Научная статья на тему 'Риск-менеджмент в региональных экономических системах'

Риск-менеджмент в региональных экономических системах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1081
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ РИСКИ / РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ РЕГИОНА / REGIONAL RISKS / RISK MANAGEMENT / REGIONAL ECONOMIC SYSTEM / RISK MANAGEMENT SYSTEM OF REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хитрова Елена Михайловна

Рассматрены вопросы учета рисков при управлении экономикой регионов. Показана необходимость формирования системы управления рисками в региональном масштабе. Охарактеризованы основные принципы системного подхода на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK MANAGEMENT IN REGIONAL ECONOMIC SYSTEMS

The author studies the issues concerning risk control while managing the economy of regions. The necessity to form a system of risk management at a regional scale is shown and the main principles of the system approach at a regional level are characterized.

Текст научной работы на тему «Риск-менеджмент в региональных экономических системах»

УДК 332.14 Е.М. ХИТРОВА

ББК 65.04 кандидат экономических наук, доцент

Байкальского государственного университета экономики и права,

г. Иркутск e-mail: kotpro95@mail.ru

РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ*

Рассматрены вопросы учета рисков при управлении экономикой регионов. Показана необходимость формирования системы управления рисками в региональном масштабе. Охарактеризованы основные принципы системного подхода на региональном уровне.

Ключевые слова: региональные риски, риск-менеджмент, региональная экономическая система, система управления рисками региона.

E.M. KHITROVA

PhD in Economics, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk

e-mail: kotpro95@mail.ru

RISK MANAGEMENT IN REGIONAL ECONOMIC SYSTEMS

The author studies the issues concerning risk control while managing the economy of regions. The necessity to form a system of risk management at a regional scale is shown and the main principles of the system approach at a regional level are characterized.

Keywords: regional risks, risk management, regional economic system, risk management system of region.

Регион представляет собой сложную систему с большим числом взаимосвязанных элементов, целенаправленно функционирующую в условиях неопределенности. Развитие регионов в современной России осуществляется в сложных социально-экономических условиях, определяемых влиянием мирового кризиса, усилением отраслевой и межотраслевой конкуренции, углублением противоречий между государством и частным сектором. Эти факторы являются источником неопределенности параметров социально-экономического развития территориально-локализованных систем, что, несомненно, накладывает отпечаток на реализацию процессов управления этими системами.

Как для всякой системы, функционирование региона определяется целями, достижение которых обеспечивается последо-

вательным и/или параллельным решением множества задач, составляющих содержание процесса функционирования региональной системы и ее подсистем. При этом как достижение цели, так и их решение требует определения способа действия системы и воздействия на нее, то есть управления данной системой [3].

Как известно, управленческий цикл предполагает в своем составе реализацию определенного набора этапов, основным из которых является этап планирования, задающий траекторию развития экономической системы. В системе планов региональной экономической системы наибольшей неопределенностью обладает стратегический план, определяющий траекторию развития системы во времени и, следовательно, в значительной степени подверженный влиянию случайных факторов. Меньший, но также

* Работа выполнена при поддержке проекта «Модернизация социальной сферы муниципальных образований Сибирского региона как основы повышения качества жизни населения», выполняемого в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы.

© Е.М. Хитрова, 2012

значимый уровень неопределенности присущ оперативным управленческим решениям.

Наличие неопределенностей в системе управления регионом определяет необходимость их оценки и учета для разработки обоснованных управленческих решений в рамках формирования и реализации регулирующего воздействия. В этой связи необходимо отметить, что неопределенность порождает в экономических отношениях такую характеристику, как риск. И какова бы ни была степень неопределенности, она всегда связана с риском, как некоторым событием, реализация которого может носить положительный или отрицательный характер.

Рисковый характер функционирования регионов усиливается высокой степенью неопределенности российской экономики, находящейся в состоянии структурной трансформации, неэффективностью институциональной среды, поляризацией национального экономического пространства.

