответственность

Когнитивный компонент Мотивационный компонент Деятельностный компонент

Система усвоенных личностью знаний о социальной ответственности, о сущности прав и обязанностей, о нормах и правилах поведения человека в социуме, о способах регулирования отношений между обществом и индивидуумом Мотивы социально ответственного поведения, нравственные устремления в реализации ответственных поступков, побуждение сознательно регулировать свою деятельность в социально-профессиональном обществе Готовность личности осуществлять осознанный выбор определенной линии поведения, принимать решения, оценивать их последствия, определять необходимые ограничения в поведении на основе сформированного мировоззрения и развитого самосознания

Методы диагностики социальной ответственности

Опросник ДУМЭОЛП — диагностика уровня морально-этической ответственности личности (5 шкал) Мотивационный профиль (В .И. Герчиков) — 5 типов мотивационных профилей Психологические установки (О.Ф. Потемкина) — 8 установок

Методика оценивания социальной ответственности В. Л. Марищука (3 уровня) Тест самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев) — 12 шкал Социальный интеллект (В. С. Соловьев) — 2 вида

Когнитивные тесты (тесты знаний) о социальной ответственности Индивидуально-типологический опросник (ИТО) Л.Н. Собчик — 12 шкал Опросник Р. Кеттелла — 2 шкалы Социальное проектирование

Таким образом, подобранный комплекс методов и методик для оценки социальной ответственности позволил провести качественный и количественный анализ компонентов социальной ответственности на когнитивном, мотивационном и деятельностном уровнях ординаторов 1 и 2 курсов Медицинского института СурГУ. Данные анализа позволили разработать научно-обоснованный и планомерно-организованный процесс формирования социальной ответственности будущих врачей в рамках учебно-методического комплекса дисциплины «Социально-психологические основы профессиональной деятельности» для подготовки кадров высшей квалификации по программе ординатуры.

Учитывая индивидуально-типологические и психологические особенности ординаторов, учебно-воспитательный процесс в рамках дисциплины направлен на формирование социально-ответственных качеств в профессиональной деятельности будущих врачей. Календарно-тематический план дисциплины «Социально-психологические основы профессиональной деятельности» представлен в табл. 2.

Дисциплина «Социально-психологические основы профессиональной деятельности» имеет сво-

ей целью повышение общей и психологической культуры, формирование целостного представления о социально-психологических особенностях межличностного и группового общения в профессиональной деятельности. Основными задачами дисциплины являются формирование понимания закономерностей функционирования человека в различных группах и представление о социально-психологических особенностях профессиональной деятельности врача.

Учебно-методический комплекс дисциплины по программе ординатуры включает в себя такие направления как: социально-психологическая и профессиональная компетентность врача; модели взаимоотношений в системе «врач—пациент»; социально-психологический портрет врача; социальная ответственность врача; общение как социально-психологический процесс; барьеры в общении и управление конфликтным взаимодействием; социально-психологическая компетентность и профессиональная деформация врача. Структурные элементы рабочей программы дисциплины охватывают основные социальные аспекты профессиональной деятельности современного врача. [3, с. 74].

—--—

Таблица 2

Календарно-тематический план по дисциплине «Социально-психологические основы профессиональной деятельности»

Наименование разделов и тем дисциплины Аудиторные занятия (час.) СРС

Итого в том числе Не менее 30% — 4,8 ч.

Л С ПЗ Интерактивные формы

вид часы

Социально-психологическая и профессиональная компетентность врача 4,5 0,5 — 2 Ролевая игра — 2

Модели взаимоотношений в системе «врач—пациент» 4,25 0,25 2 Решение медико-деон-тологических задач на смысл 2

Социально-психологический портрет врача 7,25 0,25 — 2 Социально-психологическая диагностика 1,8 5

Социальная ответственность врача 7 — — 2 Социальное проектирование 1 5

Общение как социально-психологический процесс 4,25 0,25 — 2 Ситуативный анализ 1 2

Барьеры в общении и управление конфликтным взаимодействием 4,25 0,25 — 2 Кейсы 1 2

Социально-психологическая компетентность и профессиональная деформация врача 4,5 0,5 2 Деловая игра 2

Всего: 36 2 — 14 20

Форма итогового контроля знаний Форма промежуточной аттестации — зачет Итого — 1 з.е. — 36 часов

В структуре ОП ВО ординатуры, в соответствии с ФГОС, дисциплина «Социально-психологические основы профессиональной деятельности» относится к базовой части обязательных дисциплин (Б1.Б.07). Преподавание осуществляется на 2 году обучения. Дисциплина «Социально-психологические основы профессиональной деятельности» базируется на знаниях и умениях, полученных в результате освоения дисциплин «Психология», «Педагогика». Для освоения этой дисциплины ординатор должен иметь широкий профессиональный кругозор, наличие практического опыта, способность к теоретическому и практическому мышлению, самостоятельной работе, знанию основ социальной психологии.

Формируемые компетенции, в результате освоения дисциплины включают в себя универсальную компетенцию, такую как готовность к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональ-

ные и культурные различия (УК-2) и профессиональную компетенцию, как готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-4).

В результате освоения дисциплины ординатор должен знать базовые и профессионально-профилированные теоретические основы социальной психологии; социально-психологические закономерности межличностного и межгруппового восприятия и взаимодействия; типичные социально-психологические процессы, возникающие в профессиональной деятельности. После освоения дисциплины ординатор должен уметь использовать социально-психологические знания для решения практических задач в профессиональной деятельности; учитывать социально-психологические и кросс-культурные факторы, влияющие на межличностное и групповое общение и взаимодейст-

—--—

вие с пациентами и их семьями; осознавать социальную ответственность. Результатами освоения дисциплины должны выступать сформированные навыки в использовании моделей взаимоотношений в системе «врач—пациент»; навыки в общении, как процесса социально-психологического взаимодействия; навыки в преодолении барьеров в общении и управлении конфликтными ситуациями; навыки развития социально-психологической компетентности и профилактики профессиональной деформации врача в профессиональной деятельности [4, с. 72].

