Научная статья на тему 'Инфраструктурный аспект экономического роста в регионе'

Инфраструктурный аспект экономического роста в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / AN INFRASTRUCTURE / ECONOMIC GROWTH / INNOVATIVE MODEL OF MANAGING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федюкович Екатерина Владимировна

На примере Иркутской области показано, что слабая инфраструктура является главным тормозом роста экономики регионов страны и использования их потенциала. Инновационное развитие России невозможно без достраивания индустриальных и развития постиндустриальных инфраструктур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Infrastructures aspect of region economic growth

On example of the Irkutsk region is shown that undeveloped infrastructure is a main brake of country regions economic growth and use of their potential. Innovation development of Russia is not possible without construction of industrial infrastructures and creation of postindustrial infrastructures.

Текст научной работы на тему «Инфраструктурный аспект экономического роста в регионе»

Даже если нельзя повлиять на вероятность реализации риска, можно предпринять защитные меры по снижению ущерба. Однако практика показывает, что традиционными превентивными методами невозможно полностью исключить возникновение опасных ситуаций, результат которых заключается в реализации рисков, приводящей к убыткам различного вида. В современных условиях ни упразднение, ни поглощение риска не являются действенными методами в арсенале региональных администраций ввиду наличия на территории крупных собственников. Мировая практика показывает, что снизить тот или иной риск позволяют финансовые инструменты, один из которых — страхование.

Страхованию должны подлежать все неконтролируемые риски, т.е. те, которые не-

возможно снизить до приемлемого уровня. Реализация программы страхования обеспечит оперативное возмещение убытков, снижение финансовой зависимости региона от последствий катастроф природного и техногенного характера и тем самым повысит возможность достижения стратегической цели развития.

Примечания

’ Хитрова Е.М. Управление рисками при разработке программы развития территории // Известия ИГЭА. 2008. № 1 (57). С. 52-55.

2 Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2006-2010 годы / под ред. М.А. Винокурова, В.И. Самарухи. Иркутск, 2007.

3 Дубовских Ю.А., Мун Д.В. Управление рисками и комплексное страхование регионов // Управление риском. 2005. № 3. С. 2-6.

Е.В. ФЕДЮКОВИЧ

ассистент Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск

E-mail: evfs@rambler.ru

ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ АСПЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕГИОНЕ

Впервые термин «инфраструктура» был использован в начале XX столетия в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил. В 1940-е гг. на Западе к инфраструктуре начали относить совокупность отраслей, способствующих нормальному функционированию производства материальных благ и услуг. Сегодня под инфраструктурой понимают совокупность отраслей, объектов, сооружений, обеспечивающих общие условия производства, необходимые для эффективного развития экономики в целом и повседневного проживания людей на любой территории. Инфраструктура не связана с конкретными видами производства и создает фундамент для всей экономики.

Характер и состав инфраструктуры варьируются в зависимости от модели хозяйства. Так, инфраструктура в индустриальной модели предназначена для обслуживания потребностей добывающих отраслей, предприятий первичного передела и соответствующего производства готовой продукции

и представлена линиями электропередачи, железными и автомобильными дорогами, оросительными системами (рис. 1). Постиндустриальное хозяйство имеет конструкцию с расширенным наукоемким верхом (рис. 2). Его экономическую базу составляют высокие технологии и наукоемкие отрасли промышленности (высшие секторы экономики), а основным ресурсом являются знания и их носитель — человек. В постиндустриальном хозяйстве инфраструктурные организации хорошо развиты и приспособлены для эффективного обслуживания нижних уровней модели, выступают опорой для наукоемких производств и организаций, занятых разработкой высоких технологий. Инфраструктура постиндустриального общества представлена информационными, финансовыми, страховыми, образовательными, торговыми и другими сетями, технополисами, иннопо-лисами, технопарками, организациями здравоохранения и пр.

В конце 2004 г. в России наметился переход к новой, внутренне ориентированной модели роста, выразившийся в вовлечении

© Е.В. Федюкович, 2008

в производство нишевых, не замещаемых импортом отраслей промышленности, где все еще сохранялся резерв мощностей (как в машиностроении) либо развитие которых не требовало слишком больших инвестиций (как в пищепроме)1. Если учесть рост экономики и сложившиеся структурные изменения, то может возникнуть впечатление, что роль инфраструктурных ограничений невелика. Например, С. Журавлев считает, что они присутствуют больше в исследованиях и публикациях, чем в реальной жизни. А форсирование заведомо не слишком эффективных государственных инвестиций в этом направлении неоправданно2. Также существует мнение, что инфраструктурная сеть многих регионов, например таких как старопромышленные, является избыточной и разорительной из-за дефицита конкурентоспособных проектов развития3. С этим трудно согласиться, особенно в отношении транспортной инфраструктуры, которая избыточной вообще быть не может. По такому показателю, как количество дорог, в том числе с асфальтовым покрытием, Россия значительно уступает развитым странам. При этом необходимо учитывать, что развитие инфраструктуры должно идти опережающими темпами по отношению к общему развитию региона. Это подтверждает и транспортная теорема, с нерешенностью которой во многом связывают развал СССР,

предполагающая, что развитие транспорта, соединяющего регионы, должно опережать развитие их экономик.

