Научная статья на тему 'Педагогические условия развития социальной ответственности ординаторов в медицинском вузе'

Педагогические условия развития социальной ответственности ординаторов в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРДИНАТОРОВ / SOCIAL RESPONSIBILITY OF RESIDENTS / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / PEDAGOGICAL SYSTEM OF MEDICAL HIGH SCHOOL / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко Л.А.

Процесс развития социальной ответственности ординаторов, как профессионально-значимого качества будущего врача является актуальной педагогической проблемой в современной высшей медицинской школе. Анализ понятия «педагогические условия», сфокусирован на понимание задач, которые возникают при организации и реализации целостного педагогического, образовательного процесса системы медицинских вузов. Обобщая результаты исследований в теории и практике педагогики, можно классифицировать и систематизировать педагогические условия, по трем группам. Развитие социальной ответственности ординаторов в медицинском вузе, должно быть обеспечено систематизацией педагогических условий, к которым мы относим: организационно-педагогические условия, психолого-педагогические условия, дидактические условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коваленко Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF ORDINATORS IN THE MEDICAL UNIVERSITY

The process of developing social responsibility of residents, as a professionally significant quality of the future doctor, is an actual pedagogical problem in the modern higher medical school. The analysis of the concept of "pedagogical conditions", is focused on understanding the tasks that arise in the organization and implementation of a holistic pedagogical, educational process of the system of medical universities. Summarizing the results of research in the theory and practice ofpedagogy, it is possible to classify and systematize pedagogical conditions in three groups. The development of social responsibility of residents in a medical college, should be ensured by the systematization ofpeda-gogical conditions, to which we refer: organizational pedagogical conditions, psychological pedagogical conditions, didactic conditions.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития социальной ответственности ординаторов в медицинском вузе»

2018, том 20 [4]

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-4-9-13

УДК 378.147

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРДИНАТОРОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Коваленко Л.А.

БУ ВО «Сургутский государственный университет», г. Сургут, Российская Федерация

Аннотация. Процесс развития социальной ответственности ординаторов, как профессионально-значимого качества будущего врача является актуальной педагогической проблемой в современной высшей медицинской школе. Анализ понятия «педагогические условия», сфокусирован на понимание задач, которые возникают при организации и реализации целостного педагогического, образовательного процесса системы медицинских вузов. Обобщая результаты исследований в теории и практике педагогики, можно классифицировать и систематизировать педагогические условия, по трем группам. Развитие социальной ответственности ординаторов в медицинском вузе, должно быть обеспечено систематизацией педагогических условий, к которым мы относим: организационно-педагогические условия, психолого-педагогические условия, дидактические условия. Ключевые слова: социальная ответственность ординаторов, педагогическая система медицинского вуза, педагогические условия.

Процесс развития социальной ответственности ординаторов, как профессионально-значимого качества будущего врача является актуальной педагогической проблемой в современной высшей медицинской школе. Социальная ответственность врачей рассматривается как профессионально-значимое качество, реализующееся в профессиональной деятельности и клинической практике. Это качество проявляется в способности осознавать, понимать и держать под контролем результаты профессиональных действий в соответствии с поставленными целями, проявлять мотивационную готовность выполнять профессиональные требования и функционировать в соответствии с социальными, медико-правовыми, этическими и нравственными нормами профессионального общества.

Формирование социальной ответственности будущего врача в системе высшего медицинского образования начинается с освоения общекультурных компетенций. Так, в пункте 5.2 Федерального государственного образовательного стандарта отмечается, что в процессе освоения программы специалитета выпускник должен обладать способностью действовать в нестандартных ситуациях и нести социальную и этическую ответственность за принятые решения. Здесь же обращено внимание на формирование готовности работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Эти же требования в части формирования толерантности, но уже к результатам освоения программы ординатуры отражены и среди универсальных компетенций ФГОСа

~ 9 ~

—--—

уровня подготовки кадров высшей квалификации), в пункте 5. В развитии социальной ответственности врача должен быть реализован принцип преемственности от специалитета к ординатуре. Четко предусмотренный ФГОСом процесс развития ответственности студента медицинского вуза при подготовке обучающегося по программам специалитета, на наш взгляд, должен найти свое развитие в программе подготовки ординаторов.

