МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№9/2015
ISSN 2410-700Х
Наглядная схема межпредметных связей включает: фундаментальную компоненту, компонента основ программирования, компонента системного программирования, компонента оформления проектов.
Выводы. При построении методики обучения технологий разработки программного обеспечения необходимо учитывать: различные типы и уровни сложности задач, применяемые технологии, формы, методы, которые будут направлены на овладение студентами соответствующими приемами мышления, а также компетентности, которые будут использовать будущие специалисты в дальнейшей профессиональной деятельности.
Список использованной литературы
1. Сейдаметова З. С. Подготовка инженеров-программистов по специальности «Информатика» / З. С. Сейдаметова //. - Симферополь: Крымское учебно-педагогическое государственное издательство, 2007 - 480 с.
2. Associating for Computing Machinery [Электронный ресурс] - Режим доступу: http://www.acm.org/education
3. Dyer J.L. Team research and team training: a state-of-the-art review. / Jean L. Dyer. // Human factor review. -Santa Monica, CA: Human factors and ergonomics society, 1984. - P. 285-323
4. Humphrey W.S. Discipline for Software Engineering / Watts S. Humphrey. - Readings, MA: Addition-Wesley Professional, 1995. - 816 p.
© Ф.С. Ильясова, 2015
УДК 37.012.85
Каргина Зоя Алексеевна
канд. пед. наук, профессор ГАОУ ВПО МИОО,
г. Москва, РФ E-mail: karginazoya@rambler.ru
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
(ОЦЕНКИ) ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Аннотация
Процессы реформирования системы образования в России актуализировали необходимость оценивания качества её различных компонентов - содержания, технологии, программно-методического обеспечения, инноваций и так далее.
В условиях внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, содержательно и организационно не регламентируемых федеральными стандартами, экспертиза (оценка) качества программного обеспечения приобретает особую значимость.
Ключевые слова методология, профессионально-общественная экспертиза, оценка, образовательная программа, внеурочная деятельность, дополнительное образование детей
Из всех компонентов единого процесса общего образования ребёнка внеурочная деятельность в целом и дополнительное образование как одна из её составляющих являются наименее нормативно регламентированными в содержательном и организационно-методических позициях. Это предопределяет значимость программно-методического обеспечения названных направлений и видов образования и, как
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
следствие, профессионально-общественной экспертизы (оценки) рабочих программ курсов внеурочной деятельности и дополнительных общеобразовательных программ (далее по тексту - Экспертизы).
Основу Экспертизы составляют общепедагогические подходы. Кратко рассмотрим основные из них.
Оценка в образовании рассматривается как:
- соотнесение оцениваемого объекта с принятым критерием, образцом, нормой;
- установление значимости оцениваемого объекта для действующего субъекта;
- определение значимости и ценности конкретного направления работы или деятельности организации в целом.
При этом необходимо учитывать, что оценивание в образовании осложняется целым рядом
обстоятельств: а) изменчивостью системы, условий её функционирования, внешних требований; б) отсутствием жёсткого эталона, норматива; в) наличием значительного количества уникальных, субъективных неизмеряемых факторов.
Названные обстоятельства предопределяют необходимость использования в качестве механизма оценивания образовательных процессов (в целом и их отдельных компонентов) процедуры экспертизы. Экспертиза в самом общем понимании рассматривается как процесс оценивания или оценки как вида прикладного исследования.
В проведении экспертизы в образовании можно выделить ряд проблем: ненадёжность (слабость аргументации); субъективность (оценивание с точки зрения самого эксперта); произвольность (в выборе параметров и критериев оценки); претенциозность (претензии эксперта на обладание высшим знанием, истиной «в последней инстанции»).
Преодолеть названные проблемы позволят обоснованные теоретико-методологические позиции экспертизы, предопределяющие её содержательные аспекты, алгоритм и технологические особенности.
Профессионально-общественная экспертиза рабочих программ курсов внеурочной деятельности и дополнительных общеобразовательных программ представляет собой процесс:
- анализа и вынесения оценочных суждений о качестве программы как нормативно-образовательного документа;
- выявления общественной значимости программы, её культурно-образовательного потенциала, возможностей реализации данной программы в образовательной практике;
- рефлексивного анализа (выявление особенностей и перспективности) программы с позиций существующей практики.
Обобщение представленных позиций позволяет сформулировать следующее понятие: профессионально-общественная экспертиза рабочих программ курсов внеурочной деятельности и дополнительных общеобразовательных программ представляет собой научно-педагогическое исследование, направленное на выявление качества программы, имеющее своим результатом описание её уникальности и специфичности, а также разработку предложений по корректировке выявленных недостатков.
Экспертиза как процедура имеет своё методологическое, функциональное и технологическое обеспечение, алгоритм действий субъектов экспертизы, осуществляющих оценочную деятельность на основании заданных параметров и критериев и с ориентацией на составление итогового документа определённой формы (экспертного заключения). В данной статье рассмотрим методологические основания Экспертизы программ, сформулированные на основе анализа опыта такой деятельности автора и современных научно-педагогических исследований проблем экспертизы в образовании.
Методологические основы Экспертизы программ, по нашему мнению, составляют следующие подходы: системно-деятельностный, аксиологический, педагогика поддержки, гуманитарный, гуманистический, герменевтический.
Системно-деятельностный подход (как специальная методология ФГОС общего образования нового поколения) ориентирует процедуру Экспертизы на педагогическую оценку следующих основных позиций:
место и роль каждой конкретной программы в процессе общего образования ребёнка;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
содержательная и организационная взаимосвязь конкретной программы с системой общего образования;
деятельностный характер образовательного процесса, реализуемого в условиях конкретной программы.