В основу программы дисциплины «Социально-психологические основы профессиональной деятельности» положены принципы социальных и педагогических процессов. Социальный процесс — серия явлений или взаимодействий, происходящих в организации, структуре групп и меняющих отношения между людьми или между составными элементами сообщества. Социальные процессы находятся во всех обществах и выступают как упорядоченная форма социального взаимодействия. Важнейшими чертами социальных процессов является их всеобщность и связь с субъектом, который осуществляет процесс. Функционирование и развитие общества происходят в различных формах социальных процессов, характеризующих субъектно-объектные связи и отношения во всех сферах деятельности людей.

Педагогический процесс — это система, в которой органично сочетаются процессы формирования, развития, воспитания и обучения со всеми условиями, формами, методами их функционирования. Методы и интерактивные формы дисциплины «Социально-психологические основы профессиональной деятельности» базируются на концепции поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина. Логика рассуждений П.Я. Гальперина, поставившая под сомнение традиционную структуру процесса обучения «сообщение знаний» — «запоминание знаний» — «багаж знаний», привела к выводу, суть которого можно сформулировать примерно так: если знания, сообщаемые заранее с расчетом на запоминание, не могут по разным причинам выполнять функцию полной ориентировки обучаемого в будущей деятельности, то в процессе обучения студентам необходимо давать достаточные для правильного выполнения действий зримые (наглядные) ориентиры, при опоре на которые даже начинающий студент мог бы сразу, без получения каких-либо пред-

варительных знаний, без заучивания, механического запоминания безошибочно действовать в практическом плане [5, с. 42].

Эти зримые ориентиры были названы «схемами ООД» («схемы ориентировочной основы действия»). В схемах ООД диагностики и лечения содержатся все сведения о порядке и последовательности заданных действий и операций. Эти сведения полностью ориентируют ординаторов в осваиваемом действии. В этом главное и принципиальное отличие методики обучения, основанной на психологической теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, от всех других методик, построенных на традиционных психологических и дидактических концепциях обучения [5, с. 44].

Таким образом, развитие социальной ответственности ординаторов в системе непрерывного медицинского образования — это научно обоснованный, планомерно организованный процесс формирования данного феномена врачей, включающий в себя современные методы и педагогические технологии. Разработанный курс по программе дисциплины «Социально-психологические основы профессиональной деятельности» позволит сориентировать систему образования ординаторов на поиск научно-педагогических подходов к организации социально-ориентированного образовательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коваленко Е.И., Коваленко Л.А. Функциональная структура социальной ответственности врача и методы ее оценки. Международная научная конференция, Чехия, Карловы Вары — Россия, Москва. Сборник научных материалов совместного издания Издательство 8к1еиеиу (Чехия) и МЦНИП (Россия). 2015. С. 332— 338.

2. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1983.

3. Замятина М.С., Рассказов Ф.Д. Формирование проектной компетенции в педагогической практике // Казанская наука. 2016. № 6. С. 73—75.

4. Яковлев Б.П., Коваленко Л.А., Латыпов Р.Р. Профессиональная компетентность и ее оценка в системе образования: Монография. Новосибирск: ООО Издательство «Сибпринт», 2014.

5. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Молчанов А.С., Смирнова Н.Б., Зорин К. В. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации. 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. Н.Д. Ющука. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2005.

—----

DEVELOPMENT SOCIAL RESPONSIBILITY RESIDENTS

AS A SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROCESS

IN THE SYSTEM OF CONTINUING MEDICAL EDUCATION

E.I. Kovalenko, S.M. Kosenok, F.D. Rasskazov, L.A. Kovalenko

BU IN Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug — Yugra "Surgut State University", Medical Institute Surgut, Russia

Annotation. The development of the social responsibility of doctors is one of the educational problems in the modern higher medical school. In the article, the problem is considered as an example of social responsibility of residents in continuing medical education. The article presents a set of methods and techniques aimed at the qualitative and quantitative analysis of the components of social responsibility on the cognitive, motivational and activity levels among residents 1 and 2 courses of the Institute of Medicine. Based on the analysis of data developed science-based and systematic, organized process of formation of the social responsibility of future doctors within the educational complex of discipline "Socio-psychological bases of professional work".

Key words: social responsibility residencies, professional competence. socio-psychological competence, social and pedagogical processes.

REFERENCES

1. Kovalenko E.I., Kovalenko L.A. The functional structure of the social responsibility of the doctor and the methods for its assessment. International Scientific Conference, Czech Republic, Karlovy Vary, Moscow, Russia. Collection of co-publishing materials Publisher Skleneny (Czech Republic) and MTSNIP (Russia). 2015. P. 332—338.

2. Muzdybaev K. Responsibility Psychology. Leningrad, Nauka. Leningrad. Dep-tion, 1983.

3. Zamyatina M.S., Rasskazov F.D. Formation of the design competence in teaching practice. Kazan science, 2016, no. 6, pp. 73—75.

4. Yakovlev B.P., Kovalenko L.A., Latypov R.R. Professional competence and its evaluation in the education system: Monograph. Novosibirsk LLC "Sibprint" Publishing House, 2014.

5. Curly N.V., Ukolov E.M., Molchanov A.S., Smir-nova N.B., Zorin K.V. The doctor and teacher in a changing world: tradition and innovation. 2nd ed.. and ext. Ed/ by N.D. Yushchuk. Moscow, SEI VUNMTS, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.