Проводя анализ современных педагогических исследований, направленных на оценку проблем совершенствования и развитие педагогических систем, увеличение качества и повышение эффективности учебного и образовательного процессов в подготовке ординаторов, одним из направлений, вызывающих исследовательский интерес, выступают следующие аспекты анализа и оценки, такие как: выявление условий, обоснование их состоятельности и проверка всех педагогических условий, которые способны обеспечить качество и успешность педагогической деятельности в образовательном процессе медицинских вузов [1].

Анализ понятия «педагогические условия», сфокусирован на понимание задач, которые возникают при организации и реализации целостного педагогического, образовательного процесса системы медицинских вузов. Рассматривая понятие «педагогические условия», ученые и исследователи придерживаются нескольких точек зрения и позиций:

- первая позиция: Андреев В.И., Найн А.Я., Яковлев Н.М. определяют педагогические условия в целостной совокупности всех мер педагогического и учебного воздействия, которые формируют материальную и пространственную среду образовательного процесса;

- вторая позиция: Ипполитова Н.В., Зверева М.В. в свою очередь, рассматривают связи комплекса педагогических условий и конструирования структуры педагогической системы, где педагогические условия являются компонентной частью образовательного процесса;

- третья позиция: Б.В. Куприянов, С.А. Дынина определяют педагогические условия как планомерную работу по определению закономерностей и устойчивых связей образовательного процесса, направленных на обеспечение проверяемости результатов научных исследований педагогических и образовательных системах [2].

Анализируя и рассматривая педагогические условия как компонент педагогической системы, которая отражает совокупность ресурсов и возможностей: организационной, образовательной, материальной, пространственной, субъектно-объ-ектной среды обучения. Можно констатировать, что данная совокупность способна воздействовать на ряд личностных и процессуальных аспектов образовательной среды и обеспечивает эффективность функционирования и развития субъектов педагогического процесса.

Обобщая результаты исследований в теории и практике педагогики, на основе многочисленных научно-педагогических исследований, можно классифицировать и систематизировать педагогические условия, по трем группам: организационно-педагогические условия, психолого-педагогические условия, дидактические условия [3].

Первую группу условий формируют организационные-педагогические условия. Эта группа условий рассматривается как совокупность определенных возможностей, она направлена на обеспечение успешного решения образовательных и педагогических задач. Также первую группу условий, которые направленны на развитие и функционирование образовательного процесса, можно рассматривать с позиции управления педагогическим процессом. Организационно-педагогические условия, характеризуются рядом признаков: организационно-педагогические условия - это совокупность сконструированных и смоделированных возможностей содержания учебного процесса, методов и форм целостного процесса, способствующих эффективному и качественному решению задач образовательного и педагогического процессов; организационно-педагогические условия - это совокупность мер воздействия, которая отражает условия, базирующиеся в основе

—--—

~ 10 ~

—--—

\ правления педагогической системой и образовательным процессом; организационно-педагогические условия характеризуются взаимообусловленностью и взаимосвязанностью эффективности решения поставленных образовательных целей и задач; организационно-педагогические условия обладают основной функцией, которая выступает, как организация мер воздействия и обеспечивает планируемое и целенаправленное управление развитием и совершенствованием целостного педагогического и образовательного процессов.

Психолого-педагогические условия формируют вторую разновидность условий, их можно рассматривать с позиций определенных педагогических мер влияния и воздействия, способствующих развитию личности, как субъектов, так и объектов педагогического процесса (студентов, ординаторов, педагогов).

Основная цель применения психолого-педагогических условий - это повышение эффективности учебного и образовательного процессов при взаимодействии и взаимовлиянии всех субъектов (или объектов) образовательного процесса. Психолого-педагогические условия, имеют ряд характерных признаков: психолого-педагогические условия - это совокупность возможностей, формирующих материальную, пространственную и образовательную среду, которая способствует повышению эффективности всех компонентов педагогического процесса; психолого-педагогические условия - это совокупность мер воздействия, направленная на развитие личности субъектов образовательной системы медицинских вузов; организация и формирование мер педагогического взаимодействия, которые обеспечивают преобразование профессионально необходимых характеристик развития, обучения и воспитания личности являются основной функцией психолого-педагогических условий; важной частью преобразования личностной характеристики субъекта педагогического и образовательного процесса выступает совокупность психолого-педагогических условий.

