Научная статья на тему 'Методы оценки системы стратегического управления высокотехнологичных предприятий'

Методы оценки системы стратегического управления высокотехнологичных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ / СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ / АДАПТИВНОСТЬ / СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богданова Мария Федоровна, Лопатин Михаил Валентинович

Исследованы используемые в мировом опыте методы оценки системы стратегического управления и определен уровень адаптивности рассматриваемых методов к оценке системы стратегического управления высокотехнологичных предприятий с учетом их специфических особенностей. Разработана система показателей и предложена бюджетная модель для высокотехнологичных предприятий.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Богданова Мария Федоровна, Лопатин Михаил Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article have been explored worldwide used strategical management system assessment methods and defined adaptability level of those methods to strategical management system assessment for high-tech companies with a glance to their specific characteristics. Scorecard have been developed and budgetary model for high-tech companies have been proposed.

Текст научной работы на тему «Методы оценки системы стратегического управления высокотехнологичных предприятий»

УДК 338.242

М.Ф. Богданова, М.В. Лопатин

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

На пути перехода России от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному социально ориентированному формирование новой экономики - экономики знаний и высоких технологий становится главным приоритетом развития и обеспечения социально-экономического роста страны.

Основой инновационного развития России могут стать возрождение и трансформация высокотехнологичных предприятий. Важность развития последних обусловлена, с одной стороны, необходимостью ускорения НТП в народно-хозяйственном комплексе, а с другой -обеспечением национальной, технологической и экономической безопасности страны.

Сегодня развитие высокотехнологичных предприятий в российской экономике сдерживается негативным воздействием целого ряда

факторов. К основным проблемам относятся прежде всего нестабильное состояние экономики страны, незащищенность прав интеллектуальной собственности, недооценка человеческого и научного капитала, низкое финансирование науки, низкий уровень оплаты труда занятых исследованиями и разработками, «утечка мозгов», сохранение преемственности знаний, низкий приток молодежи в науку, возрастная структура исследователей, сырьевая направленность экономики.

Для решения этих проблем необходимо, с одной стороны, создание государством соответствующей среды, которая способствует развитию высокотехнологичных предприятий, а с другой - повышение эффективности их деятельности за счет совершенствования системы стратегического управления (рис. 1).

Развитие высокотехнологичных предприятий

Государство

Общие факторы: состояние экономики страны; кадровая ситуация; законодательная база; налоговая политика

Специфические факторы: инновационная политика государства; развитие сферы НИОКР;

определение приоритетных направлений развития науки и техники;

стимулирование инвестиционной активности (инвестиций в высокие технологии); применение налоговых льгот для стимулирования развития высокотехнологичных предприятий; правовая охрана интеллектуальной собственности; формирование престижного общественного мнения относительно науки, ученых и нововведений; увеличение финансирования науки

Предприятие

Общие факторы:

разработка и внедрение передовых методов управления предприятием;

совершенствование организационной структуры;

повышение конкурентоспособности;

обучение сотрудников;

внедрение системы мотивации;

максимальное удовлетворение требований заказчиков

Специфические факторы: проведение НИОКР;

накопление и развитие инновационного и интеллектуального потенциала;

использование новых знаний и технологий; разработка системы стратегического управления, ориентированной на инновации; увеличение инвестиций в инновационные проекты; коммуникации с исследовательскими организациями и вузами

Рис. 1. Факторы развития высокотехнологичных предприятий

Высокотехнологичные предприятия - это предприятия народно-хозяйственного комплекса страны, характеризующиеся высокими затратами на НИОКР (доля затрат на НИОКР в отгруженной продукции превышает 5 %), прогрессивным в научно-техническом плане производственным аппаратом, высококвалифицирован-ным кадровым потенциалом исследователей и работников. Данные предприятия активно используют новые технологии, новые виды сырья и материалов, ведущие научные открытия и технологии мирового опыта.