Риски, которым подвержена экономика региона, многообразны, разноплановы, исходят из многочисленных источников и, следовательно, имеют разную степень неопределенности. Регионы находятся в открытом мировом и национальном пространстве и постоянно взаимодействуют с различными экономическими субъектами, поведение которых является порой весьма неопределенным, а, следовательно, потенциально обладающим наличием рисковой составляющей. Вместе с тем, региональной хозяйственной системе присущ и внутренний риск, который складывается из риска собственной деятельности и деятельности субъектов, ее наполняющей.

В свою очередь, локальный ущерб этих субъектов зависит от определенного набора факторов различного характера, источником которых является внешняя среда: экономических (вектор развития региона), социальных (уровень развития и обеспечения социальной сферы и степень социальной напряженности), экологических (наличие предприятий на территории региона — источников повышенной опасности, степень загрязнения окружающей среды), финансовых (уровень обеспеченности бюджета региона), технических (уровень оснащенности и модернизации основных фондов предприятий). Сложные связи, рождающиеся из

взаимодействия этих факторов, определяют необходимость оценки последствий влияния не только каждого фактора в отдельности, но и их кумуляции. Таким образом, наряду с единичной оценкой того или иного риска (фактора) можно говорить о необходимости оценки ключевых (интегральных) показателей, формирующих значение совокупного риска развития региона.

Системный подход к исследованию интегральных рисков позволяет путем комплексной многофакторной оценки социально-экономического развития выявить риски, которые способствуют совершенствованию системы экономических отношений, ее позитивной трансформации, переходу на качественно новый уровень развития; и риски, вызывающие деструктивные процессы в экономической системе, вплоть до ее разрушения. Все это дает возможность принимать управленческие решения в соответствии с выбранной стратегией развития региона.

Многолетнее становление и развитие методов и средств поддержки процессов принятия управленческих решений в крупных корпорациях привели к тому, что возник достаточно емкий рынок методических и инструментальных средств поддержки процесса принятия решений, включающих системы оценки и управления рисками, а также консультационных, организационных, информационных, образовательных и прочих услуг со сложившейся инфраструктурой, культурой, конкуренцией [2].

На практике, в основном, реализуются организационные методы снижения рисков деятельности — развитие служб безопасности, информационных предприятий, специализированных учебных и исследовательских центров. Методология и технологии оценки рисков деятельности, управление ими как одной из основных составляющих поддержки процессов принятия управленческих решений находятся в начале своего развития.

В сфере регионального регулирования риск-менеджмент как целостное описание объекта, субъекта, технологии и инструментариев также находится в состоянии становления, несмотря на то, что имеются явные успехи в области прогнозирования и управления рисками микроуровня, т.е. отдельными видами риска и рисками отдельных хозяйствующих субъектов. Решение данных

проблем усложняется различиями в уровне развития субъектов Федерации, предопределяющих специфику реализации факторов риска. В сложившихся условиях важным является формирования системы учета, анализа и оценки риска, являющейся полноценной составляющей системы управления регионом.

Это не допускает прямого заимствования инструментария управления рисками на микроуровне, а требует формирования адаптированной к особенностям российских регионов системы риск-менеджмента.

Система управления рисками — это целостный комплекс организационно и функционально связанных элементов, ориентированный на общую оценку совокупности всех видов и факторов риска. Она призвана минимизировать влияние факторов риска на систему с учетом характера взаимосвязи между этими рисками.

Любой регион — это неотъемлемая часть единой социально-экономической системы (государства, федерального округа, территории), которая рассматривается с точки зрения рационального размещения и использования производительных сил и производственных отношений. В то же время, это наличие соотношений особых экономических интересов одновременно с параллельным государственным регулированием и исполнением социальных и экологических программ. Другими словами, регион обладает прямыми и обратными производственными, ресурсными, социальными, финансовыми связями с народным хозяйством страны. Подобные связи делают любой регион самостоятельной сложной социально-экономической системой.