Аксиологический подход нацеливает Экспертизу на педагогический анализ тех ценностных ориентиров, которые:
составляют основу образовательного процесса, реализуемого в рамках конкретной программы; формируются у детей в процессе учебно-познавательной деятельности в рамках конкретной программы.
Педагогика поддержки (как методология, ориентирующая образовательный процесс на системную помощь ребёнку в самокоррекции и саморазвитии) ориентирует процедуру Экспертизы на педагогический анализ двух наиболее значимых позиций:
уровень осмысления автором конкретной программы актуальных социально-образовательных проблем современных детей и подростков;
обоснованность возможностей предлагаемой образовательной деятельности в решении проблем учащихся, сформулированных автором конкретной программы.
Гуманитарный подход нацеливает процесс Экспертизы на глубокий педагогический анализ ориентации образовательного процесса конкретной программы на формирование гуманитарного мышления учащихся.
Гуманистический подход актуализирует значимость Экспертизы в педагогическом анализе ориентированности конкретной программы на максимальное развитие личности ребёнка, а не на «внешний» результат учебного процесса (победы учащегося в конкурсных мероприятиях).
Герменевтический подход ориентирует процедуру Экспертизы на понимание авторского замысла программы, на осмысление уникальности представленного педагогического опыта, его значимости и перспективности в образовательной практике.
Рассмотрим в контексте заявленных подходов, составляющих методологическую основу Экспертизы, основные позиции оценки программ (табл. 1).
Таблица 1
Позиции профессионально-общественной экспертизы (оценки) программ
дополнительной общеобразовательной программы рабочей программы курса внеурочной деятельности
системно-деятельностный подход
- педагогические возможности предлагаемой в рамках программы новой образовательной деятельности в общем образовании ребёнка, в его общем развитии; - предлагаемые в рамках программы новые (в сравнении с программами общего образования) знания, умения и навыки; - содержательность и разнообразие предлагаемых учащимся видов практической деятельности как основы полноценного развития человека - роль и место предлагаемой программы в едином образовательном процессе общеобразовательной организации; - содержательная взаимосвязь программы с конкретным учебным курсом общего образования (дополнение и расширение знаний) или значимость содержательной составляющей программы, выходящей за рамки содержания общего образования; - ориентированность программы на использование базовых школьных знаний в практической деятельности
аксиологический подход
- ценности, составляющие основу содержания и технологии образовательного процесса, реализуемого в рамках программы; - социально-нравственные ценности, на формирование которых у учащихся ориентирован образовательный процесс, реализуемый в рамках программы - ориентированность программы на реализацию ценностей, составляющих основу ФГОС общего образования соответствующей ступени; - ценности, формируемые у учащихся в рамках соответствующего тематике программы направления внеурочной деятельности
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№9/2015
ISSN 2410-700Х
Продолжение таблицы 1
педагогика поддержки
- ориентированность программы на решение актуальных проблем современных детей и подростков в процессе их дополнительного образования; - уровень осмысления автором программы педагогических возможностей предлагаемой деятельности в решении актуальных проблем современных детей и подростков; - возможность в рамках программы решения конкретных жизненных проблем каждого учащегося - ориентированность программы на решение актуальных социально-образовательных проблем современных детей и подростков средствами внеурочной деятельности; - уровень осмысления автором программы педагогических возможностей внеурочной деятельности в решении актуальных социально-образовательных проблем современных детей и подростков; - возможность в рамках программы решения конкретных социальных и учебных проблем каждого учащегося
гуманитарный подход
- ориентированность образовательного процесса, реализуемого в рамках программы, на формирование у учащихся гуманитарного мышления; - реализация в рамках программы педагогических технологий, ориентированных на формирование у учащихся гуманитарного мышления - ориентированность внеурочной деятельности учащихся, реализуемой в рамках программы, на формирование у них гуманитарного мышления; - реализация в рамках программы педагогических технологий, ориентированных на формирование гуманитарного мышления учащихся
гуманистический подход
- ориентированность образовательного процесса, реализуемого в рамках программы, на полноценное развитие личности каждого учащегося; - реализация в рамках образовательного процесса личностно-ориентированных педагогических технологий; - ориентированность образовательного процесса, реализуемого в рамках программы, на обеспечение социальной успешности каждого учащегося - ориентированность внеурочной деятельности, реализуемой в рамках программы, на полноценное развитие личности каждого учащихся; - реализация в рамках программы личностно-ориентированных педагогических технологий; - ориентированность внеурочной деятельности, реализуемой в рамках программы, на обеспечение успешности каждого учащегося в общем образовании
герменевтический подход
- обоснованность авторского замысла программы, его педагогическая и образовательная значимость; - осмысление уникальности предлагаемой программы в современной практике дополнительного образования детей; - прогнозирование перспективности предлагаемой программы в современной практике дополнительного образования детей - обоснованность авторского замысла программы, его значимость в процессе общего образования; - осмысление уникальности предлагаемой программы в современной практике общего образования; - прогнозирование перспективности предлагаемой программы в современной практике общего образования
© З А. Каргина, 2015
УДК 378
Коваленко Елена Ивановна
Аспирант БУ «Сургутский государственный университет ХМАО-Югры», г. Сургут, РФ E-mail: elenakov10@ya.ru
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРДИНАТОРОВ
Аннотация
Актуальность проблемы и методов исследования на социальном и педагогическом уровнях обусловлена объективно возросшей потребностью общества и государства во врачах, обладающих социальной ответственностью за деятельность в сфере медицинских отношений. От образовательных