В качестве методов оценки системы стратегического управления рассмотрены следующие

модели: Balanced Scorecard (сбалансированная система показателей), Value Based Management (управление, основанное на стоимости), David Parmenter key performance indicators (ключевые показатели эффективности Девида Парменте-ра), Bob Phelps business metrics (система измерений Боба Фелпса), The DuPont System of Analysis (система показателей Дюпона).

Сравнительный анализ рассмотренных методов оценки системы стратегического управления, представленный в табл. 1 [1-5], показывает, что в основе каждого из них лежит система показателей.

Таблица 1

Сравнительный анализ методов (моделей) оценки системы стратегического управления

Элемент анализа David Parmenter key performance indicators Balanced Scorecard Bob Phelps business metrics Value Based Management The DuPont System of Analysis

Определение метода Метод оценки системы стратегического управления -совокупность критически важных для успеха предприятия ключевых показателей Метод оценки системы стратегического управления - система показателей, позволяющая контролировать реализацию стратегических целей предприятия по основным перспективам Метод оценки системы стратегического управления - совокупность бизнес-метрик, позволяющих проводить оценку текущей и будущей стоимости предприятия Метод стратегического управления, направленный на увеличение стоимости предприятия, включает три основных элемента: создание стоимости; управление стоимостью; измерение стоимости (оценка) Метод оценки финансовой деятельности предприятия на основании факторного анализа показателя ROE

Преимущества метода Всесторонняя оценка системы стратегического управления Фокусирование на интересах собственников. Исключение из портфеля предприятия бизнес-единиц, которые не создают стоимости Создание эффективной финансовой стратегии

Предлагают конкретные модели показателей

Включает структуру создания отчетности, учитывающую требования разных организационных уровней Четкая группировка показателей по отдельным перспективам Позволяет разделить показатели на оценивающие текущую стоимость предприятия и показатели, оценивающие его будущую стоимость Управление капиталом предприятия

Недостатки метода Предлагаемые методы не содержат конкретной системы показателей Отсутствие всесторонней оценки деятельности предприятия

Не дают четкого представления о том, какие показатели влияют на текущую стоимость предприятия, а какие - на будущую Отсутствие четкой структуры - Не учитывает стоимость капитала

Система показателей для оценки системы стратегического управления - это совокупность показателей, выбранных в соответствии с установленными признаками классификации и позволяющих проводить оценку системы стратегического управления на основании измерения и контроля стратегических целей предприятия.

Рассмотренные методы оценки системы стратегического управления можно разделить на следующие группы:

- методы, основанные на сбалансированном подходе - Balanced Scorecard, David Parmenter key performance indicators (данный метод построен на основе Balanced Scorecard). Отличительной особенностью данных методов является достижение сбалансированного управления предприятием на основании использования финансовых и нефинансовых показателей;

- методы, основанные на стоимостном подходе - Value Based Management (Economic Value Added Market Value Added Cash Value Added Shareholder Value Added Cash Flow Return on Investment Total Shareholder Return Total Business Return), Bob Phelps business metrics. Отличительной особенностью данных методов является ориентация предприятия на увеличение его стоимости;

- вспомогательные методы - The DuPont System of Analysis. Данные методы содержат в себе конкретные решения для определенных направлений деятельности предприятия и могут выступать в качестве составной части сбалансированного или стоимостного подхода.

В условиях постоянного изменения окружающей среды существующие методы оценки не могут заранее учесть все неопределенности, возникающие у предприятия на пути достижения поставленных целей. Способность метода реагировать на происходящие во внешней и внутренней среде изменения, а также учитывать специфические особенности предприятия характеризует уровень его адаптивности.

Анализ сбалансированных и стоимостных методов оценки системы стратегического управления показал, что данные методы обладают высокой степенью адаптивности. Это обусловлено, с одной стороны, их способно-

стью легкого интегрирования в систему стратегического управления, а с другой - способностью своевременно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде при помощи постоянного контроля стратегических целей.

