Фактически любая эффективная структура управления представляет собой единство внешнего и внутреннего механизма принятия решений, которое базируется на составляющих подсистемах, функциях и их закреплении за каждым элементом системы.
Следует сказать, что фактически любые реорганизационные процедуры можно представить в виде внешних и внутренних. Так, под внешней реструктуризацией ИСК мы будем понимать такие изменения, при которых будет изменяться количество субъектов ИСК с новыми функциональными нагрузками (например, появление новых контролирующих структур и органов по причине разделения старых департаментов или создание объединений предприятий ИСК и т.д.). Под внутренней реструктуризацией ИСК мы будем понимать осуществление различных реорганизационных мер внутри инвестиционно-строительного комплекса (перераспределение/добавление функциональной нагрузки между существующими структурами комплекса).
Динамичность внешней среды и постоянные перемены в многочисленных ее элементах, влияющих на экономику региона, делают процесс реструктуризации цикличным, причем в каждом цикле набор изменяемых элементов организационной структуры и используемый инструментарий различны и выбираются адекватно целям и стратегии развития региона.
Важнейшим элементом реструктуризации является декомпозиция функций управления на задачи. Под задачей понимается совокупность элементарных операций, при выполнении которых ведется обработка информации с целью формирования варианта управленческого решения в виде документа.
Декомпозиция управленческой деятельности на отдельные задачи и их комплексы ведется отдельно по каждой подсистеме ИСК применительно к функциям управления и выполняющим их подразделениям.
Обобщая характеристику реструктуризации, можно сделать вывод, что реструктуризация регионального инвестиционно-строительного комплекса:
- всегда инициируется факторами внешней среды, которая постоянно изменяется;
- основывается на иерархии целей и стратегии;
- осуществляется путем комплексного, взаимосвязанного изменения структур, обеспечивающих результат деятельности субъектов ИСК;
- при любом сценарии затрагивает систему управления региональным ИСК;
- является способом выживания в кризисных ситуациях, а также повышения и поддержания эффективности и конкурентоспособности регионального ИСК.
Е.М. ХИТРОВА
кандидат экономических наук, доцент Байкальского государственного университета экономики и права,
г. Иркутск E-mail: magister@isea.ru
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РЕГИОНАЛЬНОГО РИСКА И УПРАВЛЕНИЯ ИМ*
Стратегическое планирование развития экономики территории невозможно без учета рискообразующих факторов. В связи с этим идентификация рисков, составляющих структуру регионального риска, представляется весьма важной1.
Однако классификация и построение структуры рисков сами по себе не несут никакого смысла. Они необходимы для того, чтобы ни один из факторов, способствующих реализации того или иного риска, не оказался неучтенным. Кроме того, полная идентифи-
* Печатается при поддержке проекта ФБ-10: «Теоретические аспекты долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития субнационального образования РФ» (РНП 2.1.3.1419), выполняемого в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)». Тема зарегистрирована во ВНТИЦентре, номер госрегистрации 01.2.006 06902.
© Е.М. Хитрова, 2008
Е.М. ХИТРОВА
кация рисков существенно упрощает процедуру оценки и позволяет ее формализовать. Таким образом, создание общей структуры рисков дает возможность определить подход к расчету величины того или иного риска и получить значение интегрального показателя риска конкретного региона.
Методы оценки регионального риска в основном сводятся к построению различных рейтингов, посредством которых дается сравнительная характеристика регионов. Что касается способов измерения регионального риска, то их можно условно разделить на следующие группы: качественные методы; количественные методы; комбинированный и структурный подходы.
В основе качественных методов лежат методики взвешивания факторов, влияющих на величину того или иного риска, на основе заключения экспертов. Известен главный недостаток этих методик — субъективность. Их использование имеет смысл только при привлечении опытной группы экспертов, хорошо знающих ситуацию в конкретном регионе и четко представляющих цели исследования.
При реализации количественных методов происходит отбор наиболее значимых показателей риска. Поэтому результативным значением показателя риска является многофакторная функция. Такой подход весьма полезен, так как позволяет получить четкие количественные оценки. Причем возможно два варианта построения такой функции. Первый использует только те факторы, которые имеют объективное численное значение, т.е. результат будет описываться как
.
Второй способ вычисления величины риска использует множество уже численно выраженных оценок риска:
У = 1, т.