Иркутская область — старопромышленный регион с неразвитой инфраструктурой. Это подтверждает динамика инфраструктурной составляющей в рейтинге его инвестиционного потенциала (табл.).

Стратегия социально-экономического развития Иркутской области на период до 2022-2023 гг. является ориентированной преимущественно на добычу и переработку природных ресурсов — леса, углеводородов и полиметаллических руд4. Развитие экономики региона продолжает осуществляться в индустриальном ключе, тогда как основная цель заключается в переходе к постиндустриальной модели хозяйствования, позволяющей добиться качественного роста — достижения мирового уровня конкурентоспособности и жизни. Переход от индустриальной к инновационной экономике не может произойти безболезненно. По мнению В. Княгинина и П. Щедровицкого, кризис может быть вызван рассогласованием между базовыми процессами неоиндустриального развития с опорой на инновационный комплекс и ключевыми инфраструктурами, обеспечивающими обращение мировых ресурсов — человеческих, биосферных, организационных, финансовых, культурно-образовательных и т.д.5 Базовые инфраструктуры индустриаль-

Рис. 1. Модель индустриального хозяйства

Известия ИГЭА. 2008. № 2 (58)

Высокие технологии и наукоемкие производства

Инфраструктура

Готовая продукция ^Первичный передел1

Добывающие производства

Рис. 2. Модель постиндустриального

хозяйства

ного типа не способны справиться с новыми геоэкономическими вызовами и резко возросшими темпами постиндустриального развития. В силу периферийного положения региона основная проблема будет вызвана кризисом «коммуникационных инфраструктур» различного типа.

Без создания и поддержания инженерных инфраструктур индустриального типа, городских коммунальных систем, систем, поддерживающих технологии социальной политики и воспроизводства человеческих ресурсов, переход к инновационной модели хозяйствования невозможен. На выстраивание контура инновационной экономики может потребоваться не менее шести-восьми лет, и в этот период, с точки зрения В. Княгинина и П. Щедровицкого, необходимо придумать и развернуть серию проектов среднесрочного масштаба, направленных на поддержание существующего хозяйственно-экономического комплекса и социальной сферы6. В данном ракурсе представляется необоснованным утверждение об отсутствии инфраструктурных ограничений роста экономики и избыточности инфраструктуры регионов России.

Для более плавного перехода региона к постиндустриальной модели хозяйствования на юге Иркутской области планируется создание территории с наиболее благоприятными условиями проживания, что обеспечит предпосылки для концентрации человеческого капитала, благодаря которому будет возможен структурный сдвиг в экономике. Это

говорит о позитивной тенденции изменения понимания развития как роста индустрии к представлению о нем как об улучшении качества жизни людей — гармонизации условий их жизни и работы. Действительно, желание людей жить и работать в конкретном регионе независимо от наличия в нем крупного индустриального производства также может выступить экономической силой — источником экономической самоорганизации7.

По оценкам Института региональной политики, вкладывая 34 млрд р. в автодорогу, железную дорогу и линии электропередачи, государство уже через три года получит со стороны бизнеса более 130 млрд р. частных инвестиций в новые предприятия (электростанция, алюминиевый завод и ЦБК). При этом норма внутренней доходности госвло-жений в инфраструктуру с учетом прямых и косвенных налогов в бюджеты всех уровней составит 40% в год. Аналогичный усредненный показатель доходности инвестиций в строительство алюминиевого завода, ЦБК и гидроэлектростанции ниже 20%.

Но в целом в России пока только бизнес мотивирован инвестировать в предприятия, а государство, получающее максимальную отдачу на вложенный капитал, тормозит процесс медленным принятием необходимых решений по развитию инфраструктуры. Между тем опыт Китая, Скандинавии, послевоенной Германии показывает, что успешность госин-вестирования зависит главным образом от умелого выбора его форм и направлений8.