Современная педагогика оперирует разнообразными дидактическими условиями в формировании образовательной среды. Дидактические

условия можно определить, как «наличие обстоятельств, предпосылок, в которых учтены имеющиеся условия обучения и предусмотрены способы преобразования этих условий в направлении целей обучения, а также определенным образом отобраны, выстроены и использованы элементы содержания, методы (приемы) и организационные формы обучения с учетом принципов оптимизации образовательного процесса любой педагогической системы».

Дидактические условия - это результат целенаправленного отбора, конструирования, структурирования и систематизации элементов содержания обучения, применения разнообразных методов и методик обучения, а также организационных форм образовательного процесса, направленного на достижение дидактических целей, выбор и реализацию возможностей. Организация содержания учебного процесса, подбор форм, методов и средств педагогического взаимовлияния и взаимодействия в процессе обучения субъектов образовательного процесса, обеспечивают эффективное решение образовательных и учебных задач, являются основной функцией дидактических условий.

В ходе анализа педагогических условий образовательного процесса в медицинском вузе и научное обоснование педагогических условий, обеспечивающих развитие социальной ответственности ординаторов, в соответствии с ФГОС ВО, была разработана учебная программа по дисциплине «Социально-психологические основы профессиональной деятельности» [4, с.302].

Дисциплина «Социально-психологические основы профессиональной деятельности» направлена на повышение общей, профессиональной и психологической культуры ординатора, она способствует формированию целостного образа и представления о социально-психологических компонентах межличностного, группового и профессионального общения в клинической практике ординаторов. Основными задачами дисциплины являются формирование понимания закономерностей функционирования человека в различных

~ 11 ~

—--—

группах и представление о социально-психологических особенностях профессиональной деятельности врача [4, с.303].

Учебная программа включает в себя такие разделы как: социально-психологическая и профессиональная компетентность врача; модели взаимоотношений в системе «врач-пациент»; социально-психологический портрет врача; социальная ответственность врача; здоровьесберегающая мотивация; общение как социально-психологический процесс, барьеры в общении и управление конфликтным взаимодействием; социально-психологические процессы и методы управления медицинским коллективом, социально-психологическая компетентность и профессиональная деформация врача. Структурные элементы рабочей программы дисциплины охватывают основные социальные аспекты профессиональной деятельности современного врача [4, с.304].

В основу разработки программы дисциплины «Социально-психологические основы профессиональной деятельности» положены системный подход, деятельностный подход и личностно-ори-ентированный подход. Системный подход в медицинской подготовке и образовании ординаторов обусловлен необходимостью реализации программы обеспечения населения качественными медицинскими услугами. Деятельностный подход в системе медицинского образования основан на использовании операциональных моделей обучения. Данный подход внедрялся в практику на клиническом этапе обучения. Личностно-ориен-тированный подход в системе медицинского образования, прежде всего направлен на развитие гуманитарных аспекты человеческих отношений в процессе взаимодействия. Целью личностно-ориентированного подхода является содействие личностному росту ординаторов при сохранении важности и значимости цели подготовки к профессиональной деятельности врача. Развитие социальной ответственности ординаторов в медицинском вузе в соответствии с ФГОС ВО должно быть обеспечено систематизацией педагогических условий, к которым мы относим: организа-

ционно-педагогические условия, психолого-педагогические условия, дидактические условия [4, с.306].

Формирование, структурирование и систематизация педагогических условий должны включать в себя:

- организацию процесса подготовки ординаторов, заключающегося в развитии и воспитании личности, в приобретении и упрочнении социальных качеств личности, сформированных медико-правовых взглядов, необходимых для реализации профессиональной деятельности, направленного на развитие социальной ответственности ординаторов (организационно-педагогические условия);

- разработку и реализацию комплексной учебной программы, направленной на повышение общей и психологической культуры врача-ординатора, на формирование целостного представления о комплексе социальных и психологических особенностей, как межличностного, так и группового общения в профессиональной деятельности врачей и на развитие социальной ответственности ординаторов (психолого-педагогические условия);

- создание образовательной среды развития социальной ответственности через подбор дидактических условий образовательного процесса [5, с.44].

