ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
л.И. соколов,
доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой водоснабжения и водоотведения, ректор Вологодского государственного технического университета
Опыт показывает, что управлять процессами водопользования с позиций административных мер и штрафов совершенно неэффективно. Более того, такой подход противоречит многим основополагающим федеральным законам рыночной экономики.
Например, предприятие — это субъект хозяйственной деятельности, целью которого является получение дохода. При этом рост дохода определяет стоимость его технологических систем и бизнеса в целом. Если к этому дополнить определение предпринимателя как юридического лица, занимающегося под свою ответственность производственной деятельностью с целью получения дохода и зарегистрированного в государственных органах, то возникает вопрос: мы хотим, увеличивать валовой региональный продукт или нет? Отвечая на этот вопрос, не следует отождествлять понятие экологии и природопользования. Экология в первую очередь связана с биологическими науками, а природопользование — с техническими. Поэтому основной концепцией водопользования является организация производственной деятельности, связанной с потреблением воды, обеспечивающей сбалансированный подход к природному возобновлению водного ресурса и получение на этой основе дохода. Поэтому экономический, а не административный подход позволит решить противоречия между экологией и природопользованием.
Понятие «водопользование» относится к разделу экономики, связанной с рациональным потреблением природных ресурсов. Чтобы в полной мере использовать экономические методы анализа и управления рациональным водопользованием, необходимо сформулировать параметры теории и практики водоснабжения и водоотведения на основе понятийного аппарата экономики природопользования.
Вода является ресурсом для обеспечения жизнедеятельности населения и получения дохода в
производственно-технологических системах. В этой связи стоимость воды можно сформулировать как денежный эквивалент ее потребительских свойств. Речь идет о потребительских свойствах воды, полученной из различных источников. Байкальская и Невская вода практически без дополнительной обработки может быть использована для котельных установок. Известен факт, что зарубежные суда, направляясь в Санкт-Петербург мимо Петродворца, открывают кингстоны и набирают (незаконно) воду, которую используют в котлах утилизаторах и на заводах по производству пива и других алкогольных напитков.
Вода из некоторых скважин, даже у нас в Вологодском регионе, имеет высокие потребительские свойства, а следовательно, и высокую стоимость. Вода в Вологодских реках требует дополнительных затрат на очистку и доведения потребительских свойств до стандартов, поэтому имеет более низкую стоимость, которая является объективным экономическим параметром, определяющим потребительские свойства воды.
Цена водного ресурса определяется рынком и может быть выше, равна или больше его стоимости. Речь идет о спросе и предложениях на ресурс. При этом вода высокой стоимости при ее избытке может иметь низкую цену. Плохо, когда воду высокой стоимости используют там, где может быть использована вода более низкой стоимости. Например, на берегу о. Байкала установлен целлюлозно-бумажный комбинат, который в технологии может и должен использовать вторичные, дешевые водные ресурсы.
Затраты на формирование требуемых потребительских свойств водных ресурсов определяются совершенством технологических процессов и менеджмента в отрасли водопользования и водоотведения.
Если понятие стоимости является объективным параметром водного ресурса, цена оп-
ределяется рынком, а затраты — совершенством технологического процесса и менеджментом в водопользовании, то задачей менеджмента этой отрасли является формирование неравенства: цена водного ресурса > стоимости водного
ресурса > затрат на формирование потребительских свойств водного ресурса. Из этого требования к менеджменту организаций водопользования следует, что эта народнохозяйственная отрасль является экономической системой, в которой приоритетными являются экономические параметры — цена, стоимость, затраты, доход, амортизационные технологии материальных и нематериальных активов для простого и расширенного воспроизводства и т. д.
Подсистемами управления предприятий водопользования являются маркетинг на основе мониторинга, кадровый менеджмент, менеджмент информационных технологий, финансовый менеджмент, стратегический менеджмент, контроллинг, консалтинг и другие объекты и формы управления экономическими системами.
Рассмотрим некоторые экономические задачи менеджмента водопользования при обеспечении жизнедеятельности населения.
Во-первых, это одна из функций органов местного самоуправления муниципальных образований. Реализуется она как платная услуга физическим и юридическим лицам, проживающим или участвующим в бизнесе на территории муниципального образования.
Имущественный комплекс в виде производственно-технологических систем, связанных с формированием потребительских свойств воды для физических и юридических лиц, принадлежит органам местного самоуправления муниципальных образований и передается в управление муниципальным предприятиям, осуществляющим производственный процесс водоподготовки, ее транспортировки, отведения и очистки стоков.
Муниципальные предприятия не должны формировать чистую прибыль в связи с тем, что реализуют продукцию по регламентируемым тарифам. Однако отсутствие у них практических навыков формирования нематериальных активов не позволяет управлять структурой затрат, обеспечивающей управление налогооблагаемой базой налога на прибыль. Это одна из проблем менеджмента этой отрасли.