В отношении высокотехнологичных предприятий сбалансированные методы оценки системы стратегического управления могут быть дополнены составляющей инновации, которая позволит оценивать эффективность инновационных проектов, распределять ресурсы между проектами и контролировать процесс реализации данных проектов. Методы, основанные на стоимостном подходе, должны учитывать в качестве ключевых факторов стоимости инновации интеллектуальный потенциал, развитие и накопление человеческого капитала.

Сравнительный анализ предлагаемых в мировом опыте методов оценки системы стратегического управления показал, что данные методы имеют как преимущества, так и недостатки. Применение данных методов к оценке системы стратегического управления высокотехнологичного предприятия рассматривалось на основании следующих параметров: возможность всесторонней оценки стратегически важных направлений деятельности высокотехнологичного предприятия, возможность оценки будущей и текущей стоимости предприятия, наличие конкретных показателей для проведения оценки.

Согласно полученным данным сделаны следующие выводы:

- модели Balanced Scorecard, David Parmenter key performance indicators, Bob Phelps business metrics позволяют провести оценку всех стратегически важных направлений деятельности;

- модели Bob Phelps business metrics и Value Based Management позволяют оценить будущую и текущую стоимость предприятия;

- только модели Value Based Management и The DuPont System of Analysis содержат в себе конкретные показатели для оценки.

Таким образом, данные методы в своем изначальном виде не пригодны для оценки системы стратегического управления высокотехноло-

Рис. 2. Интегрированная модель оценки системы стратегического управления высокотехнологичного предприятия

гичного предприятия. Тем не менее, рассмотренные модели адаптивны и могут быть применимы на высокотехнологичных предприятиях с учетом внесения соответствующих изменений в их структуру. На рис. 2 представлена интегрированная модель оценки системы стратегического управления высокотехнологичного предприятия.

В основу данной модели заложен сбалансированный метод, так как он позволяет создать четкую структуру механизма оценки и является более открытым для взаимодействия с другими методами. Далее установлена взаимосвязь сбалансированного метода оценки с другими методами:

- взаимосвязь со стоимостным методом оценки. Ориентация на увеличение стоимости предприятия оказывает влияние на финансовую составляющую и позволяет, с одной стороны, учитывать интересы собственников, а с другой - построить комплексную систему планирования и управления, направленную на рост стоимости предприятия. Стоимостной метод оценки позволяет наполнить стратегическим содержанием финансовую составляющую и содержит в себе конкретные модели показателей для расчета стоимости предприятия;

- взаимосвязь со вспомогательными методами. Сбалансированные методы оценки содержат в себе только методологию и не предлагают готовых решений (показателей) по оценке различных составляющих. Таким образом, в качестве вспомогательных методов оценки используются различные показатели, способные объективно оценивать выбранные составляющие и не противоречащие методологии сбалансированного метода.

Как отмечалось, в основе методов оценки системы стратегического управления лежит система показателей. Разработанная система показателей для оценки системы стратегического управления высокотехнологичного предприятия представлена в табл. 2.

Отслеживать деятельность высокотехнологичного предприятия на операционном уровне позволяет система бюджетирования, которая в отличие от традиционной системы должна учитывать инновационную деятельность предприятия. Бюджетная модель высокотехнологичного предприятия представлена на рис. 3.

На рис. 3 жирной линией выделены дополнения к традиционной системе бюджетирования, необходимые для эффективного бюджетного управления высокотехнологичным предприятием.