Использование эконометрических моделей позволяет решить вопрос обработки статистической информации и построения на этой основе прогнозных значений. Однако на практике очень часто возникает проблема невозможности количественной оценки ряда важных факторов, таких как политическая, социальная и другая обстановка в регионе.
В связи с этим наиболее целесообразными можно считать подходы, сочетающие количественные и качественные методы оцен-
ки, — так называемые комбинированные подходы. При этом интегральный показатель риска включает в себя результаты оценки различных видов риска, представленных в виде численных оценок, которые получены на основе как объективных значений, так и субъективных качественных оценок, соотнесенных заранее с определенными критериями и шкалами.
С учетом выделенных нами факторов возможно получение оценок рисков соответствующего уровня. Интегральный показатель риска £ представляет собой линейную зависимость результатов вычисления показателей рисков меньшего уровня:
■
где — функция учета природно-
экологических факторов Ь; х2 = у(с1,..., ст) — функция учета социально-демографических факторов с; — функция учета
техногенно-производственных факторов t;
— функция учета экономических факторов s; х5 = у(^,..., dg) — функция учета политических факторов 6; х6 = у(Ь1,..., Ьр) — функция учета организационно-управленческих факторов h.
Веса переменных , характеризу-
ющих риск конкретного уровня, определяются качественными методами и будут учитывать базовый риск, т.е. тот, на который влияют рискообразующие факторы.
Такой подход к оценке регионального риска является весьма гибким и удобным для применения на практике, так как позволяет при изменении составляющих его параметров варьировать и коэффициенты при переменных, если это отражает суть происходящих в регионе изменений.
В разработке программ развития территорий разного уровня широкое распространение получил сценарный подход. Так, перспективное развитие Иркутской области рассматривается разработчиками по трем основным сценариям2.
Первый сценарий носит инерционный характер и основывается на сохранении динамики социально-экономического развития, наметившейся в последние годы. Данный сценарий не предполагает существенного вмешательства органов государственной
Известия ИГЭА. 2008. № 2 (58)
власти области в развитие экономики. При этом основной объем инвестиций будет направляться на поддержание существующих производственных мощностей, экономика области сохранит свою экспортно-сырьевую направленность.
Второй, инвестиционный, сценарий основывается на своевременной реализации уже имеющихся в настоящее время инвестиционных проектов, причем не только одних проектов финансово-промышленных групп в сфере производства сырья и полупродуктов. Значительно больший вклад в инвестиционный сценарий развития вносят отрасли, ориентированные на импортозамещение, производство машиностроительной и прочей конечной продукции и услуг.
Реализация третьего, стратегического, сценария в целом может осуществляться одновременно с реализацией второго сценария. Его особенностью является еще большая ориентация на развитие импортозамещающих и высокотехнологиченых производств.
В отличие от сырьевых экспортоориентированных производств, названные отрасли относятся в большей степени к сфере среднего и малого бизнеса. Проекты в данной сфере характеризуются меньшими объемами капиталовложений, более быстрыми сроками окупаемости и могут принести мультипликативный эффект, выражающийся в создании новых рабочих мест, развитии смежных отраслей и формировании кластеров организаций. Именно поэтому данный вариант развития территории рассматривается наряду с другими.
Количество выбранных сценариев развития может быть различным и определяется разработчиками программы.
Использование структурного метода оценки регионального риска основано на экспертном исследовании двух известных характеристик риска — вероятности возникновения и величины возможных убытков. То есть риски взвешиваются по вероятности того или иного сценария развития событий, тем самым обусловливается распределение конечного результата.
При сравнении конкретной территории, схожей с другими регионами по исходным условиям оценки, можно использовать расчет сводного показателя регионального
риска, состоящего из трех относительных коэффициентов: соотношения среднего показателя ВРП и ВРП отдельного региона; коэффициента региональности, учитывающего соотношение стандартного отклонения ВРП отдельного региона и среднего по группе регионов; соотношения темпов изменения ВРП конкретного региона и среднего значения по группе. Такая методика может служить своеобразным экспресс-анализом величины регионального риска.
Заканчивая обсуждение вопроса оценки регионального риска, можно заметить, что, так же как и классификация рисков, получение оценочного показателя само по себе ничего не дает. Проводя подобную оценку, нужно четко представлять ее цель. В спектре стратегического программирования развития территории подобная оценка может позволить выявить те сферы, где снижение того или иного риска возможно и целесообразно, и, соотнеся эту оценку с поставленной в программе развития целью, разрабатывать региональную систему управления рисками.