Дело в том, что согласно существующему регламенту распределения налога на прибыль муниципалитету отчисляется только 2 % налога на
прибыль, а остальные 22 % направляются в другие уровни бюджета. В этом случае муниципалитет теряет значительную сумму средств, которую, при правильном использовании амортизационных технологий, можно использовать на инновационные процессы, обеспечивающие конкурентные преимущества.
Во-вторых (это уже другая проблема менеджмента отрасли), многие градообразующие предприятия были построены с технологическими объектами водоснабжения и водоотведения, которые используются для водопользования физическими лицами жилых кварталов.
В результате приватизации эти объекты остались в собственности предприятий и стали их доходным ресурсом. При этом бюджеты муниципальных образований потеряли доходный ресурс и вынуждены платить предприятиям, а значит, иметь убытки. Из этого примера следует, что рыночный подход к реализации воды как продукции и прием стоков потребует от владельца технологических систем формировать требуемые рынком потребительские свойства продукции.
Однако здесь возникают проблемы формирования цены продукции и услуг. В качестве примера приведен расчет доходности очистных сооружений г. Сокола Вологодской области.
Очистные сооружения г. Сокола являются муниципальной собственностью. Они принимают и обрабатывают стоки промышленных предприятий и объектов коммунального хозяйства города. В настоящее время предприятие находится в аренде ОАО «Сокольский ЦБК».
Местное самоуправление города намерено придать очистным сооружениям статус субъекта хозяйственной деятельности, передав его в аренду акционерной компании (концерну или холдингу) предприятий — основных потребителей услуг по приему и очистке стоков. Этот экономический прием позволит сформировать объективную (рыночную) цену продукции и услугам на территории муниципального образования.
Для этого необходимо определить стоимость основных фондов очистных сооружений, которая позволит проектировать устойчивую хозяйственную деятельность этого объекта. В результате будет обеспечена стабильная работа действующих предприятий города, созданы новые производства, и от поступления дополнительных средств в виде арендной платы, налога на имущество и подоходного налога будет увеличена доходная база бюджета муниципального образования.
6
региональная экономикА: теория и практика
В зависимости от целей оценки основных фондов выбираются соответствующие объекты-аналоги. В данном случае в качестве объекта-аналога целесообразно использовать очистные сооружения г. Вологды. Этот производственный объект построен несколько раньше очистных сооружений г. Сокола, обладает аналогичной технологией очистки стоков, близок по производственной мощности и имеет положительный экономический баланс.
В табл. 1 и 2 представлены исходные данные для расчета стоимости основных фондов очистных сооружений г. Сокола.
Из этих данных можно сделать несколько предварительных выводов, необходимых для дальнейших расчетов.
1. Удельные затраты на прием и обработку стоков на сокольских очистных сооружениях ниже, чем на вологодских. Это в первую очередь связано с тем, что в г. Соколе предприятие очистных сооружений на 20 % загружено выше. Этот эффект имеет место в любых технологических системах.
2. На сокольских очистных сооружениях в два раза ниже доля оплаты труда в структуре затрат. Видимо, этим обстоятельством можно объяснить, что имеет место более высокая доля удельных материальных затрат.
3. Удельные амортизационные отчисления в г. Соколе значительно ниже, чем на очистных сооружениях г. Вологды. Это связано с тем, что стоимость основных фондов в г. Соколе в 20 раз
ниже стоимости основных фондов очистных сооружений г. Вологды.
4. Заниженная оплата труда и амортизационные начисления позволили эксплуатировать очистные сооружения в г. Соколе при более чем в 5 раз уменьшенных тарифах на прием стоков.
5. Заниженный фонд оплаты труда в структуре затрат и стоимость основных фондов снижают доходность эксплуатации очистных сооружений в г. Соколе. Бюджет города не получает значительного объема средств в виде подоходного налога, начислений на заработанную плату, арендной платы и налога на имущество.
Для очистных сооружений г. Вологды мультипликатор М3=иб/З — отношение остаточной стоимости основных фондов к затратам имеет значение М3=494211/68600=7,204.
Следовательно, стоимость основных фондов ООСК г. Сокола по этому мультипликатору будет равна и=З*М3=75103*7,204=541067,39 тыс. руб. / год.