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие социальной ответственности ординаторов медицинского вуза - это совокупность педагогических условий организации обоснованного и планомерного процесса развития социальной ответственности, включающий в себя современные методы и педагогические технологии. Разработанный курс по программе дисциплины «Социально-психологические основы профессиональной деятельности» позволил сформировать, структурировать и систематизировать педагогические условия социально-ориентированного образовательного процесса развития социальной ответственности ординаторов в медицинском вузе.

~ 12 ~

—--—

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Пазина О.Е. Социальная ответственность личности в современном обществе: дис. ... канд. фил. наук: 09.00.11 / Пазина Ольга Евгеньевна. - Нижний Новгород, 2007.

[2] Игнатьева Т.С. Педагогические условия развития нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Игнатьева Татьяна Станиславовна. - Чебоксары, 2013. - 222 с.

[3] Гулевская А.Ф. Педагогические условия формирования социальной ответственности студентов экономических специальностей: дис. ... канд. пед.

наук: 13.00.08 / Гулевская Альфия Фаиловна - г. Комсомольск-на-Амуре, 2010.

[4] Коваленко Е.И., Коваленко Л.А. Операциональные модели обучения в развитии социальной ответственности ординаторов / Е.И. Коваленко, Л.А. Коваленко // Наука и инновации XXI века: материалы III Всероссийской конф. мол. уч. -Сургут, 2016. - С. 302-306.

[5] Коваленко Е.И., Коваленко Л.А. Концептуальный анализ социальной ответственности личности профессиональной деятельности / Е.И. Коваленко, Л.А. Коваленко // Инновации в современном мире: материалы международной науч.-практ. конф. - Москва, 2015. - С. 43-46.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF ORDINATORS IN THE MEDICAL UNIVERSITY

Kovalenko L.A.

Surgut state university, Surgut, Russian Federation

Annotation. The process of developing social responsibility of residents, as a professionally significant quality of the future doctor, is an actual pedagogical problem in the modern higher medical school. The analysis of the concept of "pedagogical conditions", is focused on understanding the tasks that arise in the organization and implementation of a holistic pedagogical, educational process of the system of medical universities. Summarizing the results of research in the theory and practice ofpedagogy, it is possible to classify and systematize pedagogical conditions in three groups. The development of social responsibility of residents in a medical college, should be ensured by the systematization ofpeda-gogical conditions, to which we refer: organizational pedagogical conditions, psychological pedagogical conditions, didactic conditions.

Key words: social responsibility of residents, pedagogical system of medical high school, pedagogical conditions.

REFERENCES

[1] Pazina O.E. Social responsibility of the individual in modern society: dis. ... cand. Phil. sciences: 09.00.11 / Olga Evgenievna. - Nizhny Novgorod, 2007.

[2] Ignatieva T.S. Pedagogical conditions for the development of the moral culture of future doctors in the educational process of a medical school: dis. ... cand. ped. sciences: 13.00.08 / Ignatieva Tatyana Stani-slavovna. - Cheboksary, 2013.

[3] Gulevskaya A.F. Pedagogical conditions for the formation of social responsibility of students in economic specialties: dis. ... cand. ped. sciences:

13.00.08 / Gulevskaya Alfiya Failovna - Komso-molsk-on-Amur, 2010.

[4] Kovalenko E.I., Kovalenko L.A. Operational models of training in the development of social responsibility of residents / E.I. Kovalenko, L.A. Kovalenko // Science and innovations of the XXI century: materials of the III All-Russian Conf. Mol. uch. - Surgut, 2016. -P. 302-306.

[5] Kovalenko E.I., Kovalenko L.A. Conceptual analysis of the social responsibility of a person's professional activity / E.I. Kovalenko, L.A. Kovalenko // Innovations in the modern world: materials of the international scientific-practical. Conf. - Moscow, 2015. - P. 43-46.

~ 13 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.