Методы оценки муниципальной собственности
М.М. Андронова
доцент Вологодского государственного технического университета, кандидат технических наук
С переходом к рыночным отношениям основные фонды стали собственностью частных предприятий и муниципалитетов. Однако анализ областного и муниципального бюджетов Вологодской области за 2000-2002 годы показывает, что это не совсем так: около 80 процентов муниципальных образований являются дотационными. Традиционными источниками покрытия дефицита в доходной части муниципального бюджета являются:
• трансферты;
• эмиссия ценных бумаг;
• кредиты коммерческих банков;
• поступления от продажи имущества, находящегося в собственности органов местного самоуправления (МСУ);
• иные источники.
Результаты различных исследований свидетельствуют о несовершенстве «дотационного» подхода к формированию муниципальных бюджетов, в том числе - об отсутствии стимулирующих факторов развития собственной доходной базы на территориях муниципальных образований. Как показывают авторы [2], местные налоги и сборы, устанавливаемые самими органами МСУ, обеспечивают не более 3 процентов от доходной части местных бюджетов. В то же время государство продолжает концентрировать в своих руках все наиболее доходные налоговые источники, что ведет к фактическому опустошению местных бюджетов.
Известно, что в Российской Федерации процесс формирования муниципальной собственности начался с того, что на местный уровень были переданы в основном убыточные (финансируемые из бюджета) объекты, которые находились в ведении городских властей: объекты инженерной инфраструктуры, жилищный и нежилой фонд, учреждения
и объекты здравоохранения, народного образования, культуры, спорта и т. п.
Муниципальные предприятия и бюджет муниципального образования являются собственностью органов местного самоуправления и инструментом для реализации соответствующих функций. Следовательно, и основные фонды муниципальных предприятий, и бюджет муниципального образования следует рассматривать как единый, неделимый капитал органов МСУ, которые необходимо непрерывно капитализировать.
Низкая (неадекватная доходности) стоимость основных производственных фондов предприятий, с точки зрения пополнения бюджетов, приводит к большим потерям налоговых платежей, а с точки зрения функционирования предприятия - к неэффективным амортизационным технологиям в управлении стоимостью материальных и нематериальных активов. Органы местного самоуправления должны быть заинтересованы в увеличении налогооблагаемой базы этого налога. Следовательно, амортизационные отчисления, ранее предназначенные для решения задачи простого воспроизводства, сегодня должны рассматриваться как ресурсы для расширенного воспроизводства. В связи с этим муниципальные предприятия должны быть доходными, поскольку в условиях рыночного хозяйствования конкурентоспособность и финансовую устойчивость невозможно обеспечить без постоянного обновления основных фондов.
Муниципальные предприятия реализуют услуги населению на основе фиксированных тарифов, поэтому повышение потребительских свойств услуг в результате реализации инвестиционного проекта не может увеличить их стоимость. Кроме того, инвестирование в основные фонды муниципальных предприя-
ОЦЕНКА ВСЕХ ВИДОВ СОБСТВЕННОСТИ
тий из местного бюджета не приводит к увеличению капитала муниципалитета, так как в этом случае инвестиционными технологиями не предусматривается возврат в полном объеме ресурсов, полученных муниципальным предприятием из местного бюджета. Более того, инвестирование в основные фонды муниципальных предприятий за счет средств бюджета нарушает принципы инвестиционных технологий, поскольку происходит объединение в одном лице инвестора и инвестируемого. Таким образом, реализация инвестиционного проекта осуществляется без должной ответственности за экономические результаты и сроки окупаемости проекта.
Сегодня цена услуг, например очистных сооружений канализации (ОСК), предоставляемых муниципальными предприятиями, существенно ниже их стоимости. Муниципальные предприятия производят амортизационные отчисления с балансовой стоимости основных фондов. В этом случае накопленный амортизационный фонд предприятия занижен. В результате органы местного самоуправления не получают в муниципальный бюджет в полном объеме средства в виде платы за прием сточных вод, амортизационных начислений, налога на имущество и подоходного налога от оплаты труда работников ОСК.
Управление доходностью основных фондов муниципальных предприятий реализуется на основе оценочных технологий. Рассмотрим это на примере объединенных ОСК (далее - ООСК) города Сокола (Вологодская область). Указанные ОСК, принимающие и обрабатывающие стоки промышленных предприятий и объектов коммунального хозяйства города, являются собственностью муниципалитета. С целью проектирования устойчивой хозяйственной деятельности этого объекта специалистами кафедры «Экономика и технологии производственных процессов» Вологодского государственного технического университета было предложено определить рыночную стоимость основных фондов очистных сооружений с использованием метода рынка капитала. В качестве объекта-аналога были использованы ОСК города Вологды, все технологические параметры которых подобны ООСК города Сокола.
