2018, том 20 [5]
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-5-64-69
УДК 159.9
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРДИНАТОРОВ
Коваленко Л.А.
БУ ВО «Сургутский государственный университет», г. Сургут, Российская Федерация
Аннотация. Развитие социальной ответственности ординаторов в медицинском вузе, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, должно быть обеспечено систематизацией подходов, моделей обучения, методов и педагогических форм, как совокупности эффективной образовательной системы. В статье представлена концептуальная система подходов, моделей, методов и форм обучения, направленных на развитие социальной ответственности ординаторов в системе высшего медицинского образования.
Ключевые слова: социальная ответственность ординаторов, системный подход, когнитивно-центрированный подход, операционально-деятельностный подход и личностно-ориентированный подход, модели, методы и формы обучения.
К одному из самых социально ориентированных видов деятельности относится профессиональная деятельность врача. В законе Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (статья 2) регламентированы права и обязанности медицинских работников в охране здоровья граждан - как системе мер политического, правового, социального, экономического, научного и медицинского характера в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья каждого человека, его долголетней активной жизни и предоставления медицинских услуг. Реализация этих задач возможна при соблюдении основных принципов, направленных на охрану здоровья. Проблема усугубляется еще и тем, что в современном обществе наблюдается постоянный рост требований и ожиданий к личностным качествам врача и его профессиональной подготовке. В связи с этим
процесс формирования социальной ответственности, на наш взгляд, должен носить многоступенчатый характер и его развитие после программы специалитета как закономерный процесс должно найти свое отражение в программе подготовки ординаторов.
На основании рассмотренных работ отечественных исследователей в области психологии, педагогики и социальной психологии, нами уточнено понятие социальной ответственности ординатора как качества личности, определяющего поведение будущего врача на основе понимания и принятия социальных норм и ценностей в обществе, в соответствии с обязанностями медицинских работников по охране здоровья граждан при одновременном соблюдении принципов здоро-вьесбережения и интересов пациента, а также способности будущего врача оценивать послед-
—--—
~ 64 ~
Since 1999
—--—
ствия и результаты собственных действий в медицинской практике. Социальный аспект ответственности можно охарактеризовать с различных позиций, в зависимости от субъекта, осуществляющего ответственные действия, в процессе взаимодействия: внутреннюю, внешнюю, индивидуальную и коллективную. Социальная ответственность может проявляться на разных уровнях: личности, социальной группы, конкретного общества, человечества в целом [1, с. 45].
Цели, задачи и содержание деонтологического образования и воспитания будущих врачей как формы нравственного и этического развития, а также формирования социальной ответственности ординаторов, связаны с гуманизацией, этиза-цией профессионального сознания и профессиональной деятельности. Развитие социальной ответственности ординаторов является актуальным и важным педагогическим процессом в системе медицинского образования, базирующимся на компетентностном подходе ФГОС ВО (Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования в подготовке кадров высшей квалификации).
Методологической основой организации образовательного процесса, направленного на развитие социальной ответственности ординаторов были определены следующие подходы и модели обучения:
-общенаучные идеи системного подхода, направленного на определение педагогических условий развития социальной ответственности как целостной системы (А.М. Сидоркин, К. Муз-дыбаев, В.П. Прядеин, В.Г. Афанасьев и др.) [2];
-общенаучные идеи деятельностного подхода, позволяющего рассматривать обучение в вузе как условие деятельности в процессе развития социальной ответственности (К.А. Абульханова-Слав-ская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Адольф и др.) [2];
-общенаучные идеи личностно-ориентирован-ного подхода, направленного на возможность создания условий для полноценного развития и проявления личностных функций субъектов, с учетом психологических, возрастных особенностей, профессиональных интересов, индивидуальных
возможностей и потребностей каждого отдельного субъекта. (В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, П.Я. Гальперин, И.С. Якиманская
и др.) [2].
Системный подход к медицинскому образованию обусловлен необходимостью реализации программы обеспечения населения качественными медицинскими услугами. Системный подход позволяет оценивать образовательную среду или комплекс всех базовых и вариативных дисциплин, которые необходимы для усвоения. Важно учитывать индивидуальные особенности обучающихся и социально-экономические условия, в которых происходит обучение. Взаимодействие и взаимовлияние элементов образовательной системы определяет прежде всего, динамическую систему индивидуальных свойств личности обучающегося, которая, в свою очередь, обусловливает продуктивность и эффективность учебной деятельности, способствует качеству овладения социальным опытом в процессе обучения [3, с. 42].
Динамика изменения успеваемости в течение всего процесса обучения носит индивидуальный характер, но зависит также и от уровня организации учебного и образовательного процессов, логики разработки и формирования учебного плана дисциплин, формирования и реализации поливалентных связей по курсам, семестрам обучения специализации. В соответствии с системным подходом, важно научный анализ, практическую и образовательную деятельность осуществлять, опираясь на принцип системности, который включает в себя следующие принципы: анализ, конструирование и совершенствование педагогических процессов, учитывая связи между всеми элементами образовательной системы. Таким образом, системный подход требует учета всех факторов, определяющих эффективность обучения в медицинском вузе [3, с. 43].