Рейтинг инвестиционной привлекательности Иркутской области среди субъектов РФ в 1997—2006 гг.*

Показатель 1997- 1998 1998- 1999 1999- 2000 2000- 2001 2001- 2002 2002- 2003 2003- 2004 2004- 2005 2005- 2006

Инвестиционный риск 62 64 55 62 53 61 62 53 62

Инвестиционный потенциал 16 16 16 16 16 16 17 17 17

Ресурсно-сырьевой 8 6 6 7 6 6 7 7 6

Трудовой 16 17 14 10 13 19 17 15 18

Производственный 14 16 14 15 17 17 17 18 22

Инфраструктурный 79 76 75 74 75 76 73 73 75

Институциональный 13 13 14 16 15 16 17 28 23

Потребительский 8 12 16 17 16 16 18 17 17

Инновационный 39 42 31 33 36 32 31 32 22

Финансовый 15 15 14 17 17 17 18 18 18

Туристский - - - - - - - 35 32

Инвестиционный климат 2В 2В 2В 2В 2В 2В 2В 2В 2В

* По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» за 1999-2007 гг.

Известия ИГЭА. 2008. № 2 (58)

На наш взгляд, для обеспечения качественного развития региона необходимо приоритетное инвестирование в инфраструктуру, которое должно стать одним из важнейших требований при разработке стратегии экономического роста в регионе. На эти цели можно использовать часть средств Стабилизационного фонда, также следует более активно привлекать государственные и частные инвестиции. При оценке эффективности вложений в инфраструктуру нельзя ограничиваться расчетом только традиционных показателей окупаемости проектов, необходимо учитывать создаваемые мультипликационные эффекты, а также социальную, экологическую и другие составляющие экономического роста.

Примечания

1 Журавлев С. Обходя рифы // Эксперт. 2008. 14 янв.

2 Там же.

3 Княгинин В., Щедровицкий П. Территориальная проекция промышленной политики в России: кто оплатит издержки глобализации // Современная национальная промышленная политика России: сб. материалов. Вып. 2: Региональный аспект // http://www.shkp.ru.

4 Петрова Е. Стратегическое Приангарье // Восточный формат. 2008. № 2 (14).

5 Княгинин В., Щедровицкий П. Формула роста // http://stra.teg.ru/lenta/innovation/364.

6 Там же.

7 Княгинин В., Щедровицкий П. Территориальная проекция промышленной политики в России: кто оплатит издержки глобализации.

8 Столяров Б., Кузнецова О. Великая восточная парадигма // Эксперт. 2006. № 18.

К.Ю. БУЛСУНАЕВ

младший научный сотрудник научно-исследовательской части Байкальского государственного университета экономики и права,

г. Иркутск E-mail: bulsunaev-ky@isea.ru

ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ*

Сельское хозяйство играет важную роль в экономике Иркутской области, поскольку обеспечивает ее население продуктами питания. Традиционно считается, что Иркутская область является зоной рискованного земледелия, однако это не мешает успешному развитию различных сельскохозяйственных направлений.

В нашем регионе на селе проживает 527,5 тыс. чел. — это 21 % общей численности. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в таких отраслях, как сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, составила в 2006 г. 6 757,2 р., в том числе в сельском хозяйстве — 4 819,0 р. Рост заработной платы в сельском хозяйстве в 2006 г. достиг 40,2% к 2005 г., разрыв в уровне заработной платы сократился в 1,5 раза — с 40% в 2005 г. до 26% в 2006 г. по сравнению с областным показателем. Однако в целом ситуация в отрасли в 2006 г., по данным

статистики, по сравнению с 2005 г. не улучшилась (табл. 1). Так, уровень производства продукции всех категорий, кроме яиц, снизился: зерна — до 88,7%, овощей — до 98,7%. Прирост производства яиц в 2006 г. составил 5,4% по сравнению с прошлым годом.

В 2006 г. объем произведенной сельскохозяйственной продукции составил 25 202,9 млн р. По сравнению с 2005 г. это больше на 14,6%. Следует отметить, что на протяжении шести лет (с 2001 по 2006 г.) продукция хозяйств населения составляла больше половины общего объема произведенной сельскохозяйственной продукции (в 2006 г. — 64,3%). По сравнению с 2005 г. объем продукции сельскохозяйственных организаций вырос на 10,0%, хозяйств населения — на 16,2% и крестьянских (фермерских) хозяйств — на 28,5% (табл. 2).

Хозяйства населения Иркутской области тратят на содержание одной коровы

* Печатается при поддержке проекта ФБ-10: «Теоретические аспекты долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития субнационального образования РФ» (РНП 2.1.3.1419), выполняемого в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)». Тема зарегистрирована во ВНТИЦентре, номер госрегистрации 01.2.006 06902.

© К.Ю. Булсунаев, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.