Причем практическое применение изложенного комплекса подходов к идентификации и оценке риска не принесет необходимого эффекта, если система управления рисками не будет непосредственно интегрирована в систему управления территорией. Такая система должна обеспечить вовлечение всех уровней системы управления, максимально использовать имеющиеся административные ресурсы для эффективного проведения мониторинга и снижения уровня рисков.
Система управления рисками должна определять разделение функций и полномочий по уровням системы управления и направлениям деятельности области, обеспечивать процесс обмена информацией между подразделениями, мобилизовывать необходимые ресурсы на каждом уровне управления и по каждому направлению деятельности3.
Цели системы управления рисками должны соответствовать целям, которые ставит перед собой регион, и способствовать снижению уровня рисков, что увеличит возможности в достижении регионом своих стратегических целей.
Современная наука выработала достаточно способов воздействия на риск. Теоретически любой риск поддается управлению.
Известия ИГЭА 2008. № 2 (58)
Е.В. ФЕДЮКОВИЧ
Даже если нельзя повлиять на вероятность реализации риска, можно предпринять защитные меры по снижению ущерба. Однако практика показывает, что традиционными превентивными методами невозможно полностью исключить возникновение опасных ситуаций, результат которых заключается в реализации рисков, приводящей к убыткам различного вида. В современных условиях ни упразднение, ни поглощение риска не являются действенными методами в арсенале региональных администраций ввиду наличия на территории крупных собственников. Мировая практика показывает, что снизить тот или иной риск позволяют финансовые инструменты, один из которых — страхование.
Страхованию должны подлежать все неконтролируемые риски, т.е. те, которые не-
возможно снизить до приемлемого уровня. Реализация программы страхования обеспечит оперативное возмещение убытков, снижение финансовой зависимости региона от последствий катастроф природного и техногенного характера и тем самым повысит возможность достижения стратегической цели развития.
Примечания
1 Хитрова Е.М. Управление рисками при разработке программы развития территории // Известия ИГЭА. 2008. № 1 (57). С. 52-55.
2 Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2006-2010 годы / под ред. М.А. Винокурова, В.И. Самарухи. Иркутск, 2007.
3 Дубовских Ю.А., Мун Д.В. Управление рисками и комплексное страхование регионов // Управление риском. 2005. № 3. С. 2-6.
Е.В. ФЕДЮКОВИЧ
ассистент Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск
E-mail: evfs@rambler.ru
ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ АСПЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕГИОНЕ
Впервые термин «инфраструктура» был использован в начале ХХ столетия в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил. В 1940-е гг. на Западе к инфраструктуре начали относить совокупность отраслей, способствующих нормальному функционированию производства материальных благ и услуг. Сегодня под инфраструктурой понимают совокупность отраслей, объектов, сооружений, обеспечивающих общие условия производства, необходимые для эффективного развития экономики в целом и повседневного проживания людей на любой территории. Инфраструктура не связана с конкретными видами производства и создает фундамент для всей экономики.
Характер и состав инфраструктуры варьируются в зависимости от модели хозяйства. Так, инфраструктура в индустриальной модели предназначена для обслуживания потребностей добывающих отраслей, предприятий первичного передела и соответствующего производства готовой продукции
и представлена линиями электропередачи, железными и автомобильными дорогами, оросительными системами (рис. 1). Постиндустриальное хозяйство имеет конструкцию с расширенным наукоемким верхом (рис. 2). Его экономическую базу составляют высокие технологии и наукоемкие отрасли промышленности (высшие секторы экономики), а основным ресурсом являются знания и их носитель — человек. В постиндустриальном хозяйстве инфраструктурные организации хорошо развиты и приспособлены для эффективного обслуживания нижних уровней модели, выступают опорой для наукоемких производств и организаций, занятых разработкой высоких технологий. Инфраструктура постиндустриального общества представлена информационными, финансовыми, страховыми, образовательными, торговыми и другими сетями, технополисами, иннопо-лисами, технопарками, организациями здравоохранения и пр.
В конце 2004 г. в России наметился переход к новой, внутренне ориентированной модели роста, выразившийся в вовлечении
© Е.В. Федюкович, 2008