В ряде научных трудов врачей-педагогов, коллектива кафедры педагогики и психологии МГМСУ (Ющук Н.Д., Кудрявой Н.В., Уколовой Е.М., Молчановой А.С., Смирновой Н.Б., Зорина К.В.) рассматриваются различные подходы к организации педагогического процесса в системе
~ 65 ~
Since 1999
—--—
медицинских вузов. Ющук Н.Д., Кудрявая Н.В. анализируя информационные модели когнитивно-центрированного подхода в практике медицинских вузов авторы пишут: «Информационные модели обучения реализуют представление о том, что основной целью обучения является овладение студентами знаниями, умениями и навыками в их предметном содержании. В рамках данного подхода разрабатываются нормативные требования к усвоению и критерию оценки деятельности преподавателя и студента. При этом под «усвоением» содержания учебных программ обычно принято понимать запоминание знаний («багаж знаний»). Но, что касается их применения на практике, то есть формирования умения пользоваться полученными знаниями, то эту задачу непосредственно перед обучением всерьез никогда не ставили. Данная задача выносится за пределы системы обучения, в том числе системы подготовки врачей и преподавателей. Содержание методической работы кафедр в рамках информационной модели часто сводится к разработке технологий усвоения знаний, в основе которых лежит представление об обучении как исключительно информационном процессе, заключающемся в приеме, хранении, воспроизведении и переработке научной информации.» [3, с. 38].
Мы полагаем, применение и использование только когнитивно-центрированного подхода и информационных моделей обучения, не приводит к изменению эффективности процесса обучения, даже при постоянном «совершенствовании» методической инфраструктуры обучения, в соответствии с ФГОС ВО. Это может привести к формированию проблемы демотивации студентов и ординаторов.
Деятельностный подход в системе медицинского образования основан на использовании операциональных моделей обучения. Данный подход внедрялся в практику на клиническом этапе обучения. Деятельностный подход и операциональные модели обучения показывают, что учить нужно, чтобы научить действовать участников образовательного процесса. Действие является применением знаний на деле, как основной итог
обучения. В основе операционально-деятельност-ного подхода лежит концепция поэтапного формирования умственных действий и понятий. Данная концепция была предложена профессором П.Я. Гальпериным в начале 50-х годов. В рамках этой концепции определилась психологическая теория, основа которой является совершенствованием педагогической системы обучения, а также оптимизацией системы обучения профессиональной деятельности. Это стало предпосылкой для создания более эффективных и результативных методов обучения, которые существенно ускоряют процессы формирования практических навыков и умений. Таким образом, были созданы операциональные модели обучения, систематизирующие схемы ориентировочных основ действия. Сокращенно они были названы «схемы ООД». Например, схемы ООД в области диагностики и лечения включают все данные и сведения о последовательности, порядке и поэтапности действий и операций задания. Эти данные направляют студента или ординатора в осваиваемом действии [3, с. 44].
Личностно-ориентированный подход в системе медицинского образования, включает в себя не только учебные процессы и процедуры, обучение различным способам профилактики, ранней диагностики и различных форм лечения. А направлен, прежде всего, на развитие гуманитарных аспектов человеческих отношений в процессе взаимодействия. Например, организация практических занятий между врачом-педагогом, ординатором и пациентом. Целью личностно-ориентированного подхода является содействие личностному росту ординаторов при сохранении важности и значимости цели подготовки к профессиональной деятельности врача. В рамках личностно-ориентированного подхода, который определяет ценность личности и личное достоинство каждого участника образовательного процесса, его свободный выбор, индивидуальность, творчество, самовыражение и самопознание, нравственность [4, с. 16].
В научных трудах врачей-педагогов Ющук Н.Д., Кудрявой Н.В., Уколовой Е.М., Молчановой А.С., Смирновой Н.Б., Зорина К.В. отмечено, что:
~ 66 ~
—--—
«Личностно-ориентированный подход в соединении с операционально-деятельностным в настоящее время используется для улучшения качества подготовки будущих специалистов на доклиническом и клиническом этапах. Такой педагогический подход позволит использовать две ведущие составляющие становления основ профессионализма будущего специалиста: ценностно-смысловую и операционально-деятельностную» [3, с.
51].
Программа ординатуры и подготовка кадров высшей квалификации в медицинском вузе, направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу ординатуры и включает в себя следующие виды: профилактическую, диагностическую, лечебную, реабилитационную, психолого-педагогическую и организационно-управленческую виды деятельности, в соответствии с ФГОС ВО.
Развитие социальной ответственности ординаторов в медицинском вузе, в соответствии с ФГОС ВО, должно быть обеспечено систематизацией подходов, моделей обучения, методов и педагогических форм, как совокупности эффективной образовательной системы. В основу разра-
ботки программы дисциплины «Социально-психологические основы профессиональной деятельности» положены:
- системный подход (формирующий концепцию педагогического процесса развития социальной ответственности на уровне трех компонентов);
- когнитивно-центрированный подход (использующий информационную модель, традиционные методы и формы обучения, направленные на формирование когнитивного уровня развития социальной отвественности);
- деятельностный подход (использующий «схемы ориентировочных действий», методы социального проектирования, которые направленны на формирование деятельностного уровня развития социальной отвественности);
- личностно-ориентированный подход (использующий индивидуальные методы и формы самопознания и личностного роста ординаторов, которые направленны на формирование мотива-ционного уровня развития социальной ответственности) [5, с. 305].