Результат анализа исходных данных для расчета стоимости основных фондов ООСК города Сокола позволил сделать несколько предварительных выводов:
1)удельные затраты на прием и обработку сточных вод на ООСК города Сокола ниже. Это связано с более высокой (на 20 %) загруженностью этих ООСК;
2) на ООСК города Сокола доля оплаты труда в структуре затрат в два раза ниже. Видимо, это объясняется более высокой долей удельных материальных затрат;
3)удельные амортизационные начисления ООСК города Сокола значительно ниже. Это связано с тем, что стоимость основных фондов в этом городе в 20 раз ниже, чем в городе Вологде;
4) заниженные оплата труда и амортизационные отчисления позволили эксплуатировать очистные сооружения в городе Соколе при более чем в 5 раз уменьшенных тарифах на прием стоков;
5) заниженные фонд оплаты труда в структуре затрат и стоимость основных фондов сокращают доходность эксплуатации очистных сооружений в городе Соколе. В результате муниципальный бюджет не получает значительный объем средств в виде подоходного налога, начислений на заработную плату, арендной платы и налога на имущество. Эти виды доходов зачисляются в муниципальный бюджет.
В результате переоценки стоимости основных фондов очистных сооружений города Сокола с использованием метода рынка капитала их значение составило 625 585 миллионов рублей.
При определении тарифа на прием и очистку сточных вод следует исходить из следующих условий:
1) по аналогии с ОСК города Вологды норма амортизационных отчислений составит 1,6 процента;
2) доля оплаты труда в структуре затрат должна составлять не менее 10 процентов;
3) материальные затраты должны оставаться фактически достигнутыми (табл. 1);
4) прочие затраты увеличатся на сумму налога на имущество.
Результаты расчета эксплуатационных параметров ООСК города Сокола приведены в таблице 1.
Вопросы подписки по тел. (495) 129-0001
67
Таблица 1
Результаты расчета эксплуатационных параметров ООСК города Сокола
Производственные показатели Затраты (себестоимость)
Проектная мощность приема и обработки стоков (Р), тыс. м3/сут. тыс. м3/год 172 62 890 Общие (З), тыс. р./год Удельные ^), р./м3 Доли, %
90 568 2,25 100
Объем реализации продукции (услуг) (Ц), тыс. р./год 90 625,5 В том числе: материальные амортизация оплата труда прочие: 24 761 0,61 27,3
Объем стоков (Уст), тыс. м/год 40 278 10 009 0,25 11,1
Коэффициент загрузки (К), % 64 9 056 0,23 10,0
Тариф (1), р./м3 2,25 46 741 1,16 51,6
Балансовая стоимость основных фондов (и), тыс. р. Уровень амортизации (а) = 1,6 % 625 585 в том числе налог на имущество 11 359
Таким образом, налог на имущество при ставке 1,8 процента и стоимости основных фондов в 625 585 тысяч рублей составит 11 260,6 тысячи рублей. Ранее, при стоимости основных фондов 204,5 тысячи рублей, этот налог был равен 11 359 тысячам рублей (табл. 1). Следовательно, разница прочих затрат составит 11 154 тысячи рублей.
Предприятие является муниципальным и поэтому не может (не должно) иметь прибыли. Все налоговые сборы включаются в структуру затрат.
В этом случае затраты на прием сточных вод составят 2,25 р./м3. Таким образом, с учетом резерва удельных затрат органы местного самоуправления города Сокола должны решать вопрос о взимании арендной платы за эксплуатацию ОСК и аренду земельного участка. Результатом такого шага станет повышение доходности очистных сооружений для бюджета муниципального района.
Последующий анализ износа основных фондов позволит отрегулировать амортизационные начисления.
С целью инновационных преобразований специалисты кафедры предложили образовать холдинговую компанию, состоящую из потребителей услуг очистки сточных вод, и передать этой компании в аренду очистные сооружения с земельным участком. В ре-
зультате преобразований доход бюджета муниципального образования составит:
• налог на имущество - 112 359 тысяч рублей;
• подоходный налог и другие сборы, связанные с начислениями на оплату труда, -9 056 х 0,5 = 4 028 тысяч рублей;
• амортизационные начисления - 10 009 тысяч рублей.
Итого доход на очистные сооружения и земельный участок без арендной платы составит 25 396 тысяч рублей.
Процесс переоценки стоимости основных фондов должен идти на всех предприятиях, однако в настоящее время система управления доходностью основных фондов муниципальных предприятий, в том числе предприятий канализационного хозяйства пока не создана. Следует разработать нормативные документы, стимулирующие муниципальные образования управлять доходностью своей собственности.
Литература
1. Шичков А.Н. Оценка внутренней стоимости основных фондов предприятия / А.Н. Шичков. Вологда: ВоГТУ, 2003.
2. Шохин Н.Н. Повышение эффективности правового поля в управлении доходными ресурсами муниципальных образований Северо-Западного административного округа / Н.Н. Шохин. Вологда: ВоГТУ, 2003.