Таблица 2

Система показателей для оценки системы стратегического управления высокотехнологичного предприятия

Показатель Формула расчета Расшифровка обозначений

Экономическая добавленная стоимость EVA = NOPAT -- CE х WACC NOPAT (Net Operating Profit After Taxes) - чистая операционная прибыль после уплаты налогов; CE (Capital Employed) - инвестированный капитал; WACC (Weighted Average Cost of Capital) - средневзвешенная стоимость капитала

Прирост экономической добавленной стоимости bEVA Изменение значения показателя EVA за рассматриваемый период

Удовлетворенность клиентов Ук = Z Фк„ • B„ n _ 1 Фкл - оценка n-го фактора (на основании метода анкетирования); N Вп - важность n-го параметра, Z Bn _ 1 • n _ 1 ' N - число факторов

Коэффициент конкурентоспособности m Г P 1в K _ Za, -JL ' 7~1 ' Pn i = 1, ..., m - вид параметров, которые покупатель рассматривает как существенные при принятии решения о закупке; ai - коэффициент важности; Pi' - конкретное значение i-го параметра для '-й продукции; Pi п - конкретное значение i-го параметра, позволяющее полностью удовлетворить потребность покупателя; в = 1 / Р/ = -1 - если увеличение значения параметра Pij приводит к росту/снижению конкурентоспособности продукции

Коэффициент выполнения инновационного проекта N К _ Z P ■ Bn n _ 1 Рп - оценка n-го параметра (установленные характеристики проекта); N - число параметров

Индекс рентабельности инновационного проекта Z СК n> _f-0{1 + i)T CFT - сальдо денежного потока; IT - размер инвестиций в инновационный проект в периоде t

Коэффициент достижения поставленных целей к _ Z Цп • Bn n _ 1 Цп - оценка n-й цели; N - число целей

Удовлетворенность сотрудников Ус _ Z Фсn • Bn n _ 1 Фсп - оценка n-го фактора (на основании метода анкетирования); N - число факторов

Таким образом, в результате проведенных исследований:

- определены основные факторы развития высокотехнологичных предприятий;

- определен уровень адаптивности предлагаемых в мировом опыте методов оценки системы

стратегического управления к применению их на высокотехнологичных предприятиях;

- разработана система показателей, позволяющая оценить эффективность деятельности высокотехнологичных предприятий с учетом их специфических особенностей;

Бюджет продаж

Бюджет подразделений

Бюджет запасов

Запасы Страхо- Материально-

готовой вой производст-

продукции запас венные запасы

Производственный бюджет

Бюджет прямых материальных затрат

Бюджет прямых затрат на оплату труда

Прочие прямые затраты

Бюджет общепроизводственных расходов

Бюджеты инновационных проектов

Полная себестоимость

Себестоимость по прямым затратам

Свод косвенных расходов

Бюджет общехозяйственных и управленческих расходов

Внешнее финансирование инвестиционных проектов

Бюджет инвестиций/ инноваций

Бюджет движения денежных средств

Бюджет доходов и расходов

Прогнозный баланс

Инновация. Программа. План развития

Фонд развития

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Система бюджетирования высокотехнологичного предприятия

- разработана бюджетная модель, учитывающая специфические особенности деятельности высокотехнологичных предприятий и позво-

ляющая повысить эффективность стратегического и оперативного управления в условиях рыночной экономики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Каплан, Р. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию [Текст] / Роберт Каплан, Дейвид Нортон. - М.: Олимп-Бизнес, 2006. -304 с.

2. Мартин, Д. Д. УБМ - управление, основанное на стоимости [Текст] / Джон Д. Мартин, Дж. Вильям Пет-ти; пер. с англ. О.В. Теплых; под науч. ред. О.Б. Максимовой, И.Ю. Шараповой. - Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2006. - 272 с.

3. Парментер, Д. Ключевые показатели эффективности. Разработка, внедрение и применение решающих

показателей [Текст] / Д. Парментер; [пер. с англ. А. Платонова]. - М.: Олимп-Бизнес, 2009. - 288 с.

4. Фелпс, Б. Умные бизнес-показатели: Система измерений эффективности как важный элемент менеджмента [Текст] : пер. с англ. / Б. Фелпс. - Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2004. - 312 с.

5. Эккерсон, У.У. Панели индикаторов как инструмент управления: ключевые показатели эффективности, мониторинг деятельности, оценка результатов [Текст] : пер. с англ. / У.У. Эккерсон. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 396 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.