Концепция рабочей программы дисциплины «Социально-психологические основы профессиональной деятельности» по развитию социальной ответственности ординаторов представлена в таблице 1.
Таблица 1
Концепция рабочей программы дисциплины «Социально-психологические основы профессиональной деятельности» по развитию социальной ответственности ординаторов
Уровни развития социальной ответственности Когнитивный Деятельностный Мотивационный
Методы Решение медико-деонтологических задач на смысл Ситуативный анализ Кейсы Социальное проектирование Деловые и ролевые игры Социально-психологическая диагностика
Формы работы с ординаторами Лекции Практические занятия Самостоятельная работа ординаторов
~ 67 ~
—--—
Модели Информационная модель «Схемы ориентировочной основы действия» -ООД Психологический портрет врача
Подходы когнитивно-центрированный подход операционально-дея-тельностный подход личностно-ориенти-рованный подход
Таким образом, анализ подходов, моделей, методов и форм обучения в системе медицинского образования показывает, что системный, когнитивно-центрированный, операционально-дея-тельностный и личностно-ориентированный подходы в совокупности своих методов и методик обучения позволяют повысить качество подготовки врачей, будущих специалистов, на всех этапах подготовки: доклиническом этапе и клиническом этапе. Такой педагогический эклектизм направлен на использование ведущих и основных компонентов становления профессионализма ординаторов и развития социальной ответственности как профессионально значимого качества современного врача.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Коваленко Е.И., Коваленко Л.А. Концептуальный анализ социальной ответственности личности профессиональной деятельности / Е.И. Коваленко, Л.А. Коваленко // Инновации в современном мире: материалы международной науч.-практ. конф. - Москва, 2015. - С. 43-46.
[2] Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М., 2002. - 384 с.
[3] Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Молчанов А.С., Смирнова Н.Б., Зорин К.В. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации. - 2-е изд., испр. и доп. / Под редакцией академика РАМН, проф. Н.Д. Ющука - М.: ГОУ ВУНМЦ, 2005. -336 с.
[4] Зеер Э.Ф., Романцев Г.М. Личностно-ориентиро-ванное профессиональное образование. Педагогика, / Э.Ф. Зеер, Г.М. Романцев. - 2002. № 3. - С. 16-21.
[5] Коваленко Е.И., Коваленко Л.А. Операциональные модели обучения в развитии социальной ответственности ординаторов / Е.И. Коваленко, Л.А. Коваленко // Наука и инновации XXI века: материалы III Всероссийской конф. мол. уч. -Сургут, 2016. - С. 302-306.
METHODOLOGICAL APPROACHES, MODELS OF TRAINING AND FORMS OF DEVELOPMENT OF SOCIAL RESPONSIBILITY
OF ORDINATORS
Kovalenko L.A.
Surgut state university, Surgut, Russian Federation
Annotation. The development of social responsibility of ordinators in a medical institute, in accordance with the Federal State Educational Standards for Higher Education, should be ensured, by the systematization of approaches, models of teaching, methods and pedagogical forms, as a combination of an effective educational system. The article presents a conceptual system of approaches, models, methods and forms of training aimed at developing the social responsibility of residents in the system of higher medical education.
~ 68 ~
—--—
Key words: social responsibility of residents; system approach, cognitive-centered approach, operational-activity approach and personality-oriented approach; models, methods and forms of training.
REFERENCES
[1] Kovalenko E.I., Kovalenko L.A. Conceptual analysis of the social responsibility of a person's professional activity / E.I. Kovalenko, L.A. Kovalenko // Innovations in the modern world: materials of the international scientific-practical. Conf. - Moscow, 2015. - P. 43-46.
[2] Winter I.A. Pedagogical psychology / I.A. Winter. -M., 2002. - 384 p.
[3] Kudryavaya N.V., Ukolova E.M., Molchanov A.S., Smirnova N.B., Zorin K.V. Doctor-teacher in a changing world: traditions and innovations. - 2 nd ed.,
Rev. and additional. / Edited by Academician of RAMS, prof. N.D. Yuschuk - M.: GOU VUNMTS, 2005. - 336 p.
[4] Zeer E.F., Romantsev G.M. Personally oriented vocational education. Pedagogy, / E.F. Zeer, G.M. Romantsev. - 2002. № 3. - P. 16-21.
[5] Kovalenko E.I., Kovalenko L.A. Operational models of training in the development of social responsibility of residents / E.I. Kovalenko, L.A. Kovalenko // Science and innovations of the XXI century: materials of the III All-Russian Conf. Mol. uch. - Surgut, 2016. -P. 302-306.
~ 69 ~