На уровне региона система управления рисками представляет собой часть экономической системы и должна отвечать ряду условий, присущих любой системе. Прежде всего, в рамках существования экономической региональной системы должно обеспечиваться ее поступательное непрерывное развитие. Поэтому целью региональной системы управления рисками является возможность преодоления неопределенностей, связанных с недостижением результатов заявленных стратегией развития региона в целом.

Однако любая стратегия региона, даже очень хорошо спланированная, может под-

вергаться изменениям в условиях нестабильной экономической ситуации. Изменения в экономике страны непосредственно влияют на выполнение региональных программ различной направленности. Если администрация региона будет знать риски таких изменений, то возможность принятия своевременных управленческих решений будет во много раз выше. Это, несомненно, будет способствовать повышению устойчивости к макрошокам, а также позволит учесть их влияние при оценке рисков социально-экономических показателей страны и региона. При этом важно учитывать, что началом момента процесса принятия решений будет являться такая совокупность условий, которая потребует изменения состояния системы в целом для того, чтобы все же достичь планируемых результатов. В силу этого, необходимо определить факторы риска, степень их влияния и разработать адекватные меры реагирования на них.

Это предопределяет низкую результативность традиционных методов управления, ориентированных преимущественно на относительно устойчивые социально-экономические системы. Необходимость сокращения временного промежутка между принятием и реализацией управленческих решений в условиях постиндустриального общества, поиск механизмов эффективного использования ресурсного потенциала региона как фактора реализации антикризисных мер, обеспечения его конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности — все это обусловливает необходимость разработки системного инструментария учета и управления рисками.

Первый и основной принцип системного подхода — принцип интеграции [1]. Способность системы управления рисками к интеграции новых элементов означает возможность гибкого реагирования и приспособления всей системы управления рисками к появлению новых видов и факторов риска. Принцип интеграции является родительским для производных принципов, главные из которых — целостность и комплексность объектов анализа [там же]. Принцип комплексности в системе управления рисками реализуется как необходимость обеспечения учета сложности объекта управления — совокупности рисков, включая их взаимосвязь и взаимовлияние,

всевозможные последствия проявления и особенности влияния предлагаемых процедур на риск (в том числе ситуаций, когда борьба с одними рисками порождает другие) [4, с. 45] Принцип компромисса и адекватности управления заключается в разумном выборе направления развития региона, основанном на принятии уже идентифицированных рисков, что позволяет оценить степень их воздействия на экономическую систему региона в целом. Принцип информационной открытости заключается в обеспечении как можно более полной и правдивой информацией о ресурсном потенциале региона а, также о возможных последствиях реализации тех или иных региональных рисков.

В современном мире проблема учета регионального риска приобретает самостоятельное теоретическое и практическое значение как важный аспект теории государственного и регионального управления. Чтобы обеспечить устойчивое развитие вверенной им территории, региональным властям необходимо при разработке стратегии экономического развития уметь предвидеть, оценивать уровень неопределенности принятых стратегических решений — определять множество рисков, присущих данному стратегическому решению, а затем в процессе реализации программных решений принять в ответ на реализованные неопределенности компенсирующие решения.

Список использованной литературы

1. Кузнецов Ю.В. Теория организации: учеб. пособие. СПб., 2006.

2. Стрекалев А. Управление рисками: мировой опыт применяется в России [Электронный ресурс]. URL: http://kiev-security.org.ua/box.

3. Тараканов К.В., Овчаров Л.А., Тырышкин А.Н. Аналитические методы исследования систем. М., 1974.

4. Чернова Г.В., Кудрявцев А.А. Управление рисками: учеб. пособие. М., 2005.

Referenses

1. Kuznetsov Yu.V. Teoriya organizatsii: ucheb. posobie. SPb., 2006.

2. Strekalev A. Upravlenie riskami: mirovoi opyt primenyaetsya v Rossii [Elektronnyi resurs]. URL: http://kiev-security.org.ua/box.

3. Tarakanov K.V., Ovcharov L.A., Tyryshkin A.N. Analiticheskie metody issledovaniya sistem. M., 1974.

4. Chernova G.V., Kudryavtsev A.A. Upravlenie riskami: ucheb. posobie. M., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.