При определении тарифа на прием и очистку стоков следует исходить из следующих условий:
1. Норма амортизации по аналогии с ОСК г. Вологды составит 1,6 %. Это очень низкая норма амортизации. Обычно норма амортизации не должна быть меньше ставки налога на имущество. В противном случае предприятие несет убытки за счет того, что налог на имущество выше, чем амортизационные отчисления. Боле того, у пред-
Таблица 1
Производственные показатели
Показатели Ед. ОСК ООСК
измерения г. Вологды г. Сокола
Проектная мощность приема
и переработки стоков, Р — в сутки, в год тыс. м3 150 54750 172 62890
Объем реализации продукции (услуг), Ц тыс. руб. /год 152377,00 46319,70
Принимаемый объем стоков, Vст тыс. м3/год 24650 40278
Коэффициент загрузки, % 45 64
Действующий тариф, 1 руб. /м3 6,18 1,15
Балансовая стоимость основных фондов, иб тыс. руб. 494211 11359
Таблица 2
Затраты общие: З = Зм + Зам + Зот + Зпр —тыс. руб. Затраты удельные: W=Wм+Wам+Wот+Wпр - руб. /м3 Общие затраты З Удельные затраты W Доли Общие затраты З Удельные затраты W Доли
ОСК г. Вологды ООСК г. Сокола
68600 2,78 100 % 75104 1,86 100 %
Материальные — Зм, Wм 20280 0,82 29,56 24761 0,61 32,97
Аморт. начисления — Зам, Wам 7869 0,32 11,47 9879 0,25 13,15
Оплата труда — Зот, Wот 6663 0,27 9,71 4877 0,12 6,49
Прочие затраты — Зпр, Wпр 33788 1,37 49,25 35587 0,88 47,38
Таблица 3
Эксплуатационные параметры ООСК г. Сокола
Производственные показатели Прямые затраты (себестоимость)
Проектная мощность приема и переработки стоков, Р — тыс. м3 /в сутки, в год 172 62890 общие З удельные W руб. /м3 доли
тыс. руб. /год 89620,74 2,23 100 %
Объем реализации продукции (услуг), Ц тыс. руб. /год 90625,5 материальные 24761,00 0,61 27,63
Объем стоков, ^т тыс. м3/год 40278 амортизация 8657,08 0,21 9,66
Коэффициент загрузки, % 64 оплата труда 8962,07 0,22 10,00
Тариф, 1 руб. /м3 2,25 Прочие затраты, в том числе налог на имущество 47240,58 1,17 52,71
Балансовая стоимость основных фондов Ц тыс. руб. /год Норма амортизации а =1,6 % 543746 11903,48
приятия недостаточно средств амортизационного фонда на простое и расширенное воспроизводство технологических систем.
2. Доля оплаты труда в структуре затрат на производство продукции и услуг составляет в очистных сооружениях г. Вологды 10 %. При этом в странах с развитой рыночной экономикой доля оплаты труда достигает 30-40 %. В этом аспекте также виден экономический механизм снижения техногенной нагрузки на экологию путем совершенствования технологии и снижения материальных затрат и на этой основе увеличения доли оплаты труда.
Расчеты выполнены в табличной форме. Налог на имущество при ставке 2,2 % и стоимости основных фондов 541067,39 тыс. руб. /год составит 11903,48 тыс. руб./год. Ранее этот налог при стоимости основных фондов 11359 тыс. руб./год составлял 249,90 тыс. руб./год. Поэтому разница прочих затрат составит 11653,58 тыс. руб./год.
Предприятие является муниципальным и в этой связи не может (не должно) иметь прибыли. Все налоговые сборы включаются в структуру затрат.
В этом случае затраты на прием стоков составят 2,23 руб./м3. Удельные затраты ОСК г. Вологды равны 2,78 руб./м3.
С учетом резерва удельных затрат органы местного самоуправления г. Сокола могут решать вопрос о взимании арендной платы за эксплуатацию очистных сооружений и аренду земельного участка. В этом случае повысится доходность очистных сооружений для бюджета муниципального района.
В результате доход бюджета муниципального образования составит:
1) налог на имущество — 11903,48тыс. руб./ год;
2) подоходный налог и другие сборы, связанные с начислениями на оплату труда 4481,04 тыс. руб./год;
3) амортизационные начисления — 8657,08 тыс. руб. /год.
Итого, без арендной платы на очистные сооружения и земельный участок доход составит 25041,60 тыс. руб./год.
Из приведенного численного анализа видно, что изменение менеджмента системы очистных сооружений позволило значительно увеличить доходы муниципального образования.
Что касается других функций водопользования, таких как транспортная функция, промысловая, туристическая и др., то в соответствии с Федеральным законом 2003 г. о распределении полномочий между органами федеральной и региональной государственной властью и муниципальными органами самоуправления должны быть разработаны сферы влияния на экономику и менеджмент этой отрасли.
ЛИТЕРАТУРА
1. Соколов Л. И. Ресурсосберегающие технологии в системах водного хозяйства промышленных предприятий: учеб. пособие / Л. И. Соколов. — М.: АСВ, 1997. - 154 с.
2. Шичков А Н. Оценка внутренней стоимости основных фондов предприятия / А. Н. Шичков. — Вологда: ВоГТУ, 2003. — 278 с.
3. Шохин Н. Н. Антикризисное управление доходными ресурсами муниципальных образований на основе инноваций: науч. изд. / Н. Н. Шохин. — СПб.: Наука, 2004. — 186 с.
8
региональная экономика: теория и практика